Рождение социологии в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 17:31, контрольная работа

Описание работы

Социология – одна из общественных наук, или поведенческих, как таковая она отличается от естественных наук (биологии, физики, химии) и от гуманитарных (литературы, музыки, искусства). Все социальные науки – антропология, история, социология, психология, экономика и политическая наука имеют дело с человеческим поведением. Каждая из них имеет собственный взгляд на вещи и отличаются друг от друга.

Содержание

Введение. 3 1.1 Термин «социология». 3
1.2 Рождение социологии в России. 4
Основная часть. 5
Ранние русские социологи. 5
Жизнь и творчество П.А. Сорокина. 8
Советская социология 20-30-х годов. 12
2.3.1 Положение русской социологии после
Октябрьской революции. 12
2.3.2 Предпосылки становлени марксистской
социологии 13
2.3.3 Исследования социологов 20-30-х годов. 14
2.4 Возрождение советской социологии (50-60-е годы). 16
2.5 Парадоксы развития советской социологии (60-80-е годы) 18
2.5.1 Наступление на социологию, окончание «оттепели» 18
2.5.2 Исследования социологов 80-х годов. 19
Заключение. 21
3.1 Современная российская социология. 21 3.2 Вывод. 22
Список использованной литературы. 23

Работа содержит 1 файл

referat.doc

— 115.00 Кб (Скачать)

       После Февральской революции 1917 года Сорокин  входил в состав Временного правительства, а после октября 1917 года ушел в оппозицию большевикам. Годы духовных и физических преследований Сорокина, последовавшего после установления в России советской власти, привлекли к его насильственной высылке на Запад. В США Сорокин весьма быстро приобрел авторитет одного из ведущих социологов, стал первым деканом социологического факультета Гарвардского Университета, где его влияние испытали такие корифеи современной социологии, как Т. Парсонс, Р. Мертон, Э. Тирсквян и др.

       П.А. Сорокин, автор колоссального количества робот, в том числе «Системы социологии» (1920), «Социальная мобильность»(1927), «Современные социологические теории»(1928), «Социальной и культурной динамики» (1946), «Общество, культура и личность»(1947). В Петербургском университете в 1919 – 1921 годах собрал студентов и организовал широмасштабные социологические исследования, которые вошли в труды: «Голод как фактор» (1922), «Социология революции» (1928) и др. Будучи заведующим кафедрой и одновременно деканом факультета социологии в Гарвардском университете, он получил предложение от американского правительства организовать первый в США исследовательский социологический центр. Будучи на пенсии, к нему обращались правительства разных стран с аналогичной просьбой.

       В своей первой книге «Преступление  и кара, подъем и награда»(1913) социальный феномен (сфера «надорганизации») определяется им как «социальная связь, имеющая психическую природу и реализующаяся в сознании индивидов». То есть, всякое взаимодействие, если оно обладает психологическим характером суть социальное явление.

       В «Социологии революции»(1925), где  причины всех революций или иных социальных потрясений Сорокин видит  в подавлении базовых инстинктов людей (пищеварительного, сексуального, самосохранения, самовыживания). Кроме  того, автор замечает, что войны  и революции уничтожают самых физически и духовно лучших людей, а остается «третий сорт».

       В работе «Системы социологии»(1920) автор  предпринял разделение социального  тела на элементарные составные части, а затем создания теоретической  конструкции из ранее выделенных элементов. В процессе реализации первой задачи, аналитической, Сорокин находит, что в основе любой общественной организации лежит социальное явление, которое может быть разложено на действия индивидов (а также акты, действия) и на проводники общения (символы интеракции, т.е. языки, письменность, орудия труда, деньги и др.), посредством которых происходит общение между индивидами. Многовариантное соединение частей – синтез, приводит к рождению множественных социальных взаимодействий: взаимодействие одного индивида с одним, одного с несколькими, нескольких с группой, взаимодействие организованное и неорганизованное, длительное и бессознательное и т.д. Далее Сорокин произвел восхождение от малых групп к большим и к социальному обществу в целом. В этом восхождении он отметил наличие структурной иерархии групп. Сперва следуют элементарные группы, сформированные по какому-либо одному признаку: профессиональному, образовательному и др. Далее следуют кумулятивные группы, в состав которых входят несколько элементарных групп. Кумулятивные группы – объединения, из которых состоит общество, к ним относятся классы и нации. На конец, на самом верху структуры находится сложный социальный агрегат или попросту конкретное общество, состоящее из совокупности ряда кумулятивных и элементарных групп. Таким образом, система социологии Сорокина позволяет получить достоверные знания о сложном агрегате, о его составных частях, отношениях, опираясь при этом на данные, полученные из наблюдений за поведением людей в их повседневной жизни.

       Исключительная  заслуга Сорокина в разработке структуры  социологии. В труде «Система социологии»  он выделил три основных раздела  в теоретической социологии: социальная аналитика (социальная антропология и  морфология); социальная механика, т.е. изучение социальных процессов; социальная генетика, т.е. теория эволюции общественной жизни.

       П.А. Сорокин разработал теорию социальной мобильности и стратификации, которая  позволяла прослеживать динамику социальных процессов с помощью определения  положения индивидов и групп в структуре общества. В работе «Социальная мобильность» автор говорит, что мобильность есть естественное состояния общества и включающая в себя  не только индивидов и групп, но и социальных объектов (ценности). Мобильности могут различаться по направленности (восходящая и нисходящая), по формам (коллективная, индивидуальная), по интенсивности, по масштабности. Вертикальную мобильность он рассматривал в трех аспектах по трем формам социальной стратификации (политическая, экономическая, профессиональная), внутри- и межпрофессиональная. При этом автор четко различал социальную мобильность  и так называемый «коллективный переход» относительно общественной стабильности и в периоды социальной дезорганизации (войны, революционные периоды, голод и т.д.).

       Еще большую известность приобрело фундаментальней шее исследование, проведенное Сорокиным и посвященное социокультурной динамике – «Социальная и культурная динамика»(1937 –1941). Задача, поставленная самим Сорокиным, состояла в том, чтобы проследить всемирно-историческое развитие человечества и возникновение социокультурной «суперсистемы». В основе идеалистической концепции Сорокина – идея о приоритете сверхорганической системы ценностей, значений, «чистых культурных систем», носителями которых являются индивиды и институты. Исторический процесс по Сорокину, есть цикличная флуктуация типов культуры, каждый из которых – специфическая целостность, имеющая в основе несколько главных предпосылок (представлений о природе реальности методах ее познания). Он выделяет три основных типа культуры: чувственный (sensate), где преобладает непосредственно чувственное восприятие действительности; идеациональный (ideational), где преобладает рациональное мышление; идеалистический (idealistic), где господствует интуитивный вид познания. Каждая система «истин» воплощается в праве, искусстве, философии, науке, религии, и структуре общественных отношений, рациональное преобразование и смена которых происходит в результате войн, революций, кризисов. Эти стадии или своеобразные парадигмы определяют по мысли Сорокина все основные социальные структуры и процессы, происходящие в обществе. Причем переход от одной стадии к другой подчас сопровождается столкновением и крушением общественных структур. Кризис современной «чувственной»  культуры Сорокин связывал с развитием материализма и науки и выход из него видел в победе религиозной «идеалистической» культуры.

       Влияние теорий Сорокина на развитие западной социологии было значительным. 

       2.3 Советская социология 20-30 гг.

       2.3.1 Положение социологии в нашей стране после Октябрьской революции характеризовалось сравнительно кратковременным подъемом вначале и середине 20-х годов, подъемом, который сменился чуть ли не сорокалетнем периодом запретов и гонений на эту науку и ее представителей. Социологическая теория, по природе своей признающая плюрализм теоретических интерпретаций и подходов, была полностью подчинена господству институализированного марксизма и его идеологии.

         В истории российской социологической  науки период 20-30 гг. был периодом  «вычитания и потерь». Для него характерны такие парадоксы, как новаторство, блестящее начинание и бесплодное экспериментаторство; много энтузиазма и идеологизация теоретических поисков; поиск новой культуры и большевидский принцип «справедливости». Доведенные до логически завершенного абсурда, они разрешились официальным запретом социологии, который в советской социологии оставил «белое пятно».

       Развитие  социологии в России в начале ХХ века было на подъеме и к Февральской  и Октябрьской революциям 1917 г. сложился достаточно высокий интеллектуальный потенциал. Он был представлен:

       а) немарксистской традицией академической  социологии с приоритетом теоретических  исследований – Н.И. Караев, П.А. Сорокин, К.М. Тахтарев и др.;

       б) марксистской традицией с приоритетом  радикализации социологии в политической борьбе – А.А. Богданов, В.И. Ленин, Е.А Энгель и др.

       К этому времени была наработана практика социологических исследований, имелся значительный теоретический и практический задел в развитии социальной статистики. Более скромными были результаты в области институциализации и образовании, свидетельствующие о несколько худшем положении русской социологии, чем социологии в странах Запада. Однако надо отметить появление учебной литературы: первые официальные учебники по социологии для вузов Т. Фадеева в 1917 г. и для средней школы Е. Энгеля в 1918г.

       Необходимо  отметить, что в академической  среде определяющим было влияние  немарксистских и антисоциалистических течений. Поэтому, после опубликования  в 1922 г. статьи Ленина «О значении воинствующего материализма», был поставлен вопрос о коммунистическом контроле за процессом обучения. Он был облечен в формулировку, что «мы не так сильны, чтобы за пролетарские деньги разрешить в стране враждебное инакомыслие и спорить с еретиками». Деятельность старой профессуры была оценена как духовное развращение молодежи. Последовательно выдвижение идеологической и политической функции науки на первый план под лозунгом: «Кто не нами, тот против нас». За этим жестким каноном марксизма последовала высылка из страны и вынужденная эмиграция лучшей части ученых и преподавателей, тех кто не поступился своими принципами. В частности за рубежом оказалось более восьмидесяти социологов, двое из которых обрели мировое имя – Г.Д.  Гурвич (Франция) и П.А. Сорокин (США). В целом, эта была традиция России, подлинную цену которой по силам уплатить только несколькими поколениями.

       2.3.2 В тоже время строительство  нового социалистического строя  остро нуждалось в социологической  науке. Дефицит марксистских кадров  с достаточно профессиональной квалификации обуславливал потребность в их быстрейшей подготовке через систему рабфаков, института «красной профессуры». В 20-е годы была введена промежуточная научная степень «кандидат наук», в том числе и по социологии. Накладываемый на эти трудности приоритет классового интереса (партийности) неизбежно сопровождался значительным упрощением теоретических представлений о социальной действительности, популяризацией социального знания в почти сплошь безграмотном населении, доходящей до крайней вульгаризации.

       В месте с тем, в 20-е годы имел место  и плодотворный, активный рост отечественной  социологии, который в определенном смысле можно назвать «золотым». Становление советской (марксистской) социологии носило пионерский характер: ее объектом было общество, строящееся на базе общественной собственности и приоритетом большинства – трудящихся масс над остальным меньшинством (концепция двух дружественных классов плюс слой). Это сопровождалось революционной смелостью мысли, многообразием точек зрения, активным изданием литературы по социальным проблемам, свободным от авторитета вождя.

       Дело  в том, что в этот период советской  власти отношение к ее вождю –  В.И. Ленину было достаточно свободным. Старые большевики не считали его  крупным теоретиком, тем более в новых проблемах, связанных со строительством социализма. К нему относились главным образом как к практику, умело прилагающему марксисткою теорию к стратегии и практике социалистической революции, как политическому вождю партии. Именно в этом качестве Ленин написал много статей, брошюр и книг, в которых ему приходилось высказываться «походя» о таких вещах, как Философия, экономика, социология, военное дело и др. В 1924 г. только еще начиналось  обсуждение его вклада в развитие марксизма и пропаганда ленинизма. В последующем «верные ленинцы» превратили Ленина в корифея науки и гениального философа, экономиста, социолога, историка и т. д.

       2.3.3 Исследования имели поимущественно  социально-экономический характер  с использованием социологических  подходов. Среди работ такого плана можно выделить исследования С.Г. Струмилина,  Я Видревича (экономика труда, бюджет времени); А. Крицмана, Ф. Казанского (структура советского общества); А.К. Гастева, Н.А. Витке (научная организация труда); А. Исаева, И. Ходоровского (безработица); М. Берштейна, Н.Н. Иорданского (молодежь); А. Большакова, А. Гайстера (советская деревня); С. Вольфсона, И. Гельмана (брак и семья); В. Андреева, Г. Полляка (условия жизни); А. Гозулова, Б. Смулевича (народонаселение); А. Герцензона, В. Внукова (преступность); Л.М. Сабсовича, Н. Мещерякова (градостроительство); Н.А. Гредескула, Е.А. Энгеля (образование и воспитание); М. Загорского, В. Кузьмичева (духовная жизнь) и десятков других революционно-прогрессивных представителей социологии, вынуждено прервавших свою деятельность.

       Результаты  исследований помещались в более  чем десяти журналах по проблемам  условий организации труда и  управления («Организация труда», «Система и организация», «Производство, труд и управление», «Экономика и быт» и др.). Они также использовались в государственных и ведомственных предприятиях построения экономических основ социализма.

       Интерес к конкретным социологическим исследованиям  вел к росту числа методических разработок, который был сродни американской эмпирической социологии. Отличительной чертой было то, что в советской социологии работа над методикой и техникой прикладных исследований носила разрозненный характер и осуществлялась в основном путем проб и ошибок. Вместе с тем, достаточно активно накапливался практический опыт по организации и проведению исследований и широкий набор социологических методов. Здесь, необходимо отметить традиционное для российской социологии широкое обращение к социальной статистике. В Коммунистической академии в 1925г. было образовано  «Общество статистиков-марксистов» и стал выпускаться журнал «Статистика труда» богатый статистический материал давали переписи населения, начиная с 1921г.

       С.Г. Струмилин внес вклад в разработку различных статистических материалов обработки и анализа данных. Он, в частности, использовал прием ранжирования. Кроме того, Струмилин, при анализе способностей работников к различным видам деятельности с помощью самооценки, использовал метод оценок по пятичной шкале, которая впоследствии получила название «шкалы Терстоуна».

       Советская социология 20-30-х годов имела две  основные черты: 1) закрытость, самоизоляция от общего развития социологии, отрыву то богатых традиций в истории  развития социологической мысли  и достижений методического уровня; 2) накопление эмпирического накопление эмпирического опыта вело к возникновению зачатков отраслевых социологий: труда, быта и культуры, бюджета времени, социальной структуры и др.; обращение к социологическим исследованиям имело достаточно широкую географию.

       Однако  в начале 30-х годов социологию объявили буржуазной лженаукой и запретили деятельность социологических кафедр, журналов. 

       2.4 Возрождение советской социологии (50-60-е годы).

       В период «хрущевской оттепели» роль общественных наук как опоры строительства  коммунистического общества зримо возросла. Появилось потребность в многосторонней информации о социальных процессах, экспериментах и долгосрочных прогнозах. Тем самым открылись перспективы для реабилитации социологии как средства познания и источника новой информации, связи общественной науки с жизнью. Быстрый рост ее начался в конце 50-х и особенно 60-х годах в вузах и академических институтах в различных городах. Активное участие в возрождении социологии приняли А.А. Зворыкин, А.Г. Здравомыслов, Т.И. Заславская, И.С. Кон, Г.В. Осипов, А.Т. Харчев, О.И. Шкаратан, В.Н. Шубкин, В.А. Ядов и др.

Информация о работе Рождение социологии в России