Рождение социологии в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 17:31, контрольная работа

Описание работы

Социология – одна из общественных наук, или поведенческих, как таковая она отличается от естественных наук (биологии, физики, химии) и от гуманитарных (литературы, музыки, искусства). Все социальные науки – антропология, история, социология, психология, экономика и политическая наука имеют дело с человеческим поведением. Каждая из них имеет собственный взгляд на вещи и отличаются друг от друга.

Содержание

Введение. 3 1.1 Термин «социология». 3
1.2 Рождение социологии в России. 4
Основная часть. 5
Ранние русские социологи. 5
Жизнь и творчество П.А. Сорокина. 8
Советская социология 20-30-х годов. 12
2.3.1 Положение русской социологии после
Октябрьской революции. 12
2.3.2 Предпосылки становлени марксистской
социологии 13
2.3.3 Исследования социологов 20-30-х годов. 14
2.4 Возрождение советской социологии (50-60-е годы). 16
2.5 Парадоксы развития советской социологии (60-80-е годы) 18
2.5.1 Наступление на социологию, окончание «оттепели» 18
2.5.2 Исследования социологов 80-х годов. 19
Заключение. 21
3.1 Современная российская социология. 21 3.2 Вывод. 22
Список использованной литературы. 23

Работа содержит 1 файл

referat.doc

— 115.00 Кб (Скачать)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Содержание. 

    1. Введение.                                                                                              3            1.1 Термин «социология».                                                                        3    

      1.2 Рождение социологии в России.                                                        4

    1. Основная часть.                                                                                         5
      1. Ранние русские социологи.                                                            5
      2. Жизнь и творчество П.А. Сорокина.                                             8
      3. Советская социология 20-30-х годов.                                          12

      2.3.1 Положение русской социологии после

      Октябрьской               революции.                                                       12

      2.3.2 Предпосылки становлени марксистской 

      социологии                                                                                             13

      2.3.3 Исследования социологов 20-30-х годов.                                  14

                 2.4 Возрождение советской социологии (50-60-е годы).                      16

      2.5 Парадоксы развития советской  социологии (60-80-е годы)          18

         2.5.1 Наступление на социологию, окончание «оттепели»               18

         2.5.2 Исследования социологов 80-х  годов.                                       19

    1. Заключение.                                                 21

      3.1 Современная российская социология.      21 3.2 Вывод.               22

    1. Список использованной литературы.                                                    23
 
 
 
 
 
 
 
 

       1. Введение.

       1.1 Термин «социология» ввел в  30-е годы Х1Х века Огюст Конт, который и считается отцом-основателем  новой научной дисциплины. По его представлениям, социология должна была интегрировать (объединить) все знания об обществе как едином организме и дать  им подлинную научную (построенную на строгом изучении фактов) основу.

       Поэтому социология ставила перед собой  две основные задачи:

    1. изучение общества как целостной системы;
    2. изучение общества позитивным (научно-инструментарным) методом.

       Она должна была отличаться от философии, которая подходила к изучению общества умозрительно, спекулятивно, а не путем строгого анализа фактов и научных обобщений; а также от психологии, которая интересовалась индивидуумами, а не типическими групповыми проявлениями социального поведения и взаимодействия.

       Но  вскоре социологи поняли, что могут: 1) либо изучать общество как целостную  систему – и тогда они вынуждены применять умозрительный подход (социально-философский); 2) либо изучать общество строго научным (инструментарным) средством и тогда они не охватывают всю целостность, а анализируют только малые сообщества, отдельные явления или процессы.

       Проще говоря, ученые осознали, что наши средства и возможности менее развиты, чем устремления и познавательные амбиции. Поэтому возникла реальная проблема дальнейшего развития социального  знания: сохранить либо предмет изучения (общество как целостная система), либо – метод (научный анализ и практическое подтверждение научных выводов). И сегодня параллельно развиваются две социологии: академическая (система знаний об обществе) и прикладная (с позиций аналитики для изучения конкретных социальных событий и фактов).

       Таким образом социология – отрасль  науки о человеческом поведении, ставящая своей целью раскрытие  причинно-следственных связей, образующихся в процессе социальных отношений  между людьми, в процессе взаимодействий и взаимосвязей между индивидами и группами.

       Социология  – одна из общественных наук, или  поведенческих, как таковая она  отличается от естественных наук (биологии, физики, химии) и от гуманитарных (литературы, музыки, искусства). Все социальные науки – антропология, история, социология, психология, экономика и политическая наука имеют дело с человеческим поведением. Каждая из них имеет собственный взгляд на вещи и отличаются друг от друга.

       1.2 Развитие социологии в России  представляет собой весьма увлекательный  и вместе с тем во многом  драматичный процесс. Во второй половине Х1Х века, по мере становления социологии на западе, новая социальная наука стала проникать в Россию. Российское научное общество быстро обнаружило новаторский характер теорий Конта, Спенсера, Миля. Эти представления ранней классической социологической мысли превратились в самых читаемых авторов в среде просвещенной публики. Одновременно росло и влияние марксисткой теории, которая к концу Х1Х века приобрела не только академический вес, но и превратилась в политическое движение.

       На  ранних этапах своего развития российская социология не выдвинула теоретиков мирового масштаба, однако, для ведущих  российских социологов были характерны прекрасное знакомство с новейшими  достижениями западноевропейской и  американской социологии, высокая духовная культура, стремление найти и выделить специфические черты российской социологической мысли, отражающие историческое и социальное своеобразие России. 
 
 
 
 
 

       2 Основная часть.

       2.1 В русскую интеллектуальную среду  социологические идеи проникли спустя два десятилетия после опубликования во Франции знаменитого труда Огюста Конта «Курс позитивной философии». Уже в 1859 г. в «Современнике» были изданы статьи П.Л. Лаврова, имевшие позитивную направленность.

       Петр  Лаврович Лавров (1828-1900) известен, прежде всего, как политик-теоретик и политик-практик, и это справедливо. Его наиболее известное произведение «Исторические письма» проникнуто духом индивидуализма и изобилирует романтическими идеями о смене политического устройства общества и о роли личности в истории. Он выдвигает понятие «критически мыслящей личности», эдакой своеобразной предтечи ницшеанского Сверхчеловека, которая сперва совершает внутреннюю критическую работу, а затем организует массовое движение, формирует политическую партию, наконец, изменяет государственное устройство. У Лаврова трудно найти произведение собственно социологической направленности, то есть такие, которые бы исследовали социальные процессы. Его заслуга перед отечественной социологией состоит в том,  что он первым популяризировал позитивистские идеи Конта в России, он говорил и  писал о социологии как о возможном и научно правильном методе исследования.

       Николай Константинович Михайловский  (1842-1904) наиболее яркая личность в славной  плеяде русских социологов-позитивистов. Несмотря на то, что он не создал законченного учения и не написал труда, в котором представил бы систему взглядов в обобщенном виде, его заслуга перед отечественной социологической мыслью огромна. Михайловский, являясь редактором журнала «Современник», публиковал в нем многочисленные статьи. Систематизация взглядов Михайловского позволяет сделать ряд выводов. Во-первых, его следует отнести к сторонникам позитивизма биологического и психологического направлений. В работе «Борьба за индивидуальность» и «Что такое прогресс» выражается биологическое направление. Михайловский ставит человеческую индивидуальность в последовательность, исходным элементом которой является биологическая клетка, а завершающим элементом – человеческое общество, таким образом, клетка и общество – явления одного порядка. О приверженности к психологизму свидетельствуют статьи «Герои и толпа», «Еще о герое», «Еще о толпе». В них, Михайловский приходит к весьма ценным в научном плане открытиям. Анализируя толпу, он находит в ее экспрессивном и хаотическом поведении строгую закономерность. Он делит толпу на массу и героя, дает характеристику каждому из компонентов, говорит о роли героя, который передает свой психологический импульс, а толпа заражается им. В споре со Спенсером, он приходит к совершенно иным выводам. Спенсер доказывает, что уровень развития общества пропорционален уровню социальной и профессиональной дифференциации, то есть термины общественного прогресса зависят от того, насколько многообразна социальная структура. Михайловский считает, что многообразие социальное и профессиональное действительно способствует темпам прогресса, однако, отрицательно сказывается на личности, а так как личность является ценностью абсолютной, то в споре личности и общественного развития приоритет должен оставаться за личностью.

       Лев Ильич Мечников (1832-1888), родной брат  Ивана Ильича Мечникова, известного русского врача и физиолога. Написал  труд «Цивилизация и великие исторические реки», изданный впервые в 1889 г. Автор  поставил перед собой ряд глобальных вопросов: в чем причина солидарности человеческих сообществ, какой принцип лежит в основе развития цивилизации. По мнению Мечникова в основании важнейших социальных процессов лежит географический фактор. Человеческая цивилизация прошла три этапа: речной, морской, океанский. Первый этап характеризуется рождением цивилизаций Древнего мира, все они родились по берегам великих рек. При низком уровне развитии орудий труда поведение их работ связано с неординарностью привлечения огромного числа людей. Именно этот фактор создал условия для рождения государств с жесточайшей формой правления – сантратией. Второй этап связан с освоением бассейнов Средиземного и других морей. Наличие островов с реальной социальной и политической организации создал, по мнению автора  условия для рождения Античной цивилизации с вариантностью ее политического устройства, философии, экономики. Наконец, освоение Мирового океана, Великие географические открытия сделали человечество единым. Таким образом, макросоциальные процессы объясняются с помощью привлечения географической науки.

       Субъективный  метод в социологии – явление, свойственное только отечественной  социологии. П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский, Н.И. Кореев отстаивают возможность  и необходимость субъективизма  в социологии. По их мнению, субъективный взгляд исследователя надо отполировать от объективизма, результатов исследования. Субъективизм необходим в тех исследованиях, где социальное действие индивида, поставив себя на его место, только тогда можно сделать вывод о поведении другого человека.

       На  рубеже веков российская социологическая  мысль стала постепенно выходить на уровень мировой социальной науки. Это прогрессивное развитие было связано с именами замечательных  мыслителей П.А. Кропоткина, Н.К. Ковалевского, Е.И. Де Роберти, Л. Петражидского и др.

       Активное  развитие неокантианства получает в  начале ХХ века, и в особенности  после легализации социологии, когда  в Россию, из Германии вернулись  ряд социологов неокантианцев: А.С. Лаппо-Данилевский, Б.А. Кистяковский, П.И. Новгородцев, В.М. Хвостов, Л.И. Петражидский. Неокантианцы считали невозможным рассматривать общественную жизнь как следствие естественно-натуралистического процесса. Они выдвигали другие критерии обществознания: приоритет философствования над наблюдением, акцент внимания на проблемы культурных ценностей, а не на развитие и смешение цивилизаций.

       Одновременно  с неокантианством, в период начала ХХ века в России набирает силу новое  методологическое направление –  неопозитивизм. Его приверженцами  были А.С. Звоницкая, К.М. Тахтарев, П.А. Сорокин. В отличие от позитивизма, направлявшего свой исследовательский взор на поиск социальных факторов, неопозитивизм обращался к исследованию социальных связей, социальному взаимодействию, социальному общению, социальному поведению.

       На  революционной волне в 1918 г. был  учрежден Социобиблиографический институт, в 1919 г. были созданы первые кафедры  социологии в Ярославском и Петроградском  университетах, а в последнем  в 1920 г. – отделение социологии на факультете общественных наук.

       2.2 Теории русских Социологов отражали  не только современные для  того времени теории западных  ученых, но и  практические  социально-политические и экономические  проблемы российской действительности, реалии общественных движений, направленных  прежде всего на установление в России демократического строя.

       Сочетание этих научных и социально-политических факторов оказалось решающим для  формирования творческого гения  выдающегося русского социолога  П.А. Сорокина (1889 – 1968) – теоретика  социологии, политического деятеля, крупного организатора социологического образования. Выпускник Петербуржского университета, Сорокин чрезвычайно рано обнаружил интерес к новой социологической науке, которой и поставил уже начальные этапы своей научной карьеры. Сочетая огромную трудоспособность с природным талантом к научной деятельности Сорокин проявил себя также в политике: он стал одним из лидеров партии эсеров.

Информация о работе Рождение социологии в России