Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 22:39, реферат
Проблема самоопределения России, поиска ею своего места в мире не нова. Всякий раз, когда Россия оказывается на пороге перемен, возобновлялись и разгорались споры об ее будущем развитии. По этому поводу существует много точек зрения, среди которых, например, «западники» мыслят развитии России в пределах региональных группировок - Европейского союза или Азиатско-Тихоокеанского экономического сообщества.
Введение
Глава 1. Внешнеэкономические связи России
1.1. Положение России в мировой экономике.
1.2. Внешнеэкономические связи России.
Глава 2. Положение России на международной политической арене.
2.1. Россия в мировой политике.
2.2. Россия и международные организации в определении основных направлений мировой политики.
Глава 3. Терроризм и борьба с ним
3.1.Проблема терроризма в России
3.2.Борьба с терроризмом
Заключение
Ссылки
Литература
Изменения в мировой политике после окончания «холодной войны», а также начавшаяся в стране демократизация поставили Россию в положение страны, которая должна заново определить свое место в мировой политике, выявить те приоритеты своей внешнеполитической деятельности, которые определят ее роль и влияние на мировой арене. Выработка же такой стратегии и тактики определяется не только перспективными планами обновления страны, она в полной мере испытывает на себе влияние политических традиций, массовых и элитарных стереотипов, современных внешнеполитических отношений. [7]
В политическом плане Россия выступает державой с многовекторными глобальными интересами и общепризнанным международным авторитетом. Являясь постоянным членом Совета Безопасности (СБ) ООН, представителем других влиятельных международных организаций, она активно участвует в развитии и укреплении на демократической основе содружества наций, реформировании модели международных отношений в соответствии с новыми политическими реалиями. Принципиальным показателем положения России в мировом сообществе остается состояние и уровень ее отношений с США как наиболее могущественным государством мира. [8]
В своем стремлении к многополярному миру Россия не одинока и находит все больше поддержки среди ведущих стран Европы, что обусловило одну из политических причин усиления ее популярности в европейском сообществе.
Параллельно с развитием новых отношений со странами Запада, Россия активизировала свои отношения со странами Востока. Наша страна стремится вернуть себе былой авторитет и строить взаимовыгодные отношения с крупнейшими государствами этого региона. В свою очередь, ряд наиболее динамично развивающихся стран Азии нуждаются в политической и экономической поддержке России, что усиливает их международный статуе. Например, за последние 15 лет только между Россией и КНР подписано более 180 соглашений. В 2006 г. в Китае прошел Год России, а 2007 год объявлен Годом Китая в России.
Россия как евразийская держава объективно претендует на важнейшее место геополитического моста и роль активного игрока и посредника в отношениях между странами Запада и Востока. Более того, в последние годы характерной чертой активности российской дипломатии стало интенсивное развитие сотрудничества со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, Персидского залива, Латинской Америки, Южной Африки, традиционно считавшихся сферой американских интересов.
Статус России в мировом сообществе проявляется также через ее место и роль в СНГ. Став правопреемницей бывшего Советского Союза, Россия фактически возложила на себя ответственность за будущее постсоветского пространства, обеспечение стран СНГ политической и экономической поддержкой. Благодаря своему потенциалу и авторитету, она стала консолидирующей силой для большинства бывших союзных республик, активно противодействуя попыткам внутри и извне расколоть Содружество. В сложнейших условиях Россия не раз становилась гарантом стабилизации обстановки на постсоветском пространстве. Она выступает инициатором совершенствования модели СНГ с конечной целью создания оптимальной военно-политической и экономической системы, которая должна обеспечить эффективное развитие каждого из ее участников
Среди приоритетных направлений внешней политики России можно выделить следующие:
– создание новой системы взаимоотношений с бывшими социалистическими странами;
– вхождение в европейское и мировое сообщество;
– разработка новых принципов межгосударственных отношений с бывшими республиками СССР;
– разработка новой военно-политической доктрины в изменившемся геополитическом пространстве;
– активизация отношений с Китаем, странами Юго-Восточной Азии;
– равноправное развитие отношений с США;
– противодействие установлению «однополюсного» мира под эгидой США;
– участие в миротворческих акциях прекращения вооруженных конфликтов под эгидой ООН.[9]
Роль и место России в современном мире во многом определяется ее геополитическим положением, т.е. размещением, мощью и соотношением сил в мировой системе государств. Геополитическое положение России специалисты рассматривают с учетом географических, политических, военных, экономических и других факторов.
Для России немаловажным является вопрос: будет ли она контролировать нефтепотоки с открытых крупных месторождений нефти и газа на шельфе Каспия? Каспийский бассейн, как Черноморский и Балтийский, составлял значительную часть российского геостратегического потенциала. Одна из закономерностей геополитического процесса заключается в том, что если контроль над пространством теряет один из геополитических субъектов, то его приобретает другой субъект. «Тюркский» и «исламский» фактор в условиях ослабления России как геополитического субъекта стал активно проявлять себя в направлении Центральной Азии, Поволжья и Северного Кавказа, используя при этом разные плацдармы, в том числе и азербайджанский.
Для российского геополитического положения небезразличны изменения, происходящие на европейском пространстве и связанные с продвижением НАТО на Восток. Геополитически это означает вторжение Запада в ту сферу, которая исконно была «незападной». Ряд стран Центральной Европы, присоединившиеся к НАТО, в прошлом составляли для России плацдарм и буфер, а сейчас - только буфер, т.е. слабо милитаризованную зону стабильности между Россией и НАТО. [10]
Сегодня Россия занимает ведущее положение в мировой политике. Имея мощный военный потенциал и ядерное оружие, РФ, тем не менее, выступает за мирное существования государств, за разоружение, сокращение ядерного оружия. Россия всегда старается придерживаться своей политической линии (война в Ираке, конфликт между Грузией и Южной Осетией) по всем мировым вопросам, именно поэтому она часто вступает в противоречивые отношения с другими странами. Несмотря на внутренние проблемы экономического и политического характера, нельзя приуменьшать роль России в мире.
Рассмотрим основные направления отношений России с крупнейшими международными организациями.
1) ООН и Совет безопасности ООН. Организация Объединенных Наций и Совет Безопасности ООН рассматривается Россией в качестве центрального элемента, обеспечивающего глобальную стабильность. Снижение роли Совета Безопасности ООН и переход к применению вооруженных сил на основании национальных решений оценивается как опасная тенденция, в перспективе способная создать серьезную угрозу политическим и военно-политическим интересам России. Это может существенно уменьшить значение и эффективность политических инструментов разрешения кризисных ситуаций и значительно понизить порог применения военной силы.
Терроризм в любых формах своего проявления превратился в одну из самых опасных проблем, с которыми человечество вошло в XXI столетии. Терроризм в России, к сожалению, становится явлением все более обыденным. По данным Следственного комитета при прокуратуре РФ, на конец октября 2009 года в стране совершено 11 терактов и свыше 500 преступлений террористической направленности, и эти показатели растут, заявил глава ведомства Александр Бастрыкин. По информации МВД, за 9 месяцев текущего года предотвращено 64 теракта, бойцы ОМОНа обнаружили и обезвредили более 2 тыс. взрывных устройств.
Всплеск терроризма начался в России еще в 1991 году, после начала первой Чеченской войны. Большинство терактов имеют "кавказский след", однако тактику террора уже начали использовать и русские радикальные националисты. Так, именно ультраправые взяли на себя ответственность за целую серию недавних преступлений в Санкт-Петербурге: три убийства, взрыв 25 ноября на автобусной остановке, установку муляжа бомбы в петербургском метро и даже подрыв "Невского экспресса", недавние теракты в московском метро.
В конце 90-х и начале 2000-х террористы устраивали взрывы поездов, вокзалов и жилых домов, захватывали заложников в больницах, автобусах, школах и театральных комплексах. Их основным требованием был вывод российских войск из Чечни, предоставление права на "национальное самоопределение вплоть до отделения". Сейчас и тактика, и цели террористов изменились. Жертвами взрывов, которые почти каждый день гремят на Кавказе, становятся, в первую очередь служащие МВД и представители власти. Террор стал одним из методов борьбы за власть между несколькими группами кланов. Действия экстремистов преследуют сразу несколько целей: запугать представителей власти, усилить нестабильность в регионе и продемонстрировать местному населению неспособность властей защитить не только мирное население, но и самих себя. Кроме того, "нынешняя диверсионно-террористическая борьба в Ингушетии, Чечне или в Дагестане ориентирована на создание общекавказского исламистского проекта. [12]
В России ежегодно прослеживается увеличение в 2,5 раза учтенных деяний, связанных с терроризмом. Расширяется также информационная, тактическая, взаимная ресурсная поддержка террористических сообществ и групп как в отдельно взятой стране, так и в международном масштабе. Происходит сращивание политического и уголовного терроризма, слияние нелегальных и легальных структур экстремистского толка с националистическими, религиозно-сектантсткими, фундаменталистскими и другими сообществами на основе взаимовыгодных интересов.
Анализ причин активизации терроризма как социального явления позволяет более точно определить степень угрозы обществу и способы влияния (противодействия) терроризму. К основным внутренним причинам террористических проявлений в России относятся - острая борьба за передел собственности и политическую власть; борьба за изменение государственно-правового статуса отдельных регионов, межэтнические противоречия и конфликты, идеологический раскол и криминализация общества, рост организованной преступности и коррупции, образование устойчивых очагов сепаратизма. События на Северном Кавказе свидетельствует о том, что терроризм превратился в серьезную угрозу не только национальной безопасности России, но даже ее территориальной целостности. Внешние причины заключаются в проявлении или реанимации геополитических притязаний ряда сопредельных с Россией и СНГ государств к Российской Федерации, переносе на российскую территорию противостояния некоторых зарубежных политических сил (палестинские, курдские и др.) с их политическими противниками, активизация антироссийских устремлений ряда зарубежных религиозных и национал-радикальных (в том числе эмигрантских) экстремистских организаций. [13]
Таким образом, проблема терроризма является острой проблемой для любого государства, в том числе и России, так как ставит под угрозу жизни людей. Борьба с этим жестоким преступлением должна стать общей задачей всех стран мира.
Рост масштабов международного терроризма в целом и наметившаяся тенденция использования террористами внушительного арсенала средств, включая возможность радиационного, химического и бактериологического поражения, создает реальную угрозу мировому сообществу, для всех стран без исключения, независимо от их финансового состояния и экономического развития, политического устройства и отношения к религии (Ирландия, Россия, США, Израиль, Филиппины, Таиланд, Кения, Танзания и др.). Сегодня это хорошо понимают руководители ведущих мировых держав. Стремление к взаимному сотрудничеству государств в предупреждении терроризма как всеобщей угрозы обнаруживается в большинстве принятых международных актов, заявлений, деклараций и т.п. Так, в Совместном заявлении об общих вызовах безопасности на рубеже 21 века (Москва, 2 сентября 1998) Президенты Российской Федерации и Соединенных штатов Америки заявили "о категорической неприемлемости терроризма во всех его формах и проявлениях, независимо от мотивов, и согласовали ряд шагов, которые являются ответом на растущую угрозу терроризма"
Нарастающая опасность терроризма активизировала процесс правового обеспечения борьбы с этим явлением. Принятый 25 июля 1998 г. Федеральный закон "О борьбе с терроризмом" законодательно определил понятие терроризма как уголовно-правовой категории, направления и цели борьбы с терроризмом, субъекты антитеррористической деятельности, способы противодействия терроризму. Безусловно, принятие этого закона было знaчимым событием в обеспечении правовых основ борьбы с террористическими актами и террористической деятельность на территории Российской Федерации. В отсутствие закона "О чрезвычайном положении" уполномоченные органы государства смогли, опираясь на закон "О борьбе с терроризмом", развернуть контртеррористическую операцию по вытеснению ваххабитов с территории Дагестана в 1999 году, продолжив ее на территории Чеченской Республики, многонациональное население которой и до настоящего времени является заложником международного терроризма.