Российский период научного творчества П.А. Сорокина

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 22:11, реферат

Описание работы

Российский период становления П. Сорокина начался в 1910-х гг. и закончился в 1922 г. высылкой ученого из страны. Этот период имеет для нас особый интерес: он менее всего известен на Западе и в Америке и, по-видимому, совсем "не участвовал" в становлении всемирной известности Сорокина. Для "американского" социолога П.Сорокина "русский период" творчества является своего рода инкубационным периодом, "годами учения", очень замечательными и по-своему продуктивными, но — не более того.

Работа содержит 1 файл

социология РОС ПЕР СТАН.docx

— 33.52 Кб (Скачать)

Необходимо отметить, что Сорокин не только имел нелегальные  связи с Россией (предполагается, что они поддерживались по каналам  «Трудовой крестьянской партии», во главе которой стоял С.С. Маслов и за связь с которой и был  арестован Н.Д. Кондратьев 19 июня 1930 году), но также «… достоверно известно, что он вел переписку с земляками  до конца 40-х годов». Липский и  Кротов нашли людей, которые хорошо знали тетку Питирима Александровича Анисью. По их воспоминаниям Сорокин  постоянно писал ей письма, присылал доллары и белую муку, из которой  Анисья пекла «французские булки» и  угощала односельчан. Ответные послания племяннику под ее диктовку писал  учитель Жешартской школы П.И. Климушев. Однако, удивляет не сам факт переписки  Сорокина с односельчанами, а то, как эта переписка могла осуществляться в годы сталинщины. Поиски этой переписки  Сорокина в настоящее время продолжаются.

Что же касается его нелегальных связей, то в переписке  с С. Харпером мы находим несколько косвенных подтверждений самого Сорокина: «Я получаю информацию из России более или менее регулярно и полно… Если в России будут появляться признаки чего-либо экстраординарного, насколько это можно предвидеть в России, я получу информацию заранее». Предполагается, что связь эта осуществлялась через Финляндию, но этот вопрос, несомненно, еще предстоит исследовать.

В переписке  Сорокина с С. Харпером упоминается также Н.Ф. Кондратьев, друг Сорокина и выдающийся русский экономист, и обсуждается вопрос о его выезде в США в связи с начавшимся в Советской России террором. Однако помощь другу Сорокин так и смог, тот был арестован и репрессирован.

С момента своего пребывания в Америке Сорокин  сталкивается с глухой оппозицией со стороны академических ученых, однако, предвзятость в отношении ученого  спадает не только благодаря поддержке  таких асов как Ч. Кули, Э. Росс, Ф.Гиддингс, но также его трудам периода работы в Миннисоте (1923 - 1929), которые хотя и были неоднозначно встречены и  оценены американским научным сообществом, но определяли уровень социологической  науки того времени и создали  Сорокину репутацию крупной фигуры в американской социологии, ученого  противоречивого, но такого, которого нельзя игнорировать.

Благодаря достоинствам его трудов президент Гарвардского университета Эбботт Лоуэлл пригласил  Сорокина в 1930 году стать первым руководителем  создаваемого отделения социологии. Лоуэлл искал ученого, который вывел бы Гарвард на ведущую позицию в весьма активной тогда социологии. Ранее Сорокин отклонял предложения такого рода, но на сей раз решается занять деканское кресло и с головой уходит в организацию нового факультета, предпринимая попытку воплотить свои творческие и дидактические замыслы, имевшие место еще в России. За 12 лет, в течение которых Сорокин был деканом, факультет воспитал множество известных и популярных ученых (Р. Мертон,У.Мур, Ч.Лумис, Э.Шилз, Р.Бербер, Дж.Хоманс, Э.Тирьякан и др. ); факультет стал впоследствии центром социологии в Америке. Питирим Александрович проработал на факультете до ухода на пенсию в 1959 году. Кстати, гражданство США чета Сорокиных получает в начале 30-х годов, при переезде в штат Масачусетс в Гарвардский университет.

Когда в середине 30-х годов Сорокин анонсирует новое направление исследований своей творческой лаборатории, Гарвардский  университет выделяет четырехгодичный  грант колоссальных по тем временам размеров в 10 тысяч долларов для  осуществления его замыслов. На протяжение нескольких лет, привлекая к работе многих ученых, и учеников в качестве соавторов и для сбора эмпирического  материала и для технической  обработки источников и специальной  литературы, он создает свой главный  труд «Социальную и культурную динамику» (в 4-х томах), где «проанализированы  закономерности циклической флуктуации европейской культуры в течение  трех тысячелетий». Реакция на это  академических кругов, которые и  являлись основными читателями Сорокина, оказалась весьма неблагоприятной  и Сорокин обращается к «читающей  Америке» и издает популярную адаптацию  «Динамики» для массового читателя - книгу «Кризис нашего времени» (1941г.), которая стала впоследствии самой читаемой книгой ученого. Также  появляются не менее известные его  книги «Человек и общество в бедствии», «СОС: значение нашего кризиса» (1951г.)

Нарастающая интеллектуальная изоляция Сорокина еще больше усиливается  в 50-е годы, когда главным направлением его работ и выступлений является проблема бескорыстной, альтруистической любви ( в этическом смысле), ее природы, способов проявления, возможностей; Сорокин  все больше расходится с основным течением американской социологии во главе с Т.Парсонсом (их отношения  всегда носили оттенок «холодно-соревновательного  сосуществования»).

Сорокин продолжает писать книгу за книгой: «Социальная  философия в век кризиса» (1950), «Альтруистическая любовь» (1950), «Изыскания в области альтруистической любви  и поведения» (1950), «Пути и власть любви» (1954), «Виды любви и ее сила» (1954), «Причуды и недостатки социологии и смежных наук» (1956), «Американская  сексуальная революция» (1957). «Власть  и нравственность» (1959).

В конце 1959 года Сорокин выходит в отставку и  получает звание почетного профессора Гарварда. В 60-е годы ученый закладывает  основы теории конвергенции в книге  «Взаимная конвергенция США и  СССР в направлении смешанного социокультурного типа» (1961), пишет автобиографию «Дальняя дорога» (1963), издает труды «Основные  тенденции нашего времени» (1964) и  «Социологические теории сегодня» (1966), которые разрывают круг его изоляции и встречаются читателями гораздо  благожелательнее. Переиздание его  классических трудов в 60-егоды и  появление двух сборников статей, посвященных ему (Allen.A. Pitirim Sorokin in Rewiew. Durham. N.Y., 1963; Tiryakian E. Sociological Theory Values, and Sociocultural Change, N.Y.,1963) привлекло к нему еще больше внимания.

В апреле 1963 года впервые в истории американской социологии все участники съезда сообщества социологов США выразили ему свое признание, внеся имя  Сорокина, не включенного в бюллетени, и избрав его президентом Американской социологической ассоциации. Весь мир  вновь обернулся к позабытому старцу, которому все еще хватало  сил для жестких атак на правительство  за аморальную войну во Вьетнаме, а  на академическую науку за злоупотребления  позитивизмом.

Однако, после  выхода на пенсию, хотя и не отходит  от науки, больше времени он уделяет  выращенным собственноручно цветам и похвале за умелое садоводство  радуется гораздо больше, чем различным  званиям и наградам.

Приковывают внимание многие аспекты личности Сорокина: каким он был в жизни, каким  преподавателем, ученым и просто человеком. Здесь необходимо обратиться прежде всего к воспоминаниям современников, учеников.

Один из выпускников  Гарварда вспоминал: «Сценически Сорокин  как лектор был бесподобен. Обладая  громадной физической силой, он совершал натиски «атак» на классную доску, зачастую разламывая при этом все мелки».

Роберт Мертон, его ученик, в своих воспоминаниях  подчеркивает противоречивость и цельность  личности своего учителя. Сорокин отличался  «научным нетерпением все охватить», острым критицизмом, и хотя «Сорокин подходил к чужим работам со скептицизмом, рассматривая их с самых высоких  общенаучных позиций», это не мешало ему «относится к аспирантскому  творчеству как к последнему слову  в науке», и включать подготовленные Мертоном «куски» текста для «Социокультурной динамики» прямо в свою книгу. По воспоминаниям Мертона, его семинары «походили скорее на лекции, чем  на обычный процесс работы со студентами». «Вспышки гнева охватывали его в  тех случаях, когда люди не оказывали  ему должного уважения, в открытую не соглашались с его идеями или посягали на его авторитет. Он не был очень общительным, но я никогда не испытывал дискомфорта в его присутствии. В целом он был очень хорошим человеком».

Последние два  года были омрачены тяжелой болезнью. 11 февраля 1968 года П.А. Сорокин скончался  в своем доме на Клифф-стрит в  Винчестере. В том же году Американская ассоциация учредила ежегодную премию имени Сорокина за лучшую книгу по социологии. Жена и двое сыновей  Сергей и Петр, передали часть архива Сорокина в канадский университет  провинции Саскачеван, часть бумаг  остались в Гарварде. Сыновья Сорокина пошли по стопам родителей, оба стали  докторами наук. Петр - физик, Сергей - врач-микробиолог. В начале 1999 года Сергею посчастливилось побывать на родине отца, когда с докладом «Воспоминания  о Питириме Сорокине» он приехал  на Международный научный симпозиум, посвященный 110-летию со дня рождения ученого. Он побывал в Москве, Санкт-Петербурге, Сыктывкаре и в селе Турья, где  торжественно был открыт первый в  мире памятный знак с барельефом П.А. Сорокина. Этот год можно считать  «возвращением», конечно, символическим, П. Сорокина и его наследия в Россию. Но сделать для этого предстоит  еще очень много. Особенно важным итогом работы симпозиума является решение  о создании Международного института  Питирима Сорокина и Николая Кондратьева  как автономной некоммерческой организации.

Информация о работе Российский период научного творчества П.А. Сорокина