Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 21:20, курсовая работа
Цель работы – определение степени важности деловой культуры в российском обществе и выявление, каким образом она влияет на деятельность организаций, фирм, предприятий России в целом и каждого сотрудника в отдельности.
Введение 3
Глава 1. От Российской Империи до современной России 6
Глава 2. Российская деловая культура: современное состояние 12
Заключение 19
Библиография 22
Одним из ключевых элементов корпоративной культуры российских организаций, активно воздействующих на процессы полноправного вхождения России в мировую систему разделения труда, выступает этика бизнеса.
Деловая
этика, или этика бизнеса, сравнительно
недавно получила место в системе
российского бизнес-
В
современной зарубежной литературе
предмет деловой этики
Научить
российских предпринимателей и менеджеров
применять деловую этику в
конкретных ситуациях невозможно, если
излагать ее только на нормативном
уровне. Что касается этикета, то по
соблюдению его норм нельзя судить,
придерживается ли данный менеджер или
организация норм деловой морали.
Этикет - правила хорошего тона, которые
достаточно просто выучить, а этика предполагает
выбор, и подчас весьма сложный, морально
оправданного и не противоречащего целям
бизнеса решения.
Рис. 1.
Схема формирования российской национальной
деловой культуры в условиях глобализации
Глава
2. Российская деловая
культура: современное
состояние
Сегодня
предпринимательство –
Всех
их, к сожалению, объединяют не лучшие
стереотипы и взгляды на жизнь. У
них нет идеологических и социальных
предшественников, нет своей сложившейся
системы ценностей и единых социальных
целей. Многие из аспектов современной
российской деловой культуры не могли
сформироваться в прежней системе,
а складывались стихийно в процессе
перестройки экономики. Несовпадение
стандартов российской деловой культуры
с общемировыми наносит ущерб
репутации российского
Состояние
деловой культуры во многом определяется
отношением предпринимателей к правовым
нормам. Важным элементом всей российской
хозяйственной деятельности и деловой
культуры является отсутствие привычки
строго следовать букве закона. Это
вовсе не означает, что предпринимательство
сплошь проникнуто криминальным духом.
Большинство хозяйственников
Вследствие того, что хозяйственная деятельность разворачивается в полуправовом контексте, существенно усиливается роль неформальных экономических отношений. Слабость юридического подкрепления деловых контрактов и редкое реальное применение санкций против нарушителей порождают столь хорошо известное нам российское пренебрежение к формальностям. В итоге письменные договоры не имеют безусловной силы и беспрепятственно нарушаются при возникновении «объективных обстоятельств», даже в тех случаях, когда предприниматель сам нарушает взятые обязательства.
В сложившихся условиях чрезвычайно возрастает роль личных связей, разного рода обменов деловыми и личными услугами. В результате значительная часть экономики и остается вне поля зрения как государственного контроля, так и общественного мнения. Неформальная экономика является прямым наследием советского периода, когда она следовала тенью за каждым административным предписанием, тем самым придавая командной экономике недостающую ей, пусть относительную, гибкость и жизнеспособность.
Если говорить о деловой этике как совокупности общепринятых универсальных норм выполнения деловых обязательств, соблюдении «правил игры», то подобный «кодекс чести» современного российского предпринимательства, судя по всему, еще не сложился7. В то же время этические нормы формируются локально, в определенных сегментах рынка и в рамках неформальных деловых объединений. Иными словами, со «своими» все же принято вести себя порядочно, в отношении же «чужих» считается допустимым не проявлять особой щепетильности. Подобная избирательность применения этических норм характерна для раннего предпринимательств, особенно если оно формируется в стесненных условиях. А российское предпринимательство как раз и находится в подобном положении.
Образование сетей неформальных хозяйственных отношений определяет не только зону ответственности, но и способы принуждения к выполнению деловых обязательств. Важную часть механизмов такой поддержки составляют силовые методы.
Распространение
силового воздействия в хозяйственных
отношениях между предприятиями
одного уровня – явление относительно
новое, неизвестное в предшествующий
советский период. Во многих случаях
насилие применяется как
Сегодня
силовые методы осуществляются на коммерческой
основе правоохранительными органами,
специальными частными агентствами
или криминальными
Отношения
с представителями власти (федеральной
или местной, в зависимости от
масштаба предприятия) - один из самых
больных вопросов российского
Несмотря на обилие партий и специальных организаций, призванных защищать предпринимательские интересы, большинство предпринимателей демонстрируют отстраненность от политики, подчеркивают свою независимость и приоритет бизнеса как чисто профессионального занятия. Специфической чертой отечественных предпринимателей является также то, что вместо организованного лоббирования групповых интересов посредством союзов и ассоциаций они гораздо чаще используют свои индивидуальные связи в органах управления, вплоть до прямого подкупа чиновников.
В деловых отношениях высоко ценятся взаимное доверие и личная преданность. Предприниматели редко имеют дело с совершенно незнакомыми людьми, когда разворачивают дело. Большинство предпочитает привлекать своих родственников, друзей, знакомых или использовать механизм личных рекомендаций и на этой основе формировать свою доверенную команду.
Предприниматель
стремится сосредоточить в
При
анализе стилей руководства хозяйственными
предприятиями обращают на себя внимание
сохранившиеся от советского периода
элементы технократизма, ставившего производственно-
Поддержание
централизованного контроля требует
немалых сил. Возник своеобразный культ
хронической занятости
Риск является тяжелым бременем для любого предпринимателя (кроме особого типа - «игроков»). Однако ситуация, в которой развивается российский бизнес, приучает предпринимателей к неизбежности повышенного риска. Деловым людям присуща смелость, с которой они разворачивают новые, достаточно масштабные проекты, зачастую без детального их планирования и должной подготовки. Испытанным способом распределения и снижения риска служит диверсификация хозяйственной деятельности. Нередко является вынужденной стратегией борьбы за элементарное выживание.
Привычка бороться за выживание, жить в постоянном напряжении порождает изобретательность и умение выходить из безвыходных ситуаций. Адаптационные способности российских предпринимателей проявились, в частности, в успешной деятельности за пределами России, в быстром освоении чужих деловых правил и норм поведения часто при плохом знании иностранных языков.
Богатые
традиции дореволюционной
Отношение к партнерам, оказавшимся в качестве гостей на предприятии, не стеснено обычно рамками протокола. Для российского предпринимателя характерны традиции хлебосольства, выходящие за пределы чисто деловой необходимости. Традиционной чертой российской деловой культуры можно считать и подчеркнутое уважение к представителям дальнего зарубежья. Поиск зарубежных партнеров рассматривается не только как источник серьезных материальных вложений, но и как символ делового престижа предприятия. Пиетет к иностранцам сохраняется, несмотря на зачастую негативный опыт общения с иностранными партнерами.
Десятилетия усилий по атеистической пропаганде не прошли даром. Несмотря то, что сегодняшняя демонстрация религиозных чувств – нечто большее, чем просто мода, глубоко верующих среди предпринимателей, как и среди прочих групп населения, все равно немного. По данным опросов, верующими людьми считают себя лишь чуть больше трети предпринимателей. И почти каждый четвертый затрудняется с ответом. А регулярно соблюдают религиозные обряды лишь считанные единицы. В формировании норм экономического поведения ведущая роль остается за иными, социокультурными и этическими факторами.
Информация о работе Российская деловая культура: современное состояние