Ролевое поведение и гендерные конфликты в современном обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 20:06, курсовая работа

Описание работы

Объект курсовой работы: ролевое поведение людей и гендерные конфликты в современном обществе.
Предмет курсовой работы: влияние ролевого поведения индивидов на cодержание гендерных конфликтов в обществе.
Цель работы: изучить гендерные особенности поведения в конфликтной ситуации.
Актуальность этой темы, на мой взгляд, крайне велика, особенно, в ситуации политической и экономической нестабильности в стране.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1.Влияние стереотипов в формировании ролевого поведения в современном обществе…………………………………………………………………………...4
2. Ролевое поведение и гендерные конфликты в современном обществе…...10
3.Виды гендерных конфликтов в современном обществе……………………16
Вывод……………………………………………………………………………..23
Список использованной литературы…………………………………………...24

Работа содержит 1 файл

интернет.doc

— 121.50 Кб (Скачать)

     Концепция андрогинии. В данной концепции обосновывается тезис о том, что человек с андрогинными характеристиками может функционировать более эффективно и в более разнообразных условиях, чем человек, обладающий более традиционными мужскими или женскими качествами. До появления концепции андрогинии единственно правильным считался вариант такого развития личности, при котором мужчинам должны быть присущи исключительно маскулинные характеристики личности, а женщинам - фемининные. «Подобная гендерная поляризация катастрофически и без всякой нужды ограничивала человеческие возможности, оставляя каждой личности право лишь на половину полного личностного потенциала в рамках культурного определения гендерного соответствия».

     Проявления  не соответствующих полу качеств  личности и особенностей поведения  рассматривались как девиации и  патологии личностного развития. Девочки и женщины, обладающие маскулинными характеристиками, и мальчики и мужчины с фемининными чертами личности испытывали очень сильное давление со стороны социума связанное с осуждением и запрещением не типичных полу личностных и поведенческих проявлений. Естественно, что такие люди остро переживали состояние несоответствия внешним полоспецифичным нормам, им был присущ конфликт несоответствия ожиданиям.

     Основное  значение концепции андрогинии заключается  в том, что в ней теоретически обосновывается и эмпирически доказывается возможность для личности иметь одновременно и маскулинные и фемининные черты. Человеку не нужно отказываться от тех своих качеств и моделей поведения, которые его общество считает несоответствующими его или ее полу. Поэтому концепция андрогинии несет в себе конструктивный объяснительный потенциал для преодоления внутренних конфликтов, вызванных несоответствием нормативным ожиданиям-требованиям.[2c.56]

     В 70-е годы XX века, когда была создана  концепция андрогинии, она была очень  популярна, однако в настоящее время она является объектом критики даже со стороны своих авторов. Так, С.Бэм высказывает следующие критические замечания в адрес концепции андрогинии: «...концепция андрогинии одновременно настолько гендерно-нейтральна, настолько утопична и настолько лишена какой-либо реальной связи с исторической действительностью, что она даже не признает существование гендерного неравенства, не говоря уже о том, чтобы представить концептуальный или исторический анализ этого неравенства. ... Концепция андрогинии воспроизводит - и тем самым материализует - ту самую гендерную поляризацию, которую она пыталась ослабить. Как это происходит? За счет придания маскулинности и фемининности характера концептуальных данностей». Маскулинность и фемининность не являются глубинными структурами личности, а представляют собой стереотипные определения, внедренные в культурный дискурс.[4 c.89]

     Наибольший  вклад в объяснительные модели возникновения  гендерных конфликтов личности вносит теория гендерной схемы, которая опирается на теорию социального научения и теорию когнитивного развития. Эта теория была разработана Сандрой Бэм в 1977 году. Здесь феномен возникновения гендерных конфликтов объясняется при помощи гендерной схемы. Применение гендерных схем способствует стандартизации и единообразию индивидуальных социально-психологических реакций, а частое их использование препятствует адекватному восприятию многообразия мира, что в свою очередь тормозит развитие адаптивных и творческих возможностей личности. В зависимости от особенностей использования гендерных схем люди делятся на полотипизированных и неполотипизированных. Полотипизированные личности прибегают к схемам постоянно и поэтому воспринимают мир исключительно в дихотомических терминах противостояния мужского и женского; неполотипизированные личности почти не используют гендерные способы категоризации мира, выходя за пределы стереотипного мировосприятия и самооценки. Каждый человек в зависимости от особенностей собственного когнитивного развития и социальной ситуации, в которой он оказался, будет в большей или меньшей степени гендерно-схематизирован, а, следовательно, будет в большей или меньшей степени подвержен нормативному давлению в плане полоспецифичного поведения, что будет способствовать либо не способствовать возникновению гендерных конфликтов.

     Наряду  с широко известными концепциями, обладающими  продуктивными объяснительными  моделями анализа внутриличностных гендерных конфликтов, может быть предложена и новая теоретическая  модель - концепция гендерной компетентности.

     Данная  концепция опирается на основные положения гендерной теории. Она не только предлагает еще один вариант объяснения причин гендерных конфликтов, но и концентрирует свое внимание на путях и способах предотвращения личностных конфликтов гендерного содержания.

     В процессе гендерной социализации мальчики и девочки со временем превращаются в маскулинных и фемининных взрослых людей, которые добровольно принимают разные и неравные роли, уготованные им в андроцентричном и гендерно-поляризующем обществе. Гендерно-поляризующие представления о настоящем мужчине и настоящей женщине являются нормативными эталонами для людей, живущих в современном обществе. В сознании мужчин и женщин утверждается мысль, что их особенности - это не просто данность, а нечто, что они должны постоянно создавать и реконструировать с целью приближения к нормативному стандарту. Андроцентричная культура вынуждает мужчин серьезно тревожиться по поводу своего гендерного поведения. Андроцентризм основательно обесценивает и подавляет любые мысли, чувства и поступки мужчин, которые в культуре определены как женские. Образ «настоящего» мужчины включает такие характеристики, как профессиональная успешность, достойный социальный статус, материальное благополучие, физическая сила и выносливость, сдержанность в проявлении эмоций. Наиболее остро мужчинами переживается внешняя оценка их недостаточной материальной состоятельности, невозможности создать достойные условия жизни членам своей семьи. Когда мужчины чувствуют свою беспомощность в обыденной жизни и их маскулинность оказывается под угрозой из-за ощущения бессилия, то эта ситуация приводит к личностным проблемам.[7 c.31]

     Женщины ощущают сильное давление со стороны  традиционной культуры иного рода. Образ «настоящей женщины» включает успешность исполнения бытовой и  репродуктивной функций, а женщины, не способные иметь детей, почти неизбежно чувствуют, что они не «настоящие» женщины. Более того, экстраординарное акцентирование культуры на том, что настоящая женщина сексуально привлекательна для мужчины, вынуждает огромное количество немолодых женщин беспокоиться о том, что их статус настоящей женщины исчезнет безнадежно и навсегда. Это заставляет женщин идти на чрезмерные траты времени, энергии и денег в погоне за красотой.

     Люди  в разной степени привержены традиционным моделям полоролевого поведения, презентируемых институтами гендерной социализации. Полотипизированные люди (чаще предельно  фемининные женщины и крайне маскулинные  мужчины) особенно сильно мотивированы в плане реализации в своем поведении нормативных полоролевых стандартов, им близки традиционно-патриархатные представления. Они активно подавляют в себе любое поведение, которое может быть расценено окружающими как несвойственное гендеру. Общая самооценка личности у таких мужчин и женщин очень тесно связана с их гендерной самооценкой.

     Гендерно  некомпетентные (полотипизированные) мужчины и женщины не могут освободиться от давления гендерно-поляризованной и андроцентричной культуры, поэтому они часто переживают конфликтные состояния нереализованных личных устремлений и несоответствия ожиданиям. Чувства внутреннего напряжения и дискомфорта, ущемленности и нереализованности требуют выхода, эти деструктивные чувства могут найти выход в поведенческих проявлениях, связанных с подавлением и ущемлением прав других - представителей иной половой группы. В основе такого поведения лежат гендерные предрассудки (предубеждения в отношении лиц другого пола).[15 c.67] 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Вывод. 

     Противоречия  между представлениями об особенностях ролевого поведения мужчин и женщин и невозможностью или нежеланием личности соответствовать этим представлениям-требованиям вызывают гендерные конфликты. Любой гендерный конфликт базируется на половой дифференциации, существующей в любом обществе. Следовательно, в различных ситуациях мужчины и женщины могут действовать по-разному.

     В ходе работы было установлено, что женщины  в конфликтной ситуации проявляют  больше терпимости и стремление к  компромиссному  примирению интересов. Это обусловлено тем, что они  стараются найти решение, основанное на взаимных уступках. Мужчины же выбирают стратегию ухода, так как не могут проявить достаточную гибкость при разрешении противоречий. Также при преодолении конфликтов мужчинам свойственно отстаивать собственную позицию, в то время как женщины чаще стараются найти решение, максимально удовлетворяющее интересам обоих сторон.

     Мужчины более чётко рассматривают и  различают конфликтные ситуации, чем женщины, и дифференцируют совё поведение в зависимости от сферы  конфликта. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы. 

  1. Алешина, Ю.Е., Борисов, И.Ю. Полоролевая дифференциация как комплексный показатель межличностных  отношений супругов / Ю.Е. Алешина, И.Ю. Борисов // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. - 1984. - № 2. - С. 44-53.
  2. Анцупов, А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов / А.Я. Анцупов., А.И. Шипилов. – Москва, 2000. – 551 с.
  3. Бабосов, Е.М. Конфликтология / Е.М. Бабосов. – Минск: ТетраСистемс, 2000. – 310 с.
  4. Берн, Ш. Гендерная психология / Ш. Берн. – Санкт-Петербург: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. – 320 с.
  5. Воронина, О.А. Феминизм и гендерное равенство / О.А. Воронина. – Москва: Едиториал УРСС, 2004. – 320 с.
  6. Геодакян, В.А. Эволюционная теория пола / В.А.Геодакян // Природа. – 1991. № 8. – С.60-69.
  7. Громова, О.М. Конфликтология. / О.М. Громова.  – Москва: ГАУ, 1993. – 430 с.
  8. Грошев, И.В. Половой диморфизм и поведение в конфликте / И.В. Грошев // Психология. – 1996. № 6. – С.13-15.
  9. Дмитриев, С.М. Конфликтология / С.М. Дмитриев.  – Москва: Эко – Пресс, 2005. – 111 с.
  10. Котлова, Т.Б. Библиографический обзор исследований по проблемам гендерных стереотипов / / Т.Б. Котлова // Женщина в Российском обществе. – 2002. - № 1. – С. 25-33.
  11. Здравомыслов, Л.Г. Социология конфликта / Л.Г. Здравомыслов. Москва: Аспект Пресс, 1996. – 420 с.
  12. Воронина, О.А. Феминизм и гендерное равенство / О.А. Воронина. – Москва: Едиториал УРСС, 2004. – 320 с.
  13. Клёцина, И.С. Гендерная социализация: Учебное пособие / И.С. Клёцина. – Санкт-Петербург, 1998. – 315 с.
  14. Ильин, Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины / Е.П. Ильин. – Санкт-Петербург, 2002. – 512 с.
  15. Кон, И.С. Половые различия и дифференциация социальных ролей / И.С. Кон.  – Москва, 2009. – 776 с.
  16. Минорова, С.А., Кустова, О.Л. Формирование образа жизни в различных социальных группах / С.А. Минорова, О.Л. Кустова // Журнал практического психолога. – 1997. – №5. – С. 27–29.
  17. Николаева, Л.А. Мужчина и женщина глазами психофизиолога / Л.А. Николаева / Под редакцией Т.В. Барчуновой. – Новосибирск, 1998. С. 62-81.
  18. Никольская, И.М. Психологическая диагностика, коррекция и профилактика патогенных эмоциональных состояний у младших школьников / И.М. Никольская // Психология. – 2001. – № 2. – С. 14-16.
  19. Общество в гендерной перспективе: Сборник статей / Составитель Е.Г. Луговицкая. – Новгород, 2002. – С. 62-81.

Информация о работе Ролевое поведение и гендерные конфликты в современном обществе