Ролевое поведение и гендерные конфликты в современном обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 20:06, курсовая работа

Описание работы

Объект курсовой работы: ролевое поведение людей и гендерные конфликты в современном обществе.
Предмет курсовой работы: влияние ролевого поведения индивидов на cодержание гендерных конфликтов в обществе.
Цель работы: изучить гендерные особенности поведения в конфликтной ситуации.
Актуальность этой темы, на мой взгляд, крайне велика, особенно, в ситуации политической и экономической нестабильности в стране.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1.Влияние стереотипов в формировании ролевого поведения в современном обществе…………………………………………………………………………...4
2. Ролевое поведение и гендерные конфликты в современном обществе…...10
3.Виды гендерных конфликтов в современном обществе……………………16
Вывод……………………………………………………………………………..23
Список использованной литературы…………………………………………...24

Работа содержит 1 файл

интернет.doc

— 121.50 Кб (Скачать)

Содержание.

Введение…………………………………………………………………………..3

1.Влияние стереотипов в  формировании ролевого поведения в современном обществе…………………………………………………………………………...4

2. Ролевое поведение и гендерные конфликты в современном обществе…...10

3.Виды  гендерных конфликтов в современном обществе……………………16

Вывод……………………………………………………………………………..23

Список использованной литературы…………………………………………...24 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение.

     Ролевое поведение формируется в раннем возрасте человека. В формировании ролевого поведения весомую роль играют стереотипы людей, которые, сами того не замечая, примеряют на другого человека. Пример, плачущему мальчику напоминается, что он мужчина. И, если во взрослом возрасте, человек не соответствует принятому в обществе ролевому поведению, зачастую это приводит к конфликтной ситуации. На мой   взгляд, в нашем обществе, такие конфликты протекают в скрытой форме, в отличие от западного общества.

     Темой данной работы является исследование взаимосвязи ролевого поведения и гендерных конфликтов в современном обществе.

     Объект  курсовой работы: ролевое поведение  людей и гендерные конфликты  в современном обществе.

     Предмет курсовой работы:  влияние ролевого поведения индивидов  на cодержание гендерных конфликтов в обществе.

     Цель  работы: изучить гендерные особенности поведения в конфликтной ситуации.

     Актуальность  этой темы, на мой взгляд, крайне велика, особенно, в ситуации политической и экономической нестабильности в стране.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.Влияние  стереотипов в   формировании  ролевого поведения в современном обществе.

     Стереотипы  – это веками складывающиеся представления  об образах окружающего мира, которые  передаются из поколения в поколение  и присваиваются ребенком как  безусловные правила, законы либо нормы  поведения.

     Гендерные стереотипы – это один из видов стереотипов, основанный на принятых в обществе представлениях о мускулинном и феминном.

     Под социальным стереотипом обычно понимается стандартизированный, устойчивый, эмоционально насыщенный, ценностно-определенный образ. В основе производства социального стереотипа лежит психологический феномен генерализации, обобщения, схематизации данных опыта.

     Особенностями социального стереотипа как регулятора социальных отношений является феномен  поляризации качеств человека и  жесткая фиксированность такой полярной дихотомии. Синонимом стереотипа нередко выступают понятия предубеждения, предрассудка или клише. Американский социальный психолог Г. Тэшфелл пришел к следующим выводам относительно социальных стереотипов:

     1) Люди с легкостью проявляют  готовность характеризовать обширные человеческие группы или социальные категории недифференцированными, грубыми, пристрастными признаками.

     2) Такая категоризация отличается  прочной стабильностью в течение  очень длительного времени.

     3) Социальные стереотипы в некоторой степени могут изменяться в зависимости от социальных, политических или экономических изменений, но этот процесс происходит крайне медленно.

     4) Социальные стереотипы становятся  более отчетливыми, «произносимыми»  и враждебными, когда возникает  социальная напряженность между группами.

     5) Стереотипы усваиваются очень  рано и используются детьми  задолго до возникновения ясных  представлений о тех группах,  к которым они относятся.

     6) Социальный стереотип не представляет  большой проблемы, когда не существует явной враждебности в отношении групп, но их очень трудно модифицировать и управлять ими в условиях напряженности или конфликта. [6 c.61]

     Гендерные стереотипы – это сформировавшиеся в культуре обобщенные представления  о том, как действительно ведут  себя мужчины и женщины. Появление гендерных стереотипов обусловлено тем, что модель гендерных отношений исторически выстраивалась таким образом, что половые различия располагались над индивидуальными, качественными различиями личности мужчины и женщины.

     Стереотип не только выделяет статистически среднее мнение, но и задает норму, упрощенный или усредненный до предела образец социально одобряемого или социально допустимого поведения. Шаблоны, в том числе и вербальные, предшествуют самому действию: каждый индивид, вступая в социальный мир, обязан выбирать из готового набора стереотипов. Стереотипы общественного мнения задаются и обновляются средствами и средой самого общения, в том числе средствами массовой информации». Социальные стереотипы действуют в тех ситуациях, когда сложное явление упрощается до знакомого и привычного образца, взятого из арсенала исторической памяти, известного чужого примера и пр., вплоть до мифологических схем. Опознание (отнесение к известной схеме) в таких процессах, очевидно, заменяет понимание. В то же время стереотип может выступать и в качестве руководства к действию: люди не только опознают привычные образцы, но и стараются следовать им, чтобы быть понятыми другими и собой.[12 c.215-216]

     Можно отметить несколько основных стереотипов массового сознания:

     • «Дело женщины – домашнее хозяйство  и воспитание детей»;

     • «Принятие решений – мужское  дело»;

     • «Женщина без мужчины – неполноценный  член общества»;

     • « Мужчина во всех отношениях сильнее  и приспособленнее женщины»

     • «Бабы – дуры» и т.п.

     Характерные черты мужчины: сильный, склонен к занятиям спортом; меньше беспокоится о своей внешности и почти не боится старости; выполняет роль кормильца семьи; имеет опыт сексуальной жизни; неэмоционален, стоек; логичен, рационален, объективен, обладает развитым интеллектом; стремится к власти и лидерству; независим, свободен; активен; стремится к успеху, честолюбив.

     Характерные черты женщины: слабая, не склонна к занятиям спортом; беспокоится о своей внешности и боится старости; проявляет привязанность к семье; добродетельна; эмоциональна, нежна; легкомысленна, непоследовательна, обладает тонкой интуицией; уступчива, услужлива; зависима, в большой мере нуждается в защите; пассивна; робкая, застенчивая.

     Как и прежде, считается, что женщина  должна быть прежде всего красивой, а мужчина – умным. Исследование показало общность и мужских и женских ассоциаций относительно объектов «женственность» и «красота». Данные характеристики наиболее тесно ассоциируются с женщиной, как у мужчин, так и у женщин. Увеличилась значимость такого объекта как «ум», сами женщины чаще отождествляют себя с такой характеристикой, как «ум».

     У мужчин на сегодня «женственность»  и «власть» находятся на достаточно близких позициях, что говорит  о признании мужчинами того факта, что женщина обладает властью, находится во власти и может стремиться к обладанию властью. Незначительные изменения во взглядах мужчин о предназначении женщин говорят, о переплетении, сочетании традиционных взглядов с современными; о признании женских возможностей и мужских слабостей.

     Таким образом, понятия «гендер» и «стереотип», несмотря на свою устойчивость, не являются неизменными во времени некоторые из качеств заменяют друг друга, но в то же время остаются и традиционные качества, приписываемые мужчинам и женщинам, и сегодня они особенно высоко оцениваются. [7c.220]

     При этом в женском самосознании появились  новые черты: чтобы быть с мужчиной на равных, женщина должна быть умной, энергичной, предприимчивой, то есть обладать некоторыми свойствами, которые традиционно составляли монополию мужчин.

     Неоднозначен  стал и образ мужчины. Раньше ему  предназначалось быть сильным, агрессивным, а сегодня он должен быть умным, властным, красивым. То есть начинают цениться качества, которые считаются признаками женственности.

     В связи с этим некоторые ученые говорят об угрозе феминизации мужчин и маскулинизации женщин. Но это  не совсем так. Социальные сдвиги, трансформация  общества вызывают перемены в гендерных  стереотипах, которые сегодня становятся менее отчетливыми и полярными, что идет на пользу как самим мужчинам и женщинам, так и всему обществу.

     Хотя, попытка смены традиционных гендерных  ролей приводит к проблеме отсутствия новых ценностных ориентиров для  мужчин и женщин.

     Например, в обществе Казахстана некоторые  новые ценности, такие, как равноправие, плохо согласуются с патриархатными стереотипами относительно роли мужчины и женщины в обществе.[2 c.230]

     В любом обществе рано или поздно возникает  необходимость пересмотра, изменения  традиционных стереотипов, так как  полностью отказаться от них невозможно.

     В чем же негативная роль стереотипов?

     По  мнению ученых, стереотипы сдерживают развитие не только женщин, но и мужчин. Они служат источником психической  напряженности мужчин и не пригодны для воспитания мальчиков. Стереотипы вредны, так как люди их не принимающие подвергаются общественному осуждению; те же, кто пытается им следовать, совершают над собой насилие.

     Эффект  гендерных стереотипов проявляется и в том, что из единичного случая делаются далеко идущие обобщения. Например, стоит женщине – водителю нарушить правила дорожного движения, как мужчины сразу восклицают: «Я же говорил, что женщины не умеют водить машину!» Здесь проявляется эффект пристрастного отношения к той группе, к которой принадлежит оценивающий. [8 c.56-57]

     Вильямс и Бест установили, что женщины  неизменно демонстрировали по отношению  к женщинам, чем-то, которое демонстрировали  по отношению к женщинам мужчины, а мужчины в свою очередь также  неизменно демонстрировали более  позитивное, чем женщины, отношение к мужчинам.

     Следующий отрицательный эффект гендерных  стереотипов это торможение развития тех качеств, которые не соответствуют  данному полоролевому стереотипу.

     Несомненно, что господствующие иные полоролевые  стереотипы причиняют вред обоим  полам. Вместе с образом непрактичного и безответственного человека, который мужчины молчаливо принимают, они безропотно соглашаются и с доминированием женщин в домашнем быту.

     На  первый взгляд, сверхактивность и  сверхзаботливость женщин освобождают  мужчин от беспокойства о семье и от домашней работы. Но если взглянуть глубже, то такое охранительное поведение женщин воспитывает в характере мужчин свойство зависимости и не дает им почувствовать в себе уверенность, смелость, самоуважение, столь необходимые для того, чтобы противостоять давлению могущественных сил в других сферах общественной жизни.

     Гендерные стереотипы могут изменяться в зависимости  от социальных, экономических или  политических изменений, но этот процесс  происходит достаточно медленно. Стереотипы усваиваются очень рано, и используются детьми задолго до возникновения собственных мнений о тех группах, к которым они относятся. Как правило, человек не осознает или не хочет осознавать, что он предубежден, и рассматривает свое отношение к объекту предубеждения как следствие объективной и самостоятельной оценки каких-то фактов. Предрассудки складываются на основе искаженной или неполной информации.[10 c.76]

     В настоящее время, с одной стороны, многие предрассудки относительно женщин ослабевают, с другой - появляются новые. Говоря об источниках предрассудков, прежде всего, называют неравный статус: предрассудки помогают оправдывать экономическое и социальное превосходство тех, у кого в руках богатство и власть. Предрассудки и дискриминация находятся в отношениях взаимной поддержки: дискриминация поддерживает предрассудок, а предрассудок узаконивает дискриминацию.

     Формирующая сила культурных ожиданий проявляется  в наших представлениях о том, как должны себя вести мужчины  и женщины. Даже в современном  североамериканском браке, где оба супруга работают, мужчины выполняют большую часть ремонтных работ по дому, а женщины преимущественно заботятся о детях. Во всех странах девочки проводят сравнительно много времени за такими занятиями, как помощь родителям по дому и присмотр за маленькими детьми, а мальчикам чаще позволяют играть без надзора взрослых.[11 c.34] 
 
 

     2. Ролевое поведение  и гендерные конфликты  в современном  обществе.

     Проблема  конфликтных взаимодействий привлекает пристальное внимание ученых и находит  отражение в целом ряде работ отечественных и зарубежных психологов (А.Я. Анцупов, М. В. Афонькова, Н.В. Гришина, А.И. Донцов, А.А. Ершов, А.Г. Здравомыслов, Л.А. Петровская, Т.С. Сулимова, К. Боулдинг, Р. Дарендорф, М. Дейч, Л. Козер, К. Левин, Г. Зиммель и др.) Психологические исследования показали, что не существует «чисто» мужской или женской личности. Каждая в той или иной мере присутствует в индивиде. Зато существует мужское и женское поведение, которое с ранних лет взращивают в ребенке.[5 7c.79]

Информация о работе Ролевое поведение и гендерные конфликты в современном обществе