Роль высшего образования в современном обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 11:04, контрольная работа

Описание работы

Цель контрольной работы:
Охарактеризовать роль высшего образования и профессиональной квалификации в современном обществе.
Охарактеризовать метод опроса
3) Закрепит теоретические знания о проведении социологического исследования.
4) Получить навыки в составлении анкет в проведение опроса.

Содержание

Введение;…………………………………………………………………………………3
Теоретическая часть;……………………………………………………………………..5
а) Роль высшего образования в современном обществе

3. Методическая часть;………………………………………………………………………8
б) Социологический метод сбора информации. Опрос

4. Аналитическая часть;…………………………………………………………………….10
в) Проведение социологического опроса на тему: «Высшее образование в современном обществе»

5. Вывод;……………………………………………………………………………………..20
6. Список используемой литературы;……………………………………………………...22

Работа содержит 1 файл

контрольная по социологии.docx

— 94.39 Кб (Скачать)

План

  1. Введение;…………………………………………………………………………………3
  2. Теоретическая часть;……………………………………………………………………..5

а) Роль высшего образования  в современном обществе

 

3. Методическая часть;………………………………………………………………………8

б) Социологический метод  сбора информации. Опрос

 

4. Аналитическая часть;…………………………………………………………………….10

в) Проведение социологического опроса на тему: «Высшее образование  в современном обществе»

 

5. Вывод;……………………………………………………………………………………..20

6. Список используемой  литературы;……………………………………………………...22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Представленная контрольная  работа  посвящена теме «Высшее образование и профессиональная квалификация как фактор социальной мобильности»

Актуальность контрольной работы заключается в концепции модернизации российского образования

Цель контрольной работы:

  1. Охарактеризовать роль высшего образования и профессиональной квалификации в современном обществе.
  2. Охарактеризовать метод опроса

     3)  Закрепит теоретические знания о проведении социологического исследования.

     4)  Получить  навыки в составлении анкет в проведение опроса.

Главная задача темы - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства

Объектом  исследования контрольной работы является Бизнес – колледж

При этом предметом исследования является выяснение точек зрения  населения Калининградской области по отношению к получению высшего образования.

            В качестве источников информации  использованы теоретические труды  отечественных и учёных, посвящённых  тематике «Социология». 

           Работа имеет традиционную структуру  и включает в себя: план,  введение, теоретическую часть, методическую  часть, аналитическую часть, вывод  и список используемой литературы.

           Во введении обоснована актуальность  работы, поставлены цель и задачи  исследования, указаны объект и  предмет, и  источники информации.

В теоретической части  рассмотрена роль высшего образования  в современном обществе.

В методической части указано  описание социологического  метода сбора информации (опроса).

В аналитической части  указан метод проведения социологического исследования – (личный опрос);

представлен тип требуемой  информации и источники её получения  – (первичная информация);

проведен метод сбора  необходимых данных – (анкетирование);

показана форма сбора  данных – (секторные диаграммы);

 указаны количественные  и качественные характеристики  респондентов –(40 человек, жители  Калининградской области).

В выводе представлены обобщенные результаты проведения опроса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Роль высшего  образования в современном обществе.

Уровень образования является существенным признаком, с помощью  которого внутри сообщества выделяются отдельные группы людей. На протяжении почти всего XX-го столетия наличие  высшего образования определяло вхождение индивида в так называемый интеллектуальный слой, став неотъемлемым атрибутом интеллектуальной элиты  общества. Однако в последние годы роль высшего образования меняется, оно становится более доступным  для широкого круга людей, и количество владельцев дипломов непрерывно растет. По данным сборника Федеральной службы государственной статистики Россия за последние десять лет количество отечественных высших учебных заведений  увеличилось на 67 %, а численность  обучающихся в них студентов  в 2,5 раза.

В итоге, в 2003 году среди всех занятых в экономике России насчитывалось 15,4 млн. лиц с высшим образованием, что составляло более 23 %. Для сравнения, в 1992 году эта доля не превышала 16 %. Еще несколько десятилетий назад  для работы по многим профессиям, предусматривающим  большую долю умственного труда, вполне хватало среднего профессионального  образования, а получение высшего  образования являлось способом повышения  социального статуса, карьерного роста, увеличения уровня доходов и т. п.

На сегодняшний день ситуация изменилась, и теперь абсолютное большинство  интеллектуальных профессий требует  от работника самой высокой квалификации. Получение высшего образования  становится нормой, выражающей средний  общественно-необходимый уровень  подготовки в развитом информационном обществе. Конечно, это не касается людей, занятых физическим трудом. Для  освоения необходимых профессиональных знаний и навыков им по-прежнему достаточно общего среднего или начального профессионального образования. Подтверждением того, что для основной массы работников умственного труда высшее образование  становится нормой, могут служить  в СМИ объявления о вакансиях. Исследование требований, которые сегодня предъявляет работодатель при найме, позволяет сделать вывод, что наличие высшего образования является первым и основным условием приема на любую работу, связанную с умственной деятельностью. Для трудоустройства на должность секретаря, делопроизводителя, бухгалтера и т. д. все чаще необходим диплом о высшем образовании, не говоря уже о более сложных профессиях. В чем причины роста требований к уровню образования потенциального работника?

Как уже отмечалось, в  последнее время на рынке труда  значительно возросла численность  специалистов с высшим образованием, причем часть из них остается не занятой. В связи с этим можно  предположить, что увеличение предложения  квалифицированной рабочей силы и ее избыток дают возможность  работодателю выбирать из огромной массы  специалистов, а, значит, и повышать претензии к уровню подготовки работника. Однако, скорее всего, подобный рост требований объясняется иными причинами. Высокие  темпы научно-технического прогресса, распространение информационных технологий и многие другие факторы, предъявляют  новые, гораздо более высокие  требования к квалификации специалиста, чем, например, 10 лет назад. Сегодняшний  работник должен быть максимально мобильным, от него требуется умение быстро обрабатывать большие объемы информации и на основе этого принимать оперативные  решения. К тому же, активное развитие технологий и быстрое устаревание  знаний во многих областях науки и  техники предполагают постоянное повышение  квалификации специалиста, в том  числе и путем самообразования.  Современный работник должен легко  управляться с компьютерной техникой, знать иностранные языки, обладать аналитическими способностями и  такими качествами, как самостоятельность, обучаемость, креативность и т. д.

По самым разным причинам, нынешняя средняя школа не развивает  в человеке многие из перечисленных  навыков, которые чаще всего приобретаются  в процессе обучения в ВУЗе. Именно в институте студент гораздо  более свободен, а потому и более  самостоятелен: он учится распределять собственное время, силы, ставить  задачи и достигать цели, принимать  решения и нести за них ответственность. Таким образом, становится ясно, что  работнику интеллектуального труда  сегодня не обойтись без высшего  образования, а наблюдающийся рост численности студентов и вузов  наглядно выявляет современные тенденции  развития информационного общества.

В качестве одной из наиболее насущных проблем отечественного высшего  образования отмечают отсутствие его  связи с рынком труда: из ВУЗов  выпускаются молодые специалисты, на которых фактически нет спроса. Действительно, более гибкое реагирование образовательной системы на изменение  рыночной конъюнктуры могло бы значительно  повысить ее эффективность. Но даже в  сложившейся ситуации, когда выпускник  идет работать не в соответствии с  полученной специальностью, нельзя говорить о зря потраченных на обучение средствах. Сегодня для работодателя важен не столько набор конкретных знаний молодого специалиста, сколько  его способность мыслить, сочетающаяся с высоким культурным уровнем  и мировоззрением. Именно поэтому для работодателя часто оказывается не важно, по какой именно специальности обучался студент, а важно наличие высшего образования любого.

Сейчас становится очевидно, что в современном мире информация дешевеет, растет ее доступность благодаря  современным технологиям, прежде всего  Интернету. Любые специальные знания можно почерпнуть из недр всемирной  сети, пребывая вне образовательного учреждения. Вместе с тем, развить  личность человека можно только в  процессе обучения.

В настоящее время обучение в ВУЗе становится одним из обязательных этапов формирования личности современного работника умственного труда. Традиционная роль высшего образования как  системы повышения профессиональной квалификации изменяется, оно получает статус нормы при подготовке работников интеллектуального труда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Социологический метод сбора информации

1) Опрос- представляет собой общение интервьюера и респондента, в котором главным инструментом выступает заранее сформулированный вопрос. Опрос можно рассматривать как один из самых распространённых методов получения информации о субъектах — респондентах опроса. Опрос заключается в задавании людям специальных вопросов, ответы на которые позволяют исследователю получить необходимые сведения в зависимости от задач исследования. К особенностям опроса можно причислить его массовость, что вызвано спецификой задач, которые им решаются. Массовость обуславливается тем, что психологу, как правило, требуется получение сведений о группе индивидов, а не изучение отдельного представителя.

Виды опросов:

  • Анкетирование
  • Личностные тесты
  • Метод лестницы

Интервью относят как и к методу опроса, так и к методу беседы.

 Виды вопросов  в соответствии с решаемыми  задачами:

  • Закрытые — открытые
    • Закрытые (структурированные) вопросы предполагают выбор ответа из списка. Закрытые вопросы могут быть дихотомическими («да/нет») или же с множественным выбором, то есть предоставлять более двух вариантов ответа. Ответы на закрытые вопросы легко поддаются обработке; недостатком же можно считать высокую вероятность необдуманности ответов, случайный их выбор, автоматизм у респондента.
    • Открытые (неструктурированные) вопросы не содержат никаких заготовленных ответов, а респондент отвечает в свободной форме. Данные, полученные из ответов на такие вопросы, обрабатывать труднее, чем в случае с закрытыми вопросами.
  • Субъективные — проективные
    • Субъективные вопросы спрашивают респондента об его отношении к чему-либо или о его поведении в определённой ситуации.
    • Проективные вопросы спрашивают о третьем лице, не указывая на респондента.

Метод анкетирования:

 Анкетирование — опрос при помощи анкеты. Анкетирование в психологии используется с целью получения психологической информации, а социологические и демографические данные играют лишь вспомогательную роль. Анкетирование проводится в основном в случаях, когда необходимо выяснить мнения людей по каким-то вопросам и охватить большое число людей за короткий срок.

Виды анкетирования:

 По числу  респондентов

  • Индивидуальное анкетирование (один респондент)
  • Групповое анкетирование (несколько респондентов),
  • Аудиторное анкетирование - методическая и организационная разновидность анкетирования, состоящая в одновременном заполнении анкет группой людей, собранных в одном помещении в соответствии с правилами выборочной процедуры
  • Массовое анкетирование (от сотни до тысяч респондентов)

 По полноте  охвата:

  • Сплошное (опрос всех представителей выборки)
  • Выборочное (опрос части выборки)

По типу контактов  с респондентом:

  • Очное (в присутствии исследователя-анкетёра)
  • Заочное (анкетёр отсутствует)
    • Рассылка анкет по почте
    • Публикация анкет в прессе
    • Публикация анкет в Интернете
    • Вручение и сбор анкет по месту жительства, работы и т. д.

 

Цель работы:

 

1) Охарактеризовать роль высшего образования и профессиональной квалификации в современном обществе

2) Закрепит теоретические знания о проведении социологического исследования.

3) Получить  навыки в составлении анкет в проведение опроса

 

План работы:

 

1)Предприятие

2)Проблемы и цели исследования

3)План исследования

  1. Метод проведения социологического исследования
  2. Тип требуемой информации и источники её получения
  3. Метод сбора необходимых данных
  4. Форма сбора данных
  5. Количественные и качественные характеристики респондентов.

Информация о работе Роль высшего образования в современном обществе