Роль СМИ в политике

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 22:23, лекция

Описание работы

Чем полнее информированы люди, тем точнее они могут определить собственную позицию.
В этом и состоит возросшая в наше время роль СМИ. Попытаемся разобраться в том, как рассматривает политическая наука участие СМИ в современной политической жизни общества.

Работа содержит 1 файл

rolsmi.doc

— 84.50 Кб (Скачать)

редко воспринимают на веру обещания и призывы тех по-

литиков, которые хотят использовать их активность лишь в

собственных интересах.

Попытки тех или иных политических сил, применяя но-

вые средства, манипулировать поведением людей остались

бы тщетными, если бы каждый гражданин научился крити-

чески оценивать информацию, отличать объективную ин-

формацию от искаженной, выработал у себя, опираясь на

научные знания, устойчивые взгляды на общество, полити-

ку и роль СМИ.

ВЛИЯНИЕ СМИ НА ИЗБИРАТЕЛЯ

Ученые, изучавшие роль СМИ в политической жизни,

пришли к выводу о том, что ни один кандидат в представи-

тельные органы власти не будет иметь серьезных шансов на

избрание, если не сможет использовать телевидение и дру-

гие СМИ. Роль СМИ в избирательных кампаниях, особенно

с распространением телевидения, значительно возросла. Это

нашло отражение в структуре расходов участвующих в вы-

борах партий и кандидатов: оплата газетной площади и

эфирного времени на радио и телевидении для публикации

агитационных материалов составляет существенную часть

затрат.

Внимание СМИ к возможным участникам выборов нара-

стает еще до начала избирательной кампании. А политичес-

кие и общественные деятели, имеющие намерение быть кан-

дидатами, стремятся привлечь к себе внимание СМИ. На

этапе предвыборной агитации СМИ по сравнению с другими

способами воздействия на избирателей (собраниями, встреча-

ми кандидатов с гражданами, митингами и т. д.) обладают

особыми возможностями: они способны доставить агитацион-

ные материалы в каждый дом. Эти материалы могут быть

представлены в форме публичных дебатов, дискуссий, ≪круг-

лых столов≫, пресс-конференций, интервью, показа телеочер-

ков, видеофильмов о кандидате или политической партии.

В избирательные кампании через СМИ широко проника-

ют методы коммерческой рекламы. Партии и деятели, пре-

тендующие на избрание, подаются как своего рода товар на

политическом рынке. С этой целью к агитации подключа-

ются рекламные компании. Привлекаются консультанты,

которые изучают ≪рынок≫ (состав, социальное положение,

ожидания избирателей), намечают меры, необходимые для

продвижения ≪товара≫, дают советы нанявшим их участни-

кам предвыборной борьбы. Создаются рекламные материалы

с использованием образов политических деятелей, политиче-

ской символики, кинохроники, мультипликации, музыки

и т. п. Вся эта деятельность на выборах получила название

≪политический маркетинг≫.

Политическая реклама, подобно рекламе товаров, способ-

на влиять на избирателей, подверженных внушению. Вну-

шение - это процесс эмоционально окрашенного воздейст-

вия на людей с помощью слов, жестов, музыки и других

средств. Он связан со снижением критичности восприятия

внушаемого содержания, отсутствием его понимания, соот-

несения с прошлым опытом.

Любая телевизионная реклама должна быть краткой,

разнообразной, эмоционально насыщенной. Поэтому совре-

менная политическая реклама в основном принимает вид

клипов. Вообще клипом называют короткий кино- или ви-

деофильм, снятый главным образом по сюжету рекламного

ролика (малой формы киноискусства). В политической пси-

хологии выделяют четыре вида клипов. Первый нацелен на

то, чтобы как можно больше избирателей запомнили фами-

лию кандидата. Она часто появляется на экране, звучит в

песне, стихотворении, сопровождает кадры хроники, фото-

графии и т. д. Другой вид клипа должен представить про-

грамму кандидата в виде одной привлекательной для изби-

рателя идеи. Следующий вид — негативный материал о

сопернике, например отрицательные высказывания людей о

нем. Наконец, четвертый вид — ≪ударный≫ клип, призыва-

ющий голосовать за кандидата (≪Мы —за него!≫).

Политический маркетинг наибольшее развитие получил

в США. Он распространился и в других странах.

В ходе предвыборной кампании проводятся опросы обще-

ственного мнения. Они выявляют настроения избирателей,

волнующие их проблемы, отношение к участникам выборов,

предпочтения. Регулярное освещение в СМИ результатов та-

ких опросов поднимает интерес к выборам, создает ощуще-

ние соревнования, побуждает следить за ходом ≪избиратель-

ного марафона≫. Однако эти результаты могут влиять на

позиции избирателей, поскольку многие из них, не готовые

к самостоятельному выбору, склонны голосовать, ориенти-

руясь на мнение большинства.

Опыт Новейшего времени свидетельствует, что в некото-

рых случаях СМИ, имеющие различную идейно-политичес-

кую ориентацию, на выборах фактически принимают на се-

бя роль политических партий. Они ведут борьбу за

аудиторию, способствуя увеличению числа сторонников той

или иной политической позиции, того или иного кандида-

та. Однако нельзя преувеличивать влияние СМИ. На чело-

века одновременно воздействуют многие институты: семья,

школа, церковь, община и другие, а также межличностное

общение. Потоки информации взаимодействуют и как бы

пересекаются, они преломляются в сложившихся ранее

взглядах, устоявшихся традициях, жизненном опыте.

Особое значение имеет компетентность гражданина, его по-

литическая культура, способность различать объективную ин-

формацию и политические манипуляции, отбирать полезные

для себя сведения и противостоять ухищрениям политическо-

го маркетинга. В наше время невозможно ориентироваться в

жизни общества, игнорируя СМИ. Знания о возможностях со-

временных СМИ, их ≪плюсах≫ и ≪минусах≫ помогают каждо-

му определить собственную политическую позицию.

7ШОсновные понятия: средства массовой информации.

f^is Термины: политическое манипулирование, политический

маркетинг, общественное мнение.

Проверьте себя

1) Что входит в понятие ≪средства массовой информа-

ции≫? 2) Чем массовая информация отличается от обмена

информацией в межличностном общении? 3) Каковы поли-

тические функции СМИ? 4) В чем состоят особенности раз-

личных видов массовой политической информации?

5) Какие возможности дают СМИ для воздействия на изби-

рателя? 6) Как действует механизм политического манипу-

лирования, каковы его последствия? 7) При каких усло-

виях избиратель может противостоять политическим мани-

пуляциям с использованием СМИ?

Подумайте, обсудите, сделайте

1. Подумайте о следующих фактах, имевших место в на-

чале XX в. На затерявшемся в океане острове жили две об-

щины колонистов — немцев и англичан, предки которых

давно поселились здесь. Они мирно общались между собой,

сотрудничали, причин для ссоры не было. Сношения с

внешним миром осуществляли корабли, изредка заходив-

шие сюда. В августе 1914 г. началась мировая война, но на

острове об этом ничего не знали, поскольку радиосвязи тог-

да не было. Жизнь протекала в привычном порядке. Лишь

в 1915 г. пришел корабль, экипаж которого принес весть о

том, что Великобритания и Германия столкнулись в крова-

вой битве. Обстановка на острове сразу обострилась, отно-

шения между общинами стали враждебными. Какие выво-

ды о значении политической информации можно сделать из

этой истории?

2. Оцените следующие факты. В середине XX в. для то-

го, чтобы переслать 30 страниц текста на расстояние

5 тыс. км, потребовалось бы примерно 10 дней и около

30 долларов. В 1980 г. ту же задачу можно было выполнить

по факсу за один час. Это стоило бы примерно 50 долларов.

В начале XXI в., используя лучшие сети передачи данных,

тот же объем информации можно перебросить за 3 секунды,

затратив 3 цента. Стоимость операции упала в тысячу раз,

а скорость возросла в 300 тысяч раз. Сделайте выводы из

этих фактов.

3. Американский журналист Ч. Дейна как-то сказал:

«Если собака кусает человека, это не новость; новость — если человек кусает собаку.» Отражает ли это высказывание сущность СМИ? Какое положение учебного текста перекли-кается с этими словами?

4. Проследите, как освещается какое-либо значительное событие, происходящее одновременно с изучением данной темы, в одной из центральных газет, в одной из информационных программ радио и в одной из информационных программ телевидения. Сопоставьте это с характеристикой особенностей каждого вида СМИ. Сделайте выводы.

5. Проведите небольшое социологическое исследование — анкетный опрос ваших одноклассников на тему «Мой главный источник политической информации». Результаты исследования обсудите в классе.

6. Составьте для молодого человека, проявляющего интерес к массовой информации, памятку под названием Как ориентироваться в материалах СМИ (вариант названия: Лоцман в море политической информации).

 

Прочтите фрагмент из работы современного политолога.

«Процесс формирования демократического общественного мнения включает два элемента: во-первых, доступ к информации, во-вторых, способность ее анализировать и принимать решение. Очевидно, что Интернет обеспечивает неслыханный прежде доступ к информации и расширяет возможности коммуникации. Возникает идея виртуального общества, которое благодаря Интернету способно преодолеть иерархизм реальной власти. Электронная коммуникация осуществляет полное равенство ее участников и участниц.

Наибольшие перспективы имеет процесс использования Интернет-технологий для дальнейшего расширения возможностей существующей системы представительной демократии и развития процессов так называемой электронной

демократизации. Ее основной смысл заключается в использовании Интернет-технологий для следующих целей:

•расширения доступа избирателей и СМИ к законотворческой деятельности;

•снижения издержек по формированию ассоциаций и объединений избирателей;

•повышения эффективности обратных связей между избирателями и их представителями в законодательных органах власти. Развитие компьютерной сети изменило во многом характер политических коммуникаций, позволив устанавливать одновременный контакт между миллионами людей.»

Вершинин С. Политическая коммуникация в информационном обществе. — СПб., 2001. — С. 87.

 

Вопросы и задания к источнику.

1) В чем состоит смысл электронной демократизации?

2) Каким образом может быть расширен доступ избирателей к законотворческой деятельности?

3) Как Интернет может способствовать снижению издержек по формированию ассоциаций и объединений избирателей?

4) В чем состоит перспектива осуществления через Интернет обратных связей между избирателями и их представителями в законодательных органах власти?

5) В чем заключается преимущество Интернет-технологий перед возможностями традиционных СМИ?

6) На основе документа и текста параграфа сделайте вывод о новых возможностях, которые открывает Интернет для развития демократии.

Об этом спорят

Споры, как отмечает автор приведенного выше фрагмента, вызывает вопрос о характере влияния Интернета на демократические институты и процессы. Этот общий вопрос включает в себя ряд более конкретных:

- Что происходит с прежними политическими институтами, когда и как рождаются новые институциональные структуры?

- Как изменить общественное устройство, чтобы максимально использовать преимущества новых возможностей в информационных взаимодействиях, но при этом сохранить устойчивость общественных институтов?

- Каковы механизмы трансформации взаимоотношений гражданского общества и государства, демократии и публичной сферы, прямой и представительной демократии в информационном обществе?

- В чем заключается влияние Интернета как средства массовой политической коммуникации на электоральное поведение граждан?

- Какой тип демократии формируется в информационном обществе?

Информация о работе Роль СМИ в политике