Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 22:23, лекция
Чем полнее информированы люди, тем точнее они могут определить собственную позицию.
В этом и состоит возросшая в наше время роль СМИ. Попытаемся разобраться в том, как рассматривает политическая наука участие СМИ в современной политической жизни общества.
редко воспринимают на веру обещания и призывы тех по-
литиков, которые хотят использовать их активность лишь в
собственных интересах.
Попытки тех или иных политических сил, применяя но-
вые средства, манипулировать поведением людей остались
бы тщетными, если бы каждый гражданин научился крити-
чески оценивать информацию, отличать объективную ин-
формацию от искаженной, выработал у себя, опираясь на
научные знания, устойчивые взгляды на общество, полити-
ку и роль СМИ.
ВЛИЯНИЕ СМИ НА ИЗБИРАТЕЛЯ
Ученые, изучавшие роль СМИ в политической жизни,
пришли к выводу о том, что ни один кандидат в представи-
тельные органы власти не будет иметь серьезных шансов на
избрание, если не сможет использовать телевидение и дру-
гие СМИ. Роль СМИ в избирательных кампаниях, особенно
с распространением телевидения, значительно возросла. Это
нашло отражение в структуре расходов участвующих в вы-
борах партий и кандидатов: оплата газетной площади и
эфирного времени на радио и телевидении для публикации
агитационных материалов составляет существенную часть
затрат.
Внимание СМИ к возможным участникам выборов нара-
стает еще до начала избирательной кампании. А политичес-
кие и общественные деятели, имеющие намерение быть кан-
дидатами, стремятся привлечь к себе внимание СМИ. На
этапе предвыборной агитации СМИ по сравнению с другими
способами воздействия на избирателей (собраниями, встреча-
ми кандидатов с гражданами, митингами и т. д.) обладают
особыми возможностями: они способны доставить агитацион-
ные материалы в каждый дом. Эти материалы могут быть
представлены в форме публичных дебатов, дискуссий, ≪круг-
лых столов≫, пресс-конференций, интервью, показа телеочер-
ков, видеофильмов о кандидате или политической партии.
В избирательные кампании через СМИ широко проника-
ют методы коммерческой рекламы. Партии и деятели, пре-
тендующие на избрание, подаются как своего рода товар на
политическом рынке. С этой целью к агитации подключа-
ются рекламные компании. Привлекаются консультанты,
которые изучают ≪рынок≫ (состав, социальное положение,
ожидания избирателей), намечают меры, необходимые для
продвижения ≪товара≫, дают советы нанявшим их участни-
кам предвыборной борьбы. Создаются рекламные материалы
с использованием образов политических деятелей, политиче-
ской символики, кинохроники, мультипликации, музыки
и т. п. Вся эта деятельность на выборах получила название
≪политический маркетинг≫.
Политическая реклама, подобно рекламе товаров, способ-
на влиять на избирателей, подверженных внушению. Вну-
шение - это процесс эмоционально окрашенного воздейст-
вия на людей с помощью слов, жестов, музыки и других
средств. Он связан со снижением критичности восприятия
внушаемого содержания, отсутствием его понимания, соот-
несения с прошлым опытом.
Любая телевизионная реклама должна быть краткой,
разнообразной, эмоционально насыщенной. Поэтому совре-
менная политическая реклама в основном принимает вид
клипов. Вообще клипом называют короткий кино- или ви-
деофильм, снятый главным образом по сюжету рекламного
ролика (малой формы киноискусства). В политической пси-
хологии выделяют четыре вида клипов. Первый нацелен на
то, чтобы как можно больше избирателей запомнили фами-
лию кандидата. Она часто появляется на экране, звучит в
песне, стихотворении, сопровождает кадры хроники, фото-
графии и т. д. Другой вид клипа должен представить про-
грамму кандидата в виде одной привлекательной для изби-
рателя идеи. Следующий вид — негативный материал о
сопернике, например отрицательные высказывания людей о
нем. Наконец, четвертый вид — ≪ударный≫ клип, призыва-
ющий голосовать за кандидата (≪Мы —за него!≫).
Политический маркетинг наибольшее развитие получил
в США. Он распространился и в других странах.
В ходе предвыборной кампании проводятся опросы обще-
ственного мнения. Они выявляют настроения избирателей,
волнующие их проблемы, отношение к участникам выборов,
предпочтения. Регулярное освещение в СМИ результатов та-
ких опросов поднимает интерес к выборам, создает ощуще-
ние соревнования, побуждает следить за ходом ≪избиратель-
ного марафона≫. Однако эти результаты могут влиять на
позиции избирателей, поскольку многие из них, не готовые
к самостоятельному выбору, склонны голосовать, ориенти-
руясь на мнение большинства.
Опыт Новейшего времени свидетельствует, что в некото-
рых случаях СМИ, имеющие различную идейно-политичес-
кую ориентацию, на выборах фактически принимают на се-
бя роль политических партий. Они ведут борьбу за
аудиторию, способствуя увеличению числа сторонников той
или иной политической позиции, того или иного кандида-
та. Однако нельзя преувеличивать влияние СМИ. На чело-
века одновременно воздействуют многие институты: семья,
школа, церковь, община и другие, а также межличностное
общение. Потоки информации взаимодействуют и как бы
пересекаются, они преломляются в сложившихся ранее
взглядах, устоявшихся традициях, жизненном опыте.
Особое значение имеет компетентность гражданина, его по-
литическая культура, способность различать объективную ин-
формацию и политические манипуляции, отбирать полезные
для себя сведения и противостоять ухищрениям политическо-
го маркетинга. В наше время невозможно ориентироваться в
жизни общества, игнорируя СМИ. Знания о возможностях со-
временных СМИ, их ≪плюсах≫ и ≪минусах≫ помогают каждо-
му определить собственную политическую позицию.
7ШОсновные понятия: средства массовой информации.
f^is Термины: политическое манипулирование, политический
маркетинг, общественное мнение.
Проверьте себя
1) Что входит в понятие ≪средства массовой информа-
ции≫? 2) Чем массовая информация отличается от обмена
информацией в межличностном общении? 3) Каковы поли-
тические функции СМИ? 4) В чем состоят особенности раз-
личных видов массовой политической информации?
5) Какие возможности дают СМИ для воздействия на изби-
рателя? 6) Как действует механизм политического манипу-
лирования, каковы его последствия? 7) При каких усло-
виях избиратель может противостоять политическим мани-
пуляциям с использованием СМИ?
Подумайте, обсудите, сделайте
1. Подумайте о следующих фактах, имевших место в на-
чале XX в. На затерявшемся в океане острове жили две об-
щины колонистов — немцев и англичан, предки которых
давно поселились здесь. Они мирно общались между собой,
сотрудничали, причин для ссоры не было. Сношения с
внешним миром осуществляли корабли, изредка заходив-
шие сюда. В августе 1914 г. началась мировая война, но на
острове об этом ничего не знали, поскольку радиосвязи тог-
да не было. Жизнь протекала в привычном порядке. Лишь
в 1915 г. пришел корабль, экипаж которого принес весть о
том, что Великобритания и Германия столкнулись в крова-
вой битве. Обстановка на острове сразу обострилась, отно-
шения между общинами стали враждебными. Какие выво-
ды о значении политической информации можно сделать из
этой истории?
2. Оцените следующие факты. В середине XX в. для то-
го, чтобы переслать 30 страниц текста на расстояние
5 тыс. км, потребовалось бы примерно 10 дней и около
30 долларов. В 1980 г. ту же задачу можно было выполнить
по факсу за один час. Это стоило бы примерно 50 долларов.
В начале XXI в., используя лучшие сети передачи данных,
тот же объем информации можно перебросить за 3 секунды,
затратив 3 цента. Стоимость операции упала в тысячу раз,
а скорость возросла в 300 тысяч раз. Сделайте выводы из
этих фактов.
3. Американский журналист Ч. Дейна как-то сказал:
«Если собака кусает человека, это не новость; новость — если человек кусает собаку.» Отражает ли это высказывание сущность СМИ? Какое положение учебного текста перекли-кается с этими словами?
4. Проследите, как освещается какое-либо значительное событие, происходящее одновременно с изучением данной темы, в одной из центральных газет, в одной из информационных программ радио и в одной из информационных программ телевидения. Сопоставьте это с характеристикой особенностей каждого вида СМИ. Сделайте выводы.
5. Проведите небольшое социологическое исследование — анкетный опрос ваших одноклассников на тему «Мой главный источник политической информации». Результаты исследования обсудите в классе.
6. Составьте для молодого человека, проявляющего интерес к массовой информации, памятку под названием Как ориентироваться в материалах СМИ (вариант названия: Лоцман в море политической информации).
Прочтите фрагмент из работы современного политолога.
«Процесс формирования демократического общественного мнения включает два элемента: во-первых, доступ к информации, во-вторых, способность ее анализировать и принимать решение. Очевидно, что Интернет обеспечивает неслыханный прежде доступ к информации и расширяет возможности коммуникации. Возникает идея виртуального общества, которое благодаря Интернету способно преодолеть иерархизм реальной власти. Электронная коммуникация осуществляет полное равенство ее участников и участниц.
Наибольшие перспективы имеет процесс использования Интернет-технологий для дальнейшего расширения возможностей существующей системы представительной демократии и развития процессов так называемой электронной
демократизации. Ее основной смысл заключается в использовании Интернет-технологий для следующих целей:
•расширения доступа избирателей и СМИ к законотворческой деятельности;
•снижения издержек по формированию ассоциаций и объединений избирателей;
•повышения эффективности обратных связей между избирателями и их представителями в законодательных органах власти. Развитие компьютерной сети изменило во многом характер политических коммуникаций, позволив устанавливать одновременный контакт между миллионами людей.»
Вершинин С. Политическая коммуникация в информационном обществе. — СПб., 2001. — С. 87.
Вопросы и задания к источнику.
1) В чем состоит смысл электронной демократизации?
2) Каким образом может быть расширен доступ избирателей к законотворческой деятельности?
3) Как Интернет может способствовать снижению издержек по формированию ассоциаций и объединений избирателей?
4) В чем состоит перспектива осуществления через Интернет обратных связей между избирателями и их представителями в законодательных органах власти?
5) В чем заключается преимущество Интернет-технологий перед возможностями традиционных СМИ?
6) На основе документа и текста параграфа сделайте вывод о новых возможностях, которые открывает Интернет для развития демократии.
Об этом спорят
Споры, как отмечает автор приведенного выше фрагмента, вызывает вопрос о характере влияния Интернета на демократические институты и процессы. Этот общий вопрос включает в себя ряд более конкретных:
- Что происходит с прежними политическими институтами, когда и как рождаются новые институциональные структуры?
- Как изменить общественное устройство, чтобы максимально использовать преимущества новых возможностей в информационных взаимодействиях, но при этом сохранить устойчивость общественных институтов?
- Каковы механизмы трансформации взаимоотношений гражданского общества и государства, демократии и публичной сферы, прямой и представительной демократии в информационном обществе?
- В чем заключается влияние Интернета как средства массовой политической коммуникации на электоральное поведение граждан?
- Какой тип демократии формируется в информационном обществе?