Роль СМИ в политике

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 22:23, лекция

Описание работы

Чем полнее информированы люди, тем точнее они могут определить собственную позицию.
В этом и состоит возросшая в наше время роль СМИ. Попытаемся разобраться в том, как рассматривает политическая наука участие СМИ в современной политической жизни общества.

Работа содержит 1 файл

rolsmi.doc

— 84.50 Кб (Скачать)


Роль СМИ в политической жизни

Вспомните:

Каковы функции политической системы общества? В чем состоит влияние идеологии и политической психологии на политическое поведение людей? Как осуществляется коммуникация между людьми?

Во второй половине XX в. в политической жизни общества значительно возросло влияние газет и журналов, радио и телевидения, объединяемых понятием средства массовой информации (СМИ). В последние годы политическая информация широко распространяется не только по каналам традиционных СМИ, но и через Интернет. Некоторые исследователи оценили влияние СМИ на людей как определяющее: от СМИ зависит отношение граждан к власти, их позиция на выборах и т. п. Иными словами, политики получили возможность, используя СМИ, воздействовать на сознание людей и управлять их поведением. Неслучайно СМИ стали называть четвертой властью. Другие эксперты считали такую оценку преувеличением: политическая позиция людей определяется их интересами, которые, в свою очередь, зависят от социального положения тех или иных общественных групп. А СМИ лишь зеркало, отражающее жизнь общества и существующие в нем различные точки зрения. Чем полнее информированы люди, тем точнее они могут определить собственную позицию. В этом

и состоит возросшая в наше время роль СМИ. Попытаемся разобраться в том, как рассматривает политическая наука участие СМИ в современной политической жизни общества.

                                            СМИ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА

Средствами массовой информации называют средства создания, тиражирования и распространения информационных сообщений в массовой аудитории (нередко говорят средства массовой коммуникации). К ним относят периодические печатные издания (прессу — газеты, журналы), средства передачи звуковой (радио) и аудиовизуальной (телевидение) информации.

В политологии средства массовой информации определяются как совокупность каналов распространения информации, адресованной неограниченному кругу лиц, социальных групп, государств, с целью оперативного информирования их относительно событий и явлений в мире, конкретной стране, определенном регионе, а также для выполнения специфических социальных функций.

Ключевым словом в этом определении является информация, под которой понимаются передаваемые сообщения, сведения о чем-либо. В политике особое значение имеет социальная информация — знания, сообщения о социальной жизни, которыми люди обмениваются между собой и которые касаются их общественных интересов и деятельности. Массовая информация имеет ряд особенностей.

Прежде всего, это сбор, обработка и распространение информации в массовом масштабе для неограниченного круга потребителей и пользователей. Это целенаправленный пре-имущественно в одном направлении (хотя существует возможность и обратной связи) поток информации — от СМИ к потребителю. Она предназначена для численно большой, территориально рассредоточенной, непостоянной аудитории. Эта информация отличается регулярностью распространения. Ее содержание открыто для всех.

Современную политическую жизнь невозможно представить без прессы, радио, телевидения. Роль СМИ в политике проявляется прежде всего в их функциях. Общей для всех СМИ является информационная функция, которая состоит в сообщении о наиболее значительных событиях. Специфические функции включают выбор и комментирование информации, ее оценку. На этой основе осуществляются и другие функции. Функция политической социализации заключается в приобщении людей к политическим ценностям, нормам, образцам поведения. Функция критики и контроля позволяет гражданам анализировать и оценивать деятельность органов власти. Еще одна функция — представление различных общественных интересов, мнений, взглядов на политику. С этим также связана функция формирования общественного мнения. А функция мобилизационная выражается в побуждении людей к определенным политическим действиям.

«Свобода совести, образования, слова, собраний составляет основы демократии, и все они были бы аннулированы, если когда-нибудь была бы успешно уничтожена свобода прессы.»

                                                                                                                         Ф. Рузвельт.

Функционирование СМИ обеспечивается постоянной работой многих тысяч специалистов (журналистов, инженеров и техников, работников типографий и др.). Они объединены в специализированных организациях и учреждениях (издательствах газет, радиовещательных корпорациях, телецентрах, редакциях и т. п.), располагающих необходимыми сооружениями и специальной техникой. Их деятельность регулируется соответствующими социальными нормами. В нашей стране они сформулированы прежде всего в Конституции РФ и в Законе РФ «О средствах массовой информации». Все это свидетельствует о том, что СМИ в XX в. ста-

ли важным социальным институтом. Будучи инструментом управления поведением людей и контроля над действиями власти, институт СМИ является частью современного меха-

низма функционирования власти в обществе, занимает значительное место в его политической системе. Развитие новых информационных технологий (спутниковое вещание,

Интернет) открыло возможность создания всемирного единого информационного пространства.

В демократических государствах различные газеты, радиостанции, телевещательные корпорации имеют разных собственников, среди них и государство, и частные компании, и общественно-политические организации. Государство не только учреждает собственные СМИ, создает свои пресс-центры, но и устанавливает законы, гарантирующие свободу информации, защищающие ее от злоупотреблений. Негосударственные СМИ являются важной частью гражданского общества. Они обычно имеют различную идейно-политическую ориентацию. Прежде всего через них проявляет себя общественное мнение, а политическая оппозиция имеет возможность критиковать политику властей и излагать альтернативные программы.

В авторитарных государствах СМИ, как правило, находятся под полным государственным контролем. Они используются как инструмент пропаганды. Государство осуществляет жесткую цензуру.

В современном обществе никакая общественно-политическая организация и ни один политический деятель не могут быть успешными в публичной политике без доступа к СМИ.

 

                                             ХАРАКТЕР ИНФОРМАЦИИ, РАСПРОСТРАНЯЕМОЙ СМИ

Информация, передаваемая по каналам СМИ, характеризуется большим разнообразием. Ее содержание отражает все аспекты политики: экономической и социальной, военной и научно-технической, национальной и молодежной, а также  другие стороны политической жизни.

Сообщения СМИ могут представлять информацию местную (региона, города), общегосударственную (федерального уровня), международную. Людей, проживающих в районах, удаленных от центра, нередко больше интересуют местные новости, чем сведения о политической жизни в столице.

Политическая информация охватывает не только текущие события, но и прошлое. Так, на федеральных каналах российского телевидения расширилось место исторической документалистики, затрону вшей многие факты политической истории и образы политических деятелей нашей страны и зарубежья. Освещая прошлое и настоящее, СМИ дают также информацию о прогнозах развития актуальных процессов в будущем, привлекая для этого политиков и ученых-политологов.

Исследователи массовой информации выявили общие принципы, которыми руководствуются СМИ при выборе тем своих публикаций и передач. Во-первых, это приоритетность, первенствующее значение, привлекательность темы для граждан. Темы, волнующие людей (терроризм, катастрофы и т. п.), — в числе наиболее освещаемых в СМИ. Во-вторых, сенсационные сведения, факты, выходящие за рамки повседневности: экстремальные происшествия, часто негативного характера. В-третьих, сообщения о каких-либо новых, ранее неизвестных явлениях, организациях, решениях, заявлениях и т. п. В-четвертых, данные об успехах политиков и партий на выборах, о высоких или очень низких

позициях в рейтингах, отражающих степень их популярно-

сти. В-пятых, информация, исходящая от лиц, имеющих

высокий общественный статус: глав государств и прави-

тельств, лиц, занимающих высшие посты в военной, церков-

ной или иных структурах.

Наиболее распространенные СМИ — радио, телевидение,

пресса. Между ними существует своеобразное разделение

труда. При сообщении о политическом событии радио в ос-

новном позволяет узнать, что случилось. Телевидение пока-

зывает, как случилось. А на вопрос, почему случилось, наи-

более полный ответ дает пресса.

Возможность ≪приходить в каждый дом≫, наличие на те-

левидении видеоряда (≪картинки≫), который создает ≪эф-

фект присутствия≫, а также сочетание зрительных и слухо-

вых образов, легкость восприятия информации делают

электронные СМИ наиболее эффективным средством воздей-

ствия на политическое сознание и поведение людей. Вместе

с тем в политической информации на телевидении наиболее

заметно проявляются слабые стороны СМИ. Мир представля-

ется в непрерывно обновляющемся потоке информационных

сообщений, как правило, не связанных друг с другом смыс-

ловой связью. Возникает как бы калейдоскоп, в котором

представлены разрозненные фрагменты действительности. В

большинстве случаев причинно-следственные и иные связи

между ними не просматриваются. Человек, воспринимаю-

щий эту дробную информацию, не в состоянии воссоздать в

сознании упорядоченную, целостную картину событий.

Значительное место в программах телевидения занимает

изображение официальных встреч, дипломатических ритуа-

лов, а также необычные действия известных персон. Вся эта

внешняя сторона событий хорошо снимается телекамерой,

но не помогает понять сущности и значения происходящего

в политике.

Стремление создать противовес ≪скучным≫ жанрам, по-

высить интерес к телепередачам проявилось в сближении

массовой политической информации с развлекательными

жанрами. Эта тенденция воплотилась, в частности, в ток-

шоу, в ходе которых обсуждаются политические проблемы.

Возникающие на этих передачах дискуссии, столкновение

различных взглядов, оценки экспертов — все это привлекло

к подобным телепрограммам внимание большой аудитории.

Однако ограниченность времени таких передач во многих

случаях не дает возможности для достаточной аргументации

высказываемых точек зрения, для глубокого раскрытия

сущности обсуждаемой проблемы.

При огромных возможностях радио и телевидения печатные средства массовой информации не утратили своего значения. Именно в материалах газет и журналов наиболее

полно и последовательно раскрываются актуальные проблемы политики. Обращение к таким статьям и другим публикациям позволяет продвинуться от поверхностного представления о событиях к их более глубокому пониманию. Газета

уступает радио и телевидению в эмоциональности, но имеет

возможность дать более глубокий анализ происходящего.

Как образно говорят специалисты: если радио работает для

«ленивых и торопливых», телевидение— «для всех», то га-

зета исключительно «для умных» или желающих быть таковыми.

Практический опыт свидетельствует о том, что СМИ мо-

гут способствовать развитию демократии, сознательному

участию граждан в политической жизни, но могут быть ис-

пользованы и для политического манипулирования. Так на-

зывают процесс воздействия на общественное мнение и по-

литическое поведение, скрытое управление политическим

сознанием и поступками людей для того, чтобы направить

их в нужную властным или определенным общественным

силам сторону. Цель манипулирования — внедрить нужные

установки, стереотипы, цели, чтобы в результате подвигнуть

массы, вопреки их собственным интересам, на согласие с не-

популярными мерами, возбудить чем-то их недовольство

и т. п. Политическое влияние СМИ осуществляется путем

воздействия и на разум, и на чувства человека. Наряду с

правдивой информацией в пропаганде нередко подается по-

луправда, а также в зависимости от характера политичес-

кой организации, ведущей пропаганду, используются и

фальсификации — подтасовка фактов, дезинформация.

Чтобы охватить аудиторию в 50 млн человек, радио по-

требовалось 38 лет, персональному компьютеру — 16,

телевидению — 13, а Интернету — 4 года.

Исследователи социальных последствий развития новых

информационных технологий, в частности Интернета, при-

ходят к выводу, что информационная революция ведет к

расширению диапазона доступных гражданам мнений и ос-

лаблению информационной зависимости от традиционных

СМИ и их манипулятивной роли. Однако большая часть лю-

дей в наше время не готова к самостоятельному анализу по-

литики, поэтому в результате применения современных

средств информационного воздействия на сознание они не-

Информация о работе Роль СМИ в политике