Роль самообразования

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 20:48, реферат

Описание работы

Проблема саморазвития студентов - будущих специалистов, его структуры, содержания при всей своей актуальности остается еще малоизученной, требует дальнейшей теоретической и особенно практической разработки.
Проблема организации саморазвития носит системный характер, зависит от множества факторов. Процесс саморазвития является органическим компонентом системы обучения и воспитания.

Работа содержит 1 файл

социология.doc

— 87.50 Кб (Скачать)

     Необходимыми  условиями непрерывного образования, а, следовательно, и самообразования  выступают:

  • Выработка личной установки на самообразование;
  • Наличие “социальной ситуации развития”, т.е. такой ситуации, при которой общество требует от специалиста постоянной работы над собой, с целью расширения и углубления профессионального знания.

     Самообразование является средством сохранения профессиональной компетентности, важнейшим условием функционирования человека как деятельной личности. Оно должно длиться столько, сколько длится профессиональная деятельность. В процессе профессионального самообразования важно сохранить и развить те навыки, которые были приобретены в годы учебы в институте. Начинается этот процесс с определения той темы или проблемы, которую надо изучить специалисту. Затем следует сделать отбор основной и дополнительной литературы, наметить основные направления разработки темы. Очень важно следить за периодикой, читать газеты и журналы, например, «Социальная защита», «Социальная работа», «Российская газета», «Новый мир», где публикуются законодательные и нормативные документы, анализируется опыт социальных служб и социальных работников, рассказывается о новых методах работы в социальной сфере. Существенное значение имеет анализ литературы с позиции своего опыта практической работы и обратный процесс: анализ своего опыта с точки зрения того, что опубликовано в литературе и периодической печати. Во время работы с литературой целесообразно составить картотеку с наиболее важными положениями и высказываниями по данной проблеме, с описанием эффективных приемов работы и т.п. важно выработать у себя навыки рационального чтения, а при возможности, и скорочтения, пользоваться при чтении различными видами записей (от выписок и аннотаций до рефератов).

     Следует отметить следующие факторы успешной работы над книгой:

  • высокая умственная работоспособность, которая зависит от ритмичности работы, ее последовательности, систематичности, от умелого чередования труда и отдыха;
  • правильная установка на чтение (установка на выделение в тексте определенного рода фактов и мыслей, или на прочное запоминание, или на глубокое понимание, или на критический анализ и т.п.);
  • вдохновение или усилие воли, если вдохновения не достает;
  • самостоятельный подход к книге (обдумывание и сопоставление теории с практикой, формирование убеждения);
  • настойчивость в преодолении трудностей содержания.

     Для более глубокого понимания текста рекомендуются следующие приемы:

  • постановка вопросов к себе и поиск ответов на них (в самом тексте, путем воспоминания или рассуждения, с помощью другого лица и т.д.);
  • мысленное возвращение к ранее прочитанному под влиянием новой мысли;
  • критический анализ и оценка текста.

     Не  всегда различного рода знания, которые приобретает специалист социолог, могут быть перенесены в своем исходном виде в практику социальной работы. Их необходимо соотнести с конкретными условиями деятельности, оценить воспринимаемые идеи и методы, освоить и адаптировать в своей деятельности. Внутренний механизм использования информации заключается в ее отборе, оценке, и, главное, в ее преобразовании специалистом в собственные программы, методы, в переводе знаний на язык конкретной деятельности, имеющей место в социальной работе.

     Важнейшим критерием эффективности самообразования следует считать реальное внедрение в профессиональную деятельность прогрессивных теоретических положений и практических рекомендаций; осознание положительных и отрицательных сторон собственной деятельности и личности в свете изученных идей и концепций в области социалогии. 

                                               Заключение:

       За период профессионализации социальной деятельности активно обозначился интерес к проблемам не только становления и развития социологии, но и к личности профессионала, его особенностям, качествам и свойствам, его готовностью к деятельности и своему развитию.

В свое время Н. В. Сперанский писал, что "развитие профессионального образования  зависит не только от личностных особенностей, но и от жизненных целей, уровня развития народа, экономических условий, и поэтому изучение профессионализма всегда было и будет труднейшим отделом исследования в области образования. В то же время только профессиональное образование (в отличие от начального и общего) и достижение мастерства дают возможность внутреннему удовлетворению и осознанию своей индивидуальности и объясняют необходимость не ограничиваться в работе только запросами конкретного дня, а стремиться к формированию всесторонне развитой личности".

        Проблема профессиональной подготовки заключается в том, что не каждый человек может заниматься деятельностью социолога это связанно с постоянными психическими и эмоциональными напряжениями. Крайне важно корректировать процесс обучения, повышения квалификации и психологической устойчивости социолога.

     Таким образом, эффективность самообразования  связана с определением каждым специалистом конкретного содержания самостоятельной  работы по самосовершенствованию своей  личности, с творческим усвоением новой научной информации и передового опыта, с воплощением приобретенных знаний и умений в практическую деятельность 
 
 
 
 

                                Список использованной литературы: 

     1.Словарь-справочник  по педагогике/Авт.-сост. В. А. Мижериков; Под общим редактированием П. И. Пидкасистого. – М .: ТЦ Сфера, 2004. – 448 с.

     2.Даль  Владимир, Толковый словарь живого  великорусского языка;  Т. 2 – М.: Русс. яз. , 1989 – 779с.

     3.Выготский  Л. С.В 92 Педагогическая психология / Под редактированием В. В.  Давыдова. – М. : Педагогика, 1991.- 480 с.

     4.Инновации  в российском образовании: послевузовское  и дополнительное профессиональное  образование. – М. , 2000.

     5.Коротаева  Е. В. Обучающие технологии  в познавательной  деятельности  школьников. – М., 2003.

     6.Педагогический энциклопедический словарь / Под ред. Б. М. Бим – Бад. – М., 2003.

Информация о работе Роль самообразования