Роль самообразования

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 20:48, реферат

Описание работы

Проблема саморазвития студентов - будущих специалистов, его структуры, содержания при всей своей актуальности остается еще малоизученной, требует дальнейшей теоретической и особенно практической разработки.
Проблема организации саморазвития носит системный характер, зависит от множества факторов. Процесс саморазвития является органическим компонентом системы обучения и воспитания.

Работа содержит 1 файл

социология.doc

— 87.50 Кб (Скачать)

    1.2.Роль самообразования в формировании компетентного специалиста «Воспитание, полученное человеком, закончено,

     достигло  своей цели, когда человек настолько  созрел,

     что обладает силой и волей самого себя образовывать

     в течение дальнейшей жизни  и знает способ и средства,

     как он это может осуществить  в качестве индивидуума,

     воздействующего на мир.»

     А. Дистервег 

     Проблема  саморазвития студентов - будущих специалистов, его структуры, содержания при всей своей актуальности остается еще  малоизученной, требует дальнейшей теоретической и особенно практической разработки.

     Проблема  организации саморазвития носит  системный характер, зависит от множества  факторов. Процесс саморазвития является органическим компонентом системы  обучения и воспитания.

     Социологи утверждают, что по общесоциологическому закону развитие переходит в саморазвитие, образование в самообразование. Под саморазвитием понимается собственная активность человека в изменении себя, в раскрытии, обогащении своих духовных потребностей, творчества, всего личностного потенциала. Саморазвитие, по Канту, – это «культивирование собственных сил». Самообразование Д.Б.Эльконин определяет как интеллектуальную деятельность по самоизменению, саморазвитию; результатом ее являются изменения, которые произошли в самом субъекте.

     В толковом словаре В. Даля образование трактуется как « быть образуемому; образовать себя». В современном словаре по педагогике под редакцией П.И.Пидкасистого образование определяется как «процесс изменения, развития, совершенствования сложившейся системы знаний и отношений в течение всей жизни, абсолютная форма бесконечного, непрерывного овладения новыми знаниями, умениями и навыками в связи с изменяющимися условиями жизни, ускоряющимся научно-техническим прогрессом. Образование не только сумма знаний, но и основа психологической готовности человека к непрерывности  в накоплении знаний, их переработке и совершенствовании.

     Любой человек, независимо от образования, на протяжении всей своей жизни волей  или неволей занимается самообразованием. Самообразование сродни прогрессу. Если он не занимается этим, то наступает регресс. Вне самообразования идея личностного и профессионального развития неосуществима.

     Предпосылкой, необходимым условием самообразования  является интеллектуальная активность личности. "... если мышление - это процесс решения задач, то интеллектуальная активность - это не стимулированное извне продолжение мышления" (Д.Б.Богоявленская)

     Самообразование как деятельность с более высоким  уровнем саморегуляции может  способствовать выведению личности от уровня нерефлекторного, некритического отношения к действительности на качественно новый  уровень жизнедеятельности - творческий, преобразующий общественную сущность.

     2.1.Одним из направлений самообразования на сегодняшний день является автодидактика – новая  наука о самообразовании.

     В ней объединены технические приемы в систему, которая поможет каждому, кто ищет не просто развития способности  к запоминанию, особые системы мнемотехники или возможности владеть несколькими  языками, но кто хочет коренным образом изменить качество своего соприкосновения с миром идей, вещей и людей... Автодидактика является новой наукой, делающей акцент на саморазвитии личности и родившаяся на стыке педагогики, философии, культурологии и многих древних и современных когнитивных (т.е. познавательных) систем.

     Современную школу создает учитель творческого  типа. По словам Л.С. Выготского, «творчество  – это всякая деятельность человека, который создает нечто новое, все равно, будет ли это созданием  какой-либо вещи внешнего мира или построением ума или чувства, живущего в самом человеке».

     3.1.В соответствии с концепциями информационного общества основой его новой образовательной системы должны быть современные информационные и коммуникационные технологии хранения, обработки и передачи информации, которые дополняются традиционными информационными технологиями.

     Новая образовательная система возникает  как система открытого, гибкого, индивидуализированного, созидающего  знания непрерывного образования человека в течение всей его жизни, одной из форм которого и является самообразование человека посредством новых информационных  технологий.

     Самообразование с использованием ИКТ — это  многокомпонентная, личностно и  профессионально значимая самостоятельная  познавательная деятельность, направленная на трансформацию процесса обучения в процесс самообразования, обусловленная особенностями получения информации образовательного характера посредством ИКТ и  способствующая формированию ключевых компетентностей студентов.

     Вся работа должна быть направлена не на абстрактный результат, а на результат, соответствующему социальному заказу работодателей, общества в целом.

     Для оптимизации результата очень важно, чтобы работа была построена во взаимодействии педагога и обучающегося. Организовать такую совместную деятельность можно по-разному, в том числе используя электронные образовательные ресурсы.

     Готовя  учебные занятия, преподаватель  ориентируется на аудиторию, на уровень  знаний учащихся, на их умение воспринимать новый учебный материал, выполнять  задания самостоятельно и т.д. и для достижения результата использует разные формы организации обучения. Роль электронных пособий при этом значительна. Применение электронных пособий в учебном процессе позволяет:

     1.  применять индивидуальные формы работы за счет тиражирования информации в педагогических программных средствах, мультимедийных учебных курсах, использования ресурсов Интернет;

     2. организовать самостоятельную внеаудиторную  работу, позволяющую сформировать  у учащихся навыки самостоятельной  познавательной деятельности.

     В виде компьютерных учебных курсов, гипертекстовых учебников и т.п. все чаще предлагается не жесткий  и единообразный алгоритм обучения, а спектр вариантов обучения. Изучение новых программных средств, проектная  деятельность в различных программно-информационных средах способствуют формированию навыков самостоятельной деятельности, повышению компетентности. Содержание обучения и порядок его усвоения определяет сам учащийся, что приводит к самоуправлению познанием.

     4.1.С целью выявления готовности студентов к самообразованию была проведена опытно-экспериментальная работа. (http://infovmeste.ucoz.ru/publ/prepodavateli_pishut/rol_samoobrazovanija_v_formirovanii_kompetentnogo_specialista/5-1-0-19 )Ни для кого не секрет, что, даже обладая разнообразными знаниями, выпускники зачастую не могут ими воспользоваться, поскольку их никто не снабдил надежными инструментами познания. Задача современной системы образования сегодня, на мой взгляд, состоит не в том, чтобы сообщить как можно больший объем знаний, а научить эти знания добывать самостоятельно.

     В научно-педагогической литературе (М.М. Гумерова, Р.Т. Теуважукова, И.А.Шаршов) описаны причины низкого уровня саморазвития, самообразования, недостаточного (низкого) ценностного отношения  к саморазвитию, самовоспитанию у студентов:

     – недостаточная разработанность  теоретических основ такого саморазвития, самообразования;

     – неумение студентов воспользоваться  возможностями самостоятельной  работы для саморазвития, самообразования;

     – недостаточный уровень развития самосознания рефлексии;

     – отсутствие реальных технологий организации  процесса самообразования, самосовершенствования  в системе образования.

     Основной  целью эксперимента было: выявление уровня организации саморазвития студентов - будущих специалистов; выявление оптимальных средств, методов формирования ценностного отношения студентов к самосовершенствованию.

     В ходе эксперимента реализовывались  следующие задачи: развитие умений и навыков самостоятельной работы; повышение уровня самосознания студентов; формирование ценностного отношения к профессии, а также развитие способности студентов к рефлексии своего жизненного, студенческого опыта; видение студентом перспектив саморазвития.

     Были  выделены следующие умения: организационные, ценностно-рефлексивные и творческие.

     В ходе исследования был применен комплекс диагностических методов, включающих педагогическое наблюдение, дискуссии  о сущности профессии со студентами, анкетирование, тестирование (тестовые задания составлялись не только преподавателем, но и самими студентами), экспериментальная оценка (ролевые игры, решение ситуационных задач).

     Анализ  эксперимента  показал, что наиболее важной причиной низкого уровня готовности к саморазвитию студентов является отсутствие реальных технологий организации  процесса самообразования, самосовершенствования.

     Результаты  проведенной экспериментальной  работы представлены в таблице.

     Динамика  готовности к самообразованию

     студентов – будущих специалистов 

Умения Уровни кг эг кг эг кг эг кг эг
исходный Промежуточный1 Промежуточный 2 итоговый
Организации-онные низкий 75,4 85,6 63,2 30,0 42,9 13,1 28,01 1,6
средний 23,6 17,4 28,4 48,1 38,6 42,0 42,2 34,9
высокий 0 0 8,4 21,9 18,5 44,9 29,8 63,5
Ценнностно-рефлексивные низкий 81,8 86,2 64,3 43,1 37,7 22,1 29,9 8,7
средний 18,2 13,8 21,9 40,0 37,9 41,7 53,4 45,2
высокий 0 0 13,8 16,9 24,4 36,2 26,7 45,1
Творческие низкий 88,2 83,9 77,4 41,9 42,8 16,9 23,2 3,9
средний 11,8 16,1 22,6 58,1 47,3 64,9 61,3 54,3
высокий 0 0 0 0 9,9 18,2 15,5 41,8
 

     Как видим количество учащихся экспериментальной группы, у которых констатируется высокий и средний уровень готовности всех компонентов саморазвития студентов выше, чем в контрольной группе.

     Результаты, полученные в ходе контролирующего  этапа эксперимента, показали, что  у студентов в экспериментальной группе наблюдается повышение уровня развития всех умений, повышается стремление к самообразованию и  саморазвитию, формируется ценностное отношение к самосовершенствованию.

     Эти студенты овладели знаниями о самообразовании  и способах его осуществления, у них более выражены умения и навыки, связанные с самостоятельной работой. Студенты контрольной группы отличаются более высоким уровнем развития самосознания, самоконтроля, самоорганизации.

     Таким образом, результаты эксперимента свидетельствуют о том, что современные информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) открывают новые возможности вхождения человека в информационное общество и предъявляют особые требования к процессу обучения и самообразования, заставляют искать новые решения в развитии информационно-инструментальной базы и методического обеспечения системы образования и самообразования.

     Самообразование становится одним из перспективных  видов деятельности людей в условиях динамичных экономических, социальных и культурных трансформаций общества.

          5.1.Профессиональное самообразование

     Образование специалиста социолога– непрерывный процесс, причем базовое (институтское) должно рассматриваться как отправной пункт, важнейшая цель которого – формирование установки на самообразование, воспитание умений и навыков самостоятельной работы над собой. Таким образом, в институте будущему специалисту должны дать не только определенную сумму знаний, а, прежде всего, сформировать потребность учиться, научить учиться. В наше стремительное время профессиональные знания требуют постоянного обновления. Еще в середине 50-х годов считалось, что они устаревают примерно за 25 лет, сегодня этот промежуток стал значительно короче – от 3 до 5 лет. Примером может служить состояние правовой базы социальной работы. В связи с распадом СССР в начале 90-х годов прежние законы утратили свою силу, да и страна оказалась в совершенно иной социально-экономической и политической ситуации. Новая законодательная база создается на протяжении всего прошедшего десятилетия. Кроме того, сложные процессы, происходящие в стране, постоянно вызывают к жизни новые социальные проблемы, а, следовательно, и новые социальные технологии. Специалист социолог, не следящий за всем новым, что появляется в сфере его профессиональных интересов, очень быстро окажется некомпетентным, профессионально несостоятельным.

Информация о работе Роль самообразования