Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 20:48, реферат
Проблема саморазвития студентов - будущих специалистов, его структуры, содержания при всей своей актуальности остается еще малоизученной, требует дальнейшей теоретической и особенно практической разработки.
Проблема организации саморазвития носит системный характер, зависит от множества факторов. Процесс саморазвития является органическим компонентом системы обучения и воспитания.
1.2.Роль самообразования в формировании компетентного специалиста «Воспитание, полученное человеком, закончено,
достигло своей цели, когда человек настолько созрел,
что обладает силой и волей самого себя образовывать
в течение дальнейшей жизни и знает способ и средства,
как он это может осуществить в качестве индивидуума,
воздействующего на мир.»
А.
Дистервег
Проблема саморазвития студентов - будущих специалистов, его структуры, содержания при всей своей актуальности остается еще малоизученной, требует дальнейшей теоретической и особенно практической разработки.
Проблема организации саморазвития носит системный характер, зависит от множества факторов. Процесс саморазвития является органическим компонентом системы обучения и воспитания.
Социологи утверждают, что по общесоциологическому закону развитие переходит в саморазвитие, образование в самообразование. Под саморазвитием понимается собственная активность человека в изменении себя, в раскрытии, обогащении своих духовных потребностей, творчества, всего личностного потенциала. Саморазвитие, по Канту, – это «культивирование собственных сил». Самообразование Д.Б.Эльконин определяет как интеллектуальную деятельность по самоизменению, саморазвитию; результатом ее являются изменения, которые произошли в самом субъекте.
В толковом словаре В. Даля образование трактуется как « быть образуемому; образовать себя». В современном словаре по педагогике под редакцией П.И.Пидкасистого образование определяется как «процесс изменения, развития, совершенствования сложившейся системы знаний и отношений в течение всей жизни, абсолютная форма бесконечного, непрерывного овладения новыми знаниями, умениями и навыками в связи с изменяющимися условиями жизни, ускоряющимся научно-техническим прогрессом. Образование не только сумма знаний, но и основа психологической готовности человека к непрерывности в накоплении знаний, их переработке и совершенствовании.
Любой человек, независимо от образования, на протяжении всей своей жизни волей или неволей занимается самообразованием. Самообразование сродни прогрессу. Если он не занимается этим, то наступает регресс. Вне самообразования идея личностного и профессионального развития неосуществима.
Предпосылкой, необходимым условием самообразования является интеллектуальная активность личности. "... если мышление - это процесс решения задач, то интеллектуальная активность - это не стимулированное извне продолжение мышления" (Д.Б.Богоявленская)
Самообразование как деятельность с более высоким уровнем саморегуляции может способствовать выведению личности от уровня нерефлекторного, некритического отношения к действительности на качественно новый уровень жизнедеятельности - творческий, преобразующий общественную сущность.
2.1.Одним из направлений самообразования на сегодняшний день является автодидактика – новая наука о самообразовании.
В
ней объединены технические приемы
в систему, которая поможет каждому,
кто ищет не просто развития способности
к запоминанию, особые системы мнемотехники
или возможности владеть
Современную
школу создает учитель
3.1.В соответствии с концепциями информационного общества основой его новой образовательной системы должны быть современные информационные и коммуникационные технологии хранения, обработки и передачи информации, которые дополняются традиционными информационными технологиями.
Новая
образовательная система
Самообразование с использованием ИКТ — это многокомпонентная, личностно и профессионально значимая самостоятельная познавательная деятельность, направленная на трансформацию процесса обучения в процесс самообразования, обусловленная особенностями получения информации образовательного характера посредством ИКТ и способствующая формированию ключевых компетентностей студентов.
Вся работа должна быть направлена не на абстрактный результат, а на результат, соответствующему социальному заказу работодателей, общества в целом.
Для оптимизации результата очень важно, чтобы работа была построена во взаимодействии педагога и обучающегося. Организовать такую совместную деятельность можно по-разному, в том числе используя электронные образовательные ресурсы.
Готовя учебные занятия, преподаватель ориентируется на аудиторию, на уровень знаний учащихся, на их умение воспринимать новый учебный материал, выполнять задания самостоятельно и т.д. и для достижения результата использует разные формы организации обучения. Роль электронных пособий при этом значительна. Применение электронных пособий в учебном процессе позволяет:
1. применять индивидуальные формы работы за счет тиражирования информации в педагогических программных средствах, мультимедийных учебных курсах, использования ресурсов Интернет;
2.
организовать самостоятельную
В
виде компьютерных учебных курсов,
гипертекстовых учебников и т.п.
все чаще предлагается не жесткий
и единообразный алгоритм обучения,
а спектр вариантов обучения. Изучение
новых программных средств, проектная
деятельность в различных программно-
4.1.С
целью выявления готовности студентов
к самообразованию была проведена опытно-экспериментальная
работа. (http://infovmeste.ucoz.ru/
В научно-педагогической литературе (М.М. Гумерова, Р.Т. Теуважукова, И.А.Шаршов) описаны причины низкого уровня саморазвития, самообразования, недостаточного (низкого) ценностного отношения к саморазвитию, самовоспитанию у студентов:
– недостаточная разработанность теоретических основ такого саморазвития, самообразования;
– неумение студентов воспользоваться возможностями самостоятельной работы для саморазвития, самообразования;
– недостаточный уровень развития самосознания рефлексии;
– отсутствие реальных технологий организации процесса самообразования, самосовершенствования в системе образования.
Основной целью эксперимента было: выявление уровня организации саморазвития студентов - будущих специалистов; выявление оптимальных средств, методов формирования ценностного отношения студентов к самосовершенствованию.
В
ходе эксперимента реализовывались
следующие задачи: развитие умений
и навыков самостоятельной
Были выделены следующие умения: организационные, ценностно-рефлексивные и творческие.
В ходе исследования был применен комплекс диагностических методов, включающих педагогическое наблюдение, дискуссии о сущности профессии со студентами, анкетирование, тестирование (тестовые задания составлялись не только преподавателем, но и самими студентами), экспериментальная оценка (ролевые игры, решение ситуационных задач).
Анализ эксперимента показал, что наиболее важной причиной низкого уровня готовности к саморазвитию студентов является отсутствие реальных технологий организации процесса самообразования, самосовершенствования.
Результаты проведенной экспериментальной работы представлены в таблице.
Динамика готовности к самообразованию
студентов
– будущих специалистов
Умения | Уровни | кг | эг | кг | эг | кг | эг | кг | эг |
исходный | Промежуточный1 | Промежуточный 2 | итоговый | ||||||
Организации-онные | низкий | 75,4 | 85,6 | 63,2 | 30,0 | 42,9 | 13,1 | 28,01 | 1,6 |
средний | 23,6 | 17,4 | 28,4 | 48,1 | 38,6 | 42,0 | 42,2 | 34,9 | |
высокий | 0 | 0 | 8,4 | 21,9 | 18,5 | 44,9 | 29,8 | 63,5 | |
Ценнностно-рефлексивные | низкий | 81,8 | 86,2 | 64,3 | 43,1 | 37,7 | 22,1 | 29,9 | 8,7 |
средний | 18,2 | 13,8 | 21,9 | 40,0 | 37,9 | 41,7 | 53,4 | 45,2 | |
высокий | 0 | 0 | 13,8 | 16,9 | 24,4 | 36,2 | 26,7 | 45,1 | |
Творческие | низкий | 88,2 | 83,9 | 77,4 | 41,9 | 42,8 | 16,9 | 23,2 | 3,9 |
средний | 11,8 | 16,1 | 22,6 | 58,1 | 47,3 | 64,9 | 61,3 | 54,3 | |
высокий | 0 | 0 | 0 | 0 | 9,9 | 18,2 | 15,5 | 41,8 |
Как видим количество учащихся экспериментальной группы, у которых констатируется высокий и средний уровень готовности всех компонентов саморазвития студентов выше, чем в контрольной группе.
Результаты,
полученные в ходе контролирующего
этапа эксперимента, показали, что
у студентов в
Эти студенты овладели знаниями о самообразовании и способах его осуществления, у них более выражены умения и навыки, связанные с самостоятельной работой. Студенты контрольной группы отличаются более высоким уровнем развития самосознания, самоконтроля, самоорганизации.
Таким образом, результаты эксперимента свидетельствуют о том, что современные информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) открывают новые возможности вхождения человека в информационное общество и предъявляют особые требования к процессу обучения и самообразования, заставляют искать новые решения в развитии информационно-инструментальной базы и методического обеспечения системы образования и самообразования.
Самообразование становится одним из перспективных видов деятельности людей в условиях динамичных экономических, социальных и культурных трансформаций общества.
5.1.Профессиональное самообразование
Образование специалиста социолога– непрерывный процесс, причем базовое (институтское) должно рассматриваться как отправной пункт, важнейшая цель которого – формирование установки на самообразование, воспитание умений и навыков самостоятельной работы над собой. Таким образом, в институте будущему специалисту должны дать не только определенную сумму знаний, а, прежде всего, сформировать потребность учиться, научить учиться. В наше стремительное время профессиональные знания требуют постоянного обновления. Еще в середине 50-х годов считалось, что они устаревают примерно за 25 лет, сегодня этот промежуток стал значительно короче – от 3 до 5 лет. Примером может служить состояние правовой базы социальной работы. В связи с распадом СССР в начале 90-х годов прежние законы утратили свою силу, да и страна оказалась в совершенно иной социально-экономической и политической ситуации. Новая законодательная база создается на протяжении всего прошедшего десятилетия. Кроме того, сложные процессы, происходящие в стране, постоянно вызывают к жизни новые социальные проблемы, а, следовательно, и новые социальные технологии. Специалист социолог, не следящий за всем новым, что появляется в сфере его профессиональных интересов, очень быстро окажется некомпетентным, профессионально несостоятельным.