Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 14:49, реферат
В современном понимании, идеология — это система идей, взглядов, представлений, чувств и верований о целях развития общества и человека, а также средствах и путях достижения этих целей, воплощенных в ценностных ориентациях, убеждениях, волевых актах, побуждающих людей в своих действиях стремиться к целям, которые ставит перед собой общество.
Другое
ключевое положение либерализма - это
концепция так называемого
Неясной,
противоречивой является либеральная
идеология в вопросе о
Практическое
применение принципов либерализма
в экономической и социальной
политике ряда государств имело для
него далеко идущие последствия. С одной
стороны, либералы были вынуждены на
практике отойти от некоторых своих
базисных принципов. Пример тому - принятие
в Англии в 20-30-е гг. прошлого века
законов, усиливающих роль государства
в социальной сфере. Другой пример -
"новый курс" президента США
Ф. Д. Рузвельта, который позволил вывести
в 30-е гг. страну из тяжелейшего кризиса,
но ценой создания системы жесткого
государственного регулирования экономики.
С другой стороны, многочисленные попытки
проведения "чисто либеральной"
политики, направленной на построение
"государства благосостояния",
"государства всеобщего
В целом современные либералы, в том числе российские, сознают необходимость корректировки, ревизии своей идеологии, приведения ее в соответствие с современными экономическими, социальными, политическими реальностями.
Консерватизм. Сторонники консервативной идеологии, родоначальником которой принято считать английского государственного деятеля XVIII в. Э. Бёрка, исходят из того, что общественная жизнь покоится на сложившихся традициях. Поэтому они выступают за бережное отношение к существующим институтам, поддерживают только такие изменения, которые проводятся постепенно, с оглядкой на прошлое. Осуществлять назревшие перемены должны люди, которые понимают ценность исторически сложившихся общественных устоев, обладают необходимым государственным опытом.
Отсюда скептическое отношение консерваторов к любому общественному, политическому знанию, претендующему на новацию, к ученым и теоретикам, настаивающим на существовании универсально истинных абстракций, принципов, теорий. Ведь то, что разумно, что хорошо, что приемлемо, уже воплощено в традициях, в существующих законах, экономических, социальных, политических институтах и структурах.
Еще
одна черта консерватизма - отрицание
существования универсальной
Консерваторы понимают, что равенство всех людей в своих правах и свободах не подкреплено равенством их способностей, здоровья, возможностей. Поэтому демократию, претендующую на реализацию равенства во всех сферах, они не считают абсолютным благом. Справедливость, по их мнению, не есть нечто большее, чем беспристрастное и точное применение законов.
Наконец,
следует отметить такую черту
консерватизма, как национализм. Консерваторов,
в том числе современных, мировые
процессы, включая глобализацию, интересуют
лишь в той мере, в какой они
влияют на положение дел в родной
стране. Они против вмешательства
в дела других государств, за исключением
тех случаев, когда это диктуется
национальными интересами, сдержанно
относятся к любым
В российском общественном сознании с консерватизмом ассоциируются определенные политические позиции и установки, как правило, негативного характера. В основном они идут из недавнего советского прошлого. Например, принято считать, что консерватор обязательно носитель реакционных настроений, противник любых изменений прогрессивного характера, враг демократии, сторонник тоталитаризма и авторитаризма, крайний националист. Однако если внимательно взглянуть на историю, социальную и политическую практику России, зарубежных стран, то увидим, что все не так однозначно. В разных исторических условиях, в различных общественных ситуациях те или иные представители консерватизма могли занимать и занимали различные политические позиции.
Марксизм. Исходное положение марксистской идеологии, созданной К. Марксом и Ф. Энгельсом в 40-е гг. XIX в., - взгляд на историю человечества как историю борьбы классов. Под классами Маркс и Энгельс понимали большие группы людей, связанные общим отношением к средствам производства, местом в общественном разделении труда, способом получения доходов, - словом, связанные общим экономическим положением. Свой вклад они видели в обосновании того, что именно классовая борьба является главной движущей силой истории, что за любыми общественными переменами, любой политической акцией стоят классовые интересы.
Другое исходное положение марксизма - определяющая роль экономики в жизни людей. Согласно этому принципу экономика образует базис общества, на котором вырастает его политическая, правовая, духовная надстройка: государство, политические институты, право, другие формы общественного сознания, включая религию и идеологию. В ходе общественного развития в отношениях между базисом и надстройкой возникают противоречия, которые в итоге разрешаются, преодолеваются посредством революции.
Важнейший компонент марксизма, его концепция видения направления истории и будущего человечества - обоснование необходимости и неизбежности коммунизма. Коммунизм в своей высшей фазе есть идеальное, совершенное состояние общества, достижение которого составляет цель, внутренний смысл развития человечества. С построением коммунизма завершается предыстория человечества и начинается его подлинная история.
Интеллектуально и политически марксизм превосходил все современные ему идеологии: ясной ориентацией на интересы рабочего класса, трудового народа, четкостью политических установок. Все это способствовало его быстрому распространению в Европе, и не только в ней. Большое влияние он приобрел в России.
Позиции и влияние марксизма еще более укрепились с победой Октябрьской революции 1917 г., возникновением Советского Союза, его экономическим и социальным ростом. В новых исторических условиях марксизм в СССР, не отказываясь от основополагающих принципов, вобрал в себя ряд новых положений, установок, в основе которых лежали опыт Октябрьской революции и практика строительства социалистического общества, данные общественных и естественных наук. Обновленная идеология стала характеризоваться как марксистско-ленинская, поскольку вклад В. И. Ленина в ее развитие, равно как и в ее применение в практике осуществления социальной революции и строительства нового общества, был огромен.
Грандиозные
перемены, совершившиеся после Второй
мировой войны в науке и
технологиях, в политике, экономике,
классовой структуре, трудовых отношениях,
социальной сфере ведущих
Основная ошибка К.Маркса, имеющая принципиальное значение, заключается в недооценке возможностей капиталистического способа производства. Он исходил из того, что капитализм тормозит прогресс общества, сковывает развитие производительных сил. Полтора века эта оценка оставалась спорной, но к концу XX века наступила ясность. Научно-техническая революция,
порожденная и осуществленная капитализмом, опровергла основной постулат марксизма. Можно утверждать, что научно-техническая революция, помимотпрочего, попутно похоронила этот постулат Маркса.
Таким
образом, во второй половине XX столетия
марксизм-ленинизм фактически утратил
свою адекватность и эффективность.
Однако руководители КПСС, Советского
государства, других социалистических
стран оказались не в состоянии
реалистически оценить
Возрождение марксизма, пусть даже в обновленном виде, маловероятно. В силу неадекватности современному миру он изжил себя и как теоретическая конструкция, и как политический инструмент. Образовавшуюся идеологическую нишу, скорее всего, заполнит один из вариантов современного социализма.
В
отличие от коммунизма, базирующегося
на первенстве экономики, современный
социализм носит этический
Ставя во главу угла нравственное совершенствование, сторонники социалистической идеологии отдают себе отчет в том, что оно не может быть сведено к проповеди, нравоучениям. Для них очевидна необходимость теорий, которые бы указывали, что и как нужно сделать для того, чтобы воплотить нравственные ценности, принципы, идеалы в экономике, политике, социальной сфере, в культуре. Однако именно здесь продвижение идет крайне медленно.
Возьмем такую важнейшую ценность, как равенство. Социалистическая идеология ставит задачу осуществления относительного равенства, т. е. равенства в некоторых пределах. Но каковы эти пределы? Где взять критерии, позволяющие четко устанавливать черту, за которой равенство становится неравенством?
Предлагаемый
социалистами способ обеспечения равенства
и достоинства путем
Тем не менее социалисты считают возможным построение модели "рыночного социализма", позволяющей существенно продвинуться в реализации базовых ценностей. В основе этой модели, полагают они, должны быть экономическая система, предусматривающая ограничение прибыли каждого предприятия в соответствии с принципом социальной справедливости; реальное участие работников в управлении предприятиями, включая управление финансовыми и инвестиционными потоками; формулирование экономических и социальных приоритетов, осуществление которых обязательно для всех и при любых обстоятельствах; наделение правительства преимущественно координационными функциями. Социалисты убеждены, что такая модель, с одной стороны, устраняет злоупотребления капитализма и обеспечивает воплощение социальных ценностей, а с другой - сохраняет стимулирующую, распределительную и конкурентную функции рынка.
Большинство
социалистов выступают за демократию,
распространяя ее, как мы видели
выше, не только на политическую, но и
на экономическую сферу. Вместе с
тем социалисты сознают, что никакая,
даже самая широкая, демократия не дает
надежных гарантий политической и общественной
активности граждан. Социалисты рассчитывают
решить данную проблему с помощью
концепции ответственного гражданства.
Она предусматривает создание механизмов
вовлечения населения в процессы
принятия и практического осуществления
решений, формирование у людей, общества
способности не поддаваться политическому
и информационному
Информация о работе Роль идеологии в модернизирующемся обществе