Роль идеологии в модернизирующемся обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 14:49, реферат

Описание работы

В современном понимании, идеология — это система идей, взглядов, представлений, чувств и верований о целях развития общества и человека, а также средствах и путях достижения этих целей, воплощенных в ценностных ориентациях, убеждениях, волевых актах, побуждающих людей в своих действиях стремиться к целям, которые ставит перед собой общество.

Работа содержит 1 файл

по социологии.docx

— 43.08 Кб (Скачать)
 

Министерство  образования и науки РФ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ  им. Р.Е. АЛЕКСЕЕВА 
 
 
 

Реферат 

по дисциплине «Социология» 

по теме: «Роль  идеологии в модернизирующемся  обществе» 
 
 

                                      Выполнила: 

     Абдуллина Д.Р. 

                                                                                 07-УИ

               Проверил:

Скобелева Е.И. 
 
 
 
 
 

Н. Новгород,

2010 г.

    Сущность  модернизации

         Модернизация  – сложный, многосторонний и многовариантный  способ преобразования общества, в результате которой общество переходит на новый этап развития.

         В классическом варианте этой теории под  модернизацией понималась трансформация общества традиционного (докапиталистического, доиндустриального, закрытого) в общество современное («modern», «society»,«modernity») предполагающее индустриальный тип экономики, преимущественно демократическую форму правления, рациональные цели и инструментальные ценности.

         При  модернизации вырабатывается комплекс социальных, политических, экономических, культурных и интеллектуальных трансформаций,  для улучшения состояния общества в целом.

         Если  говорить о России, то Модернизация   имеет, как правило, внешний, экзогенный источник, являясь «ответом» на «вызов» со стороны более развитых стран, стремлением, взяв за основу уже модернизировавшийся Запад, произвести подобные экономические, политические и другие изменения с целью догнать или даже перегнать его.

         Любая модернизация нуждается в программе  своего осуществления. Эта программа  должна быть направлена на формирование  новой идеологии  с целью перехода на новый (более совершенный) уровень  развития общества. 
     
     
     
     
     

     
    Понятие термина  «идеология»

         Термин "идеология" ввел французский  философ и экономист де Траси, который обозначил им учение об идеях, позволяющее сформулировать фундаментальные  основы политики, этики, способности, умения и оценки в различных областях. Термин «идеология» в разные исторические эпохи претерпевал изменения.

           В  современном понимании, идеология — это система идей, взглядов, представлений, чувств и верований о целях развития общества и человека, а также средствах и путях достижения этих целей, воплощенных в ценностных ориентациях, убеждениях, волевых актах, побуждающих людей в своих действиях стремиться к целям, которые ставит перед собой общество. 

    Аспекты функционирования идеологии 

       Выделяют  четыре основных аспекта функционирования идеологии в обществе

  • мировоззренческий
  • нормативный
  • легитимный
  • идентичностный
 

       Мировоззренческий аспект. Рассмотренная с этой стороны, взятая в этом аспекте, каждая идеология функционирует как определенное мировоззрение, совокупность общих взглядов на мир, человека, место в нем человека, отношение человека к миру и т.д.

       Нормативный аспект. Идеология отражает определенные нормы или «программы» деятельности и поведения. Она может отражать не только наличные, уже реализуемые программы, но и будущие образцы деятельности и поведения.

       Легитимный  аспект. Идеология способна или усиливать, или ослаблять существующие в обществе отношения господства и подчинения, тем самым объективно, часто помимо желаний ее носителей и творцов, выражая групповые интересы. В этом аспекте идеология - одна из функций, содержательных характеристик взаимодействия духовных образований с породившими и воспринимающими их социально-экономическими, социально-политическими и социокультурными условиями. Духовные образования идеологичны не сами по себе. Их идеологичность определяется характером их производства и потребления в определенных социальных контекстах - их ролью в установлении отношений доминирования, господства индивидов над индивидами, групп индивидов над группами индивидов.

       Идентичностный  аспект. Идеологические знаковые системы полностью или частично помогают конструированию индивидуальной или групповой «идентичности», принадлежности индивида к определенной группе (этносу, нации, классу) и, соответственно, формированию у него определенных свойств и качеств. Важную роль в формировании идентичности играет «самооценка» индивидом своего места в обществе и в его социальной структуре. Человеческая личность является, с этой точки зрения, определенным, доступным конструированию, проектом, который может не только реализовываться в процессе создания биографии, но и изменяться под влиянием разных факторов. В частности, в результате усвоения новых ценностей, религиозного «просветления», этического или этнического «возрождения» и т.д. То же верно и по отношению к групповой идентичности. Именно этот аспект функционирования идеологии представляется важным для описания современности - именно он усиливается деятельностью средств массовой информации (СМИ). Именно эта сторона в наиболее значительной степени игнорировалась в классической марксистской социологии, в значительной степени ориентированной на описание социальной реальности позапрошлого века.

       Мировой и российский опыт показывают, что  процесс модернизации, с неотъемлемо  присущим ему повышением роли науки  и техники в общественной жизни, с необходимостью приводит к ослаблению мировоззренческого и нормативного компонентов идеологии, но не легитимного и идентичностного. Наоборот, значение двух последних сторон может даже усиливаться. Это происходит, прежде всего, благодаря тому, что сам процесс модернизации связан с развитием электронных средств массовой коммуникации, влияющих на общественные традиции - формы функционирования и сохранения базовых ценностей. В общем случае, как известно, развитие радио и телевидения приводит к тому, что традиции изменяются ,при этом уменьшение числа посещений религиозных церемоний, например, еще не говорит об утрате религиозности. Религиозные проповеди могут передаваться при помощи радио и телевидения. Уменьшение числа посещений спортивных зрелищ, театров или концертов еще не говорит об отчуждении человека от культуры. Электронные средства массовой информации способны придать тем или иным локальным обрядам и традициям общенациональный характер. Именно с этим обстоятельством связана новая ступень в развитии национальной культуры в эпоху рефлексивной модернизации. Национальные традиции и обряды постепенно становятся все более всеобщими и одновременно единообразными. Резко уменьшается степень их разнообразия. Они в значительной мере унифицируются и деперсонализируются, приобретая всеобщий характер.  
     
     
     
     
     
     

    Инструменты идеологии 

      Идеология распространяется в обществе основными  структурами  гражданского общества. Таковыми выступают семья, школа, церковь, политические партии, государственные институты, средства массовой информации. Они должны расширять стимулы для появления самых передовых моделей, как в экономике, так и в социальной сфере.

      Формирование  общественной идеологии строится, как  правило, на основе общественного диалога, в котором участвуют представители всех влиятельных общественных групп. Это позволяет выработать синтез предполагаемых разными социальными группами подходов для создания идеологии, которая отражала бы социальную, политическую, экономическую действительность через призму основных целей развития всего общественного организма.

         На  теоретическом уровне и на уровне общественной практики следует различать понятие «общественная идеология» - совокупность базисных ценностей, присущих широким слоям общества, и государственную идеологическую политику – меры, предпринимаемые государственными структурами для воздействия на общественное сознание.

      В силу существенной неоднородности, «расщепления» общественного сознания одна из главных задач современной российской государственной идеологической политики как на федеральном, так и на регионально уровнях – урегулирование социальных конфликтов, выработка идеологии межнационального согласия. Эта идеология не должна быть связана с нивелированием этнических или религиозных различий. Нужно проводить исследование базовых ценностей социума; выделение среди этих базовых ценностей тех, которые присущи широким слоям населения; государственную поддержку идеологии межнационального согласия

    на основе учета этих основных базовых ценностей  и концепции модернизации общества как движения по пути усвоения достижений научно-технического прогресса и достижения более высокого современного «качества жизни».

         Разработка  государственной идеологической политики предполагает выработку ряда практических рекомендаций для формирования различными институтами общества (церковь, образование, СМИ и т.д.) современных модернизационных ценностей в различных слоях современного общества.

         Функции идеологии прежде всего сводятся к овладению массовым политическим сознанием населения, к внедрению в него своих критериев оценки настоящего и будущего развития общества, определению целей и задач, по которым люди должны ориентироваться в политическом пространстве. Обладая ярко выраженным групповым характером, идеология должна создавать позитивный образ проводимой (или предлагаемой населению) политической линии, ее соответствия интересам того или иного класса, нации, государства. При этом идеология должна не столько заниматься пропагандированном, распространением тех или иных идеалов и ценностей, сколько стимулировать целенаправленные действия и поступки граждан, партий и других политических ассоциаций.

         Выполняя  свои политические функции, идеология  стремится сплотить, интегрировать  общество либо на базе интересов какой-либо социальной или национальной группы (например, среднего класса, граждан  коренной национальности и т.д.), Способность реально интегрировать общество будет непосредственно зависеть от того, насколько идеи и положения идеологии соответствуют обыденным взглядам и представлениям населения о предпочтительном стиле жизни, а также и от того, найдет ли данная доктрина адекватные уровню общественного сознания формы интерпретации своих теоретических заключений. 
     
     
     

    Идеологические течения в современном мире 

    Основные современные  идеологии сложились в XIX веке. Несмотря на значительное количество различных  идеологий, в самом общем виде принято выделять либеральную, консервативную ,марксискую и социалистическую идеологии.

      Либерализм. Либерализм является исторически первым течением духовной жизни, осознавшим себя в качестве самостоятельной идеологии. Его основателями принято считать Дж. Локка, А. Смита, Ш. Монтескье. В ряду крупнейших представителей либерализма - один из "отцов" Конституции США Т. Джефферсон.

         Стержень, ядро идеологии либерализма – понятие индивидуальной свободы человека. Это главный критерий, используемый либералами для оценки любого общественного строя, любых экономических, социальных, политических, культурных институтов. Индивидуальная свобода должна быть надежно защищена как от посягательств со стороны других людей, так и от вмешательства государства, правительства Для этого, по мнению либералов, деятельность власти должна базироваться на строго определенных законах, признающих ценность свободы личности. Власть должна также уважать частную собственность и право людей свободно заключать договоры друг с другом.

         Важный  принцип либерализма - человек самостоятельно осуществляет выбор своего жизненного пути, а потому несет ответственность за этот выбор. Иными словами, он должен полагаться прежде всего на самого себя. Либералы убеждены, что люди, которые боятся выбора, избегают его, обречены на серую, скучную, убогую жизнь.

         При всей внешней привлекательности  данного положения оно плохо  согласуется с тем фактом, что  подобный выбор никогда не является полностью свободным. Он всегда осуществляется конкретным человеком в конкретной ситуации, многие элементы которой, с одной стороны, не зависят от индивида, а с другой - влияют на его выбор, даже предопределяют его. В ряду таких факторов - место и историческое время рождения человека, социальный статус семьи, в которой он родился, ее достаток, способности, здоровье, которыми наделила природа человека при его рождении, и т. д.

         Мало  кто не хотел бы прожить яркую, достойную, счастливую жизнь, добиться высоких целей. Однако это удается  немногим. Большинство людей остаются несамостоятельными в том смысле, что их жизнь складывается не в  соответствии с их собственными замыслами, а в зависимости от многих обстоятельств. В числе таких обстоятельств как не поддающиеся никакому индивидуальному, личностному контролю случайности, так и непреложные исторические реальности. Названные факторы не в состоянии устранить никакое общественно-политическое устройство, даже самого либерального толка.

Информация о работе Роль идеологии в модернизирующемся обществе