Ритуалы в современном обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 13:34, контрольная работа

Описание работы

Современное общество является результатом социальной стратификации, понимание которой невозможно без рассмотрения социального статуса и материальной обеспеченности людей. Социальная стратификация характеризует ту постоянно существующую асимметрию в отношениях групп, которая структурирует общество, но всегда является результатом воздействия конкретных социально-экономических и иных общественных отношений в конкретной стране.

Содержание

Введение 2
1. Как связаны социальный статус и материальная обеспеченность? Всегда ли чем выше статус, тем выше доходы?
Приведите примеры исключения из этого правила.
3
2. Назовите несколько современных ритуалов, проанализируйте их как элемент культуры общества, в котором мы живем. В чем их социальные функции? 8
Заключение 13
Библиографический список 14

Работа содержит 1 файл

Рубцова_социология.doc

— 89.00 Кб (Скачать)

    Но  наиболее интересна третья группа – ритуалы, совершаемые людьми неосознанно, под влиянием традиций. Невероятно большое количество подобных ритуалов можно обнаружить, анализируя этикет и правила вежливости. Очень многие подобные правила являются остатками первобытных предохранительных ритуалов. Например, закон гостеприимства, принятый практически у всех цивилизованных народов, является остатком предохранительных мероприятий против уже описанного наведения порчи через остатки пищи.

    Действительно, если человек, присутствующий в доме, но не являющийся членом семьи, захочет навести болезнь на кого-либо, он сможет это сделать только при условии, что сам не ел этой пищи за общим столом, в противном случае он рискует повредить сам себе. Отсюда же происходит и обычай “чоканья” бокалами, которое первоначально предназначалось для того, чтобы разбрызганные напитки ритуально смешались.

    Корни многих этических запретов также  лежат в ритуалах – например, запрет свистеть в помещении. В деревнях обычно говорят “не свисти, а то хозяйство просвистишь”. В этой фразе сразу улавливается полуосознанное использование гомеопатического закона.

    Подобным  же образом произошли запреты  переворачивать хлеб “вверх ногами”, класть на стол ключи и т.п.

    Существуют  запреты, основанные и на симпатическом  законе – например, запрет плеваться в общественных местах, который является следствием боязни быть подвергнутым магическому нападению через слюну.

    Проявление  неосознанных ритуалов в нашей жизни наиболее применимо в современных армейских ритуалах. Являясь наиболее консервативной силой, армия хранит, почти не изменяя сути, те ритуалы, которые применялись еще в глубокой древности. К таким ритуалам относится присяга, которая ведет свою историю от тотемической инициации, превращающей юношу во взрослого воина племени; хранение и почитание знамени части (фетишизм); отдача чести (ритуалы благопожелания и отпугивания нечистой силы) и многие другие.

    Существуют  также неформальные традиции в отдельных  частях и подразделениях, которые  передаются от поколения к поколению, сущность которых также является магической. Например, известный ритуал, в соответствии с которым за сто дней до приказа “деды” бреются налысо и перестают есть выдаваемое в столовой масло.

    И, наконец, последняя, четвертая группа ритуалов, существующих в современном  обществе, это детские игровые ритуалы, которые тоже могут быть разбиты на осознанные и неосознанные. Если верно высказывание, что “первобытная культура – это детство человечества”, то нет ничего удивительного в том, что детская культура очень напоминает первобытную. Действительно, первой игрой, в которую играет маленький человек, является подражание животным, что соответствует периоду тотемизма в первобытной культуре. Позднее, в возрасте 6-8 лет ребенок проходит стадию мифотворчества – увлечения “страшными историями” о ведьмах, вампирах, черной руке, пиковой даме и т.д.

    Следующей идет стадия сознательной магии, когда  многие дети пытаются с помощью определенных ритуалов, корни которых, как правило, лежат в святочных гаданиях, вызвать какие-либо потусторонние существа и попросить их о чем-либо. Например, для вызова одного из персонажей детской мифологии – Черной Руки необходимо вынести из комнаты все предметы черного цвета, затем протянуть по диагонали комнаты черную нитку, на которую повесить белую бумажку с надписью, сделанной черной ручкой: “Черная Рука приходи” и просьбой. Считается, что в полночь Черная Рука приходит и может выполнить просьбу, однако, если в комнате найдется хотя бы один черный предмет, кроме нитки, и надписи, то она задушит вызывавшего.

    Несмотря на то, что этот ритуал явно выдуман детьми, он построен на использовании гомеопатического закона – “подобное притягивает подобное”, причем в самом простейшем варианте: черная надпись притягивает Черную Руку (то есть не событие притягивает событие, а объект притягивает объект). В этом ритуале присутствует также такой элемент первобытных ритуалов, как табу, нарушение которого карается вызываемым потусторонним существом.

    Интересно также заметить, что навязанные обществом  фетиши типа октябрятского значка и пионерского галстука воспринимались детьми адекватно, то есть именно как фетиши. Например, честное пионерское слово считалось недействительным, если дававший его был без галстука. Впрочем, подобным же образом действуют и военные, которые не отдают честь без фуражки.

    Социальные  функции ритуалов

    По  мнению К. Лоренца ритуал выполняет 3 функции: 1) запрет борьбы между членами  группы; 2) удержание их в замкнутом сообществе; 3) ограничение данного сообщества от других групп.

    Тернер  предлагает взглянуть на структуру ритуала с четырех точек зрения: символической, ценностной, телической и ролевой. В первом случае ритуал он представляет как собрание символов, во втором - как передача информации о важнейших ценностях и их иерархии, в третьем - взгляд на ритуал как систему целей и средств, в четвертом - ритуал выступает как продукт взаимодействия различных социальных статусов и положений, то есть можно сказать, что ритуальные игры и обряды с самого начала несли в себе функцию особого средства преодоления критических ситуаций за счет установления ролевых и межличностных взаимоотношений.

    Таким образом, резюмируя основные направления  в изучении функциональной направленности ритуалов, можно выделить следующие  их основные функции:

    1. Мировоззренческая функция, которая реализуется благодаря наличию определенного типа взглядов на божество, человека, общество, природу, выраженного в ритуале. Ритуальное действие в этой функции схоже с мифом, а зачастую и повторяет его. Посредством ритуала объясняются основы миропонимания, принятые в том или ином обществе, а также мирочувствование - эмоциональное принятие или непринятие предлагаемых норм в свершении ритуала. Здесь же закладываются понятия, направленные на различение священных вещей и обычных, формируется соответственное к ним отношение. Роль обрядов, в этой связи, состоит в том, что они открывают доступ к священным объектам и затем обеспечивают возвращение в привычный мир, формулируют идеалы, к которым стремятся люди и которые стимулируют общественное развитие.

    2. Коммуникативная функция. Ритуал – это своеобразный канал общения, верующих друг с другом, либо верующих с гипостазированными существами (Богом, ангелами, душами умерших, святыми и др.), которые выступают в качестве посредников общения между людьми.

    3. Регулятивная функция состоит в том, что с помощью определенных идей, ценностей, установок стереотипов, традиций, набора действий осуществляется управление деятельностью и отношениями, сознанием и поведением лиц, участвующих в обряде или ритуале.

    4. Интегрирующе-дезинтегрирующая функция. Совместные обряды, в том числе в таких жизненных ситуациях, как рождение, брак, смерть, укрепляют чувство групповой солидарности. И, напротив, факт сплоченности одной группы, следующей канонам какой-либо религии, и совершающими согласно ей ритуалы может вызвать конфликт со сторонниками других религий или с обществом, в котором существуют иные социальные порядки.

    5. Культуротранслирующая функция указывает на принадлежность обряда и ритуала к традиционной культуре общества. Традиция, являясь устойчивым элементом в культуре, через обряд передает такие нормы жизни человека, которые направлены на основы его существования. Каждый раз, следуя принятым обрядам и установленным ритуалам, человек как бы заново соприкасается с моментом создания мира, прослеживает его развитие, соотносит себя с ним, и благодаря этому становится возможным соединение и совпадение космического, земного и человеческого ритмов.  

 

    Заключение

    Таким образом, нами были рассмотрены социальный статус и материальная обеспеченность, как составляющие социальной стратификации общества, а также современные ритуалы как элементы культуры общества и их социальные функции.

    Мы рассмотрели два варианта социальной стратификации: в американском и в российском обществах. Было выяснено, что уровень социального статуса и материальной обеспеченности далеко не всегда совпадают, что приводит к статусной инкосистенции, которая наиболее характерна для современного российского общества.

    При рассмотрении ритуалов нами были выделены такие их виды:

  • ритуалы, которые совершаются осознанно, с пониманием их сущности;
  • ритуалы, совершаемые в рамках религии;
  • неосознанные ритуалы, которые производятся под влиянием традиций;
  • ритуалы, совершаемые детьми.

    Также мы выделили основные социальные функции ритуалов:

  • мировоззренческая
  • коммуникативная
  • регулятивная
  • интегирующе-дезинтегрирующая
  • культуротранслирующая.

 

Библиографический список

  1. Волков Ю.Г. Социология/ Учебник. – 2008.
  2. Гараджа В. И. Религиоведение/ М., 1995.
  3. Кравченко А.И. Социология/ Учебник. – 2008.
  4. Народная культура в современных условиях/ Учебное пособие под ред. Н.Г. Михайлова. - М., 2000. - 219 с.
  5. Сафронов А.Г. Психология религии/ Ника-центр. – 2002.
  6. Тернер В. Символ и ритуал/ М., 1983.
  7. Штомпка П. Социология/ Учебник. – 2010.

Информация о работе Ритуалы в современном обществе