Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 13:34, контрольная работа
Современное общество является результатом социальной стратификации, понимание которой невозможно без рассмотрения социального статуса и материальной обеспеченности людей. Социальная стратификация характеризует ту постоянно существующую асимметрию в отношениях групп, которая структурирует общество, но всегда является результатом воздействия конкретных социально-экономических и иных общественных отношений в конкретной стране.
Введение 2
1. Как связаны социальный статус и материальная обеспеченность? Всегда ли чем выше статус, тем выше доходы?
Приведите примеры исключения из этого правила.
3
2. Назовите несколько современных ритуалов, проанализируйте их как элемент культуры общества, в котором мы живем. В чем их социальные функции? 8
Заключение 13
Библиографический список 14
Но наиболее интересна третья группа – ритуалы, совершаемые людьми неосознанно, под влиянием традиций. Невероятно большое количество подобных ритуалов можно обнаружить, анализируя этикет и правила вежливости. Очень многие подобные правила являются остатками первобытных предохранительных ритуалов. Например, закон гостеприимства, принятый практически у всех цивилизованных народов, является остатком предохранительных мероприятий против уже описанного наведения порчи через остатки пищи.
Действительно, если человек, присутствующий в доме, но не являющийся членом семьи, захочет навести болезнь на кого-либо, он сможет это сделать только при условии, что сам не ел этой пищи за общим столом, в противном случае он рискует повредить сам себе. Отсюда же происходит и обычай “чоканья” бокалами, которое первоначально предназначалось для того, чтобы разбрызганные напитки ритуально смешались.
Корни многих этических запретов также лежат в ритуалах – например, запрет свистеть в помещении. В деревнях обычно говорят “не свисти, а то хозяйство просвистишь”. В этой фразе сразу улавливается полуосознанное использование гомеопатического закона.
Подобным же образом произошли запреты переворачивать хлеб “вверх ногами”, класть на стол ключи и т.п.
Существуют запреты, основанные и на симпатическом законе – например, запрет плеваться в общественных местах, который является следствием боязни быть подвергнутым магическому нападению через слюну.
Проявление неосознанных ритуалов в нашей жизни наиболее применимо в современных армейских ритуалах. Являясь наиболее консервативной силой, армия хранит, почти не изменяя сути, те ритуалы, которые применялись еще в глубокой древности. К таким ритуалам относится присяга, которая ведет свою историю от тотемической инициации, превращающей юношу во взрослого воина племени; хранение и почитание знамени части (фетишизм); отдача чести (ритуалы благопожелания и отпугивания нечистой силы) и многие другие.
Существуют также неформальные традиции в отдельных частях и подразделениях, которые передаются от поколения к поколению, сущность которых также является магической. Например, известный ритуал, в соответствии с которым за сто дней до приказа “деды” бреются налысо и перестают есть выдаваемое в столовой масло.
И, наконец, последняя, четвертая группа ритуалов, существующих в современном обществе, это детские игровые ритуалы, которые тоже могут быть разбиты на осознанные и неосознанные. Если верно высказывание, что “первобытная культура – это детство человечества”, то нет ничего удивительного в том, что детская культура очень напоминает первобытную. Действительно, первой игрой, в которую играет маленький человек, является подражание животным, что соответствует периоду тотемизма в первобытной культуре. Позднее, в возрасте 6-8 лет ребенок проходит стадию мифотворчества – увлечения “страшными историями” о ведьмах, вампирах, черной руке, пиковой даме и т.д.
Следующей идет стадия сознательной магии, когда многие дети пытаются с помощью определенных ритуалов, корни которых, как правило, лежат в святочных гаданиях, вызвать какие-либо потусторонние существа и попросить их о чем-либо. Например, для вызова одного из персонажей детской мифологии – Черной Руки необходимо вынести из комнаты все предметы черного цвета, затем протянуть по диагонали комнаты черную нитку, на которую повесить белую бумажку с надписью, сделанной черной ручкой: “Черная Рука приходи” и просьбой. Считается, что в полночь Черная Рука приходит и может выполнить просьбу, однако, если в комнате найдется хотя бы один черный предмет, кроме нитки, и надписи, то она задушит вызывавшего.
Несмотря на то, что этот ритуал явно выдуман детьми, он построен на использовании гомеопатического закона – “подобное притягивает подобное”, причем в самом простейшем варианте: черная надпись притягивает Черную Руку (то есть не событие притягивает событие, а объект притягивает объект). В этом ритуале присутствует также такой элемент первобытных ритуалов, как табу, нарушение которого карается вызываемым потусторонним существом.
Интересно также заметить, что навязанные обществом фетиши типа октябрятского значка и пионерского галстука воспринимались детьми адекватно, то есть именно как фетиши. Например, честное пионерское слово считалось недействительным, если дававший его был без галстука. Впрочем, подобным же образом действуют и военные, которые не отдают честь без фуражки.
Социальные функции ритуалов
По мнению К. Лоренца ритуал выполняет 3 функции: 1) запрет борьбы между членами группы; 2) удержание их в замкнутом сообществе; 3) ограничение данного сообщества от других групп.
Тернер предлагает взглянуть на структуру ритуала с четырех точек зрения: символической, ценностной, телической и ролевой. В первом случае ритуал он представляет как собрание символов, во втором - как передача информации о важнейших ценностях и их иерархии, в третьем - взгляд на ритуал как систему целей и средств, в четвертом - ритуал выступает как продукт взаимодействия различных социальных статусов и положений, то есть можно сказать, что ритуальные игры и обряды с самого начала несли в себе функцию особого средства преодоления критических ситуаций за счет установления ролевых и межличностных взаимоотношений.
Таким образом, резюмируя основные направления в изучении функциональной направленности ритуалов, можно выделить следующие их основные функции:
1. Мировоззренческая функция, которая реализуется благодаря наличию определенного типа взглядов на божество, человека, общество, природу, выраженного в ритуале. Ритуальное действие в этой функции схоже с мифом, а зачастую и повторяет его. Посредством ритуала объясняются основы миропонимания, принятые в том или ином обществе, а также мирочувствование - эмоциональное принятие или непринятие предлагаемых норм в свершении ритуала. Здесь же закладываются понятия, направленные на различение священных вещей и обычных, формируется соответственное к ним отношение. Роль обрядов, в этой связи, состоит в том, что они открывают доступ к священным объектам и затем обеспечивают возвращение в привычный мир, формулируют идеалы, к которым стремятся люди и которые стимулируют общественное развитие.
2. Коммуникативная функция. Ритуал – это своеобразный канал общения, верующих друг с другом, либо верующих с гипостазированными существами (Богом, ангелами, душами умерших, святыми и др.), которые выступают в качестве посредников общения между людьми.
3. Регулятивная функция состоит в том, что с помощью определенных идей, ценностей, установок стереотипов, традиций, набора действий осуществляется управление деятельностью и отношениями, сознанием и поведением лиц, участвующих в обряде или ритуале.
4. Интегрирующе-дезинтегрирующая функция. Совместные обряды, в том числе в таких жизненных ситуациях, как рождение, брак, смерть, укрепляют чувство групповой солидарности. И, напротив, факт сплоченности одной группы, следующей канонам какой-либо религии, и совершающими согласно ей ритуалы может вызвать конфликт со сторонниками других религий или с обществом, в котором существуют иные социальные порядки.
5.
Культуротранслирующая
функция указывает на принадлежность
обряда и ритуала к традиционной культуре
общества. Традиция, являясь устойчивым
элементом в культуре, через обряд передает
такие нормы жизни человека, которые направлены
на основы его существования. Каждый раз,
следуя принятым обрядам и установленным
ритуалам, человек как бы заново соприкасается
с моментом создания мира, прослеживает
его развитие, соотносит себя с ним, и благодаря
этому становится возможным соединение
и совпадение космического, земного и
человеческого ритмов.
Заключение
Таким образом, нами были рассмотрены социальный статус и материальная обеспеченность, как составляющие социальной стратификации общества, а также современные ритуалы как элементы культуры общества и их социальные функции.
Мы рассмотрели два варианта социальной стратификации: в американском и в российском обществах. Было выяснено, что уровень социального статуса и материальной обеспеченности далеко не всегда совпадают, что приводит к статусной инкосистенции, которая наиболее характерна для современного российского общества.
При рассмотрении ритуалов нами были выделены такие их виды:
Также мы выделили основные социальные функции ритуалов:
Библиографический список