Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 13:34, контрольная работа
Современное общество является результатом социальной стратификации, понимание которой невозможно без рассмотрения социального статуса и материальной обеспеченности людей. Социальная стратификация характеризует ту постоянно существующую асимметрию в отношениях групп, которая структурирует общество, но всегда является результатом воздействия конкретных социально-экономических и иных общественных отношений в конкретной стране.
Введение 2
1. Как связаны социальный статус и материальная обеспеченность? Всегда ли чем выше статус, тем выше доходы?
Приведите примеры исключения из этого правила.
3
2. Назовите несколько современных ритуалов, проанализируйте их как элемент культуры общества, в котором мы живем. В чем их социальные функции? 8
Заключение 13
Библиографический список 14
Содержание
Введение | 2 |
1. Как
связаны социальный статус и материальная
обеспеченность? Всегда ли чем выше статус,
тем выше доходы?
Приведите примеры исключения из этого правила. |
3 |
2. Назовите несколько современных ритуалов, проанализируйте их как элемент культуры общества, в котором мы живем. В чем их социальные функции? | 8 |
Заключение | 13 |
Библиографический список | 14 |
Введение
Современное общество является результатом социальной стратификации, понимание которой невозможно без рассмотрения социального статуса и материальной обеспеченности людей. Социальная стратификация характеризует ту постоянно существующую асимметрию в отношениях групп, которая структурирует общество, но всегда является результатом воздействия конкретных социально-экономических и иных общественных отношений в конкретной стране.
Жизнь в обществе основана на постоянном взаимодействии людей, которое часто опирается на определенные ритуалы. Ритуалы играют огромную роль в познании человеком многогранной и своеобразной системы культуры. Это первая ступень, которая строго, но гармонично указывает человеку на то, как следует организовать свою жизнь и представления о том, что должно или, напротив, недопустимо. Ритуал, как и любая культурная доминанта, существует столько, сколько и само человечество, при этом его ритуальная, регламентная часть со временем изменяется, приобретает новые черты, осовременивается. Тем не менее, тщательное изучение ритуалов дает полное представление о том, что с появлением новых обычаев и обрядов, так же сохраняются и традиции предшествующего времени, при этом нередко новое находит аналог в старом, а старое продолжает бытовать, получив новое осмысление и трактовку. В настоящее время во всем мире обнаруживается интерес к традициям, стремление к познанию первооснов своей культуры. В этой связи представляется важным выявить функциональную направленность ритуалов, рассмотреть их основные виды.
1. Как связаны социальный статус и материальная обеспеченность? Всегда ли чем выше статус, тем выше доходы? Приведите примеры исключения из этого правила.
Социальный статус и материальная обеспеченность являются составляющими социальной стратификации общества.
Социальная стратификация - это выявления социальных групп, слоев на основе определенных критериев, таких как:
1) характер собственности;
2) размер дохода;
3) объем власти;
4) престиж.
Социальная стратификация общества - это система неравенства, социальной дифференциации, основанная на различиях в занимаемом положении и выполняемых функциях.
Эта теория описывает существующую систему неравенства в таких понятиях, как статус, роль, престиж, ранг, т.е. дает функциональное описание социальной структуры.
По
мнению Т. Парсонса, заложившего теоретические
основы анализа
социальной стратификации, многообразие
существующих в обществе
социально-дифференцирующих признаков
может быть классифицировано
по трем группам:
В рамках теоретического подхода к изучению социальной стратификации обобщенная оценка предполагает наличие «совокупного социального статуса», под которым подразумевается место индивида в иерархии социальных оценок, базирующееся на некотором типе кумулятивной оценки всех занимаемых статусов и всех наград, которые он способен получить.
Однако далеко не всегда оценка (награда) адекватна социальной позиции, занимаемой индивидом. Нередко получается так, что занимаемая человеком позиция является довольно высокой, а ее оценка обществом - низкой.
Типичный случай несоответствия статуса и оценки - человек с высоким образованием, получающий низкую заработную плату. Например, учителя имеют высокий социальный статус, но получают низкую заработную плату, у продавцов же, наоборот, социальный статус ниже, однако доходы выше, чем у учителей.
Этот феномен получил название «статусной инкосистенции» (несовместимости). Он относится не только к двум указанным позициям: статусу и зарплате, но к любым другим. Многолетнее его изучение выявило ряд интересных закономерностей, рассмотрим две из них:
Итак, определим основные понятия. Социальный статус - это положение, занимаемое человеком в обществе в соответствии с происхождением, национальностью, образованием, должностью, доходом, полом, возрастом и семейным положением.
В социальном статусе выделяют прирожденный (происхождение) и приобретенный (образование, должность, доход) статусы.
Личный статус - положение, занимаемое индивидом в первичной группе (малой социальной группе).
Маргинальный статус - противоречие между личным и социальным статусом.
Занимая определенное положение (статус), индивид вместе с ним и получает соответствующий престиж.
Роль - это определенное поведение, вытекающее из данного статуса. По Линтону, социальная роль – это ожидаемое поведение типичное для человека данного статуса в данном обществе.
При функциональном подходе, используемом в данной теории, применяется и такое понятие как социальный институт.
Социальный институт определяется как система ролей и статусов, рассчитанных на удовлетворение определенной социальной потребности.
Существует американский вариант социальной стратификации:
Большинство американцев, относящих себя к среднему классу, болезненно воспринимают все, что связано с повышением или понижением их статуса. Например, шофер такси сочтет за оскорбление предложение пойти на завод, где он мог бы зарабатывать значительно больше.
Большинство американцев не связывают экономический успех с основанием собственного дела, самостоятельного предприятия. Они работают по найму. Тем не менее, работа остается для них не только основой материального благополучия, но и самоутверждения, самоуважения, самооценки.
Опираясь на концептуальную модель многомерной стратификации, учитывая роль власти и идеологии в ее формировании, социолог Инкельс (США) представляет систему социального неравенства, сложившегося в СССР в 30-50 гг. в виде пирамиды, состоящей из 9 степеней (страт), вершину которой составляли три наиболее престижные группы:
1) правящая
элита, куда входили руководители партии
и
правительства, верхушка военных, высшие
должностные лица;
2) высший
слой интеллигенции, выдающиеся ученые,
деятели
искусства и литературы (по уровню материальных
благ и привилегий они
довольно близко стояли к первой группе,
но между ними существовала
довольно значительная разница по шкале
власти;
3) «аристократия
рабочего класса»: ударники - герои первых
пятилеток, стахановцы и т.д.;
4) «отряд
интеллигенции»: управленцы среднего
звена, руководители небольших предприятий,
работники высшей школы, дипломированные
специалисты и офицеры;
5) «белые
воротнички»: мелкие управленцы, бухгалтерские
работники, и др.;
6) "преуспевающие
крестьяне": работники передовых колхозов
и
совхозов;
7) Средне- и малоквалифицированные рабочие;
8) «беднейшие
слои крестьянства», малоквалифицированные
рабочие, занятые тяжелым физическим трудом
на производстве за мизерную
заработную плату;
9) «зеки».
Говоря о том, что одна из главных причин деформации системы социальной стратификации была связана с подменой социально-профессиональных критериев политико-идеологическими суррогатами, следует отметить явление так называемой аскрипции. Существование предписываемого аскриптивного статуса - характерная черта доиндустриальных обществ, тогда как в современном западном обществе преобладает ориентация на «статус достигаемый»: успешная карьера человека, его социальный престиж определяются главным образом его профессиональными результатами и достижениями. В нашей стране феномен предписываемого статуса получил весьма широкое распространение, особенно в последние два десятилетия: социальное положение человека в обществе определялось не только объемом его социально-политической активности, но и множеством других критериев, выступавших в качестве признаков социальной дифференциации.
К
их числу можно отнести такие
факторы, как место проживания человека
(столица, областной центр, деревня), отрасль
промышленности, в которой человек трудился
(производственная сфера), принадлежность
к какой-либо особо выделяемой социальной
группе.
2. Назовите несколько современных ритуалов, проанализируйте их как элемент культуры общества, в котором мы живем. В чем их социальные функции?
Современная культура содержит значительное количество ритуалов. По степени осознанности подобные ритуалы можно разделить на следующие четыре группы:
Начнем с первой, наиболее малочисленной, группы ритуалов. К ней относятся ритуалы, совершаемые людьми, которые сознательно практикуют магию или используют ее в своих целях, в том числе и магические ритуалы, применяемые в быту. Например, “продажа” или “отдача” бородавок, заговаривание икоты и т.д.
Интересны в этом плане обряды, которые используют студенты и учащиеся. В этой среде существует множество ритуалов, связанных со сдачей экзаменов. В соответствие с гомеопатическим законом магии “подобное притягивает подобное”, например, рекомендуется обмакивать палец в чернильницу, чтобы знания, написанные чернилами, “вошли” в человека. Чтобы получить отличную оценку кладут в обувь под пятку пятикопеечную монету. Перед экзаменом категорически не разрешается бриться и мыть голову (чтобы в соответствии с законом подобия не смыть знания).
Группа ритуалов, совершаемых в рамках религии, является более многочисленной. В нее входят ритуалы, которые появились при смешении религиозных идей с народными культами. Например, в сельских местностях в соответствии с сохранившимся до сих пор поверьем, пищу, оставшуюся после трапезы, выбрасывают, а до еды тщательно прикрывают, поскольку считается, что если оставить пищу без крышки, то “черт нагадит”.
Корни данной традиции уходят к древнему табу, в соответствии с которым нельзя есть в присутствии других людей, а после еды остатки пищи должны уничтожаться. Такого рода традиции являются предохранительными против наведения порчи на поевшего через остатки пищи (которые по симпатическому закону связаны с пищей, находящейся в желудке).