Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 22:41, реферат
Развитие социологии означает и развитие эмпирических исследований, обогащающих теорию и позволяющих разрабатывать механизмы регулирования социальных процессов. Социологические исследования обеспечивают обратную связь, дополняя статистическую информацию конкретными данными об интересах и запросах, мнениях и жизненных планах людей, уровне и качестве жизни.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ 4
1. Что такое социологическая информация 4
2. Виды социологической информации 5
2.1. Характеристика 5
2.2. Резюме 6
2.3. Автобиография 8
Глава II. СУЩНОСТЬ БИОГРАФИЧЕСКОГО МЕТОДА 8
1. Определение биографического метода в социологии 8
2. Анализ и интерпретация биографического материала 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 11
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 11
До середины прошлого века, написание автобиографии было прерогативой известных и выдающихся людей. Но на сегодняшний день написание автобиографии также является неотъемлемой частью процесса трудоустройства и позволяет потенциальному работодателю иметь более полное представление о принимаемом на работу сотруднике.
Автобиография — это документ, составленный в произвольной форме кандидатом на должность и содержащий изложенные в определенной последовательности сведения об основных этапах его жизни и трудовой деятельности. В автобиографии должны быть указаны фамилия, имя, отчество, год и место рождения, образование (какие учебные заведения были окончены, по какой специальности), .трудовая деятельность, семейное положение, основные сведения о ближайших родственниках и др.
Автобиография отличается от анкеты тем, что в ней данные
отражаются более полно, т.е., например,
могут быть указаны причины увольнения
с предыдущего места работы, обосновано
желание работать именно в этой организации
и т. п. Автобиография подписывается и
датируется составителем, хранится в личном
деле сотрудника.
Автобиография это самостоятельное, свободное и вольное описание жизни человека. И в связи с этим никаких регламентированных форм и бланков для автобиографии не предусмотрено (дабы не связывать человека какими-либо "регуляторами").Составляется автобиография на чистом листе, где нет никаких подсказок (граф, вопросов, пр.) . НО существуют определённые правила по оформлению данного документа, придерживаясь которых, Вы сможете чётко и лаконично донести до перспективного работодателя необходимую информацию в выгодном для себя свете.
Глава II. СУЩНОСТЬ БИОГРАФИЧЕСКОГО МЕТОДА
Любой устный или письменный рассказ субъекта о событиях его жизни может рассматриваться в качестве биографического материала. При определенных условиях для воссоздания «истории жизни» могут использоваться и вторичные источники — мемуары других лиц, письма, официальные документы и т. п.
Например, если обратиться к исследованиям «истории жизни» организаций, К. Литлер изучал трудовые отношения в двух британских компаниях в 1930-е гг. Интервьюирование профсоюзных активистов, участвовавших в событиях того времени, было дополнено материалами архивов этих компаний и газетными сообщениями, касавшимися трудовых конфликтов, которые там происходили. В недавнем совместном исследовании британских и российских ученых изучалась, в частности, кадровая политика на предприятиях разного типа («неблагополучных», «благополучных», «новых»). Помимо анализа документов кадровой и экономической статистики использовались полуструктурированные интервью работников предприятий, основной темой которых стали трудовые биографии респондентов (всего было проведено 260 интервью на 12 предприятиях).
Важно, однако, различать биографические (автобиографические) истории и так называемые устные истории. Устная история — это точное воссоздание определенных исторических событий. В ее фокусе — не субъективный опыт деятеля, а историческое знание о событиях, процессах, движущих силах и причинах. Устные истории, рассказанные участниками событий, используются для накопления такого исторического и фактического знания. Историческое знание «с точки зрения очевидца» необходимо, например, антропологу, стремящемуся воссоздать историю разделения труда между соседними племенами или историю вражды между кланами. Историк — представитель школы «Новой социальной истории» также сможет использовать устные истории, например, описывая бурные политические изменения «снизу» как изменения повседневной жизни простых людей.
В социологии принято различать
три основных типа «историй жизни»: полные,
тематические и
Полная «история жизни» в идеале очерчивает весь жизненный опыт субъекта — от колыбели до могилы (что само по себе не требует большого объема и степени детализации).
К частным архивным материалам, используемым при изучении «истории жизни», относят преимущественно личные записи и документы. Основной тип частного документа — это автобиография. (К автобиографиям относятся и те детальные жизнеописания, которые создаются по просьбе исследователя.) Существуют заметные различия между автобиографией, написанной в расчете на дальнейшую публикацию, и автобиографией, обращенной лишь к узкому кругу близких. Если в первом случае преимуществом является большая фактическая: достоверность и «читабельность» изложения, то во втором обычно имеет место высокая степень раскрытия личного отношения к пережитому, особое стремление мотивировать совершенные выборы и поступки.
Как и основанные на автобиографических
сведениях «истории жизни», сами автобиографии
могут быть разделены на полные, тематические и
Достоинство автобиографий — большая достоверность в описании личностной «подкладки» событий. Однако нужно всегда помнить о том, что автобиография — это реконструированная субъектом в определенный момент жизни история. Здесь особенно вероятны смещения и ошибки, вызванные и стремлением рационально мотивировать любой поступок с точки зрения «сегодняшнего» мировосприятия, и необходимостью придать повествованию некоторую литературную форму. Методологическая триангуляция, о которой говорилось выше, становится единственным средством достижения достоверности и объективности при анализе «историй жизни», основанных на автобиографических данных. Иными словами, автобиографические данные должны интерпретироваться в контексте сведений, полученных из иных источников.
К частной архивной документации относятся также дневники, частные записи, мемуары, личные письма, записи разговоров и т. п. Дневник и мемуарные записки иногда трудно различимы: можно считать, что мемуары в целом отличает более безличный стиль изложения и необязательность линейного и упорядоченного описания сменяющих друг друга во времени событий. Повышение достоверности «историй жизни», основанных на такого рода личных (иногда говорят «экспрессивных») документах, как дневниковые и мемуарные записи, требует, как и в ранее описанных случаях, привлечения дополнительных источников, использования специальных приемов критического анализа (в том числе критической оценки экспрессивного документа как исторического источника, как литературного текста и т. п.). Важным подспорьем здесь могут оказаться и не столько экспрессивные, сколько функциональные личные документы — расписания, черновики, планы работы, записи финансовых поступлений и расходов. Личные письма также могут рассматриваться как важный источник биографических данных. Письмо может рассказать достаточно важные вещи не только об его авторе, но и о получателе и взаимоотношениях между первым и вторым. И стиль, и способ изложения, и частота переписки могут быть столь же информативны, как и собственно содержание письма. К сожалению, современная социология довольно мало внимания уделяет этому типу личной документации, хотя литературоведение и история дают немало примеров использования личной переписки в качестве полезного источника данных.
Важным дополнительным источником биографических данных являются также официальные архивные документы: записи актов гражданского состояния (рождения, смерти, браки), правительственные документы, данные социальной статистики, архивы политических, общественных организаций и административных органов. В ведомственных архивах могут быть обнаружены важные биографические документы, связанные, в первую очередь, с профессиональной карьерой: личные листки по учету кадров, сведения о наградах и взысканиях, характеристики. Большой интерес представляет документация медицинских учреждений, органов юриспруденции, однако в этом случае необходимо принимать во внимание и существующие обычно жесткие ограничения на доступ к таким источникам, и этические соображения.
Для социолога, использующего
личные документы, определенный интерес
представляют и те приемы критики источников
и установления их подлинности, которые
традиционно применяются в историографии.
Во-первых, речь идет о проверке подлинности(
Немаловажное значение имеет обоснованность интерпретации текста с точки зрения его характера, целей написания, предполагаемой аудитории и шире — его социального контекста.
Наконец, даже последовательно интерпретативная трактовка биографического метода не избавляет от необходимости проверить фактическую правдивость содержащихся в биографических документах сведений. Как известно, даже один из основателей интерпретативного подхода в социологии (У. Томас) полагал, что самые радужные перспективы для социологии откроются по мере развития надежной государственной системы учета личных сведений о гражданах.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Совершенно очевидно, что достоверность фактов и выводов, полученных исследователем, зависит от того, каким способом последний пришел к данным фактам и выводам, то есть от использованного им метода.
В повседневной жизни мы также описываем факты, оцениваем их правдоподобие, выводим гипотетические закономерности или опровергаем выводы других людей. Однако в науке все эти повседневные методы получения нового знания подвергаются куда более тщательной разработке.
Методология науки – это
дисциплина, изучающая и технические,
процедурные вопросы
В настоящей работе раскрыта сущность, содержание и алгоритм реализации лишь одного из методов социологического исследования – биографического метода. А так же доказано, что автобиография, характеристика и резюме являются источниками социологического исследования.
И в этом смысле цель реферата достигнута.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Голенкова З.Т. и др. Общая социология: учеб. пособие - М.: Гардарики, 2007. - 474 с.
2. Елисеева Е.В. Социальная
информатика: учебно-
3. Зарубина И.Н. Социология
хозяйственной жизни:
4. Зборовский Т.Е. Прикладная социология: учеб. пособие - М.: Гардарики, 2004. - 176 с.
5. Нартов Н.А. Социология: учеб. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010-511с.
6. Немировский В.Г. История социологии: уч. пос. - М.:ИЦ ВЛАДОС, 2007 - 318с.
7. Сидоренко Е.В. Методы
математической обработки. СПб.
8. Ядов В.А. Стратегия социальных исследований. Описание, объяснение, понимание социальной реальности - М.: Добросвет, 2010. - 596 с.
Реферат подготовлен мной совершенно самостоятельно. Все использованные в работе материалы и концепции из опубликованной научной литературы и других источников имеют ссылки на них.
«_07__»____марта____2012 г.
Шевелёва Анна Александровна
Информация о работе Резюме, автобиография, характеристика – источники социологической информации