Резюме, автобиография, характеристика – источники социологической информации

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 22:41, реферат

Описание работы

Развитие социологии означает и развитие эмпирических исследований, обогащающих теорию и позволяющих разрабатывать механизмы регулирования социальных процессов. Социологические исследования обеспечивают обратную связь, дополняя статистическую информацию конкретными данными об интересах и запросах, мнениях и жизненных планах людей, уровне и качестве жизни.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ 4
1. Что такое социологическая информация 4
2. Виды социологической информации 5
2.1. Характеристика 5
2.2. Резюме 6
2.3. Автобиография 8
Глава II. СУЩНОСТЬ БИОГРАФИЧЕСКОГО МЕТОДА 8
1. Определение биографического метода в социологии 8
2. Анализ и интерпретация биографического материала 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 11
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 11

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 51.85 Кб (Скачать)

 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «Российский экономический  университет им. Г.В. Плеханова»

 

КАФЕДРА ПОЛИТОЛОГИИ И СОЦИОЛОГИИ

 

Реферат

 

 

по дисциплине: «Социология»

на тему: «Резюме, автобиография, характеристика – источники социологической  информации.»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка I курса ИЭФ

714 группы

Шевелёва Анна Александровна

Проверил: Доцент кафедры политологии и  социологии,

Кандидат  философских наук

Мухин. Н. А.

 

 

 

 

Москва, 2012 год 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ       3 
Глава I. СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ    4

  1. Что такое социологическая информация    4
  2. Виды социологической информации   5
    1. Характеристика  5
    2. Резюме    6
    3. Автобиография     8

Глава II. СУЩНОСТЬ БИОГРАФИЧЕСКОГО МЕТОДА     8

  1. Определение биографического метода в социологии    8 
  2. Анализ и интерпретация биографического материала   10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ     11

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ    11

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Развитие социологии означает и развитие эмпирических исследований, обогащающих теорию и позволяющих  разрабатывать механизмы регулирования  социальных процессов. Социологические  исследования обеспечивают обратную связь, дополняя статистическую информацию конкретными  данными об интересах и запросах, мнениях и жизненных планах людей, уровне и качестве жизни. Существует огромное множество источников социальной информации (резюме, автобиографии, анкеты и др.), благодаря которым проводятся различные социологические исследования. Обобщение результатов исследований позволяют предсказать возможные варианты развития социальных процессов и явлений. Актуальность темы не вызывает сомнений и поэтому в данной работе рассматриваются некоторые источники социальной информации (резюме, характеристика и автобиография) и сущность биографического метода исследования.

 

 

Глава I. СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

  1. Что такое социологическая информация

Можно сказать, что именно социологическая информация составляет основу конкретных исследований в социологии, поскольку именно она является объектом обработки и анализа, и именно информация, обработанная тем или иным методом, представляет изучаемые явления и процессы.

Дать определение социологической информации не так уж сложно: это — совокупность сведений о социальных процессах в обществе, которые накоплены в разных источниках, — в сборниках статистических материалов и официальных документов (например, указов Президента, постановлений Правительства и др.), в газетах и журналах, в архивных документах, в научных изданиях, в анкетах и интервью, записанных на кассеты и электронные носители, и др.

Выделяется первичная  и вторичная социологические  информации. Первичная соц. информация  - это все те сведения об объектах социологического исследования, которые  могут быть получены с помощью  анкетного опроса,  интервью,  наблюдения, социологического эксперимента  и др. аналогичных методов, а также из личных документов обследуемых и первичной документации учреждений и предприятий. Характерная особенность этого вида информации состоит в том, что она получена в форме, не приспособленной для непосредственного ее использования.

Под вторичной соц. информацией  понимается информация,  обработанная и представленная в виде таблиц, графиков, уравнений, коэффициентов и др. результатов обработки первичной соц. информации. Вторичная соц. информация  - это сжатая, обобщенная, удобная для использования в научных исследованиях и управлении первичная информация. На ее основе делаются выводы, имеющие значение  для науки и практики.

В рамках социологического знания выделяют также информацию более  высокого уровня: теоретические концепции, выводы и положения, которые выступают  в виде сообщений, сведений и активно  используются людьми в их практической деятельности. Содержанием соц. информации является взаимодействие  людей как членов тех или иных общностей, определяющее их роль  и положение в обществе, способы и виды их жизнедеятельности в данных конкретных условиях. Особенность социологической информации  состоит в том, что определенная ее часть (первичная информация) создается "по заказу" исследователя: социолог опрашивает население,  интересуясь подчас тем, о чем респондент  не задумывался до участия в исследовании; социолог просит подготовить записи об использовании рабочего или свободного времени, вспомнить о привычках друзей, коллег, записать свои финансовые траты, сообщить о взаимоотношениях членов семьи и т. п. Следствием специфических методов и источников информации здесь является не только ее качество,  но и содержание, а также особенности отражения действительности. Социолог, таким образом, инициирует создание информации о повседневности, о массовых фактах индивидуального поведения, обыденного сознания.

Важно подчеркнуть, что эта  часть соц. информации также является научной информацией, поскольку  она собирается науч. методами по определенной методике и, несомненно, включает анализ  массовых фактов, который начинается уже с отбора, выделения тех из них, которые подлежат изучению. Соц. информация  включает результаты исследований, во-первых, сознательных и неосознанных элементов жизнедеятельности людей, во-вторых, проявлений социального и личного опыта, в-третьих, фактов целенаправленной и специально организованной мыслительной деятельности, событий эмоциональной сферы жизнедеятельности больших групп людей.

 

  1. Виды социологической информации

Виды социальной информации могут выделяться по различным критериям: по содержанию, форме, носителям, источникам и т.п. Содержательные различия между разными видами социальной информации бесконечно разнообразны. Ведь в принципе она включает данные о странах и континентах, населяющих их народах, их истории, возникновении и распаде государств, войнах, переделах мира, истории мировой культуры, социальных настроениях различных групп населения разных стран и т.д.

Данные существуют во многих и разнообразных формах. Это цифры, описания событий, дневниковые записи, рассказы очевидцев, графики, зарисовки, другие способы отображения социальной жизни. Социальная информация различается также по носителям, которые обеспечивают ее хранение, накопление и обогащение. Таковыми могут быть: бумажные носители (книги, газеты, журналы, официальные документы органов государственной власти, стенограммы митингов и собраний и др.); аудио- и видеозаписи (интервью, телевизионные программы и т.п.), электронные носители и глобальная сеть Интернет. Можно выделить еще два вида социальной информации по целям ее сбора. Так, она может быть целевой, собираемой специальными государственными и общественными организациями (например, НИИ, исследовательскими центрами газет и журналов, отдельными учеными и т.д.) для научных нужд и нецелевой, накапливающейся в социальной памяти людей в процессе их повседневной жизни.

Обычно, говоря о  видах социальной информации, имеют в виду ее классификацию в зависимости от источников. В этом случае виды информации — это те ее массивы, которые происходят из разных источников. Главными из таких видов можно считать следующие:

1) официальная статистическая информация Госкомстата России;

2) данные, содержащиеся в официальных  документах органов государственного  управления;

3) данные, получаемые с помощью массовых опросов;

4) личные данные (резюме, характеристики, автобиографии и т.д.)

5) данные, получаемые с помощью опросов экспертов

6) данные средств массовой информации;

      1. Характеристика

         Все люди  в чем-то похожи друг на друга.  И это позволяет говорить о  человеке вообще, рассуждать о  его чертах, особенностях поведения  и т.п. Однако ни один конкретный  человек не является обезличенным  «человеком вообще». Каждый несет  в себе что-то, что делает его  уникальным, исключительным, т.е. человеком,  обладающим индивидуальностью. Именно  такой человек входит в организацию,  именно такой человек выполняет  определенную работу и играет  определенную роль в организации,  именно таким человеком нужно  управлять, помогая ему раскрыть  и задействовать свой потенциал  в решении задач организации,  создавая необходимые условия  для его успешной работы, взаимодействия  с организационным окружением  и решения собственных жизненных  проблем. 

         Индивидуальность  человека складывается из трех  начал. Во-первых, каждый человек  в чем-то сходен со всеми  остальными. Во-вторых, каждый человек  в чем-то одинаков с некоторыми  другими индивидами. И наконец,  в-третьих, каждый человек в  чем-то не похож ни на кого. 
Каждый человек обладает устойчивым набором черт и характеристик, определяющих его действия и поведение. Данные черты проявляют себя в достаточно длительном промежутке времени, благодаря чему можно зафиксировать и почувствовать индивидуальность человека. 
 
         При всей глубине индивидуальности человека и ее разнообразии можно выделить некоторые направления ее характеристики, по которым может быть описана индивидуальность. 
 
         Бывают люди, предпочитающие держаться на расстоянии от других, и это заметно сказывается на их поведении в коллективе. Люди с авторитарным характером считают, что должны быть порядок и различие в статусе и положении людей, стремятся к установлению иерархии отношений и использованию силовых методов в принятии решений и управлении. Любовь и вера в людей как индивидуальная черта характера оказывают сильное влияние на взаимодействие человека с окружающими. Особенно это проявляется в готовности участвовать в групповых мероприятиях, взаимодействий и взаимоподдержки. 
 
         Чувствительность к другим людям проявляется в способности людей сочувствовать другим, принимать близко к сердцу их проблемы и т.п. Люди, обладающие такими чертами индивидуальности, хорошо воспринимаются в коллективе и стремятся к общению с людьми. 
 
         Стабильность в поведении человека играет большую роль в установлении его взаимоотношений с окружением. Если человек стабилен, ответствен и в целом предсказуем, то окружение воспринимает его положительно. Если же он постоянно неуравновешен, капризен и склонен делать непредсказуемые шаги, то коллектив негативно реагирует на такого человека. 
 
         Восприятие риска является важной поведенческой характеристикой, наглядно отражающей индивидуальность человека. Люди, склонные к риску, меньше времени затрачивают на принятие решений и готовы принимать решения с меньшим количеством информации.  
 
         Комплексность осознания явлений как характеристика индивидуальности человека отражает его способность разлагать познаваемое явление на части и интегрировать, синтезировать общие представления или заключения об осознаваемом явлении. Люди с высокой комплексностью осознания проявляют большие способности к обработке информации, рассматривают большее количество альтернатив и принимают более комплексные решения, чем люди с низкой комплексностью осознания. Отмечено, что руководители с высокой комплексностью осознания в ситуациях с большим разнообразием среды лучше справляются со своими обязанностями, что этот тип руководителей более склонен к широким контактам с людьми, чем руководители с низким уровнем комплексности осознания, а также то, что данные руководители стремятся к использованию разнообразных ресурсов при решении задач. 
 
         Существует большое количество тестов и других инструментов, позволяющих определить характеристики индивидуальности человека. В современном менеджменте данным вопросам и данному виду деятельности уделяется огромное внимание. И связано это в первую очередь с тем, что успех организации напрямую зависит от того, насколько успешно она может задействовать весь имеющийся у нее в распоряжении человеческий потенциал.

      1. Резюме
 

Резюме – первое, что  необходимо иметь при поиске работы. Можно сказать, что обязательное предоставление резюме при устройстве на работу – это один из элементов современных правил делового этикета, но одновременно это одно из самых эффективных средств рекламы на рынке труда.

Резюме – это краткий вывод из сказанного, написанного или прочитанного, сжато излагающий основные положения (толковый словарь Д.Н. Ушакова).

Применительно к поиску работы, резюме – это описание способностей человека, которые делают его конкурентоспособным на рынке труда. Оно должно отображать три основных качества, требуемых от сотрудника: образованность, продуктивность и неограниченность способностей. В некоторых случаях можно встретить аббревиатуру CV (лат. – Curriculum Vitae), в буквальном переводе означает “жизнеописание» или «ход жизни» и представляет собой резюме работников творческих профессий; в нем представлены результаты труда, в то время как места работы не указываются. Стиль резюме чаще направлен на получение конкретного места работы, в то время как CV содержит более подробную и структурированную информацию о карьерном пути человека. В контексте нашего времени документ, обозначенный CV или «резюме» (франц. resume – краткое изложение основного содержания), не столько описывает профессиональную жизнь соискателя, сколько служит основанием для приглашения на собеседование. Резюме несет в себе много положительного, как для соискателя рабочего места, так и для работодателя. Для соискателя – «это идеальный способ представить себя в наиболее выгодном свете, а для работодателя – своеобразный метод отсева неподходящих кандидатов».

Цель  резюме – привлечь внимание к себе при первом, как привило, заочном знакомстве, произвести благоприятное впечатление и побудить работодателя пригласить Вас на личную встречу.

Резюме  должно способствовать решению трех важнейших задач:

  • Резюме должно быть составлено так, чтобы оно являлось источником Ваших биографических данных и информации о Вашем профессиональном опыте;
  • Давало дополнительные сведения, которые заинтересуют работодателя и позволят подготовиться к проведению полноценного интервью с Вами;
  • Отвечало на вопрос, соответствуете ли Вы требованиям, установленным работодателем для данной работы.

При написании резюме необходимо следовать принципу избирательности. Информацию для резюме следует отбирать, исходя из его целей, то есть в резюме стоит включать описание именно тех аспектов вашего опыта, которые значимы для позиции, на которую вы претендуете.

По форме резюме подразделяются на профессиональные (универсальные), хронологические, функциональные, хронологически-функциональные, целевые и академические.

  • Чаще всего используется профессиональное (или универсальное) резюме, в котором вся информация представляется в блоках. По мнению специалистов, эту форму предпочтительнее использовать тем, у кого с послужным списком все в порядке.
  • Если же опыта работы недостаточно, или есть перерывы в трудовом стаже информацию лучше разместить в функциональном резюме. Функциональное резюме применяется при описании специфического трудового опыта и круга занятий, когда нет необходимости располагать в хронологическом порядке процесс накопления этого опыта. В нем делается акцент на образовании и специальных знаниях и навыках. Также эта форма резюме приемлема в тех случаях, когда был большой перерыв в работе или есть необходимость сменить профессию.
  • Если же главное преимущество – опыт работы, резюме должно быть составлено в хронологическом порядке с перечислением всех мест работы и названий предприятий. Хронологическое или ретроспективное резюме наиболее подходит специалистам, много лет проработавшим в одной и той же области и желающим в ней продолжать свою деятельность.
  • Хронологически-функциональное резюме используется наиболее часто для освещения каких-то особых достижений, в нем в то же время сохраняется хронологическая последовательность изложения трудового стажа и образования.
  • Целевое резюме заполняется тогда, когда внимание сосредотачивается на соискании определенной должности и запрос подкрепляется изложением знаний и способностей.
  • Академическое резюме используется для поиска профессорско-преподавательской работы. Самостоятельную часть такого резюме составляет перечень научных работ и публикаций, научных достижений, наград и званий.
      1. Автобиография

Информация о работе Резюме, автобиография, характеристика – источники социологической информации