Ресурсы социальной работы: состояние и перспективы

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 13:14, курсовая работа

Описание работы

Введение
Социальная работа это специфический вид профессиональной деятельности, оказание государственного и негосударственного содействия человеку с целью обеспечения культурного, социального и материального уровня его жизни, предоставление индивидуальной помощи человеку, семье или группе лиц.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
Основные направления социальной работы……………………….................8
Возникновение социальной работы…………………………………...............8
Сущность социальной работы………………………………………................9
Объекты социальной работы………………………………………................13
Современное состояние и перспективы ресурсов социальной работы…....18
Современные установки социальной работы за рубежом………………….18
Взаимосвязь социальной работы с другими науками в обществе………....21
Заключение………………………………………………………………………..28
Список используемой литературы……………………………

Работа содержит 1 файл

Гераськина Анастасия Михайловна.doc

— 125.50 Кб (Скачать)

    Несомненный интерес представляет концепция  социального действия в социальной работе, В фрагментарном изложении профессора факультета социальной педагогики Высшего учебного профессионального заведения г. Гамбурга Петера Кастнера концепция может быть представлена в следующей трактовке. Каждый человек есть носитель двух начал — биологического и социального. Человеческие действия как самоорганизующаяся система в социальном аспекте регулируются символами, такими как язык, ценности и т.п., и нормами, которые обусловливают индивидуальные действия в зависимости от общепринятых норм и ценностей. Но поступки человека, как бы они ни были регламентируемы общественными отношениями, несут и определенное проявление волюнтаристичности, т.е. в известной степени иррациональности и независимости действии от условий среды, и в то же время зависимости от субъективных «определенных ситуаций».

    Поэтому социальная работа — это не только теория, но и искусство взаимодействия с  другими людьми, зачастую испытывающими  сложные психологические проблемы или находящимися в трудной жизненной  ситуации.[7, стр. 78]

    В соответствии с данной концепцией социальный работник имеет дело с конфликтом, в основе которого лежит столкновение природного и социального. Для иллюстрации представим положение молодого человека — полон сил, энергии, мечтаний о счастливой семейной жизни и благополучии. Однако оказывается, что это зависит от положения в обществе, источников дохода, например заработной платы, а для достижения желаемого необходимо получить соответствующее образование и квалификацию, испытывать определенную конкуренцию в получении интересной и хорошо оплачиваемой работы и т.д., и счастье, которого так хочется сейчас, отодвигается на неопределенное будущее. Не случайно, что общество потребления так богато на проявление молодежных субкультур. В данной ситуации русская поговорка «Каждый солдат хочет быть генералом» имеет универсальное значение.

    В изложенном выше примере с молодым человеком  социальный работник сталкивается с  конфликтом, обусловленным, с одной  стороны, завышенными потребностями  и запросами и ограниченными  возможностями их реализации — с другой.

    Для социального  работника важно не только учитывать  внутренний мир и среду обитания клиента, но осознавать, что его задачей  является усвоение клиентом общепринятых норм, стандартов поведения и превращение  их во внутренние мотивы деятельности.

    В социальной работе, даже на уровне индивидуального случая, необходимо понимание, что важнейшим признаком нормального состояния социальной системы является равновесие всех ее составляющих, при этом решающее значение придается процессам регулирования, средствам социального контроля за этим состоянием, призванным уберечь общество от нежелательных конфликтов, резких перемен и т.п.

    Среди различных  концепций в области социальной работы необходимо также назвать  ситуационный анализ в социальной работе, но, пожалуй, для российских специалистов среди прочих наибольший интерес представляет теоретическая концепция по созданию социальных сетей (Netzwork), получившая особое распространение в Германии в ходе процесса объединения и после него, с появлением синдрома «потери идентичности», характерного не только для новых федеральных земель ФРГ, но и для всего центрально-восточноевропейского региона и связи с переходом к рыночной экономике.[10, стр.63]

    Распад мощнейшей  системы социально-культурных и  социально-бытовых отношений, характерный для всех бывших социалистических стран, переход к рыночной экономике породили в этих странах необходимость создания новой системы социальных отношений в социальной работе, базирующихся на общинном методе социальной работы (но не в классическом понимании этого метода, а ориентированного на создание соответствующих социальных связей по месту жительства).

    Социальная  работа в европейском измерении  существует в тесной взаимосвязи  с социальной политикой и таким  социальным институтом, которым является, в частности, социальное государство.

    2.2 Взаимосвязь социальной  работы с другими  науками в обществе

    Социально-интегративный  характер практики социальной работы обусловливает специфику ее теории, заключающуюся в комплексном, многомерно-диалектическом подходе к действительности, который вбирает в себя множество воззрений на человека, среду его жизнедеятельности и на возможность оказания ему помощи и поддержки. Это означает включение в изучение процессов социальной работы теоретических положений педагогических, экологических, экономических и многих других наук.

     Основные  методологические предпосылки своего  развития теория социальной работы  черпает из философских, психологических  и социологических знаний.

    Философия предоставляет  методологию, т.е. систему принципов построения теоретической деятельности для всех наук. Вне зависимости от социокультурного контекста осмысления и идейных оснований, она объединяет теоретиков единой задачей – поиском принципа конституирования жизненного пространства личности. Кроме того, она предлагает теории социальной работы, основной метод познавательной деятельности – метод рациональной реконструкции, интенсивной теоретизации и рефлексии.

    В социальной работе как теоретической деятельности на основе общефилософских принципов  научного познания – детерминизма, гносеологического подхода, личностного подхода, отражения, развития, единства сознания и деятельности – складывается система представлений о человеке и окружающей его природной и социальной реальности.

    Метатеоретической основой социальной работы выступает многомерно диалектическое сочетание положений и идей философии общества. В рамках социально-философской проблематики социальной работы рассматриваются позиции взаимодействия и взаимовлияния индивида и общества; смысложизненные основания человека, его место в мире, культуре и истории; социальное, духовное и экологическое состояние планеты; тенденции и перспективы развития цивилизации; защита гуманистических идеалов в современных обществах.

    Кроме того, философское  знание позволяет формировать мировоззренческую концепцию социальной работы, основанную на осознании человеком своих убеждений, рационально-критическом, рефлексивном мышлении, ощущении актуальности своего времени, нравственном отношении к другим людям, ощущении своей сопричастности к миру и трансцендентности наличному бытию.

    Мировоззренческие основы служат интеллектуальным и духовным фундаментом для практической деятельности специалиста, на основе их восприятия социальный работник способен реализовать  на практике свои знания и умения, ценности и жизненный опыт, чувства и личные качества.

    Психология  явилась одной из первых наук, заложивших методологические основания для  социальной работы. Психология выполняет  относительно социальной работы две  взаимосвязанные функции: теоретическую и методологическую. Теоретическая функция состоит в установлении связи между целями и содержанием социальной работы и индивидуальными и коллективными психологическими явлениями и реализуется с помощью специальных психологических теорий – теорий личности, гуманистической психологии, когнитивных теорий и т.д. Методологическая функция выражается в выявлении и использовании психологических закономерностей для исследования социализации личности в изменяющихся условиях жизнедеятельности.

    Один из основных в психологическом знании – психодинамический теоретический подход, с начала и до середины XX в. доминировал в разработке концепций социальной работы во всех ее сферах, но, прежде всего, при оказании помощи индивидуальным клиентам. Он был основан на психоанализе З.Фрейда и сосредоточивал свое внимание на принятии предыдущего опыта клиента и ситуации, в которой он находился, на роли его желаний и нежеланий. Основы «работы со случаем» были заложены американским ученым М.Ричмонд, которая ставила во главу угла метод социальной работы, т.е. рассматривала, как специалист воспринимает клиента. Большое внимание в данном подходе уделялось индивидуализации клиента, его внутреннему миру, диагнозу его проблемы и возможности излечения, т.е. решения проблемы путем взаимодействия со специалистом. Важное значение придавалось и изменению социального окружения личности, формированию способности человека пользоваться общественными ресурсами и возможностями. М.Ричмонд выделила четыре метода социальной работы – это понимание индивида, понимание социальной среды, непосредственное действие по взаимному согласию и опосредованное действие через социальную среду. Впоследствии сформировалось основное направление приложения психологических знаний в социальной работе– это развитие потенциала (самоусиление) личности и помощь ей извне в нахождении собственных психологических ресурсов.

    Наиболее целостный  методологический фундамент для  исследований в области социальной работы формирует социология – «генерализирующая», по П.Сорокину, наука об обществе.

    Социология  предлагает широкий спектр способов изучения объекта, которые в результате позволяют объяснить, понять и изменить отношения в социальной среде. В  социальной работе это дает возможность  создавать и привлекать различные  технологии и методики оказания помощи и поддержки, применять разнообразные подходы к клиенту и т.д.

    Социологическая парадигма позволяет развивать, прежде всего, структурную социальную работу – деятельность специалистов в направлении развития системы  учреждений социальной сферы. Эта активность разворачивается на макроуровне социальной работы и касается разработки и осуществления оптимальных направлений социальной политики государства и социальной защиты населения.

    Социальная  сфера входит в число приоритетных сфер общества, определяющих основы развития жизненных сил человека, культуру его социальной жизни. В этой связи социальная защита и поддержка жизнедеятельности представителей различных групп населения становятся стратегически важными.

    Многие страны пережили во второй половине XX столетия некий этапный период, который потребовал не только поисков эффективных форм экономического, политического и культурно-духовного развития общества, но и поиска новых средств социальной поддержки населения. В полной мере это можно отнести и к России, в которой в начале 1990-х годов произошла радикальная идеологическая и социально-политическая переориентация общественного развития. Это, в свою очередь, потребовало переосмысления противоречивого опыта социальной защиты населения советского периода, истории отечественной благотворительности, государственной социальной политики, существующих форм организации социальной поддержки «слабых» групп населения.

    В этот период в России начинается процесс развертывания  социальной работы как специализированного  вида деятельности и соответствующей подготовки кадров. Изучение зарубежного опыта позволило увидеть тесную связь между спецификой социальных проблем, возникающих на определенном этапе развития общества, и формами социальной работы, направленными на разрешение этих проблем.

    В этой связи  очень важно знать, каково же сегодня  общество, в условиях которого нужно  осуществлять помощь человеку, нуждающемуся в поддержке, имеющему те или иные проблемы. Не менее важно знать  и особенности человека как представителя  определенной социальной группы (половозрастной, национально-этнической, профессиональной, социально-иерархической, социально-территориальной, имущественной, социально-классовой и др.). При этом мы должны опираться на достоверное научное знание, а не на отрывочные сведения, обыденные знания. В данном плане ключевое значение имеет развитие социологии.

    Вторая половина XX века в социологии характеризуется  не только появлением новых больших  социологических теорий, модернизацией  классических социологических парадигм («сорокинский», «веберовский», «парсоновский», «дюркгеймовский» ренессанс и др.), связанных не только с саморазвитием социологического знания, глубокой трансформацией общества на цивилизационном (формационном) уровне, но и активной разработкой среднеуровневых и отраслевых социологических теорий. Они помогают связать, соединить методологический, теоретический уровень социологии с эмпирическим.

    Этот уровень  современного социологического знания постепенно (уже во второй половине XX века) разделился на среднеуровневые теории проблемноориентированного характера (социология управления, социология преступности, социальной адаптации, социализации и др.) и отраслевые социологические теории (социология труда, политики, образования, искусства и др.), к которым близко примыкают так называемые «объектные» социологические теории (социология молодежи, социология семьи и др.) (рис 1) 

    Рис. 1 

    Деление этих среднеуровневых социологических теорий часто имеет достаточно условный характер, расплывчатые, нечеткие границы, но оно существует вполне определенно, аргументировано, явно в абсолютном большинстве случаев. Фактически оно стало общепринятым, несмотря на то, что дискуссии по этому поводу среди специалистов ведутся и сегодня как у нас в стране, так и за рубежом.

    К числу новых  среднеуровневых социологических  теорий в последней трети XX столетия специалисты стали относить и  социологическую теорию социальной работы - социологию социальной помощи субъектам социальной жизни, попавшим в сложную жизненную ситуацию.[10, стр. 91]

    Социальная  работа как явление общественной жизни, оформленная институционально, в современном виде возникла во второй половине XIX -начале XX веков. Она стала результатом усложнения жизнедеятельности человека и общества, развития гуманистических традиций социального бытия, следствием эволюции производства и социальной сферы, роста влияния последней, а также доли занятого в ней трудоспособного населения.

    Со всей остротой как важнейшая проблема встал  вопрос о выживании человека в  новых социально-исторических и  природных условиях его бытия. Это  активизировало разработку проблем  социальной работы, поиска адекватных ей социальных теорий. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Информация о работе Ресурсы социальной работы: состояние и перспективы