Ресурсы социальной работы: состояние и перспективы

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 13:14, курсовая работа

Описание работы

Введение
Социальная работа это специфический вид профессиональной деятельности, оказание государственного и негосударственного содействия человеку с целью обеспечения культурного, социального и материального уровня его жизни, предоставление индивидуальной помощи человеку, семье или группе лиц.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
Основные направления социальной работы……………………….................8
Возникновение социальной работы…………………………………...............8
Сущность социальной работы………………………………………................9
Объекты социальной работы………………………………………................13
Современное состояние и перспективы ресурсов социальной работы…....18
Современные установки социальной работы за рубежом………………….18
Взаимосвязь социальной работы с другими науками в обществе………....21
Заключение………………………………………………………………………..28
Список используемой литературы……………………………

Работа содержит 1 файл

Гераськина Анастасия Михайловна.doc

— 125.50 Кб (Скачать)

    История социальной работы в России насчитывает более  тысячи лет. Началом ее следует считать  договор 911 г. князя Олега с греками, который содержал в себе моменты, называемые ныне социальной работой.

    И хотя помощь ближнему всегда была характерна для  славянских народов, именно этот договор  был первым документальным свидетельством заботы государства о тех своих  гражданах, которые в этой заботе нуждаются.

    Система социальной работы, в каком бы аспекте ее ни рассматривать, всегда представляет собой открытую систему, самым тесным образом переплетающуюся с другими социальными системами: экономикой, политикой, правом, культурой, этикой, экологией, бытовым обслуживанием и т.д. Понимание, видение связей системы социальной работы с другими системами и системой общества в целом поднимает социальную работу на высокий уровень общественной культуры, делает общество по-настоящему гуманным, ставит человека в центр общественной жизни, делает людей людьми в самом высоком смысле этого слова.

    Представление о социальной работе как о системе  имеет концептуальное, методологическое значение и для познания, и для  практической организации, и для  повседневного управления социальной работой. Понимание ее как системы избавляет организаторов от одностороннего подхода, преувеличения роли каких-то отдельных ее сторон, позволяет своевременно предвидеть и корректировать возможные перекосы, ошибки в социальном обслуживании, поднимать культуру и эффективность социальной работы. [2, стр. 24]

    Ведущей целью  социально-педагогической работы является социализация личности, т.е. усвоение человеком системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему действовать в качестве полноценного члена общества.

    Психологические компоненты социализации включают этнопсихологические, социопсихологические, групповые и индивидуальные характеристики. Все они оказывают определенное влияние на социальное восприятие содержания и процесса социализации личности.

    Включение в  социальную деятельность постепенно формирует идеалы личности, ее социальное мышление. В процессе социально окрашенной деятельности (учебная, трудовая, художественная, спортивная и др.) и самой социальной деятельности формируются социально-психологические знания и опыт практического общения. Органической частью психологической модели социализации личности выступает формирование социальных чувств, настроений, направленности личности.

    Процесс социализации требует высокой собственной  активности человека. На ее основе формируются способности саморегуляции, влияющие на все стороны личности (мотивы, интересы, направленность, включенность в общественную жизнедеятельность, социальное доверие и ответственность), проходящей социализацию [7,стр. 81].

    Психологические основы социальной работы образует теория личности. Социальная работа тесно увязывается с типизацией личностей, и соответственно этому строятся ее стратегия и тактика. На практике хорошо зарекомендовала себя теория акцентуации характеров. Например, выявляются положительные, отрицательные черты характера, конфликтогенные ситуации и соответственно этому подбираются психотехнические упражнения, даются педагогические рекомендации.

    Существенную  роль в социальной работе играет психологическая теория групп. Раскрывается структура группы: лидерство, ответственность, перспектива, самодеятельность, социальный опыт. Психологическое структурирование групп помогает организовать социальную работу. 

    1.   Объекты и субъекты социальной работы

        Следует  сказать, что объектом исследования  теории социальной работы являются социальные отношения, и в связи  с его многогранностью в нем можно выделить целый ряд направлений:

  1. Индивидуальные, семейные, организационные  проблемы. Начиная с индивида /одиночество, социальная изоляция и заканчивая различными организационными проблемами, рост беженцев, бездомных.
  2. Социально- экологические проблемы – охрана окружающей среды, экологические катастрофы.
  3. Социально – экономические проблемы. В ходе новых экономических реформ в России 90% населения оказалось за чертой бедности.
  4. Проблемы социальной стратификации. Социальное расслоение, неравенство в обществе, ведущее к разделению общества на «высшие» и «низшие» классы, экономической эксплуатации.
  5. Проблемы поведенческого функционирования индивидов, групп, общностей – аспекты дивиантного поведения, социальных отношений; наркомании, алкоголя и т.д.
  6. Проблемы символизации и моделирования мира и людей в нем. Они могут выражаться в неадекватных образах, невысоком самоуважении, недостатке чести и морали, а отсюда – в отчуждении, социальных предрассудках, в античеловеческих ценностях.
  7. Проблемы структур власти, от их действия, программ зависит социальная напряженность и стабильность в обществе, от их режима: тотальности, демократии или авторитарности зависит социальная активность населения.

    Решение всех этих задач, стоящих перед социальной работой, достигается разными способами, но ясно одно: то, что все вопросы  сосредоточены на людях.

       Таким  образом, можно сказать, что объектом  социальной работы , в первую очередь, является конкретный индивид – равноправный с социальным работником человек, его нужды и потребности, его право быть защищенным и достойно жить.

    Рассмотрим  некоторые из них. Пенсионеры и инвалиды.

       Демографическая  ситуация последних десятилетий характеризуется значительным увеличением доли пожилых людей в структуре населения. Демографическое старение как глобальная тенденция развития современной цивилизации привлекает внимание к положению пожилых в современном мире. Эта ситуация обуславливает формирование новых потребностей пожилых людей. Проблемы их социальной защищенности становятся особенно актуальными в современных условиях.

        Пожилые  люди и инвалиды в Российской  Федерации обладают всей полнотой  социально-экономических и личных  прав и свобод, закрепленных Конституцией  Российской Федерации. Однако изменение социального статуса человека в старости и инвалида, связанное с прекращением или ограничением трудовой и общественной деятельности, испытывание   затруднений  в   социально-бытовой   и психологической адаптации к новым условиям, порождает серьезные  социальные проблемы.

       Наиболее  острой проблемой является ограничение  жизнедеятельности пожилых людей  и инвалидов. 

    В решении  этой проблемы первостепенное значение приобретает совершенствование системы социальной реабилитации и социальной помощи престарелым и инвалидам.[6, стр. 95]

       Составным  элементом социальной защиты  пожилых людей и инвалидов  на современном этапе является  оказание социальной помощи.

       Социальная  помощь – это обеспечение в  денежной и натуральной форме, в виде услуг или льгот, предоставляемое  с учетом законодательно установленных государством социальных гарантий по социальному обеспечению.

    Семья – главный  объект социальной работы.

        В  семье, в значительной мере, зарождаются и прорастают все здоровые предпосылки. Кто и как будет жить и работать в будущем – это зависит от того, каково социальное самочувствие современной семьи, как она растит детей и какие качества им прививает. Поэтому семья находится в центре внимания социального работника и составляет одну из важнейших сфер его деятельности.

        Реформирование  общества резко обострило проблему  семей, нуждающихся в социальной  защите. Среди ее объектов –  семьи одиноких матерей ; военнослужащих  срочной службы с детьми  ;семьи  с детьми-инвалидами; многодетные семьи; с малолетними детьми  в возрасте до трех лет; студенческие семьи; семьи безработных, имеющих несовершеннолетних детей и т.д..

       За  последние три года произошел  рост семей всех категорий,  нуждающихся в материальной поддержке.  Особенно заметен рост малообеспеченных семей среди многодетных и неполных. Причины кризисного положения семей можно условно разделить на экономические и социальные. Экономические – такие как потеря работы, невыплата заработной платы и пособий, низкий уровень оплаты труда- являются наиболее характерными. Среди социальных причин чаще встречаются такие как алкоголизм, тунеядство, противоправное поведение одного или обоих супругов. Как правило, этому сопутствует низкий культурный уровень, бездуховность, безответственность перед детьми. Ребенок, растущий в такой семье, часто неуравновешен, психологически подавлен. Очень часто дети именно из таких семей – трудные дети, из их числа рекрутируются юные правонарушители. 

        Государство  стремится оказать возможную  помощь в содержании и воспитании  детей. Однако централизованных  средств недостаточно и не  всегда они используются рационально.  Очень важна деятельность местных  органов власти, которые изыскивают  за счет внутренних ресурсов возможность оказать помощь семьям.

       Семейные  конфликты и насилие в семье,  эмоциональный разлад, пьянство  и многие другие проблемы –  все это заботы социальной  работы.

      Задача  социальной работы с семьей  – научить семьи самопомощи  и взаимопомощи.

    Главный субъект  социальной работы – государство  с его органами исполнительной власти как местного, так и регионального  уровня.

    Государство является  субъектом социальной защиты, выражающим общественные интересы. Решение этой проблемы является его  неотъемлемой функцией.[2, стр. 47]

    Органы исполнительной власти – основной субъект социальной защиты населения.

        В  системе государственного управления  особое место занимают  проблемы  местных  органов  власти,  органов местного саморегулирования.  Главной же задачей местных органов власти является проведение постоянной , планомерной, организующей деятельности по созданию условий жизнедеятельности населения, реализации его интеллектуального ,  творческого   потенциала  и  обеспечению социальной защиты нуждающихся в этом граждан.

    И все же, учитывая объектно-субъектный характер  социальной работы,  важнейшим субъектом  является человек, который при квалифицированной  помощи социального работника , может  найти в себе внутренние потенциалы для помощи самому себе.

       Государственные структуры власти располагают широчайшим спектром возможного влияния на общественную жизнь. Разрабатываемые социальные программы на всех уровнях государственной власти – тому подтверждение.         Несомненный практический интерес для органов исполнительной власти представляет оценка населением эффективности работы государственных и муниципальных органов, социальных служб. Восприятие качества и уровня жизни, социальная адаптация населения в изменяющихся социально-экономических и политических условиях в значительной мере определяются эффективностью работы государственных, муниципальных и иных организаций, непосредственно связанных с обслуживанием населения и оказания ряда услуг. Только 5,3% населения довольны работой магазинов, 3%- работой городского транспорта, качеством воспитания и обучения детей в школе – 3,7%. 
     
     
     
     
     
     
     

    2. Современное состояние  и перспективы  ресурсов социальной  работы.

    2.1 Установки современной социальной работы за рубежом.

    Для большинства  современных исследователей социальной работы характерно понимание ее сущности в определении, близком тому, которое дает Национальная ассоциация социальных работников США: «Социальная работа — это профессиональная деятельность оказания помощи индивидам, группам или общинам, усиление или возрождение их способности к социальному функционированию и создание благоприятных общественных условии для достижения этих целей».

    В теоретических  аспектах современных исследований сохраняется интегративный и  междисциплинарный характер социальной работы. Наибольшее влияние на развитие теории социальной работы продолжают оказывать социология н психология, а также такие научные дисциплины, как педагогика, психиатрия, антропология, юриспруденция, и некоторые теоретические концепции, например теория повседневности.

    Среди современных концепций актуален системно-теоретический подход в социальной работе, в котором отношения, интеракции, трансакции и социальные процессы рассматриваются в причинно-следственной зависимости. Каждый человек является участником нескольких систем — семья, круг друзей, школьный или трудовой коллектив — все они оказывают взаимовлияние, и это необходимо учитывать социальному работнику в работе с клиентом.

Информация о работе Ресурсы социальной работы: состояние и перспективы