Ресурсный потенциал старшего поколения

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 00:13, лабораторная работа

Описание работы

В последние несколько лет в России явно наблюдается тенденция к снижению численности населения. Естественно этот процесс сопровождается изменениями и в возрастной структуре – количество пожилых людей значительно увеличивается в сравнении с количеством молодежи (вновь рождаемых). И, согласно прогнозам, в Российской Федерации в ближайшем будущем на каждых двух молодых людей будет приходиться четыре – пять пожилых человека. Это, конечно же, является одной из самых актуальных проблем на сегодняшний день в России. Происходит такое негативное явление, как старение нации.

Содержание

1. Методологический раздел программы
1. Обоснование актуальности
2. Проблемная ситуация
3. Научная разработанность
4. Интерпретация и операционализация ключевых понятий
5. Цель исследования
6. Задачи исследования
7. Предмет исследования
8. Объект исследования
9. Гипотезы

Работа содержит 1 файл

соц. исследование.doc

— 193.50 Кб (Скачать)

  Отношение с окружением                      Адекватность самооценки                                    возможность получения помощи.

  - дети, родственники, соседи.               Потребность в повышении квалификации           от соц. и др. организаций. 

Старшее поколение

Дифференциация  по возрасту                  Уровень материального обеспечения             Социально-профессиональный   блок

        

                                                                
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ФАКТОРНАЯ ОПЕРАЦИОНАЛИЗАЦИЯ

 

    1. Цель  исследования.
  • исследовать факторы, влияющие на невозможность реализации старшим поколением своего ресурсного потенциала.
 
 
    1. Задачи  исследования.
  1. выявить ресурсный потенциал старшего поколения;
  2. выявить какие элементы потенциала используются, а какие – не достаточно полностью;
  3. определить потребности людей и попытаться помочь им в реализации;
  4. выявить факторы, влияющие на мнение населения о неспособности людей старшего поколения к продуктивному труду;
  5. определить, как государство пытается решить возникшую проблему – дать старшему поколению возможность реализовать свой потенциал;
  6. выявить причины дискриминации по возрасту - «эйджеизма» руководителями организаций;
  7. Определить факторы, влияющие на удовлетворенность пожилыми людьми своим настоящим положением.
 
 
    1. Предмет исследования

 - ресурсный  потенциал 

 
    1.   Объект исследования.

 - старшее  поколение. 

 
    1.   Гипотезы

 - ресурсный потенциал должен быть реализован, и опыт старшего поколения передан непосредственно молодым специалистам;

 - можно ожидать  перемены общественного мнения относительно пожилых людей и «принятия их обратно» в трудовой коллектив;

 - государство  должно обратить внимание на  данную проблему и принять  все необходимые меры по ее  ликвидации: увеличение трудоспособного возраста;   улучшение материальное состояние пожилых людей – увеличение пенсий, возможность работать за приемлемую для взрослого человека заработную плату и т.д. ;

 - не увольнять  по причине – возраст.., или  же предоставление альтернативной  работы с меньшими затратами  физического труда. 
2 Методический раздел

    1.   Методы сбора первичной социологической информации

    При сборе первичной социологической  информации используют четыре основных метода:

     1. опрос – анкетирование и  интервьюирование;

     2. анализ документов – качественный  и количественный анализ;

     3. наблюдение; 

     4. эксперимент – контролируемый  и неконтролируемый.

    В данном социологическом исследовании методом сбора первичной социологической  информации является раздаточное анкетирование 

    1.   Место, время проведения исследования, название инструментария

    

    Социологическое исследование планируется провести в городе Москва в июне 2007 года.

    Инструментарий: анкета.

    Контрольное время заполнения анкеты: 40 минут. 

    1.   Характеристика инструментария (анкеты, кодификаторы и  т. п.)

     Характеристика  инструментария

     В анкете используются следующие виды вопросов:

  1. открытые 3 (№6,15,22);
  2. закрытые 39 (№ 1-5,10,11,16-18,20,23-28,29,30,34,37-46,49,50-57);
  3. полузакрытые 15 (№ 7-9,12-14,19,21,31-33,35-36,47-48).

    Используются  следующие виды шкал:

  1. номинальные 19 (№ 1,5-9,12-15,17,23,31-32,35,38,47-49);
  2. интервальные – 4 (№ 2, 18-19,23);
  3. ранговые 34 (№ 3-4,10,11,16,20,21,24-30,33,34,36,37,39-46,50-57).

     А так же следующие типы вопросов:

  1. линейные 36(№ 1-23, 29-38,47-49);
  2. табличные 21(№ 24-28,39-46,50-57).
 
 
 
 
    1.   Выборка

     В данном социологическом исследовании будет использоваться целенаправленная квотная выборка, многоступенчатая. Социальное исследование приводится выборочным методом, т.к. генеральная совокупность более 250 человек (единиц). Выборка будет осуществляться квотная, т.е. будет формироваться на основе так называемых квот - контрольных признаков генеральной совокупности.

     Генеральная совокупность - количество населения старшего возраста (старше 55 лет) города Москвы) – 3,5 млн. чел. Из них 64,9% или 2,27 млн. женщины и 35,1%  или 1,23 млн. – мужчины.

     Имеются контрольные признаки:

    • Численность по полу
    • Численность по возрасту
    • Уровень материального  обеспечения

     Объем выборочной совокупности:

        1. 1000 человек
        2. 649 женщин
        3. 351 мужчин

    (рассчитано  в соответствии с долей) 

    1. Метод обработки эмпирических данных

   В данном социологическом исследовании предусмотрен ручной метод обработки  эмпирических данных. 

    1.   Практическая значимость  исследования

    Тема  реализации ресурсного потенциала старшего поколения, на мой взгляд, на сегодняшний день очень актуальна. Действителен факт существования проблемной ситуации, которую данное социологическое исследование в определенной степени поможет разрешить.

    Данная  проблема существует не только в Москве, но и в других городах.

    Данные, полученные в результате проведения социологического исследования, будут полезны всему обществу и старшему поколению в частности. Помогут преодолеть стереотипы, сложившиеся в обществе относительно работоспособности людей старшего поколения. И понять, что если человек удовлетворен своим образом жизни, то он не отвлекается на посторонние дела, работает с большей внимательностью и самоотдачей, несмотря на возраст.

    Кроме того, заказчиками данного исследования могут быть авторы и издательства, выпускающие книги по психологии и другим сродним наукам, занимающимся этими проблемами.  
 

 

     Финансовая Академия при Правительстве  Российской Федерации

    Кафедра «социология»

    Анкета

«Ресурсный  потенциал старшего поколения». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Москва 2007г. 
Уважаемый участник опроса!

    Предлагаем  Вам принять участие в социологическом  исследовании на тему: «Ресурсный потенциал старшего поколения».

      Цель этого исследования – выявить степень реализации ресурсного потенциала старшего поколения.

    Вам лишь необходимо заполнить данную анкету. Заполняется анкета легко: если Вы согласны с тем или иным утверждением, то данный ответ обводится кружочком, если ни один из них не удовлетворяет Вашему мнению, Вам предоставляется возможность изложить Ваше мнение на специально отведенных для этого свободных строках.

    Анонимность гарантируется, все данные будут  опубликованы в общем виде. 

    Заранее благодарим Вас за участие в нашем социологическом исследовании. 

 Автор: Джалилова Лейла  

А теперь приступим непосредственно к  анкете.

    • Для начала несколько слов о себе:
    1. Ваш пол

      001  Мужской 

      002  Женский 

    1. Ваш возраст

      003.  55-59         

      004.  60-64  

      005.  65-69  

      006.  70 и старше

    1. Ваше семейное положение

      007.  Замужем (женат)   

      008.  Незамужем (не женат)  

      009. В гражданском браке  

    1. Есть ли у Вас дети?

      010.  Да

      011.  нет  

    1. С кем Вы живете?

      012.  Отдельно от детей.

      013.  С дочерью (сыном).

      014.  В семье детей.

      015.  С внуком (внучкой)

      016.  В доме престарелых

    1. Национальная принадлежность (укажите) ________________________________
    2. Ваше образование

      017.  Высшее    

      018.  Незаконченное высшее  

      019.  Среднее специальное  

      020.  Среднее    

      021. Другое (допишите)_____________________________________

      ________________________________________________________ 

    1. К какой  социально - демографической группе Вы себя относите?

      022.  Люди среднего возраста  

      023.  Пенсионеры    

      024.  Инвалиды               

      025.  Другое(допишите)_____________________________________

      _______________________________________________________ 

    Теперь  перейдем к Вашим профессиональным характеристикам 

    1. Источники Вашего дохода (можно выбрать несколько позиций):

      026.  Заработная плата      

      027.  Премии        

      028.  Пенсия       

      029.  Выигрыши и различные единовременные выплаты 

      030.  Наследство

      040.  Помогают дети, родственники       

      041.  Другое (допишите)_____________________________________________

Информация о работе Ресурсный потенциал старшего поколения