Ресурсный потенциал старшего поколения

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 00:13, лабораторная работа

Описание работы

В последние несколько лет в России явно наблюдается тенденция к снижению численности населения. Естественно этот процесс сопровождается изменениями и в возрастной структуре – количество пожилых людей значительно увеличивается в сравнении с количеством молодежи (вновь рождаемых). И, согласно прогнозам, в Российской Федерации в ближайшем будущем на каждых двух молодых людей будет приходиться четыре – пять пожилых человека. Это, конечно же, является одной из самых актуальных проблем на сегодняшний день в России. Происходит такое негативное явление, как старение нации.

Содержание

1. Методологический раздел программы
1. Обоснование актуальности
2. Проблемная ситуация
3. Научная разработанность
4. Интерпретация и операционализация ключевых понятий
5. Цель исследования
6. Задачи исследования
7. Предмет исследования
8. Объект исследования
9. Гипотезы

Работа содержит 1 файл

соц. исследование.doc

— 193.50 Кб (Скачать)

ФИНАНСОВАЯ  АКАДЕМИЯ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ

Кафедра «Социология»

Программа социологического исследования

 

На тему: 

«Ресурсный потенциал старшего поколения».

                                                                         

                                                                                 Автор:

студентка К3-3 Джалилова Л                                             

                                                                                          Научный руководитель:  

                                                                                        Баранов А.С.

                                                

                                                                             

                          
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва 2007 г.

 

Содержание  программы:

  1. Методологический раздел программы
    1. Обоснование актуальности
    2. Проблемная ситуация
    3. Научная разработанность
    4. Интерпретация и операционализация ключевых понятий
    5. Цель исследования
    6. Задачи исследования
    7.   Предмет исследования
    8. Объект исследования
    9. Гипотезы
 
  1. Методический  раздел
    1. Методы сбора первичной социологической информации
    2. Место, время проведения исследования, название инструментария
    3. Характеристика инструментария (анкеты, кодификаторы и тп)
    4.   Выборка
    5. Метод обработки эмпирических данных
    6. Практическая значимость исследования
 

    Приложения:

    1. Анкета
    2. Рабочий план проведения исследования
 

    3. Аналитический  раздел

 

    1.1 Обоснование актуальности

    В последние несколько лет в  России явно наблюдается тенденция  к снижению численности населения. Естественно этот процесс сопровождается изменениями и в возрастной структуре – количество пожилых людей значительно увеличивается в сравнении с количеством молодежи (вновь рождаемых). И, согласно прогнозам, в Российской Федерации в ближайшем будущем на каждых двух молодых людей будет приходиться четыре – пять пожилых человека. Это, конечно же,  является одной из самых актуальных проблем на сегодняшний день в России. Происходит такое негативное явление, как старение нации.

    Но,… а если посмотреть на это немного под другим углом… Человек достиг определенного возраста, после чего его относят к категории «пожилой». И теперь мы можем наблюдать следующее явление: происходит массовое «удаление» пожилых людей из состава рабочего (трудоспособного) населения. Причем, это происходит независимо от желания и способности человека трудиться.

    Кроме того, некоторые ученые склонны считать, что пожилые люди являются балластом  экономики, мешающим ей  «гибко»  развиваться, так как многие пожилые  люди имеют довольно – таки консервативные взгляды, в отличие от молодежи, которая лишний раз не боится рискнуть.

    Распространено  неверное мнение о том, что при  современной рыночной экономике  многим пожилым людям не удастся  приспособиться к сложившимся условиям. Хотя в реальности все обстоит немного по-другому. 

    Немалая часть современных людей старшего возраста ведет активную трудовую деятельность. Многие работающие пожилые люди стремятся  к повышению квалификации, к получению  новых знаний даже несмотря на то, что на это уходит немного больше времени и необходимо прилагать больше усилий, чем молодежи.

    И что особенно важно – они стремятся  вложить приобретенные знания в  головы молодых людей; делятся с  ними своим опытом и помогают избежать ошибок.

    Кроме того, раз актуальна проблема увеличения количества пожилых людей и эта тенденция не скоро изменится, следовательно, чем больше человек будет трудоустроено, тем они будут «выгоднее» для государства. Так как они не только не находятся на иждивении у страны, но и зарабатывают себе на жизнь самостоятельно, тем самым развивая экономику. 
 
 
 
 

    
    1. Проблемная  ситуация

    Старение  рабочего населения, да и вообще населения  в целом создает немало проблем  в современном российском обществе. Доводы доходят вплоть до того, что нации в скором времени не станет…Существует устойчивый представление о том, что пожилые люди – это однородная масса, которая потеряла все жизненные силы, как физические, так и моральные.  Кроме того, в середине прошлого века в оборот входит такое понятие как «эйджеизм» - дискриминация по возрасту, которое связано с положением людей старшего возраста и с преставлением о них как о больных, беспомощных и бесполезных.

    Я считаю, что одной из самых важных и  не терпящих отлагательных решений  является проблема преодоления стереотипов, сложившихся в обществе о неспособности человека по достижению определенного возраста трудиться. Ведь человек и в 60, и в 70, и в 80 способен приносить пользу обществу; и не от возраста зависит его желание и, самое главное – способность реализовать свой невостребованный до конца потенциал.. 

    
    1.   Научная разработанность.

    Разработка  данной проблемы в России не высока – существует лишь небольшое количество статей, освещающих ее.

    Для разработки данной программы я использую  несколько статей, основными из которых являются:

    - Д. Г. Владимиров «Старшее поколение  как фактор экономического развития»// Социс 2004 № 4

    - А. В. Писарев «Образ пожилых  в современной России»// Социс  2004 № 4.

    - Т. З. Козлова «Самооценка пенсионеров»// Социс 2003 № 4

    - М. Э. Елютина, Э. Е. Чеканова «Пожилой человек в образовательном пространстве современного общества»// Социс 2003 № 7.

    В каждой из этих статей авторы в том  или ином аспекте рассматривают  проблемы реализации потенциала старшего поколения.

    Но, кроме того, дается характеристика отношения пенсионеров  к самим себе. В статье «Самооценка пенсионеров» Козлова Т. З. описывает непосредственно методику проведения исследования и само исследование, результаты которого неутешительны. У большинства людей старшего возраста самооценка занижена. В частности с увеличением возраста проявляется тенденция к снижению самооценки, вплоть до высказывания «ненужный обществу человек». Даже несмотря на то, что у человека замечательная семья и хорошее образование, если не будет любимого дела (где он может быть полезен людям) или же его [дела] лишат, особенно по причине: пожилой человек – пора на пенсию, то и жизнь не в радость.

    Но  особенно явно, по моему мнению, проблема реализации потенциала старшего поколения  поставлена в статьях Владимирова  Д. Г. и Писарева А. В.

    Здесь освещаются различные мнения ученых – исследователей относительно положения  в обществе людей старшего поколения. Показывается отношение к этой проблеме различных российских и западных специалистов. Формируется конкретная проблема и пути ее решения.

    Авторы  приходят к выводу (см. статью Д. Г. Владимирова  «Старшее поколение как фактор экономического развития»// Социс 2004 № 4) о том, что  само по себе старение рабочей силы не столь большая проблема, сколько  то, какие стереотипы о трудоспособном возрасте складываются в обществе; о том, что необходимо давать возможность людям старшего поколения реализовывать их потенциал и о том, что нужно осуществлять программы профессиональной подготовки не только для молодых, но и для более старших возрастов. 
 

    
    1. Интерпретация и операционализация  ключевых понятий

    Поколение

    В социологическом смысле – генерация  в семье, то есть дед, отец, сын рассматриваются  как представители старшего, среднего и младшего поколений родственников  по прямой линии. В данном случае понятие поколение не имеет жесткой прямой связи с понятием возраста…

    В демографическом смысле - возрастная группа, то есть совокупность лиц родившихся в течении одного и того же периода  времени (года, пятилетия)…

    Старшее поколение

    Дифференцированная  социально-демографическая группа населения в возрасте 60 лет и старше, характеризующаяся специфическими физиологическими, психологическими, культурно- образовательными особенностями, которые определяю его биосоциальное состояние как процесс изменения возможностей самовыражения, его внутренних возможностей и особенностей.

    Понятие «ресурсного потенциала» позволяет глубоко исследовать качественные характеристики старших возрастных когорт. Ресурсный потенциал содержит 6 основных компонентов потенциалов.

    Здоровье – его ядро, так как оно во многом определяет возможности выбора жизненных стратегий.

    Профессионально-квалификационный потенциал – основной механизм сохранения высокого уровня профессиональной трудоспособности.

    Мотивационный потенциал – осознание социальных ценностей.

    Социальный  потенциал – возможность пожилого человека реализовать свои потребности с помощью связей с ближайшим окружением.

    Материальный  потенциал – возможность в пожилом возрасте соотносить себя по экономическому положению со средним слоем населения.

    Институциональный потенциал – объем поддержки, предоставляемый различными общественными организациями, работающими с пожилыми людьми. 
 

    Все определения  взяты из Энциклопедического Социологического словаря, под общей редакцией  академика РАН Осипова Г. В. , ИСПИ РАН 1995. 

    ДАЛЕЕ

СТРУКТУРНАЯ ОПЕРАЦИАНАЛИЗАЦИЯ 

    Ресурсный потенциал

   Здоровье                                                  Материальный потенциал                                          Мотивационный потенциал

                      Выбор жизненной                                                                       стратегии

Сокращение жизненного

потенциала             достаток        утрата мотивации

                                 источники дохода:              изменения в др. потенциалах

мало новых                                                  - пенсия

образовательно  –                                        - заработная плата

                                                                                  - единовременные выплаты

квалификационных 

навыков

 ранее 

приобретенный

профессионализм 

 Социальный потенциал                 Профессионально-квалификационный потенциал          Институциональный потенциал

Информация о работе Ресурсный потенциал старшего поколения