Тесно взаимодействуя с обществом,
церковь, как правило, вынуждена
в большей или меньшей степени
идти на идейные компромиссы
и подстраивать учение под
господствующие в обществе нравственные
нормы. Таким же отступлением,
согласно Веберу, было использование
христианскими церквями насилия
в борьбе с врагами. Подобный
компромисс создает идейную основу
для возникновения сект.
Сектой называется религиозная
организация, отвергающая нормы
и ценности данного общества.
Таким образом, с точки зрения
исповедуемых норм, секта является
контркультурой. Структура секты
резко отличается от традиционных
церковных структур и, как правило,
она представляет собой группу
во главе с харизматическим
лидером.
Соответственно, в ней отсутствует
формальная организация, однако роли и
статус ее членов определены достаточно
четко. Важнейший стратифицирующий
принцип в секте – приближенность
человека к харизматическому лидеру.
Естественно, что в структуре
секты отсутствует клир, нет разделения
на церковников и мирян.
Как правило, секта претендует не на
создание принципиально нового учения,
а ориентируется на какую-то специфическую
трактовку уже существующего. Секта
всегда радикальнее и требовательнее
в своем учении, чем церковь, поэтому
принадлежность к секте, как правило,
является достигаемым статусом, и
крещение, соответственно, происходит
во взрослом состоянии. Более того,
крещение предполагает обращения человека,
т.е. радикального изменения его
образа жизни. Членство в секте строго
регламентируется, в них господствует
дух собственной исключительности
и отсутствует столь характерная
для церквей тяга к универсализму.
Секты представляют собой закрытые,
порой даже запрещенные законом
организации.[2.c.235]
Однако закрытость секты,
ее ориентация на харизматического
лидера делают ее неустойчивой
организацией, в чистом виде существующей
лишь одно - два поколения. Необходимость
поддержания материального существования
приводит к возникновению экономических
отношений с обществом, а естественная
смерть харизматического лидера приводит
либо к распаду секты, либо к в возникновению
внутри нее формальной структуры. В таком
случае возникает третий тип религиозной
организации – деноминация.
Деноминация – промежуточная
между сектой и церковью форма.
При этом она самостоятельная
и устойчивая форма, которая
может существовать веками. Подобно
секте, исповедуемое в деноминации
учение не является государственной
религией, эти организации не
требуют преданности от всех
членов общества, т.е. в противоположность
церквям, не претендуют на универсализм.
Однако в отличие от сект, деноминации
не отвергают господствующих
в обществе норм, поэтому они
могут быть определены как
субкультуры. Подобно церковным
организациям, в деноминациях складываются
формальные структуры, хотя, как
правило, с менее ярко выраженным
клиром. На смену замкнутому и
элитарному характеру секты, приходит
готовность принять в свои
ряды любого человека, принимающего
основы вероучения (т.е. обращение
не требуется). Необходимо иметь
ввиду, что одно и то же религиозное учение
даже одновременно, но в разных странах,
может существовать как в организационной
форме деноминации, так и в форме церкви
(лютеранство является церковью в Германии,
но одной из деноминаций в США).
Культ – наименее строго
определенный тип религиозной
организации. По многим признакам,
культы весьма близки к сектам.
Важнейшая особенность культа
– аморфность и постоянная
изменчивость, отсутствие в этих
группах не только формальной
структуры, но и четко определенных
ролевых и статусных структур.
Примером культа является религиозная
группа, собирающаяся один раз
в месяц и имеющая целью,
скажем, вызов духов великих людей.
Члены этой группы всесторонне
взаимодействуют с обществом,
могут даже принадлежать к
церкви. Кроме того, в отличие
от сект, культы очень часто
претендуют не просто на новую
трактовку, но на создание принципиально
нового религиозного учения. В
таком случае, они могут стать
первой формой новой религии.
И тогда, они могут перерасти
в крайнюю форму секты, требующей
радикальных изменений и личности,
и общества.
Для понимания природы религии,
ее места и роли в общественной
жизни большое значение имеет
анализ функций, которые она
выполняет в качестве социального
института.
Выделяют четыре основные
функции религии в обществе: интегративную,
регулятивную, психотерапевтическую,
коммуникативную. Первые две функции
непосредственно относятся к
деятельности религии в качестве
института культуры, поскольку они
присущи ценностям и нормам, входящим
в содержание культуры как
системы.[3.c.198]
Интегративная функция религии
была достаточно полно раскрыта
Э.Дюркгеймом, который, изучая первобытные
религии аборигенов Австралии, обратил
внимание на то, что религиозный символизм,
религиозные ценности, обряды и обычаи
способствуют социальной сплоченности,
обеспечивают устойчивость и стабильность
первобытных обществ. Принятие определенной
системы верований, символов согласно
Дюркгейму, включает человека в религиозную
моральную общность и служит интегративной
силой, сплачивающей людей. Главной цементирующей
силой первобытного общества он считал
проведение культовых действий и ритуалов,
посредством которых группа утверждает
себя, демонстрирует свое социальное единение.
Помимо этого ритуалы вызывают у верующих
чувство радостного возбуждения, эйфории,
что особенно важно в периоды социальных
невзгод и тревог. Э. Дюркгейм раскрыл
интегративные функции религии на примерах
социального анализа примитивной религии
- тотемизма австралийских аборигенов,
но интегративная функция присуща всем
без исключения религиозным верованиям.
Наиболее эффективно эта функция проявляется
в тех общественных системах, где религия
существует в качестве государственной,
как это, например, имело место в средневековой
Европе, или сейчас в ряде стран Ближнего
Востока, где господствует ислам. По словам
известного американского социолога П.
Бергера, религия представляет собой "священную
завесу", посредством которой освящаются
нормы и ценности человеческой жизни,
гарантируется социальный порядок и устойчивость
мира".
Интегративная
функция распространяется прежде всего
на сообществе верующих, и если в обществе
существуют несколько религиозных организаций
(конфессий), то, вероятно, каждая из них
будет служить интегративной силой для
своих общин верующих. Однако несмотря
на различия религиозных верований, а
также возможные конфликты между конфессиями,
религия в целом выполняет важную стабилизирующую
роль так как, во-первых, будучи официально
признаваемой государством системой идей
и ценностей, она своими действиями
стремится сохранить и поддержать тот
социальный порядок, частью которого она
сама является; во-вторых, если иметь в
виду современные общества, в которых
действуют признанные мировые религии,
то присущая им универсальная направленность,
а также громадное воздействие на моральное
сознание общества, его традиции, обычаи
и нравы способствуют сохранению интегративной
функции религии, хотя, может быть, эта
функция не проявляется с такой силой
и интенсивностью, как в предшествующие
исторические эпохи.
Регулятивная
функции религии заключается
в том, что она поддерживает
и усиливает действие принятых
в обществе социальных норм
поведения, осуществляет социальный
контроль, как формальный - через
деятельность церковных организаций,
могущих поощрять или наказывать
верующих, так и неформальный, осуществляемый
самими верующими в качестве
носителей моральных норм по
отношению к окружающим людям.
В сущности, эту функцию религии
можно было бы назвать нормативной,
ибо любая религия предписывает
своим приверженцам определенные
стандарты поведения, обусловленные
господствующими религиозными ценностями.
Эти нормативные стандарты поведения,
конечно, диктуются религиозными заповедями,
религиозной моралью, но в любой религии
обязательно существует весьма значительный
компонент общечеловеческих ценностей
и гуманных моральных норм. Такого рода
моральные заповеди во многом совпадают
с господствующими в обществе нормативами
поведения, причем последние своим происхождением
зачастую обязаны именно религиозной
морали.
Эффективное
действие регулятивной функции
религии особенно ощутимо в
тех случаях, когда воспитание
и первичная социализация человека
осуществляется под влиянием
религиозных идей и ценностей.
Имеется в виду не строго
религиозное воспитание и образование,
а включение религиозной морали
и ценностей в воспитательный
процесс в качестве одной из
составных его частей. В таком
случае в общественном поведении
человека религиозные нормы я
заповеди будут органически сочетаться
с требованиями общественной
морали. Передаваясь из поколения в поколение
как один из существенных атрибутов семейного
и общественного воспитания, религиозная
традиция способствует нормативной регуляции
поведения людей в обществе. Регулятивная
функция религии поддерживается церковной
организацией, особенно, если во главе
ее стоят авторитетные священнослужители,
пользующиеся уважением и признанием
в обществе. Моральному авторитету церкви
в современном обществе в значительной
степени способствует ее миротворческая,
и благотворительная деятельность, моральная
и финансовая поддержка различных культурно-образовательных
мероприятий.
Психотерапевтическая
функция религии. Сферой ее
действия выступает, в первую
очередь, само религиозное сообщество.
Давно было замечено, что различные
религиозные действия, связанные
с отправлением культа - богослужения,
молитвы, ритуалы, обряды и
т.п. - оказывают успокоительное, утешительное
воздействие на верующих, придают
им моральную стойкость и уверенность,
предохраняют от стрессов. Этим
объясняется тот факт, что к
религиозной вере часто тянутся
люди, пережившие личные трагедии,
обремененные жизненными невзгодами,
болезнями и т.п. Необходимо
отметить, что и сам характер
проведения культовых действий -
совместные молитвы и песнопения,
обрядовые и магические действия
священнослужителей способны породить
у верующих положительные эмоции.
Возьмите, к примеру, обряд похорон.
Уход из жизни близкого человека
всегда трагичен для родных
и друзей. Религиозный обряд похорон,
отпевание, затем регулярно проводимые
поминальные дни имеют своей целью ослабить
у людей боль уатраты, способствуют, кроме
того, сплочению и взаимной поддержке
людей.
Исключительно
важна психотерапевтическая функция
религии для индивида, так как
общественная жизнь, в силу
своей чрезвычайной сложности,
вызывает немало отрицательных
эмоций и переживаний. Индивидуальные
молитвы или участие в церковном
богослужении, как правила, способны
уравновесить психику человека,
придать ему чувство спокойствия
и уверенности. В этом одна
из причин сохранения религиозной
традиции в современном индустриально
развитом обществе, где общественно-трудовая
деятельность человека подчинена
формально-рациональным правилам
поведения и требует большого
психического напряжения.
Коммуникативная
функция, как и предшествующие,
имеет значение, в первую очередь, для
самих верующих. Общение понимается для
верующих в двух планах: в плане общения
их с богом , и в плане их общения друг с
другом. Важнейшим средством общения выступает
культовая деятельность - богослужение
в храме, общественная молитва, участие
в таинствах, обрядах и т.п. Языком общения
служит религиозная символика, священные
писания, ритуалы. Результатом общения
верующих, особенно "богообщения"
является возникновение сложного комплекса
религиозных чувств, таких как радости,
умиления, восторга, восхищения и др., которые
близки к эстетическим переживаниям, создают
определенную положительную установку,
формируют мотивацию верующих к общению.
Общение верующих в мирской жизни, также
имеют ряд особенностей, связанных с тем,
что верующий человек обязан подчинять
свои земные интересы, чувства и стремления
более значимым для него религиозным ценностям
и заповедям.
Стремясь
модернизировать религию, священнослужители
превращают храмовые постройки
в модернистские архитектурные
сооружения, проводят богослужение
в форме живого общения с
верующими, привлекая иногда для
этой цели популярные молодежные
рок группы. Современная церковь
наряду с другими культурными
учреждениями активно участвует
в духовной жизни общества, поощряет
развитие отдельных видов искусства,
музыки, литературы, спорта. Досуговая
деятельность церкви приобретает
особую ценность для пожилых
людей, страдающих от недостатка
внимания со стороны общества.
Существенной
особенностью современного этапа развития
религия, по крайней мере, в странах Запада
является секуляризация, под которой принято
понимать процесс вытеснения религиозно-мифологической
картины мира научно-рациональным ее объяснением,
и тесно связанное с этим ослабление влияния
религии на различные социальные институты:
образование, экономику, политику и др.
Признаками секуляризации могут так же
служить ослабление роли религиозных
санкции в качестве средства социального
контроля, отделение церкви от государства,
распространение научного атеизма, превращение
религиозной веры в частное дело каждого
гражданина.[6]
Интересные
рассуждения и факты относительно
процесса секуляризации излагаются
в книге известного английского
социолога Б. Уилсона. Симптомы
упадка религии в современном
мире он видит в ослаблении
влияния религиозной морали на
поведение людей, которые сейчас
ориентированы в значительной
мере на новые "материальные
ценности". Современный мир, по
его мнению, все более превращается
в рационально конструируемую
среду, в которой мало места
остается для действия божественных
сил. Главное препятствие сохранению
власти религии в современном
обществе он усматривает в
несовместимости религиозной веры
с рациональными и утилитаристскими
установками, управляющими поведением
людей.
Существует
другая точка зрения на процесс
секуляризации, которую отстаивают
сторонники культурологического
и феноменологического подходов.
Они считают, что ослабление
роли церкви в современном
мире не свидетельствует об
устранении религии из жизни
людей. Так, видный немецкий
социолог Т. Лукман полагает, что
в современном обществе имеет место не
секуляризация, а "религиозная трансформация".
Она трансформируется в новую социальную
форму, существенной чертой которой является
индивидуальный выбор человеком системы
религиозных значений.