Религия как социокультурный институт

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 12:01, реферат

Описание работы

В современном мире существует весьма большое число различных религий, их направлений и течений, деноминаций, сект, племенных культов. Они сильно отличаются друг от друга по времени, месту и условиям своего возникновения, по своим догматическим, культовым и организационным особенностям, по численности сторонников и широте распространения. Достаточно сложный конфессиональный состав населения характерен не только для мира в целом, но и для большинства отдельных стран. Религиозная структура населения оказывает очень большое влияние на многие стороны жизни страны.

Содержание

Введение
1.Понятие социального института
2.Понятие религии
3.Религия: формы, типы, структура и функции
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

реферат.дописать.docx

— 36.26 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение

1.Понятие  социального института

2.Понятие  религии

3.Религия:  формы, типы, структура и функции

Заключение

Список  использованной литературы

Введение

 

В современном мире существует весьма большое число различных религий, их направлений и течений, деноминаций, сект, племенных культов. Они сильно отличаются друг от друга по времени, месту и условиям своего возникновения, по своим догматическим, культовым и организационным особенностям, по численности сторонников и широте распространения. Достаточно сложный конфессиональный состав населения характерен не только для мира в целом, но и для большинства отдельных стран. Религиозная структура населения оказывает очень большое влияние на многие стороны жизни страны. Это влияние чувствуется сильнее всего в духовной культуре, общественном и семейном быте, но заметно также и в материальной культуре, традиционных хозяйственных занятиях, политической ориентации и т.д.

 Поэтому исходным пунктом  анализа религии должно быть  понимание ее как социокультурного  института со своей сферой  значений, символов и ценностей,  относящихся к фундаментальным  аспектам человеческой бытия,  который функционирует в обществе в качестве самостоятельного социального института.

При рассмотрении понятия религии, как социокультурного института, надо дать определение терминов ”религия”  и “социальный институт”, понять их смысловые значения, выделить те ее функции, которые относятся к  социокультурной системе общества,

1.Понятие социального  института

 

Социальный институт (от лат. institutum – устройство, установление) – относительно устойчивые типы и формы социальной практики, посредством которых организуется общественная жизнь, обеспечивается устойчивость связей и отношений в рамках социальной организации общества.

Каждый институт выполняет свою, характерную для него социальную функцию. Совокупность этих социальных функций складывается в общие  социальные функции социальных институтов как определенных видов социальной системы. Эти функции очень многообразны. Социологи разных направлений стремились как-то классифицировать их, представить  в виде определенной упорядоченной  системы. Они определили пять основных социальных институтов: институт семьи  и брака, политические институты, экономические  институты, институты образования, институт религии.

 Они предназначены удовлетворять  важнейшие жизненные потребности:  в воспроизводстве рода, в безопасности  и социальном порядке, в добывании  средств существования, в передаче  знаний, в решении духовных проблем.

 Одним из первых дал представление  о социальных институтах Торстен Веблен в книге «Теория праздного класса» в 1899 году. Эволюция общества - это процесс естественного отбора социальных институтов. Человечество училось выживать и приспосабливаться к жизни, организуя отношения при помощи норм. Так у людей зародился, может быть, самый ранний социальный институт - институт брака. Передаваясь из поколения в поколение, нормы поведения и институциональные нормы, становились привычкой, обычаем, традицией. Они направляли образ жизни и образ мышления людей в определенное русло.

 Основные институты есть  в каждом обществе—от самого  примитивного до самого современного. Социальный институт не абстракция. Оно обозначает реальную совокупность  людей, которые трудятся в данной  сфере, а также систему конкретных  законов, управленческих решений  и практических мероприятий.

 Социальный институт кроме того, еще и гигантская социальная система, охватывающая совокупность статусов и ролей, социальных норм и санкций, социальных организаций, которые опираются на персонал, аппарат управления и особые процедуры или практики.

2.Понятие религии

 

 Религия, еще несколько столетий  назад имела решающий фактор  человеческого быта, со времен  так называемой Эпохи просвещения  деградировала (по крайней мере, на западе) до такой степени,  что в обществе говорят и  пишут о ней без особого  желания. Однако, причиной этого обстоятельства является не философское просвещение, а сами теологи, которые не желают вступать ни в какую дискуссию с целью уберечь от обвала шаткое здание теологии. Диалектические материалисты и вовсе объявили религию опиумом для народа. Однако, вынеся такой приговор, они сознательно отказались от основательного исследования понятия "религия" и его значения, а использовали лишь положения определённых религиозных конфессий. Вообщем-то следует заметить, что существует недостаток понимания этой тематики, который вызван позицией самих церквей и возникшей роковой путаницы между понятиями церковь и религия. Поэтому эти понятия необходимо исследовать более подробно. Понятие, проистекающее от латинского слова "religio", означает прежде всего богобоязнь и добросовестность. Также и латинский глагол „religare“ в значении „связывать с высшим“ или "крепко связывать" выражает сущность религии, а именно связь или отношение отдельной души с Мировой душой, т.е. с Богом.

 Любое религиозное воззрение  учит, что человек - это божественное  существо и его дух наследуется  не от родителей, а представляет  собой продукт божественного  создателя и только ОН может  взять на себя моральную ответственность  за возникновение жизни человека  в ее духовном аспекте. Если  бы люди имели возможность  создавать потомков по своему  усмотрению, то воцарился бы Хаос. Следовательно, процесс человеческого  продолжения рода подчинен космическим  законам, за которыми стоят  более высокие творческие силы.

 Религия - это свободная и  личная связь человека с его  создателем. Религия ставит на  духовный путь, который человек,  сообразно его судьбе, складывавшейся  тысячелетиями, должен и может  преодолеть путем личных усилий  и осознанием самоответственности. Религия обозначает относительно правильные и истинные представления о взаимосвязях во вселенной и положении человека по отношению к его Высшему духовному Руководству вплоть до Беспредельного Божества. Религия - это наука, которая не идентична конфессии или церкви, поэтому, в области познания ее нельзя огранивать, также как гуманитарные и естественные науки.[6]

3. Религия: формы,  типы, структура и функции

 

Ввиду чрезвычайной сложности анализа  эволюции института религии на различных  ступенях развития общества, ограничимся  основными типами религиозных верований. Исторически первичными формами  религии являлись фетишизм, тотемизм и магия, существовавшие в первобытных  обществах. При господстве фетишизма  объектом религиозного поклонения выступал какой-то конкретный объект, растение, животное, наделяемые мистическими и  сверхъестественными свойствами. Предполагалось, что обладание этим объектом приносит удачу в жизни, предохраняет от опасностей и невзгод. Тотемизм отличается от фетишизма  тем, что тотем выступает в  качестве коллективного религиозного объекта. Первобытные люди полагали, что тотем обладает мистической  силой, способствующей сохранению первобытной  общины. Магия представляла собой  колдовские обряды и заклинания, посредством  которых стремились воздействовать на различные события окружающего  мира с тем, чтобы изменить их в  желательном направлении. [7]

 С развитием цивилизации  возникают гораздо более сложные  типы религиозных систем. Создание  социальных обществ сопровождалось  формированием политеистических  религий, ярким примером которых  может служить античная древнегреческая  религиозная система. Согласно  греческой мифологии, миром управляют  множество богов, каждый из  которых покровительствует определенным  сферам жизнедеятельности человека: Аполлон - бог искусства, Гермес - торговли, Марс - войны и т.п. Политеистические  религии являлись культурной  и мировоззренческой основой  национально-государственных образований.[2.c 45]

 Другим известным типом религиозных  верований выступает монотеизм,  возникший в процессе формирования  трех главных мировых религий:  буддизма (VI-V вв. до н.э.), христианства (I в.) и ислама (VII в.). Для них характерно стремление объединить в одной вере людей различных социальных групп, государств и национальностей. Монотеизм означает веру в единого бога как высшее духовное существо хотя в трех мировых религиях существуют разнообразные вариации в отправлении религиозного культа и толковании единобожия. В христианстве, например, бог един в ипостасях: Бог-отец, Бог-сын и Бог-святой дух.

 Рассмотрение религии в качестве  социального института предполагает  ее теоретическое описание в  терминах социальной системы,  точнее, подсистемы социального  целого. С социологической точки  зрения институт религии, подобно  другим социальным организациям, может быть представлен как  система из двух взаимосвязанных  уровней: ценностно-нормативной  модели, включающей в себя совокупность  верований, символов и предписаний,  относящихся к определенному  кругу явлений и предметов,  называемых священными и структуры  поведенческих образцов, управляемых  и регулируемых посредством религиозных  норм и верований. Реальным  воплощением последних является  существование религиозной организации,  включающей в себя различные  аспекты религиозной практики: моральную  общность верующих, церковную организацию,  отправление религиозного культа, обычаи, обряды и т.п.

 Ценностно-нормативный уровень  религии представляет собой сложную  совокупность верований, символов, ценностей, моральных заповедей  которые содержатся в священных  текстах и писаниях. В христианской  религии, например, источником ценностей  и знания выступает Библия, в  мусульманстве - Коран и т.п.  Эти священные тексты являются  для верующих источником знаний  о мире, природе, космосе, человеке  и обществе. Своеобразие религиозных  понятий и идей заключается  в том, что они оказывают  сильное воздействие на психику  к эмоция верующих, порождая у  людей чувства радости, надежды,  скорби, греховности, смирения, наряду  с чувством любви к Богу, которое  в совокупности с остальными  формирует у верующего особое "религиозное чувство".

 Исключительно важная роль  в ценностно-нормативной системе  религии принадлежит религиозной  символике, такой как крест  и распятие Христа, само церковное  строение, символизирующее устремление  верующих ввысь, ближе к Богу, алтарь в храме, иконы в т.п.  Все религиозные действия, связанные  с отправлением религиозного  культа, проведение церковной службы  и молитвы, различные обряды  и празднества обязательно происходят  с использованием религиозной  символики. Ее художественное  оформление призвано служить,  с одной стороны, символом того священного мира, с которым соприкасается верующий во время культовых действий, а с другой - призвано вызвать у верующих соответствующие религиозные чувства и настроения.[6]

 Центральное место в религиозной  деятельности принадлежит отправлению  культа, содержание которого определяется  религиозными идеями, верованиями,  ценностями. Именно благодаря культовым  действиям формируется религиозная  группа. К культовым действиям  относятся религиозные обряды  и церемонии, проповеди, молитвы,  богослужение и т.п. Культовые  действия рассматриваются верующими  как акт непосредственного взаимодействия, контакта со священными объектами  или божественными силами, которым  они поклоняются. Различают два  основных вида культовых действий: магические (колдовские) и умилостивительные.

 Магические элементы присущи  любой религии, как уже отмечалось, они занимали большое место  в первобытных религиях. В мировых  религиях магические действия  наполнились новым содержанием  и оказались подчиненными умилостивительному  культу. Значение последнего заключается  в том, что верующие в ходе  совершения культового действия  обращаются к объектам поклонения  с различными просьбами и пожеланиями,  относящимися к личным судьбам  верующих и к событиям, происходящим  в окружающем мире. В любой  достаточно развитой религиозной  организации существует особая  группа лиц (жрецы, священнослужители  и т.п.), которые выступают посредниками  между божественными, священными  силами и объектами, и группой  верующих. В первобытных религиях  культовые действия, как правило,  совершались коллективно, с участием  всех взрослых членов рода  или племени. В более развитых  религиозных системах разрешается  индивидуальная культовая деятельность, как например, молитва верующего  у себя дома.[4.c.77]

Важную роль в социологическом  исследовании религии отводят изучению структуры религиозной организации. Современные социологи выделяют четыре основных типа религиозных организаций: церковь, секта, деноминация, культ.

 Церковь – религиозная организация,  имеющая тесные связи с обществом  и действующая внутри него. Таким  образом, церковь всегда органично  встроена в доминирующую культуру  и имеет активные связи с  государством.

В большинстве случаев церковь  представляет собой формальную организацию, с развитой, иерархически организованной бюрократической структурой. В православии таковой системой является: патриарх (глава церкви), митрополит, архиерей, протоирей и проч. Во внутренней структуре таких церквей четко выделяется особая профессиональная организация (прослойка) священнослужителей – клир, и, соответственно, существует жесткое разграничение на церковников и мирян. Такая структура характерна, например, для православия и католицизма, но она отсутствует в ряде протестантских конфессий (их принцип – «идея всеобщего священства»). Подобная ситуация наблюдается и в ряде нехристианских церквей.

 Ввиду тесной связи церкви  с обществом, принадлежность к  ней человека, как правило, является  для него предписанным статусом. Прежде всего, это проявляется  в традиции младенческого (или  детского) крещения, которое принято  как в большинстве христианских, так во многих нехристианских  церквях (ислам, иудаизм). Тем не  менее, само представление о  том, что именно считать принадлежностью  к церкви человека, сильно отличается  в разных учениях (церквях). Так,  принадлежность к исламу и  иудаизму является жестко фиксируемой,  а отступление от веры считается  преступлением. Напротив, вход в  христианские храмы открыт практически  для всех, крещение осуществляется  по заявительному принципу, а  переход в другую веру, за исключением  отдельных исторических периодов (средневековье, период религиозных  воин и т.д.), является делом  сугубо личным. Именно эта нечеткость  принадлежности к христианству  создает серьезные проблемы идентификации  приверженцев этой религии.

Информация о работе Религия как социокультурный институт