Региональные особенности социальной политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Августа 2011 в 09:03, контрольная работа

Описание работы

Проблема социальной защиты населения по-разному решается в рамках той или иной социально-экономической формации, конкретной страны. Следуя статье 25 Декларации прав человека, современное правовое государство должно гарантировать право на такой уровень жизни, который учитывает обеспечение людей едой, одеждой, жилищем, медицинским обслуживанием, которое необходимо для поддержания здоровья, и права на социальное обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, старости или других способов к существованию при независимых от человека обстоятельствах.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..….......................................2

ГЛАВА 1. Характеристика понятия и основных проблем социальной политики…..........3-16

1.1. Сущность и основные направления социальной политики……………………….3-11

1.2. Социальная защита населения…………………………........................................12-16

ГЛАВА 2. Особенности социальной политики в России…................................................17-22

2.1. Социальная политика в России: реалии и перспективы…………………………17-20

2.2. Региональные проблемы социальной политики………......................................21-22

Заключение………………………………………………………………….................................23-24

Список использованной литературы……………………………………................................

Работа содержит 1 файл

Основы соц.политики.docx

— 50.58 Кб (Скачать)

Существование большой  скрытой безработицы обусловлено  сознательным выбором на макроэкономическом уровне. Негативные экономические и  социальные последствия этого феномена хорошо известны: консервация большого количества неэффективных рабочих мест, снижение реальных доходов формально занятого населения, ослабление стимулов к высокопроизводительному труду и т.п. Однако, с точки зрения конкретных функций правительства, при этом достигается ещё один, менее очевидный эффект: если в рамках сегодняшнего законодательства зарегистрированные безработные становятся объектом социальной защиты, то в результате сделанного выбора несколько миллионов формально занятых, но лишённых постоянного источника трудовых доходов людей оказываются за рамками системы социальной помощи и в принципе не являются объектом социальной политики государства.

Регистрация и учет безработных в органах Федеральной  Службы Занятости – сегодня главная  её функция, которую, несмотря на её важность, никак нельзя рассматривать в  качестве инструмента активной политики на рынке труда. ФСЗ разработала  ряд мер, содержащихся в ежегодных  программах содействия занятости населения. Однако как набор этих мер, так  и их эффект ограничены. Например, идея поддержания или создание рабочих  мест не более чем декларация, если она противоречит проводимой структурной  политики и складывающейся экономической  конъюнктуре. Фонд занятости не способен поддержать малый и средний бизнес, если в том или ином регионе  нет необходимых экономических  условий. Система профессиональной подготовки и переподготовки работников не может быть эффективна хотя бы потому, что не ориентируется на потребности  современного производства, В настоящее  время процессы, происходящие на рынке  труда, носят стихийный, неорганизованный характер и что реальное влияние  на них ФСЗ минимально.

Социальная политика переходного периода должна предусматривать  механизмы социальной защиты тех  групп населения, кто не в состоянии  самостоятельно обеспечить себе прожиточный  минимум (инвалиды, старики, многодетные  семьи). Другое направление социальной политики – социальная поддержка  наиболее активной части населения, тех, кто хочет и может преодолеть трудности, но не имеет порой для  этого необходимых ресурсов (начинающие предприниматели, фермеры). Помощь может  предоставляться как в форме  льготного кредитования и налогообложения, субсидирования, так и в виде предоставления различных консультационных услуг, переобучения на специализированных курсах. Необходимо отметить, что деятельность в данном направлении имеет также  целью создание среднего класса, который  обеспечивает политическую и экономическую  стабильность в обществе, содействует  поступательному развитию экономики  посредством развитого спроса.

Задачи и цели социальной политики России.

Задача построения экономической системы, ориентированной  на человека, стимулирующей развитие личности, основывается на идее социальной справедливости и в связи с этим заключает в себе огромный созидательный потенциал. Понятие социальной справедливости в настоящее время общественным сознанием воспринимается как благополучие, достигнутое в результате деятельности, приносящей реальную пользу обществу. И если в силу способностей, знаний, умений, предприимчивости вклад в общественное благосостояние оказывается существенным, то естественным будет и высокое вознаграждение данного индивидуума.

Стратегической целью  социальной политики России является формирование социально-ориентированной  экономики. Социальная ориентация экономики  означает, прежде всего, подчинение производства потребителю, удовлетворение, в конечном счете, массовых потребностей населения, что присуще именно экономике  с развитым рыночным механизмом. Поэтому  необходимым условием построения экономики  для человека является продолжение  рыночных реформ. Государство должно стремиться к смягчению негативных и усилению позитивных следствий  проводимых реформ для материального  положения населения, а для этого  необходимо, чтобы реформы проводились  последовательно, с заранее просчитанным результатом от реализации каждого  их этапа.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2. Региональные проблемы  социальной политики.

Цель исследования: выявить отношение населения  к проводимой государством социальной политике в общем, и к ее реализации в нашем регионе в частности.

Задачи:

1. охарактеризовать  основные региональные проблемы  социальной политики нашего государства. 

1.     определить  интересует ли вообще население   социальная политика.

2.     выявить  пути улучшения эффективности  социальной политике в регионе. 

Объект исследования: население г. Тюмени.

Предмет исследования: проблемы социальной политики государства.

Гипотеза: недостаточное  финансирование, незаинтересованность государства в помощи нуждающимся  слоям населения, неумелое проведение социальной политики и другие факторы  приводят к малой эффективности  социальной политики государства и, как результат, к недовольству среди  населения.

В ходе исследования было опрошено 30 человек, проживающих  в Тюмени и Тюменской области. Среди них большинство женщин (70%), что позволяет сделать вывод  о том, что женщины охотнее  делятся своим мнением о политике государства и ее влиянии на их жизнь. Основной категорией респондентов оказались люди в возрасте 19-25 лет (50% всех респондентов). Большинство  опрошенных имеют неоконченное высшее образование (более 66%), однако среди  респондентов были и люди с высшим образование и даже  с двумя  образованиями.

Абсолютное большинство (60%) опрошенных интересуется проблемами социальной политики государства, и  это говорит о том, что люди понимают что социальная политика государства  влияет на их жизнь. Более 63% респондентов в своей жизни иногда сталкиваются с проблемами организации социальной помощи в стране в целом и в  нашем регионе в частности.

56.7% опрошенных не  довольны своим доходом, считают,  что они достойны большего  и отчасти винят в этом государство  (52.9%), что подтверждает гипотезу  о том, что населения недовольно  малой  эффективностью социальной  политики.

Большинство респондентов (60%) видят причину высокого уровня бедности в нашей стране в неумелой социальной политики государства. По мнению 70% опрошенных, органы социальной защиты населения работают недостаточно эффективно. Более 50% из них считают, что это связано с тем, что люди не умеют отстаивать свои права и требовать от государства того, что им положено по закону.

С тем, что в нашей  стране хорошую высокооплачиваемую работу можно найти только  при  наличии высшего образования, опыта  работы и хороших связей согласны 80% респондентов. Почти столько же (более 70%) считают, что не менее сложно получить высшее образование – это  очень дорого, учитывая недовольство большинства населения своим  доходом.

Качество оказания бесплатной медицинской помощи в  Тюмени 73.3% респондентов оценили на средний уровень, однако, следует  отметить, что голоса всех остальных  респондентов распределились на вариантах, характеризующих качество медицинской  помощи в Тюмени как низкое и очень  низкое.

Более 63% опрошенных полностью  согласны с тем, что население  нашей страны очень дифференцировано по доходам, что проявляется, например, в наличии более богатых и  более бедных регионов. В то же время,  более половины опрошенных не считают  экономику России социально –  ориентированной.

Пытаясь найти пути улучшения эффективности социальной политики, большинство респондентов (60%) сделали вывод о том, что  необходима большая заинтересованность государства в поддержке нуждающихся  слоев населения; 23.3% респондентов считают, что необходимо увеличить финансирование социальной политики, и 10% - за более  качественный подбор кадров в этой сфере. Несколько человек предложили свой вариант улучшения социальной политики: к примеру, более ответственное  отношение государства к проводимым им мерам, контроль исполнения принятых мер, введение новых мер социальной поддержки населения и т.д.

Обобщая результаты, необходимо отметить, что гипотеза о многочисленных факторах, снижающих  эффективность социальной политики, в целом подтвердилась: большинство  респондентов интересуются проблемами социальной политики, осознают ее влияние  на свою жизнь и доход. Респонденты  видят изъяны в социальной политике России в целом и в нашем  регионе в частности, и , в подтверждение  гипотезе, считают, что причиной возникновения  этих недостатков являются малая  заинтересованности государства нуждами  населения, недостаточное финансирование, недобросовестность чиновников  и  т.д.

                                 
 
 

  Заключение.  

                               

Многие региональные проблемы современной России превращаются в тормоз для

реформ, становятся угрозой  целостности Российского государства. Критической

отметки достигла степень  различия в уровне экономического и  социального

развития регионов. По прожиточному минимуму дифференциация субъектов РФ

превысила пороговое  значение более чем в 3 раза. Однако, существует огромный

мировой опыт управления самыми различными экономическими ситуациями, этот

опыт можно и  нужно использовать применительно  к нашей стране.

В соответствии с целью  и задачами курсовой работы можно  сделать

следующие выводы:

1. Процесс формирования  и становления регионального  и муниципального

менеджмента в России обусловлен переходом к новой  модели управления

социально-экономическими процессами на основе развивающихся  рыночных

отношений в экономике  регионов и муниципальных образований. Отсюда основные

задачи регионального  и муниципального менеджмента на настоящий момент:

·        обеспечение высокого уровня и качества жизни населения;

·        формирование условий и предпосылок  перехода регионов и муниципальных

образований к устойчивому  развитию;

·        выработка и реализация структурной, инвестиционной и научно-

технической политики.

2. Все более значимое  место в современном мире занимает  нематериальное

производство, и эта  тенденция постоянно усиливается. Нематериальное

производство представляет собой преимущественную сферу занятости,

преимущественное  направление инвестиций и фактор процветания современного

общества.

3. В управлении  развитием региона целесообразно  использовать современные

методы регионального  менеджмента – стратегическое планирование, региональный

маркетинг и др. Основными  факторами успеха в управлении региональным

развитием становятся уровень квалификации кадров региональной администрации и

рациональное использование  интеллектуального потенциала консультантов  по

региональному развитию.

4. Динамика макроэкономических  региональных пропорций современной  России

требует сохранения и  существенного усиления действенности  федерального и

регионального государственного управления ими в целях укрепления целостности

российского экономического пространства и сохранения социально-экономической

стабильности в  стране. Реализация стратегии региональной автаркии для любого

региона России будет  иметь катастрофические последствия.

Первые семена эффективного управления развитием территорий в  нашей стране уже

брошены, остаётся только правильно за ними ухаживать, регулировать их рост,

защищать от негативных воздействий  и скоро и  наша страна ощутит результаты

от прогрессивных  методов управления. А они уже  есть, и довольно

многообещающие.

                              
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы                               

    

  1. Гапоненко А.Л. Управление экономическим развитием.-М., 1997.
 
  1. Глазырин М.В. Призводственно-социальные комплексы регионов и управление ими.-М.,1997.

 

  1. Гутман Г.В., Лапыгин., Прилепский А.И. Экономическая безопасность региона.-М:Наука, 1998.

 

Информация о работе Региональные особенности социальной политики