Региональные особенности социальной политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Августа 2011 в 09:03, контрольная работа

Описание работы

Проблема социальной защиты населения по-разному решается в рамках той или иной социально-экономической формации, конкретной страны. Следуя статье 25 Декларации прав человека, современное правовое государство должно гарантировать право на такой уровень жизни, который учитывает обеспечение людей едой, одеждой, жилищем, медицинским обслуживанием, которое необходимо для поддержания здоровья, и права на социальное обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, старости или других способов к существованию при независимых от человека обстоятельствах.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..….......................................2

ГЛАВА 1. Характеристика понятия и основных проблем социальной политики…..........3-16

1.1. Сущность и основные направления социальной политики……………………….3-11

1.2. Социальная защита населения…………………………........................................12-16

ГЛАВА 2. Особенности социальной политики в России…................................................17-22

2.1. Социальная политика в России: реалии и перспективы…………………………17-20

2.2. Региональные проблемы социальной политики………......................................21-22

Заключение………………………………………………………………….................................23-24

Список использованной литературы……………………………………................................

Работа содержит 1 файл

Основы соц.политики.docx

— 50.58 Кб (Скачать)

Политика в формировании доходов.

Главное звено в  социальной политике государства занимает политика формирования доходов населения. Понятие «доход» представляет собой  показатель результатов экономической  деятельности. По другому «доход»  – это часть произведенного продукта, полученная участником производства в  зависимости от своего участия в  нем. Экономическая литература использует понятие «доход» как превышение стоимости произведенного продукта над затратами на это производство, а также как долю каждого класса, социальной группы или отдельного индивидуума  в произведенном продукте и присвоенную  им.

Уровень доходов членов общества является важнейшим показателем  их благосостояния, так как определяет возможности материальной и духовной жизни индивидуума: отдыха, получения  образования, поддержания здоровья, удовлетворения насущных потребностей. Среди факторов, оказывающих непосредственное влияние на величину доходов населения, кроме размеров самой заработной платы, выступает динамика розничных  цен, степень насыщенности потребительского рынка товарами и др.

Можно выделить три  главных источника денежных доходов: заработная плата, доходы от собственности (дивиденды, проценты, рента), социальные выплаты (пенсии, пособия по безработице  и т.п.).

Для оценки уровня и  динамики доходов населения используются показатели номинального, располагаемого и реального дохода.

Номинальный доход /NI/ – количество денег, полученное отдельными лицами в течение определенного  периода:

Располагаемый доход /DI/ – доход, который может быть использован на личное потребление  и личные сбережения. Располагаемый  доход меньше номинального дохода на сумму налогов и обязательных платежей.

Реальный доход /RI/ – представляет собой количество товаров и услуг, которое можно  купить на располагаемый доход в  течение определенного периода, т.е. с поправкой на изменение  уровня цен. Номинальные денежные доходы населения формируются из различных  источников, основными из которых  являются: факторные доходы; денежные поступления по линии государственных программ помощи в виде выплат и льгот, поступления из финансовой системы (из банков, из страховых учреждений и т.п.) и др.

Основной вид дохода – номинальный, он формируется в  основном из трудовых доходов, доходов  от капитала и трансфертных платежей, оказывающих существенное влияние  на формирование доходов населения. За счет этих платежей осуществляются пенсионное обеспечение, содержание временно нетрудоспособных граждан, выплачиваются  различного вида пособия (по уходу за детьми, медицинское обслуживание, малообеспеченным семьям на детей, выплаты  пособий по безработице).

При доминирующей роли заработной платы в формировании общей суммы доходов формируются  такие качества, как предприимчивость, инициатива. В случае повышения роли выплат по линии государственных  программ помощи нередко происходит формирование пассивного отношения  к производственной деятельности, психологии иждивенчества.

Денежные доходы населения, получаемые через финансово-кредитную  систему, представляются в виде:

–выплат по государственному страхованию;

–банковских ссуд на индивидуальное жилищное строительство, хозяйственное обзаведение молодым  семьям, членам потребительских товариществ (например, на садовое строительство);

–процентов по вкладам  в банках, начисляемых по итогам года;

–доходов от увеличения стоимости акций, облигаций, выигрышей  и погашении по займам;

–выигрышей по лотереям;

–временно свободных  средств, образующихся в результате покупки товаров в кредит;

–выплат различного рода компенсаций (увечья, ущерб и  пр.).

Прочие денежные поступления  включают выручку населения от продажи  вещей через комиссионные и скупочные  магазины и др.

Номинальные доходы населения  включают в себя, помимо чистых доходов  населения, и обязательные платежи. Обязательные платежи население  осуществляет через финансовую систему  в виде различного рода налогов и  сборов. Через аккумуляцию налоговых  платежей и сборов государство реализует  свое право на формирование части  своих ресурсов для осуществления  в последующем социальной политики через перераспределение денежных средств, оказание помощи малоимущим гражданам. В целях защиты интересов малоимущих граждан и недопущения снижения уровня благосостояния ниже предельно допустимого в данных конкретных условиях государство устанавливает пороговый минимум в доходах, не облагаемых налогом. В то же время для высоких доходов устанавливаются прогрессивно более высокие ставки налогов.

Однако при общих  принципах формирования доходов  “заработанных” и полученных по каналам  правительственных программ сохраняются  условия неравенства получаемых доходов, а значит и уровней жизни  различных слоев и групп населения. Поэтому в экономической теории для измерения неравенства в  распределении доходов используется кривая Лоренца (Макс Лоренц, американский экономист и статистик (1876-1959 г.г. )) как показатель, отражающий неравномерность распределения совокупного дохода общества между различными группами населения.              

Форма кривой Лоренца (линия OABCDEF) характеризует степень  неравномерного распределения доходов. Чем больше отклоняется эта линия  от линии ОF, тем больше неравенство  в распределении доходов, и наоборот. Если мы разделили заштрихованную площадь  на площадь треугольника OFE, то получили показатель, отражающий степень неравенства  в распределении доходов.

Если площадь между  кривой абсолютного равенства OF и  кривой Лоренца обозначить буквой Т  и соотнести ее с площадью треугольника OFK, то мы получим следующее соотношение:

     Т 

G = ----------

        OFE

где G – показатель, измеряющий степень неравенства  доходов.

Этот показатель в  экономической теории называется коэффициентом  Джини, по имени итальянского экономиста и статика Коррадо Джини (1884 – 1965 гг.). Очевидно, чем больше отклонение кривой Лоренца от кривой равновесия, тем больше площадь фигуры Т, и, следовательно, тем больше коэффициент Джини  будет приближаться к единице. Интересно  сравнить величину этого коэффициента в странах с развитой рыночной экономикой и в России. Так, в начале 80-х коэффициент составлял: в Японии – 0,270, Швеции – 0,291, ФРГ – 0,295, США  – 0,329, Бразилии – 0,565, Великобритании – 0,297, Германии – 0,250.

Рассмотрим динамику коэффициента Джини в России. По данным Госкомстата этот показатель рос с начала экономической реформы  в нашей стране, отражая начавшееся расслоение населения по доходам. Так, в СССР в 1991 г. он составлял 0,256, в 1992 г.–0,289, в 1993 г.–0,398, в 1994 г.–0,409.Но уже с 1993 г. темп увеличения начал сокращаться и в 1995 г. показатель составил 0,381.

В связи с переходом  России к рыночной экономике механизм распределения ресурсов и доходов  сопровождается большей дифференциацией  доходов населения, чего не наблюдалось  в период социалистического хозяйства. При этом не учитываются доходы, не декларируемые субъектами теневой  экономики и просто граждан. Следовательно, в переходной экономике России коэффициент  Джини может оказаться еще  большей величиной по сравнению  с официальными цифрами. Периоды  экономических потрясений, высокой  инфляции и т.п. сопровождаются усилением  разрыва в доходах различных  групп населения. Так, в России (сентябрь 1997 г.) на долю 10% наиболее обеспеченной группы населения приходилось 31% денежных доходов, а на долю 10% наименее обеспеченной 2,5%. Таким образом, разрыв в доходах  этих групп составил 12,4 раз. В сентябре 1998 г. этот разрыв составил 13,5 раз. Обратим  особое внимание на неравномерность  коэффициента по различным регионам и отдельным крупнейшим промышленно-финансовым центрам. В 1997 г. он составил в Дальневосточном  экономическом районе 16,4; Центрально-Черноземном  районе 6,4; в Москве 15,9 раз.

Но почему вообще существует неравенство в доходах? Отметим  самые важнейшие факторы и  причины неравенства.

Во-первых, от рождения люди наделены различными способностями, как умственными, так и физическими. При прочих равных условиях (эту  предпосылку нужно всегда иметь  в виду), человек, наделенный исключительной физической силой, имеет больше шансов стать знаменитым и высокооплачиваемым спортсменом.

Во-вторых, различия во владении собственностью, особенно доставшейся  по наследству. Люди не могут выбирать, в какой семье им родиться –  потомственных миллионеров или  простых рабочих. Следовательно, одна да разновидностей потока доходов, т. Е. доход от собственности, будет существенно  различаться у названных нами субъектов.

В-третьих, различия в  образовательном уровне. Сама эта  причина во многом зависит от первых двух названных. Ребенок, родившийся в  богатой семье, имеет больше шансов получить превосходное образование  и, соответственно, профессию, приносящую высокий доход по сравнению с  ребенком, родившимся в бедной многодетной  семье.

В-четвертых, даже при  равенстве возможностей и одинаковых стартовых уровнях образования  больший доход будут получать лица, которых называют «трудоголиками». Эти люди готовы брать работу на дом, задерживаться по долгу службы на рабочем месте для разрешения той или иной профессиональной проблемы, игнорировать свое неважное самочувствие, лишь бы добиться высоких результатов в своей работе.

В-пятых, есть такая  группа причин, которая связана просто с везением, случаем, неожиданным  выигрышем и т.п. В условиях неопределенности, характерной для рыночной экономики, эта группа причин может объяснить  многие случаи неравенства в распределении  доходов.

Таким образом, по крайней  мере, в силу названных причин равенство  экономических возможностей соблюдается  далеко не всегда. Бедные и богатые  по-прежнему существуют даже в самых  благополучных высокоразвитых странах.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2. Социальная защита  населения. 

Понятие «социальная  защита» впервые использовали американские законодатели в 1935 г тексте принятого  закона. В нем давалось правовое обоснование нового для США института  обязательного страхования на случай старости, смерти, инвалидности и безработицы.

Данный термин органически  вписался в аппарат ученых и практиков, так как просто и доходчиво  выражал сущность поддержки социально  уязвимых слоев населения.

В дальнейшем рамки  этой дефиниции значительно расширились. Этому способствовала, в том числе  и разработка конвенций и рекомендаций Международной организации труда, Всемирной организации здравоохранения, Международной ассоциации социального  обеспечения, посвященных социальному  страхованию и социальной помощи, гарантированию минимальных доходов  работающим при наступлении нетрудоспособности, а также условиям и охране труда, заработной плате.

У нас термин «социальная  защита» стал употребляться относительно недавно, с началом рыночной трансформации: потребность в его использовании  возникла, когда появилась настоятельная  необходимость помощи гражданам, не способным материально себя обеспечить.

При формировании эффективной  системы социальной политики можно  выделить основные направления в  этой области.

Первое направление  – поддержка беднейших слоев  населения (больные, инвалиды, старики, многодетные семьи). Для того чтобы  выяснить, какие категории населения  имеют право на социальную помощь, используется показатель прожиточного минимума. Нормативно- статистический метод его расчета предполагает оценку составляющих нормативного набора продуктов питания по средним  ценам покупки, а затраты на непродовольственные  товары, услуги и т.д. определяется по их фактической доле в общих расходах 10% наименее обеспеченных семей. Считается, что объем и структура расходов прожиточного минимума дают возможность  удовлетворить необходимые потребности  различных категорий населения  при минимальных затратах.

Теоретически прожиточный  минимум является чертой, ниже которой  государство не должно допускать  снижение жизненного уровня своих граждан, обеспечивая им материальную поддержку. Поэтому самое сложное – примирить  в его величине и наборе компонентов  требования научной обоснованности, ресурсной обеспеченности и социальной допустимости.

Социальное обеспечение  осуществляется в виде предоставления широкого спектра социальных услуг:

–денежные выплаты;

–талоны на бесплатное питание и приобретение одежды;

–обслуживание на дому престарелых и инвалидов;

–предоставление мест в домах для престарелых и  инвалидов и т.д.

Одним из самых важных вопросов является вопрос о способах финансирования. Оно может быть осуществлено федеральным бюджетом и специализированными  внебюджетными фондами.

Информация о работе Региональные особенности социальной политики