Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 14:21, курсовая работа
Цель исследования: рассмотреть виды реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья и деятельность социальных служб по её реализации.
Задачи исследования:
Выявить содержание понятий "реабилитация", её основные виды.
Проанализировать основные задачи реабилитации.
Изучение сущности медицинской, социальной и профессиональной реабилитации инвалидов.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….......3
ГЛАВА 1. РЕАБИЛИТАЦИЯ ИНВАЛИДОВ: ПОНЯТИЯ И ВИДЫ……...6
1.1. Сущность и виды реабилитации………………………………………….6
1.2. Задачи реабилитации и их социальная значимость для инвалидов…...9
ГЛАВА 2. Деятельность социальных служб по проведению реабилитации……………………………………………………………...14
2.1. Социальная реабилитация…………………………………………………14
2.2. Медицинская реабилитация…………………….......................................17
2.3. Профессиональная реабилитация…………………………………………22
Заключение…………………………………………………………………27
Список использовАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………
Например, основными программами Ростовской городской общественной организации инвалидов «Феникс» являются:
В настоящее время в России функционируют десятки реабилитационных учреждений различных профилей (медицинской, профессиональной, социальной реабилитации инвалидов), а также специализированных реабилитационных учреждений (для инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, страдающих патологией слуха, зрения, интеллектуальной недостаточностью). Независимо от профиля и специализации реабилитационного учреждения в нем представлены подразделения социальной реабилитации (отделения социальной реабилитации, кабинеты социальной реабилитации).29 Отделение социальной реабилитации инвалидов организуется в виде структурного подразделения:
• больницы восстановительного лечения;
• учебного заведения для инвалидов;
• дома - интерната;
• центра социального обслуживания;
• иного учреждения медицинского, профессионального, социального профиля и предназначается для реализации мероприятий по социальной реабилитации инвалидов.30
Центр реабилитации инвалидов должен располагать такой структурно-функциональной и материально-технической базой, которая бы обеспечивала возможность реализации оптимального для каждого инвалида курса реабилитационных мероприятий, позволяющих всесторонне подготовить инвалида для интеграции в общество. Для успешной интеграции в центрах должна осуществляться адаптация к требованиям деятельности в реальных условиях быта и производства. В целях обеспечения социальной активности инвалидов центры могут быть непосредственно включены в процесс их профессиональной реабилитации, включая содействие трудоустройству.31 Реабилитационные учреждения должны располагаться в зданиях, оборудованных для беспрепятственного доступа инвалидов с любыми ограничениями жизнедеятельности, располагающих основными видами коммунального благоустройства. Так, в Пензенской области работает Центр реабилитации молодых инвалидов (ЦРМИ), в котором социальная реабилитация осуществляется через проведение социально-бытовой адаптации и социально-средовой ориентации инвалидов. Для проведения этой работы в ЦРМИ оборудованы учебные модели кухни, гостиной, санитарно-бытовых помещений. Эти помещения оснащены мебелью и всем основным оборудованием, которое встречается инвалиду в его собственном доме или квартире. Так же при центре создана театральная студия, выполняющая задачу заставить человека раскрепоститься, почувствовать радость от деятельности. В рамках досуговой деятельности проводятся вечера встреч, отдыха и общения, дискотеки, тематические просмотры видеофильмов, выпускается информационный материал инвалидов и т. п.32
Службы социальной защиты населения должны также прилагать определенные усилия для создания организационных условий и инфраструктуры коммуникации: например, открывать отделения дневного пребывания в центрах социального обслуживания, клубы инвалидов, места встреч и общения в районах проживания инвалидов. Например, в 1996 г. Новосибирский областной спортивно-реабилитационный клуб инвалидов-колясочников «Финист» был преобразован в Центр независимой жизни, ориентированный на взаимопомощь взрослых людей с ограниченными физическими возможностями. При нем действует клуб общения, спортклуб, отделение медицинской реабилитации, отделение по тестированию инвалидных колясок. Помимо этого Центр организует получение дополнительного профессионального и доступного высшего образования инвалидов.33
2.3. Профессиональная реабилитация
Инвалиды не принимаются обществом как члены, способные привнести в это общество экономические, духовные, иные блага, участвуя в трудовом процессе. Вот почему одним из важнейших аспектов реализации профессиональных мер реабилитации является необходимость в информировании общества об инвалидности, инвалидах и их потребностях, а также потенциальных способностях, в том числе, профессиональных.
Профессиональная реабилитация представляет собой комплекс мер, направленных на восстановление трудоспособности инвалида в доступных по состоянию здоровья условиях труда, с целью достижения им материальной независимости и интеграции в общество.34 Целью профессиональной реабилитации является стабильная занятость и достижение инвалидом материальной независимости. Профессиональная реабилитация включает экспертизу потенциальных профессиональных способностей, профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, профессиональное обучение, рациональное трудовое устройство инвалида.35
Модель «социального обеспечения», реализуемая
в сфере профессионального образования
инвалидов предполагает развитие специализированных
учебных заведений профессионального
образования. Это, в первую очередь ПТУ-интернаты
и специализированные средние специальные
образовательные учреждения, осуществляющие
подготовку в соответствии с видом инвалидности.
Немаловажным фактором доступности профессионального
образования для детей-инвалидов является
первичная доступность учреждений дошкольного
и школьного образования, обеспечивающих
базовую подготовку для получения профессионального
образования.
Наиболее эффективным средством реализации
конституционных прав инвалидов, действенным
средством социальной интеграции лиц
с ограниченными возможностями выступает
интегрированное образование – процесс
совместного обучения лиц с различным
уровнем психофизического состояния.
Таким образом, интеграция инвалидов в
сферу образования должна предполагать
не только обеспечение доступности образовательных
услуг, но и интегрированное профессиональное
образование инвалидов.36 Интеграция должна начинаться
с дошкольного и школьного образования
и продолжаться в системах дополнительного
и высшего образования.
Профориентация и профессиональное обучение инвалидов строится на основе углубленной профессиональной диагностики их в процессе взросления (для детей-инвалидов) или после завершения медицинской реабилитации (для взрослых инвалидов). Разрабатываются показания к тем профессиями, которыми могут заниматься инвалиды. Чаще всего речь идет о массовых профессиях, требующих сравнительно скромной общеобразовательной и профессиональной подготовки.37 На этапе профессионального обучения инвалид может пользоваться услугами всего спектра учебных заведений профессиональной подготовки в стране – от краткосрочных курсов до вузов или получать образование в специализированных учреждениях системы социальной защиты населения, в которую входят учреждения среднего специального образования (бывшие профессионально-технические училища для инвалидов – 29 училищ на территории России), учреждения среднего специального образования (13 бывших техникумов ля инвалидов на территории России). Некоторые учебные заведения предназначены для обучения инвалидов с однородными инвалидизирующими поражениями. Например, в Ивановской радиотехническом техникуме - интернате обучаются инвалиды с закрытыми формами туберкулёза, в Курском музыкальном училище- инвалиды по зрению, в Санкт-Петербургском восстановительном центре ВОГ - только глухонемые. Во всех этих учебных заведениях, как и в ряде других специализированных техникумов и ПУ-интернатов, наряду с обучением инвалидов проводится их медицинская реабилитация.38 В Москве с 1991 г. работает институт-интернат для инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательной системы, в котором инвалиды получают высшее образование на факультетах иностранных языков, экономическом, юридическом, прикладной математики, редакционно-издательском. При институте работает центр социальной реабилитации, который помогает решать проблемы психологической и физической реабилитации студентов-инвалидов. Имеется тренажерный зал, комнаты психологической разгрузки с опытными инструкторами и индивидуальной программой реабилитации.39
В учреждениях социальной реабилитации для лиц с ограниченными возможностями (или на базе отделений комплексных центров социального обслуживания) все шире применяются технологии трудотерапии: создаются мастерские или мини-производства, где инвалиды, обслуживаемые центром, могут восстановить или приобрести трудовые навыки, участвовать в труде производственного коллектива, почувствовать свою общественную востребованность и, кроме того, заработать себе дополнительно некоторые средства.40
Трудовое устройство больных и инвалидов — заключительный этап реабилитации. Законом «О занятости населения в РФ» на государственную службу занятости населения возложено осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы, в том числе и инвалидов.41 Специалистам, занимающимся трудоустройством инвалидов, важно иметь базу данных существующих вакансиях на производстве, для чего необходимо вести активный поиск потенциальных трудовых мест, поддерживать постоянную связь с руководителями предприятий.42 Некоторые российские Центры независимой жизни действуют в виртуальном режиме, предоставляя нормативно-правовую информацию, информацию о возможностях образования и занятости, содействую трудоустройству инвалидов через территориальную сеть своих координаторов, которые, как правило, являются инвалидами-колясочниками. Аналогичную работу проводит Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Общение», который связывает инвалидов, занимающихся ручным кустарным трудом, с работодателями и заказчиками, помещая на интернет-сайтах объявления.43
Так же, для граждан, имеющих ограничения к труду, служба занятости проводит специализированные ярмарки вакансий. На них за один день можно пройти первичное собеседование у достаточно большого круга работодателей, которые уже заранее готовы принять к себе такого человека. Первая подобная ярмарка, проведенная в Самаре в 2004 году, получила широкий резонанс, что и вызвало распространение этого положительного опыта во всех городах и районах области.44 «Горячую линию» по вопросам трудоустройства инвалидов в рамках социально-защитной акции организовал Центр занятости населения города Оренбурга.
Заключение
В результате проделанной работы мы выявили, что для нашей страны проблема оказания помощи лицам с ограниченными возможностями принадлежит к числу наиболее важных и актуальных, так как рост численности инвалидов выступает в качестве устойчивой тенденции нашего социального развития, и пока нет данных, свидетельствующих о стабилизации положения или об изменении этой тенденции.
Изменение общественного отношения к проблеме инвалидности и инвалидам, развитие системы комплексной социальной реабилитации — одна из главных и ответственных задач современной государственной политики. Обеспечивая социальную защищенность инвалидов, государство должно создавать им необходимые условия для достижения одинакового со своими согражданами уровня жизни, в том числе в сфере доходов, образования, занятости, участия в общественной жизни. Восстановлению способности инвалидов к социальному функционированию, независимому образу жизни призвана помочь система многопрофильной комплексной реабилитации как самостоятельная область научной и практической деятельности. Большое значение в связи с этим приобретает создание и развитие многопрофильных учреждений, оказывающих помощь в социальной, медицинской и профессиональной реабилитации и повышении функциональных возможностей инвалидов.
Объем и содержание социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями зависит в немалой степени от тех принципов, которыми руководствуются в своей деятельности субъекты реабилитации, общество в целом, государство, организующие и реализующие соответствующие социальные программы. Система реабилитации должна быть ориентирована как непосредственно на человека, нуждающегося в поддержке, на микросреду, в которой он проживает, так и в целом на общество, на поддержание и развитие инфраструктуры для инвалидов. Особую актуальность приобретает программа развития медико-комплексной социальной реабилитации инвалидов. Она предусматривает социальную защищенность и предоставление им широких возможностей для восстановления утраченных функций, трудоспособности, роста личностного потенциала, интеграции в общество.
Рассмотрев научную литературу о реабилитации инвалидов, мы выяснили, что реабилитация направлена на то, чтобы помочь инвалидам не только приспособиться к окружающей их среде, но и оказывать воздействие на их непосредственное окружение и на общество в целом, что облегчает их интеграцию в общество. Конечной целью реабилитации являются восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация.
Таким образом, смысл реабилитации инвалидов заключается в комплексном многопрофильном подходе к восстановлению способностей человека к бытовой, общественной и профессиональной деятельности на уровне, соответствующем его физическому, психологическому и социальному потенциалу с учетом особенностей микро- и макросоциального окружения. Современное понимание реабилитации включает в себя комплекс социально-экономических, медицинских, психологических, педагогических, юридических, профессиональных и других мер, целью которых является скорейшее и наиболее полное восстановление утраченных человеком тех или иных функций, личного и социального статуса. Развитие комплексной реабилитации инвалидов имеет огромное социальное значение, в первую очередь по причине ее взаимосвязи с системой общественных отношений и их воспроизводства.
Информация о работе Реабилитация инвалидов и практика её реализации различными социальными службами