Разработка программы социологического исследования

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 20:24, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является разработка программы социологического исследования. Для этого необходимо решать следующие задачи:
- рассмотреть основные направления и задачи социологических исследований в сфере труда;
- изучить виды социологических исследований;
- изучить использование результатов социологических исследований в практике управления персоналом;

Содержание

Введение
1. Сущность и значение социологических исследований труда
1.1 Основные направления и задачи социологических исследований в сфере труда
1.2 Виды социологических исследований
1.3 Использование результатов социологических исследований в практике управления персоналом
2. Разработка рабочей программы социологического исследования
2.1 Характеристика компании по доставке воды «Демидовская»
2.2 Обоснование основных элементов программы исследования
2.3 Определение инструментария исследования
3. Апробация разработанной программы исследования
3.1 Результаты пилотажного исследования
3.2 Выводы и предложения
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

разработка програмы соц исл..rtf

— 677.85 Кб (Скачать)

Анализ изменения форм собственности позволит изучить, как меняется менталитет отдельных работников, целых социальных групп, их трудовое поведение. Например, исчезают конфликты и забастовки, поскольку в сознании людей повышается цена рабочего времени, ослабевает необходимость строгого административного контроля за трудом, люди начинают освобождаться от иждивенческих отношений, ожиданий дотаций и т.д. Даже рабочие в случае изменения собственности начинают более критически и принципиально относиться к штату и персоналу, структуре и эффективности рабочих мест. Изменение трудового поведения можно заметить и на обыденном уровне. Сами работники начинают оценивать частные организации и предприятия более высоко, чем государственные, и судят об этом по заработной плате, качеству товаров, стилю взаимоотношений с клиентами, ответственности и переживанию работников за авторитет предприятия.

Однако есть факты, показывающие, что изменение собственности не влияет на менталитет работника. Когда предприятие продолжает работать «по старинке», низок уровень оплаты труда, нет ожидаемого всплеска трудовой активности работников, сказывается фактор социальной инерции и тд. И это тоже необходимо изучать.

В новых условиях хозяйствования должно изучаться и отношение работников к личному, чужому, общему. Людям свойственна сложная психология в этом вопросе. Если одни воспринимают чужое и общее как личное, то другие -- личное как чужое и общее. Это может проявляться в отношении к собственности на средства производства в трудовых организациях и во влиянии этого отношения на трудовое поведение. Нельзя упускать из виду и процесс криминализации собственности, так как эти проблемы беспокоят разные слои населения [3, с. 310].

Таким образом, в наиболее общем виде социологическое исследование можно определить как систему логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью: получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе, о тенденциях и противоречиях их развития, чтобы эти данные могли быть использованы в практике управления общественной жизнью.

 

2. Разработка рабочей программы социологического исследования

 

2.1 Характеристика компании по доставке воды «Демидовская»

 

Компания «Демидовская» - один из крупных поставщиков бутилированной питьевой воды в 20-литровых «евробутылях», а также минеральной воды и газированныx напитков. Услугами компании вот уже несколько лет пользуются тысячи организаций и частных лиц. Компания имеет свои представительства в Москве, Обнинске, Серпухове, Калуге, Липецке, Орле, Рязани, Новомосковске, Воронеже, Тамбове. И это не предел. Компания расширяется и открывает филиалы в других крупнейших городах России.

Сами заводы производители ООО «Пищекомбинат «Лужковский» Плюс» и ООО «Завод минеральных вод «Демидовский» находятся в п.Черепеть Суворовского района Тульской области. Первая партия безалкогольных газированных напитков сошла с конвейера в июле 1996 года. Выпуск минеральной воды «Краинская» начался в ноябре 1996 года. Питьевая вода под маркой «Демидовская» начала производиться в феврале 2004 года.

Первостепенная задача всего коллектива - забота о качестве производимой им продукции. С этой целью многое делается как в плане внедрения самого современного оборудования, так и обучения и переподготовки персонала. Ведь уникальная вода суворовских источников должна дойти до людей, полностью сохранив в себе особые, данные природой полезные свойства.

«Не на словах, а на деле!» именно такой девиз начертан на медалях, доставленных из Вашингтона (США) в феврале 2004 года. Продукция успешно прошла строжайшую экспертизу и получила очень высокую оценку авторитетной комиссии «Golden Galaxy» («Золотое созвездие»), о чем свидетельствует присвоение минеральной воде «Демидовская целебная» и питьевой воде «Демидовская Люкс» серебряных медалей «For high quality. New millennium» («За высокое качество. Новая эра»).

Чистота и качество «Демидовской» соответствуют высоким требованиям стандартов Международной Ассоциации бутилированной воды (IBWА) и Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Вода ежедневно проходит внутризаводской контроль и контроль областной санитарной эпидемиологической станции.

Компания «Демидовская» имеет линейную структуру управления (рис. 1). Главой предприятия является генеральный директор, которому подчиняются все начальники отделов. Компания разделена на пять отделов: отдел закупки и отдел продаж, бухгалтерию, юридический отдел и отдел кадров. Все сотрудники отделов напрямую подчиняются начальникам отделов. Начальники отделов закупки и продаж вместе с генеральным директором являются собственниками и образуют совет директоров.

 


Рис. 1 Структура компании «Демидовская»

 

Отдел доставки занимается поиском, покупкой и транспортировкой всего необходимого для деятельности организации, а также доставкой воды и оборудования клиентам. Также в его ведении находятся склады, и отдел отвечает за хранение товара. Поиском и закупкой товара занимаются пять менеджеров. Каждый из них отвечает за три-четыре вида продукции, то есть закупками одного вида товара занимаются несколько менеджеров. Это обеспечивает фирме надежность и бесперебойность поставок, потому что при отсутствии даже двух из пяти менеджеров отдел полностью сможет обеспечить весь ассортимент предлагаемой продукции. Все менеджеры имеют высшее экономическое образование и отлично знают все тонкости своей работы. Транспортировкой товара занимаются шесть водителей и четыре экспедитора. За хранение и учёт товара отвечают три кладовщика, за разгрузку - пять грузчиков.

Отдел продаж компании «Демидовская» - это менеджеры по продажам, занимающиеся поиском клиентов.

Бухгалтерия, юридический отдел и отдел кадров выполняют вспомогательные функции. Бухгалтерию составляют главный бухгалтер и два его помощника, которые организуют учет поступающих денежных средств, товарно-материальных ценностей и основных средств, обеспечивают своевременное отражение на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с их движением. В отделе кадров работает только один специалист, который осуществляет работу с персоналом и оформление соответствующей документации.

 

2.2 Обоснование основных элементов программы исследования

 

Социологическое исследование включает в себя следующие этапы работы:

1. На подготовительном этапе производится разработка программы исследования.

2. Основной этап включает в себя собственно проведение исследования.

3. В ходе завершающего этапа производится обработка, анализ данных, а так же формулирование выводов.

Одна из задач начального этапа социологического исследования заключается в том, чтобы дать гипотетическое развёрнутое описание социального объекта как системы, т. е. описать его с позиции системного анализа. Таким образом, фиксируются определённые элементы и связи, характерные для изучаемого объекта.

Специфика научного исследования состоит в построении гипотетической модели объекта как совокупности составляющих его элементов и связей. Данная модель становится «заместителем» исследуемого объекта. Результатом предварительного системного анализа изучаемого социального объекта является предмет исследования, имеющий форму некоторой гипотетической модели, которая может быть представлена в виде схемы с описанием элементов и связей изучаемого объекта.

Ниже представлена попытка проведения системного анализа, позволяющего прояснить предмет исследования, выделить основные понятия и дать их интерпретацию, а так же выдвинуть рабочие гипотезы.

Программа должна ответить на два основных вопроса:

во-первых, как перейти от исходных теоретических положений социологии к исследованию, как "перевести" их в средства исследования, методы сбора, обработки и анализа материала;

во-вторых, как от полученных фактов, от накопленного эмпирического материала снова подняться к теоретическим обобщениям, чтобы исследование при этом не только давало практические рекомендации, но и служило основой для дальнейшего развития самой теории.

Цель - общая направленность социологического исследования, определяющая его характер и ориентацию (теоретическую или прикладную). Программа исследования должна чётко отвечать на вопрос: на решение какой проблемы и на получение какого результата ориентируется данное исследование?

Целью проведения социологического исследования является определение факторов, от которых зависит производительность труда работников, т. е. что их мотивирует их на продуктивную работу.

Объект социологического исследования - общность людей, их деятельность, организованная с помощью социальных институтов, и условия, в которых эта деятельность осуществляется, либо другое явление или процесс.

Выделяют следующие характеристики объекта: чёткое обозначение по отраслевой, профессиональной, возрастной и национальной принадлежности; пространственная ограниченность; функциональная (политическая, этническая и  производственная) направленность; временная ограниченность; возможность его количественного измерения.

В качестве объекта исследования выступила группа работников в возрасте 19-60 лет в количестве 10 человек.

Предмет социологического исследования - это центральный вопрос проблемы, т.е. знания об объекте, детерминируемые, с одной стороны, объектом изучения, с другой - условиями исследования: задачами, знаниями и средствами социологии. Предметом изучения является производительность труда исследуемой группы работников.

В качестве цели данного исследования выступало нахождение путей повышения мотивации, повышения производительности труда.

Под задачами социология понимает совокупность конкретных целевых установок, направленных на анализ и решение проблемы.

Задача состояла в том, чтобы найти пути для достижения конкретной цели, а также выявить зависимость мотивации и производительности труда от различных факторов.

Гипотеза в социологическом исследовании - научно обоснованное предположение о структуре социальных объектов, о характере элементов и связей, образующих эти объекты, о механизме их функционирования и развития.

Предварительный анализ позволяет выдвинуть следующие непротиворечивые взаимосвязанные научные гипотезы представленного исследования, соответствующие исходным принципам социологии; не противоречащие теориям, истинность которых для данной области уже доказана, известным и проверенным фактам; доступным проверке в процессе социологического исследования при помощи специально разработанной анкеты:

- основной мотивирующий фактор - высокая заработная плата;

- работники предпочитают работу без напряжений и стрессов.

 

2.3 Определение инструментария исследования

 

В качестве метода социологического исследования было выбрано анкетирование.

Анкетирование -- метод сбора социальной информации. Широко используется в социальной психологии, социологии, управлении персоналом. Анкетирование дает возможность за сравнительно короткий срок опросить значительное количество людей, что особенно важно при оперативном изучении общественного мнения (например, при выдвижении руководящих работников, аттестации кадров, изучении причин текучести) или в процессе подбора кадров. Основным инструментом анкетирования является анкета (опросный лист), т. е. список специальных и определенным образом сгруппированных вопросов. По содержанию и форме задаваемых вопросов анкеты классифицируются на открытые (вопросы задаются в открытой форме, предполагающей произвольный ответ), закрытые (предусмотрены однозначные варианты ответов типа «да-нет») и комбинированные. По способу проведения анкетирование разделяют на прямое (в присутствии анкетера) и заочное.

В данном случае использовалось заочное анкетирование, с целью сохранения конфиденциальности.

Респондентам раздавались анкеты, имеющие следующий вид:

 

Таблица 1 Анкета

По десятибальной шкале оцените, какие факторы по Вашему мнению способствуют повышению производительности труда и делают работу более привлекательной.

Оценка

1. Хорошие шансы продвижения по службе

 

2. Хороший заработок

 

3. Оплата, связанная с результатами труда

 

4. Признание и одобрение хорошо выполненной работы

 

5. Работа, которая позволяет реализовать свои способности

 

6. Сложная и трудная работа

 

7. Работа, позволяющая думать и действовать самостоятельно

 

8. Высокая степень ответственности

 

9. Интересная работа

 

10. Работа, требующая творческого подхода

 

11. Работа без больших напряжений и стрессов

 

12. Удобное расположение места работы

 

13. Достаточная информация о том, что вообще происходит на фирме

 

14. Значительные дополнительные льготы

 

15. Справедливое распределение объёмов работ

 

Какие факторы вы хотели бы добавить в предложенный список?

 

 

После заполнения анкеты собирались, затем вычислялся средний балл для каждого фактора.

 

 

3. Апробация разработанной программы исследования

 

3.1 Результаты пилотажного исследования

 

Вначале дадим характеристику работников, участвующих в исследовании.

Изучим качественный и количественный состав персонала, участвовавшего в социологическом исследовании.

 

Таблица 2. Основные характеристики персонала

Показатель

Кол-во, чел

Среднесписочная численность персонала

10

Структура персонала по полу

Мужчины

5

Женщины

7

Возрастной состав персонала

До 25 лет

4

26-35 лет

6

36-60

2

По категориям

Руководители

2

Специалисты

7

Служащие

3

Образовательный уровень

Высшее

7

Второе высшее

3

Среднее специальное

2

Информация о работе Разработка программы социологического исследования