Различие объекта и предмета социологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 21:32, контрольная работа

Описание работы

В обыденной речи слово «социальное» используется в широком и узком значениях. В широком значении это понятие объединяет все разновидности явлений, которые касаются совместной жизни людей - экономические, политические, религиозные, правовые и т.п. В узком значении оно употребляется для выделения наряду с политикой и экономикой особой сферы общественной жизни - социальную, которая включает в себя образование, здравоохранение, помощь малообеспеченным и т.п.
С социологической точки зрения социальное в широком значении есть не просто сумма экономических, политических, правовых, религиозных и прочих явлений и процессов, а связь, взаимозависимость между ними. Об экономических явлениях и процессах мы говорим как о социальных, когда хотим подчеркнуть, например, что способы организации бизнеса в стране зависят не только от представлений об экономической эффективности, но и от политического устройства и от этических норм, характерных для господствующей в стране религии.

Содержание

Введение
Отличие предмета социологии от предмета социальной философии
Социальная дифференциация современного российского общества
Основные категории политической социологии
Заключение
Использованные источники

Работа содержит 1 файл

КР.docx

— 97.63 Кб (Скачать)

 

Иррациональные потребности  выходят за рамки разумных норм принимают  гипертрофированные, иногда извращенные  формы, в частности по отношению  к питанию.

 

Внешней формой проявления личных потребностей выступает спрос  населения, хотя и количественно, и  качественно он отличается от действительной потребности. Различают общий потребительский  спрос, объем и структура которого соответствуют объему потребления населением материальных благ и услуг, и платежеспособный спрос на них, отражающий платежеспособные возможности населения.

 

Наряду с личными выделяют социальные потребности общества, обусловленные необходимостью обеспечения условий его функционирования и развития, в том числе производственные, потребности в управлении, обороне, охране окружающей среды и т.д.

 

Неудовлетворение потребности  может вести либо к изменению  нормальной жизнедеятельности человека, либо к его гибели.

 

В зависимости от того, какие  потребности человек способен удовлетворить, выделяют три вида бедности, при  этом исходят из трех основных концепций: абсолютной, относительной, субъективной.

Абсолютная бедность –  состояние, при котором индивид  на свой доход не способен удовлетворить  даже базисные потребности в пище, жилище, одежде, тепле, либо способен удовлетворить  только минимальные потребности, обеспечивающие биологическую выживаемость. Численным  критерием выступает порог бедности (прожиточный минимум).

 

Относительная бедность –  невозможность поддерживать уровень  приличествующей жизни, или некоторый  стандарт жизни, принятый в данном обществе. Относительная бедность показывает то, насколько вы бедны в сравнении  с другими людьми.

 

Субъективная бедность –  базируется на оценках собственного положения самими людьми; чувствующие, что не имеют достаточно, чтобы  жить, сами для себя определяющие уровень  бедности.

 

В последнее время российские социологи начинают приходить к  выводу, что в исследованиях бедности необходим анализ депривации (оценка бедности через испытываемые лишения) в социальной жизни, которые испытывает определенная часть населения. В  этом состоит суть депривационнного подхода в оценках бедности, неотъемлемой составляющей концепции ее относительного понимания и изучения. Депривационный подход требует учета целого ряда материальных и социальных индикаторов с целью определения качественного «порога», который означает социальную эксклюзию, то есть фактическое исключение определенной части населения из нормальных условий жизнедеятельности.

 

Оценку в бедности, основанную на депривационном подходе, следует разграничивать на количественную и качественную стороны депривации.

 

Качественное наполнение различных ступеней депривации (уровней  бедности):

 

Первая ступень депривации – ступень, характеризующая близкие  к средним жизненные стандарты  и не означающая существенное отклонение от общепринятого в российском сообществе образа жизни. Семьи на этой ступени нуждаются в улучшении жилищных условий, экономят на приобретении современных дорогих предметах длительного пользования, платных образовательных услугах, семейном отдыхе и развлечениях.

 

Вторая ступень депривации – ступень стесненности (малообеспеченности) – когда не хватает средств на любимые в семье деликатесы, подарки для близких, газеты, журналы, книги; снижается качество досуга взрослых и детей; семья не может позволить приобрести стиральную машину, посетить далеко живущих родственников; отказывается от платных услуг, в первую очередь необходимых медицинских.

 

Третья ступень депривации – ступень острой нуждаемости (бедности) – лишение концентрируется на качестве питания, нехватке одежды и  обуви (взрослые члены семьи вынуждены  отказываться от их обновления), семье  трудно поддерживать жилье в порядке, иметь простую повседневную мебель, организовать в случае необходимости  ритуальный обряд (похороны, поминки), приобретать жизненно важные лекарства, ограничивать возможности приглашения  гостей и выхода в гости.

 

Четвертая ступень депривации – ступень нищеты, когда ресурсов не хватает на нормальное питание, семья  экономит на предметах гигиены, не обновляет  одежду для детей по мере их роста, отказывает им в покупке фруктов, соков, не имеет таких предметов  длительного пользования как  телевизор и холодильник.

 

Следует обратить внимание, что многие виды депривации, испытываемые россиянами в настоящее время, пока напрямую не ассоциируются в массовом сознании с бедностью, поскольку  присутствуют у большинства населения.

 

ФЗ «О государственной социальной помощи»

Впервые термин «социальное  обеспечение» появился в «Акте о  социальном обеспечении» в США в 1935 г. и в «Акте о социальном обеспечении» в Новой Зеландии в 1938 г.

 

В определении социального  обеспечения, ключевым моментом стал доклад У. Бевериджа в Великобритании в 1942 г. В этом докладе он определил социальное обеспечение следующим образом: «социальное обеспечение означает обеспечение минимального дохода от безработицы, болезни, аварии, увольнения по старости и предотвратить убытки от иждивенчества других людей, а также решить проблему исключительных расходов, возникающих в случае рождения, смерти, брака».

 

П. Ларок утверждает, что социальное обеспечение непрерывно определяет уровень жизни для трудящихся масс, и во всех случаях обеспечение соответствующего минимального уровня жизни, посредством перераспределения доходов, основываясь на принципе солидарности, гарантирует такой уровень жизни».

 

Можно сказать, что определения  даваемые учеными понятию социального  обеспечения весьма разнообразны. Однако основное значение и цель социального  обеспечения они видят в обеспечении  права на достойное существование  через обеспечение минимального уровня жизни. Таким образом, они  включают в данное понятие социальную и экономическую функции государства.

 

Юристы и правоведы  считают, что цель социального обеспечения  заключается в охране права на жизнь. Политики часто используют социальное обеспечение в качестве политического  лозунга. Экономисты понимают социальное обеспечение, как перераспределение доходов.

 

Принимая во внимание эти  тенденции, можно определить понятие  социального обеспечения следующим  образом: Социальное обеспечение в  узком смысле означает, что государство, имеющее целью социальной политики обеспечение минимального уровня жизни  общества, гарантирует каждую личность от основных опасностей, угрожающих потере средств к существованию – таких как болезнь, несчастный случай на производстве, преклонный возраст, безработица, бедность; в широком смысле социальное обеспечение означает систему, которая через государство и общественные организации предоставляет ресурсы на проживание и сервис нуждающимся, для того чтобы человек жил по-человечески, и через перераспределение дохода стремится к социальному равенству и полному равновесному развитию.

 

Международная Ассоциация Социального  Обеспечения классифицирует различные  формы системы социального обеспечения  следующим образом: социальное страхование, социальная помощь и социальное обслуживание.

 

Можно считать, что основой  системы социального обеспечения  является, прежде всего, социальное страхование. Базу социального страхования обычно составляют следующие элементы:

 

а) пенсионное страхование: б) медицинское страхование: в) страхование  несчастных случаев на производстве: г) страхование по безработице.

 

Социальная помощь подразделяется следующим образом: а) охрана жизни: б) медицинская помощь: в) поддержка  военным инвалидам. г) спасение от стихийных  бедствий.

 

Особенностью социальной помощи является то, что для получения  пособия должна подтверждаться ее необходимость. Это является главным отличием социальной помощи от социального страхования.

 

Таким образом, все условия  связанные с жизнью населения  как-то: обеспечение дохода, медицина, здравоохранение, образование, наем, жилье  – являются объектами социального  сервиса.

 

Самой важной функцией системы  социального обеспечения является, безусловно, обеспечение приемлемого  уровня жизни населения. Структура  такой системы такова: нетрудоспособным оказывается социальная помощь; трудоспособным предоставляется возможность социального  страхования, нуждающимся в социальной поддержке оказывается поддержка  социальным обслуживанием.

 

Второй важнейшей функцией можно назвать функцию перераспределения  доходов. Типичным примером перераспределения  дохода в социальном обеспечении  является социальная помощь, которая, можно сказать, осуществляет «вертикальное  перераспределение доходов». Еще  одним структурным направлением, которое выполняет функцию «вертикального перераспределения», является социальное обслуживание. Функции «горизонтального распределения» выполняет социальное страхование.

 

Третьей основной функцией социального обеспечения, является функция экономической стабилизации.

 

В Федеральном законе «О государственной социальной помощи»  четко сформулированы цели предоставления государственной социальной помощи: это «поддержание уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко  проживающих граждан, среднедушевой  доход которых ниже величины прожиточного минимума», а также «адресное  и рациональное использование бюджетных  средств» (ст. 3).

 

Подчеркивается, что получателями государственной социальной помощи могут быть только те малоимущие, чьи среднедушевые доходы не достигают прожиточного уровня по не зависящим от них причинам (ч. 2 ст. 6). В ст. 5 также определены источники оказания государственной социальной помощи. При этом отмечается, что «в случае недостаточности средств субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов на оказание государственной социальной помощи такие средства выделяются субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления за счет средств бюджета вышестоящего уровня бюджетной системы» (ч. 2 ст. 5).

 

Важным представляется положение, в соответствии с которым государственная  социальная помощь оказывается лишь временно (ч. 1 ст. 6).

 

Другой существенной новацией является то, что Закон предусматривает  возможность проведения органами социальной защиты дополнительной проверки (комиссионного  обследования), направленной на подтверждение  сведений, которые представлены в  заявлении о предоставлении государственной  социальной помощи (п. 2 ст. 8). Здесь же регламентируются порядок и сроки  принятия решения по таким заявлениям (п. 3 ст. 8).

 

Закон весьма подробно указывает  причины отказа в государственной  социальной помощи (ч. 1 ст. 9), а также  основания для прекращения таковой (п. 1 ст. 10). При этом Закон устанавливает  обязанности не только государственных  органов, оказывающих социальную помощь от имени государства (как это  обычно делается в социальных законах), но и обязанности получателей  социальной помощи.

 

Таким образом, последние  социальные законы свидетельствуют  о желании законодателя избавиться от патерналистского подхода к предоставлению государственной социальной помощи и преодолеть свойственное такому подходу  иждивенчество.

 

  1. Основные категории политической социологии

Весь спектр социологических  вопросов политики в современной  теории настолько важен, что появился термин политическая социология. Это  большой раздел науки, объединяющий теории среднего уровня по поводу всего  комплекса проблем политической жизни, политических отношений, ведь политика - это особый вид регулирования  социальной жизни.

 На определенном этапе  развития общества в результате  его дифференциации возникает  необходимость выделения политики  в особый вид социального регулирования.  Ее содержание заключается, главным  образом, в согласовании интересов  различных социальных групп, выработке  определенных правил игры, обязательных  для всех граждан, контроле за их выполнением.

      Особенность  политики как способа регулирования  социальных отношений выражается  в том, что с момента зарождения  она зиждется на основе властных  отношений: господства-подчинения, управления-исполнения. Политическая  власть, в отличие от властных  отношений в семье, религиозной  общине, неформальном объединении,  складывается как право господствующей  группы на осуществление общего  руководства и управления обществом.  Именно властные отношения придают  политике форму социального взаимодействия  людей, находящихся в неравном  положении и включенных в политику  даже помимо их воли. Власть  или близость к власти является  предметом особых вожделений, источником  противостояния, борьбы. Ведь она  предоставляет огромные преимущества  тем, кто ею обладает. Вебер  дал такое определение власти: "Возможность для одного политического  деятеля в данных условиях  проводить собственную волю, даже  вопреки сопротивлению".

      Таким образом,  сущность политической социологии - вопрос о власти. С этих позиций  рассматриваются политическое сознание, политическая деятельность, политическая  культура, политическая система  общества, проблемы политических  партий, политических лидеров, легитимность  власти, политические системы.

      В нашей  стране интерес к политической  социологии появился лишь с  началом перестройки. На Западе  существуют многочисленные социологические  центры, изучающие эти проблемы. Исследования политической жизни,  социологические рейтинги, прогнозы  и публикация результатов так  же привычны, как традиционные  метеосводки погоды. В этой области  специализируется большое количество  ученых. В Мадридском университете "Комплутенция" на факультете политологии и социологии занимаются 12,5 тыс. студентов.

Информация о работе Различие объекта и предмета социологии