Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 21:28, реферат
На Земле уже насчитывается около 6 млрд. людей. Среди них нет, и не может быть двух совершенно одинаковых людей; даже близнецы, развившиеся из одного яйца, несмотря на огромное сходство их внешнего облика, и внутреннего строения, всегда какими-то мелкими чертами отличаются друг от друга.
Введение 3
Глава I 4
1.1 Понятие «раса» 4
1.2 История развития учений о расах и интеллекте 5
Глава II 7
2.1 Расовые различия в интеллекте. Эволюционный анализ 7
2.2 Выдающиеся труды в изучении особенностей рас и интеллекта 10
Глава III 13
3.1 Разница в уровне интеллекта представителей разных рас - как генетический фактор 13
Заключение 16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 18
Джеймс Хант (James Hunt; 1833-1869) основал первое английское Антропологическое общество, а Роберт Нокс (Robert Knox; 1791-1862) создал учение о «трансцендентальной анатомии», согласно которому все живые существа структурированы сходным образом в силу универсального единства биологических функций. Именно эта концепция заменила теологическую идею замысла Божия и заложила анатомическую основу эволюционной теории.
Развивая идеи Чарльза Дарвина, Томас Генри Гексли (Thomas Henry Huxley; 1825-1895) придал современный вид классификации рас, а Альфред Рассел Уоллес (Alfred Russel Walles; 1823-1913) сформулировал глобальные принципы биогеографии. Наконец Джон Биддоу (John Beddoe; 1826-1911) привнёс в антропологию статистические методы и окончательно превратил её, таким образом, в точную науку. Эдвард Бёрнетт Тейлор (Edward Burnett Taylor; 1832-1917) в свою очередь обосновал доктрину о «шкале цивилизации» и предложил с её помощью измерять различные культуры. Сэр Фрэнсис Гальтон (Sir Francis Galton; 1822-1911) обессмертил своё имя созданием евгеники – науки об улучшении человеческого рода. Альфред Корт Хэддон (Alfred Cort Haddon; 1855-1940) сделал принципы английской физической антропологии универсальными, ибо именно в это время по всему земному шару начинается создание единой унифицированной методики расовых измерений. Карл Пирсон (Karl Pearson; 1857-1936) создал биометрику и заложил основы современной статистики, благодаря чему многие отрасли естествознания, в том числе и гигантский корпус наук о человеке, получили мощный математический аппарат для планирования исследований и обработки их результатов. Сэр Артур Кейт (Sir Arthur Keith; 1866-1955) создал теорию о наследственном гормональном происхождении расовых различий и о происхождении современных рас от различных первопредков в различных географических зонах и в разное время. Сэр Графтон Эллиот Смит (Sir Grafton Elliot Smith; 1871-1937) на основе новейших методов изучал неврологические и психофизиологические особенности рас в контексте развития их культур. Уильям Хэлс Риверс Риверс (William Halse Rivers Rivers; 1864-1922) создал шкалы цветовой и болевой чувствительности для представителей различных рас, чем окончательно подвёл биологическую базу под причины разнообразия культур. Джон Рэндал Бейкер (John Randal Baker; 1900-1984) оформил масштабную универсальную концепцию о биологических критериях оценки самостоятельности культур.
Этот перечень великих английских учёных-естествоиспытателей обозначает лишь некоторые вершины того гигантского мировоззренческого айсберга, в основе которого лежит глубинное архетипическое представление о том, что всё в этом мире обладает специфическими различиями, которые нужно уметь измерять. Таким образом, главная фундаментальная книга профессора Ричарда Линна на сегодняшний день венчает многовековую славную традицию развития английского естествознания в данной области, в чем и состоит ее непреходящая ценность.
Глава III
Разница в уровне интеллекта представителей разных рас - как генетический фактор
Подготовленный сотрудником
Университета Западного Онтарио
Филиппом Раштоном (Philippe Rushton) и Артуром
Дженсеном (Arthur Jensen) из Университета Калифорнии
в Беркли шестидесятистраничный
труд «30 лет исследований расовых
отличий в области когнитивных
способностей» (Thirty Years of Research on Race Differences
in Cognitive Ability) был опубликован в журнале
Американской ассоциации психологов «Psychology,
Public Policy and Law».
Согласно данным, собранным авторами исследования,
существует четко прослеживающаяся зависимость
между уровнем интеллекта испытуемого
и цветом его кожи, говорится в пресс-релизе
Исследовательского института имени Чарльза
Дарвина. Авторы подкрепляют свои утверждения
массивом статистических данных, собранных
за последние 90 лет: начиная со времен
Первой мировой войны, когда впервые стали
массово тестировать солдат, призываемых
на военную службу в армию США, и заканчивая
еще более внушительным исследованием
американских офисных служащих, военных
и студентов вузов (higher-education test takers) в 2001
году, когда тестированию подверглись
шесть миллионов человек.
По словам господина Раштона, даже при
совпадающих уровнях образования родителей
разница в уровнях интеллекта между представителями
разных рас проявляется уже в трехлетнем
возрасте, и, соответственно, ее нельзя
списать на невозможность получить приличное
образование и другие ограничивающие
факторы. Попытавшись определить причину
столь явной дифференциации, Раштон и
Дженсен разбили свои выводы на десять
категорий.
1. Несмотря на то, что IQ-тесты разрабатывались
белыми и для белых, азиаты демонстрируют
более высокий уровень интеллекта, нежели
белые, вне зависимости от места проживания.
Средний IQ для азиатов составляет около
106, для белых — около 100, для негров — от
85 в Соединенных Штатах до 70 в области
так называемой Черной Африки (sub-Saharan Africa).
2. Ярче всего расовые различия проявляются
в тестах, измеряющих так называемый «общий
уровень коэффициента интеллекта» (существуют
тесты, измеряющие математические, вербальные
способности и пространственный интеллект).
Разница в уровне интеллекта белых и чернокожих
сильнее видна в тестах типа «Backward Digit
Span» (нужно запомнить и произнести в обратной
последовательный до девяти произвольно
выданных чисел) и слабее — тестах «Forward
Digit Span» (то же самое, но в прямой последовательности).
3. «Генетическая архитектура» (Gene-Environment
Architecture) IQ примерно одинакова для всех
рас и в основном зависит от наследственности.
Обследовав неназванное количество близнецов
негроидной, монголоидной и европеоидной
рас, исследователи пришли к выводу, что
на наследственные факторы приходится
50% веса в формировании интеллекта.
4. Исследования с помощью метода магнитного
резонанса показывают, что корреляция
между уровнем IQ и весом мозга составляет
примерно 0,4. Чем больше мозг, тем больше
в нем нейронов и синапсов, благодаря чему
вырастает и скорость обработки информации.
Ко времени достижения зрелости, средний
объем мозга азиатов превышает объем мозга
белого на один кубический сантиметр.
В свою очередь, белый обгоняет чернокожего
на пять кубических сантиметров.
5. Разница в уровнях интеллекта сохраняется
в случаях межрасовых усыновлений. Если
принадлежащая к среднему классу семья
белых усыновляет чернокожего ребенка,
к достижению совершеннолетия он будет
демонстрировать в среднем худший уровень
IQ, нежели его родители. В случае с усыновлением
ребенка-азиата ситуация будет прямо противоположной.
6. Уровень IQ среди чернокожих связан с
оттенком кожи: чем кожа светлее, тем, в
среднем, выше IQ. В Южной Африке уровень
IQ метисов составляет в среднем около
85, чистых негров — около 70 и белых — 100.
7. Уровень IQ всегда стремится к среднему
значению, установленному для представителей
данной расы. Родители, демонстрирующие
очень высокий уровень интеллекта, как
правило, имеют достаточно в этом смысле
средних детей. Если у родителей, принадлежащих
к негроидной и европеоидной расам, был
зафиксирован IQ 115, их дети будут иметь
IQ на уровне 85 и 100 соответственно.
8. Существует явная зависимость между
расовой принадлежностью и скоростью
взросления индивидуума (в этот показатель
входит достижение физической и половой
зрелости, развитие личности и социальных
навыков и даже время, через которое младенец
начал ползать, бегать и самостоятельно
одеваться). Здесь ситуация выглядит так:
чернокожие взрослеют быстрее, азиаты
— позже. Белые, как и следовало ожидать,
топчутся где-то посередине.
9. Расовая дифференциация по уровню интеллекта
подтверждает концепцию происхождения
человечества в Африке с его постепенной
экспансией на Север. Более суровые условия
жизни верхних широт требовали от наших
предков более высокой сообразительности.
10. Аргументы критиков расовой теории,
списывающих расовые различия на разный
уровень образования и социального окружения,
по всей видимости, не могут объяснить
накопившиеся за последние 90 лет статистические
закономерности. Искоренение расовой
сегрегации и проведение политики «affirmative
action» (так называемая «положительная дискриминация»,
ставящая представителей некогда угнетаемых
социальных и этнических групп в привилегированное
положение по сравнению с наследниками
бывших угнетателей) пока не дали никакого
эффекта.
В заключение хотелось бы отметить, что тема, которую мы затронули, не достаточно освещена в наше время. Где-то наблюдается недостаток фактов и информации, где-то прямое нежелание углубления изучения данного вопроса. "Надо идти туда, куда ведут данные, домыслы в этой сфере опасны", – говорит Спенсер Уэллс, возглавляющий Genographic Project Национального географического общества, И мы с ним в это высказывании полностью согласны. Определенно, существует связь между расой и уровнем интеллекта, но насколько она сильна, и можно ли на основе этого судить о превосходстве той или иной расы над другой - сказать точно нельзя. И уж тем более данные исследования никак не должны повлиять на такие современные глобальные проблемы, как разжигание межнациональной розни или расизма. Причина расизма — не цвет кожи, а человеческое мышление. Поэтому и исцеление от расовых предрассудков, ксенофобии и нетерпимости, следует искать прежде всего в избавлении от ложных представлений, которые на протяжении столь многих тысячелетий были источником неверных концепций о превосходстве или, наоборот, более низком положении различных групп среди человечества. Естественно, что любой человек должен оценивать людей, в первую очередь, как индивидуумов, а не как представителей каких-либо расовых или этнических групп.
И хотя историки, как правило, судят о нациях и народностях на основании особенностей языка и культуры, мы считаем, этого не достаточно. Язык может быть заимствован с другим народом, как, например, русский язык стал преобладающим и даже единственным для многих малых народов России (сейчас можно встретить представителей чувашей, мордвы, коми и других народов, которые говорят только по-русски и считают русский язык родным). Культура народов тоже меняется при тесном контакте с другим народом. Вопрос о расах народах и нациях весьма сложен и запутан. Поэтому необходимо продолжать и расширять исследования особенностей интеллекта разных рас и ни в коем случае, не принимать любую новую теорию за непоколебимую истину, необходим ее тщательный анализ и подтверждение.
Другие источники: