Расы и интеллект

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 21:28, реферат

Описание работы

На Земле уже насчитывается около 6 млрд. людей. Среди них нет, и не может быть двух совершенно одинаковых людей; даже близнецы, развившиеся из одного яйца, несмотря на огромное сходство их внешнего облика, и внутреннего строения, всегда какими-то мелкими чертами отличаются друг от друга.

Содержание

Введение 3
Глава I 4
1.1 Понятие «раса» 4
1.2 История развития учений о расах и интеллекте 5
Глава II 7
2.1 Расовые различия в интеллекте. Эволюционный анализ 7
2.2 Выдающиеся труды в изучении особенностей рас и интеллекта 10
Глава III 13
3.1 Разница в уровне интеллекта представителей разных рас - как генетический фактор 13
Заключение 16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 18

Работа содержит 1 файл

СоциАнтр.Расы и интеллект.docx

— 42.70 Кб (Скачать)

Джеймс Хант (James Hunt; 1833-1869) основал первое английское Антропологическое  общество, а Роберт Нокс (Robert Knox; 1791-1862) создал учение о «трансцендентальной  анатомии», согласно которому все живые  существа структурированы сходным  образом в силу универсального единства биологических функций. Именно эта  концепция заменила теологическую идею замысла Божия и заложила анатомическую основу эволюционной теории.

Развивая идеи Чарльза  Дарвина, Томас Генри Гексли (Thomas Henry Huxley; 1825-1895) придал современный вид  классификации рас, а Альфред  Рассел Уоллес (Alfred Russel Walles; 1823-1913) сформулировал  глобальные принципы биогеографии. Наконец  Джон Биддоу (John Beddoe; 1826-1911) привнёс в  антропологию статистические методы и  окончательно превратил её, таким  образом, в точную науку. Эдвард Бёрнетт  Тейлор (Edward Burnett Taylor; 1832-1917) в свою очередь  обосновал доктрину о «шкале цивилизации» и предложил с её помощью измерять различные культуры. Сэр Фрэнсис  Гальтон (Sir Francis Galton; 1822-1911) обессмертил  своё имя созданием евгеники –  науки об улучшении человеческого  рода. Альфред Корт Хэддон (Alfred Cort Haddon; 1855-1940) сделал принципы английской физической антропологии универсальными, ибо именно в это время по всему земному  шару начинается создание единой унифицированной  методики расовых измерений. Карл Пирсон (Karl Pearson; 1857-1936) создал биометрику и  заложил основы современной статистики, благодаря чему многие отрасли естествознания, в том числе и гигантский корпус наук о человеке, получили мощный математический аппарат для планирования исследований и обработки их результатов. Сэр  Артур Кейт (Sir Arthur Keith; 1866-1955) создал теорию о наследственном гормональном происхождении расовых различий и о происхождении современных  рас от различных первопредков в  различных географических зонах  и в разное время. Сэр Графтон  Эллиот Смит (Sir Grafton Elliot Smith; 1871-1937) на основе новейших методов изучал неврологические  и психофизиологические особенности  рас в контексте развития их культур. Уильям Хэлс Риверс Риверс (William Halse Rivers Rivers; 1864-1922) создал шкалы цветовой и  болевой чувствительности для представителей различных рас, чем окончательно подвёл биологическую базу под причины  разнообразия культур. Джон Рэндал Бейкер (John Randal Baker; 1900-1984) оформил масштабную универсальную концепцию о биологических критериях оценки самостоятельности культур.

Этот перечень великих  английских учёных-естествоиспытателей  обозначает лишь некоторые вершины  того гигантского мировоззренческого айсберга, в основе которого лежит  глубинное архетипическое представление  о том, что всё в этом мире обладает специфическими различиями, которые  нужно уметь измерять. Таким образом, главная фундаментальная книга  профессора Ричарда Линна на сегодняшний  день венчает многовековую славную  традицию развития английского естествознания в данной области, в чем и состоит  ее непреходящая ценность.

 

Глава III

Разница в уровне интеллекта представителей разных рас - как генетический фактор

Подготовленный сотрудником  Университета Западного Онтарио  Филиппом Раштоном (Philippe Rushton) и Артуром  Дженсеном (Arthur Jensen) из Университета Калифорнии в Беркли шестидесятистраничный  труд «30 лет исследований расовых  отличий в области когнитивных  способностей» (Thirty Years of Research on Race Differences in Cognitive Ability) был опубликован в журнале Американской ассоциации психологов «Psychology, Public Policy and Law».  
Согласно данным, собранным авторами исследования, существует четко прослеживающаяся зависимость между уровнем интеллекта испытуемого и цветом его кожи, говорится в пресс-релизе Исследовательского института имени Чарльза Дарвина. Авторы подкрепляют свои утверждения массивом статистических данных, собранных за последние 90 лет: начиная со времен Первой мировой войны, когда впервые стали массово тестировать солдат, призываемых на военную службу в армию США, и заканчивая еще более внушительным исследованием американских офисных служащих, военных и студентов вузов (higher-education test takers) в 2001 году, когда тестированию подверглись шесть миллионов человек.  
По словам господина Раштона, даже при совпадающих уровнях образования родителей разница в уровнях интеллекта между представителями разных рас проявляется уже в трехлетнем возрасте, и, соответственно, ее нельзя списать на невозможность получить приличное образование и другие ограничивающие факторы. Попытавшись определить причину столь явной дифференциации, Раштон и Дженсен разбили свои выводы на десять категорий.  
1. Несмотря на то, что IQ-тесты разрабатывались белыми и для белых, азиаты демонстрируют более высокий уровень интеллекта, нежели белые, вне зависимости от места проживания. Средний IQ для азиатов составляет около 106, для белых — около 100, для негров — от 85 в Соединенных Штатах до 70 в области так называемой Черной Африки (sub-Saharan Africa).  
2. Ярче всего расовые различия проявляются в тестах, измеряющих так называемый «общий уровень коэффициента интеллекта» (существуют тесты, измеряющие математические, вербальные способности и пространственный интеллект). Разница в уровне интеллекта белых и чернокожих сильнее видна в тестах типа «Backward Digit Span» (нужно запомнить и произнести в обратной последовательный до девяти произвольно выданных чисел) и слабее — тестах «Forward Digit Span» (то же самое, но в прямой последовательности).  
3. «Генетическая архитектура» (Gene-Environment Architecture) IQ примерно одинакова для всех рас и в основном зависит от наследственности. Обследовав неназванное количество близнецов негроидной, монголоидной и европеоидной рас, исследователи пришли к выводу, что на наследственные факторы приходится 50% веса в формировании интеллекта.  
4. Исследования с помощью метода магнитного резонанса показывают, что корреляция между уровнем IQ и весом мозга составляет примерно 0,4. Чем больше мозг, тем больше в нем нейронов и синапсов, благодаря чему вырастает и скорость обработки информации. Ко времени достижения зрелости, средний объем мозга азиатов превышает объем мозга белого на один кубический сантиметр. В свою очередь, белый обгоняет чернокожего на пять кубических сантиметров.  
5. Разница в уровнях интеллекта сохраняется в случаях межрасовых усыновлений. Если принадлежащая к среднему классу семья белых усыновляет чернокожего ребенка, к достижению совершеннолетия он будет демонстрировать в среднем худший уровень IQ, нежели его родители. В случае с усыновлением ребенка-азиата ситуация будет прямо противоположной.  
6. Уровень IQ среди чернокожих связан с оттенком кожи: чем кожа светлее, тем, в среднем, выше IQ. В Южной Африке уровень IQ метисов составляет в среднем около 85, чистых негров — около 70 и белых — 100.  
7. Уровень IQ всегда стремится к среднему значению, установленному для представителей данной расы. Родители, демонстрирующие очень высокий уровень интеллекта, как правило, имеют достаточно в этом смысле средних детей. Если у родителей, принадлежащих к негроидной и европеоидной расам, был зафиксирован IQ 115, их дети будут иметь IQ на уровне 85 и 100 соответственно.  
8. Существует явная зависимость между расовой принадлежностью и скоростью взросления индивидуума (в этот показатель входит достижение физической и половой зрелости, развитие личности и социальных навыков и даже время, через которое младенец начал ползать, бегать и самостоятельно одеваться). Здесь ситуация выглядит так: чернокожие взрослеют быстрее, азиаты — позже. Белые, как и следовало ожидать, топчутся где-то посередине.  
9. Расовая дифференциация по уровню интеллекта подтверждает концепцию происхождения человечества в Африке с его постепенной экспансией на Север. Более суровые условия жизни верхних широт требовали от наших предков более высокой сообразительности.  
10. Аргументы критиков расовой теории, списывающих расовые различия на разный уровень образования и социального окружения, по всей видимости, не могут объяснить накопившиеся за последние 90 лет статистические закономерности. Искоренение расовой сегрегации и проведение политики «affirmative action» (так называемая «положительная дискриминация», ставящая представителей некогда угнетаемых социальных и этнических групп в привилегированное положение по сравнению с наследниками бывших угнетателей) пока не дали никакого эффекта.  
 

Заключение

В заключение хотелось бы отметить, что тема, которую мы затронули, не достаточно освещена в наше время. Где-то наблюдается недостаток фактов и информации, где-то прямое нежелание углубления изучения данного вопроса. "Надо идти туда, куда ведут данные, домыслы в этой сфере опасны", – говорит Спенсер Уэллс, возглавляющий Genographic Project Национального географического общества, И мы с ним в это высказывании полностью согласны. Определенно, существует связь между расой и уровнем интеллекта, но насколько она сильна, и можно ли на основе этого судить о превосходстве той или иной расы над другой - сказать точно нельзя. И уж тем более данные исследования никак не должны повлиять на такие современные глобальные проблемы, как  разжигание межнациональной розни или расизма. Причина расизма — не цвет кожи, а человеческое мышление. Поэтому и исцеление от расовых предрассудков, ксенофобии и нетерпимости, следует искать прежде всего в избавлении от ложных представлений, которые на протяжении столь многих тысячелетий были источником неверных концепций о превосходстве или, наоборот, более низком положении различных групп среди человечества. Естественно, что любой человек должен оценивать людей, в первую очередь, как индивидуумов, а не как представителей каких-либо расовых или этнических групп.

 И хотя историки, как правило, судят о нациях и народностях на основании особенностей языка и культуры, мы считаем, этого не достаточно. Язык может быть заимствован с другим народом, как, например, русский язык стал преобладающим и даже единственным для многих малых народов России (сейчас можно встретить представителей чувашей, мордвы, коми и других народов, которые говорят только по-русски и считают русский язык родным). Культура народов тоже меняется при тесном контакте с другим народом. Вопрос о расах народах и нациях весьма сложен и запутан. Поэтому необходимо продолжать и расширять исследования особенностей интеллекта разных рас и ни в коем случае, не принимать любую новую теорию за непоколебимую истину, необходим ее тщательный анализ и подтверждение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Под ред. В.Ю. Бахолдина, М.А. Дерягина. Антропология» Хрестоматия// М: 1997г.
  2. Вольский А. Социальный контракт: деноминация обязательств // НГ. 03.08. 2000
  3. Лебон Г. Психология народов и масс.// СПб., 1995.
  4. Линн Р. «Расовые различия в интеллекте. Эволюционный анализ»
  5. Минюшев Ф.И. Социальная антропология//М:1997
  6. Нитобург Э.Л. Церковь афроамериканцев в США.// М., 1995.
  7. Народы мира. Историко-этнографический справочник. М., 1988.
  8. Рыбалов Л.Б., Москвина-Тарханова И.А., Россолимо Т.Е., «Антропология» хрестоматия.// Москва-Воронеж: 1998г.
  9. Семенов Ю.И. Производство и общество // Социальная философия. Курс лекций. Учебник. - Под ред. И.А.Гобозова
  10. Хрисанфова Е.Н.,Перевозчиков И.В. Антропология.// М., 1999.

Другие источники:

  1. http://tovievich.ru/phorum//read.php?21,854
  2. http://www.etnograf.ru/
  3. Reynolds L.T. A Retrospective on "Race": The Career of a Concept // Sociological Focus. 1992. Vol. 25. № 1; AAPA Statement on Biological Aspects of Race // American Journal of Physical Anthropology. 1996. Vol. 101. № 4; Cartmill M. The Status of Race Concept in Physical Anthropology // American Anthropologist. 1999. Vol. 1000. № 3.

 


Информация о работе Расы и интеллект