Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 05:22, реферат
Традиционное распределение работ по дому может также способствовать поддержанию низкого статуса женщин. Возложение бремени ухода за детьми и домашней работы на женщин также мешает им реализовать свои организационные и политические возможности.
Еще одна причина необходимости изменения традиционного разделения домашнего труда состоит в том, что конфликты по поводу выполнения домашних обязанностей и ухода за детьми являются основным источником напряжения в отношениях между супругами.
Введение
В настоящее время распределение домашних обязанностей на гендерной основе является симптомом продолжающегося гендерного неравенства и гендерно-ролевой социализации.
Традиционное распределение работ по дому может также способствовать поддержанию низкого статуса женщин. Возложение бремени ухода за детьми и домашней работы на женщин также мешает им реализовать свои организационные и политические возможности.
Еще одна причина необходимости изменения традиционного разделения домашнего труда состоит в том, что конфликты по поводу выполнения домашних обязанностей и ухода за детьми являются основным источником напряжения в отношениях между супругами.
Хотя мужчины и женщины часто соглашаются,
что, когда работают оба партнера, должно
иметь место более равноправное распределение
обязанностей дома, исследования обнаружили
относительно немного примеров поведенческих
изменений в этом направлении. Плек приходит
к следующему выводу: имеющиеся в наличии
данные показывают, что мужчины более
психологически вовлечены в семейную,
чем в производственную жизнь, и эта вовлеченность
образует основу для расширения участия
мужчин в выполнении домашних обязанностей
и присмотре за детьми. Однако он признает,
что мужчины принимают небольшое участие
в этих видах деятельности. Росс
с коллегами установили, что чем выше заработок
мужа, тем менее вероятно, что он принимает
участие в домашней работе и уходе за детьми,
а чем выше заработок женщины, тем скорее
он будет выполнять эти обязанности. Существует
мнение, что чем больше зарабатывает жена
по сравнению с мужем, тем меньшую ответственность
она несет за выполнение домашних обязанностей
(кроме ухода за детьми).
Человек создал труд, а труд создал человека. Замкнутый круг причинно-следственных связей не позволяет усомниться в том значении, которое работа имеет в нашей жизни. Грустно сознавать, но почти все мы вынуждены тратить существенную часть жизни на то, чтобы зарабатывать на кусок хлеба и крышу над головой. Как отмечает в своих публикациях экономист и телевизионный продюссер Хейзел Хендерсон, огромной, но зачастую «невидимой» частью рыночной экономики является сектор неоплачиваемых услуг, производимых домашними хозяйствами и в основном нигде не учитываемых[2]. В то же время, количество часов, затрачиваемых на домашний труд, недавно было включено в ежегодные исследования ООН в качестве одного из индикаторов социального благополучия стран мира.
Уборка, стирка и глажка белья, приготовление
еды, уход за детьми, больными или пожилыми
членами семьи - в настоящее время отмечается
наличие примерно восьмидесяти различных
видов домашней работы. В подавляющем
большинстве случаев все они ложатся на
женские плечи. Но если еще сто лет назад
разделение на оплачиваемый и неоплачиваемый
(домашний) труд практически однозначно
влекло за собой гендерные предписания,
так как немногие женщины могли получить
профессию и работу, то в индустриально
развитых современных странах большинство
женщин стали активными экономическими
субъектами. Правда, если на рынке труда
в силу этого произошло относительное
сближение позиций мужчин и женщин (при
сохранении, впрочем, среднего разрыва
в оплате труда на уровне 17%), то в домашней
сфере не все так просто.
В одном из документов Программы развития ООН утверждается следующее:
«Сам термин
“работа” в общественно-экономической
и правовой литературе практически
ограничивается лишь описанием оплачиваемой
работы. В словарях и энциклопедиях
так же не хватает определений
домашней женской работы. Очень редко
эту работу рассматривают как
общественно-экономическую
В то же время грань между домашним трудом и досугом может быть довольно тонкой: игры с детьми, выгул домашних животных, приготовление домашних пирогов - это работа, которая делается, «потому что надо», или это деятельность, которая приносит удовольствие? Все зависит от индивидуальных предпочтений и желаний. Для одного мытье посуды - пытка, для другого - медитация.
Не только в обывательском представлении, но и с юридической точки зрения домашняя работа не считается профессией, так как не предполагает денежного вознаграждения. Так, согласно одному из популярных российских словарей, профессия есть «род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки и являющийся обычно источником существования»[4]. Несоответствие статусу профессии означает отсутствие не только зарплаты, но и каких-либо социальных гарантий. Это касается как женщин, полностью посвятивших себя семье и ставших домохозяйками, так и женщин, несущих двойной груз домашней работы «во вторую смену». За обслуживание членов семьи им не полагаются больничные, отпуска, пенсионные выплаты.
При этом достаточно размыто выглядит и само понятие домашней работы, или домашнего труда, - вот как об этом пишет Ольга Ткач: «…повседневный рутинный домашний труд - нестандартизированная сфера человеческой деятельности, которой достаточно сложно дать исчерпывающее определение. В современных социальных исследования домашний труд понимается гораздо шире, чем сумма взаимосвязанных технических операций»[4].
В свою очередь Светлана Барсукова трактует домашний труд как деятельность членов домохозяйства в рамках домашней экономики, нацеленную на производство товаров и услуг исключительно для потребления внутри домохозяйства, - в отличие от самозанятости и неформального предпринимательства, которые могут быть близки к домашнему труду, но, тем не менее, им не являются[5]. Важно также, что к домашнему труду относят только ту деятельность, которая может быть замещена рыночной занятостью.
По данным Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения (1994-1998), в России женщины тратят на домашнюю работу примерно 30 часов в неделю, а мужчины - 14 часов. При этом совокупное время занятости женщин на рынке труда и в домашнем хозяйстве оказывается бóльшим, чем у мужчин, в среднем на 25%[6]. Если переводить домашнюю работу в денежный эквивалент, то, по данным центров трудоустройства в России, услуги домработницы, которая гладит, стирает, убирает квартиру и выгуливает домашних животных, стоят примерно 16-25 тысяч рублей в месяц (с проживанием). Няня для ребенка обходится примерно от 15 тысяч в месяц (с проживанием и питанием). Личный повар будет стоить около 20 тысяч. В итоге получается около 60-90 тысяч рублей ежемесячно: такую зарплату могла бы получать среднестатистическая российская женщина, выполняющая все эти работы по собственному дому.
Речь идет о женщинах, поскольку именно на них ложится бóльшая часть домашнего труда; кроме того, в общественном сознании мужчина ответствен за сектор оплачиваемой работы, а женщина - неоплачиваемой. Например, у довольно близких нам по культурным паттернам европейских соседей, поляков, в 2004 году опрос общественного мнения показал, что домашнюю работу считают «природной женской обязанностью» 64% женщин и 67% мужчин. При этом национальное социологическое исследование причин семейного неблагополучия, проведенное под эгидой Детского фонда ООН (UNICEF), показало, что и в Беларуси мужья обычно не принимают должного участия в домашних делах и в воспитании детей, а матери перегружены домашней работой. По данным государственного статистического управления Германии, немецкие женщины тратят на домашние дела в два раза больше времени, чем мужчины. Наконец, проведенный исследовательским центром портала «SuperJob.ru» в начале 2010 года социологический опрос показывает, что среди экономически неактивного населения России численность женщин и мужчин практически равна (54% и 46% соответственно), но при этом домашним хозяйством занимаются 96% неработающих женщин и только 3,5% неработающих мужчин.
По данным Программы развития ООН, приблизительная стоимость производимой и неоплачиваемой женской работы в мире составляет 11 триллионов долларов США ежегодно. Женщины выполняют две трети всей домашней работы, получая при этом менее 5% мирового дохода и владея менее, чем 1% мирового имущества[7].
Если дифференцировать временные затраты
на домашний труд в России и сравнить их
с европейскими, то на приготовление пищи,
особенно у женщин, уходит 8 часов в неделю
(в Финляндии - 5 часов), а на стирку и глажку
белья - 3,5 часа (в Финляндии - 2 часа). Уход
за детьми дошкольного возраста так же
остается преимущественно женской обязанностью:
согласно свежим данным Организации экономического
сотрудничества и развития, женщины тратят
на детей в два раза больше времени, чем
мужчины: в среднем в день 1 час 40 минут
по сравнению с 42 минутами у мужчин[8]. Учитывая,
что половина семей в России - это нуклеарные
семьи с детьми, а еще треть - многопоколенные
семьи, забота о детях и пожилых родителях
играет существенную роль в семейном бюджете
времени[9]. Кроме того, российские женщины
тратят гораздо больше времени на покупку
продуктов питания, промышленных и хозяйственных
товаров. По мнению экономистов, такая
разница в затратах на домашнюю работу
зависит, с одной стороны, от характера
потребностей и материальных возможностей
членов семьи, а с другой стороны, от уровня
развития производства[10]. Но если раньше
в мечтах о светлом будущем домашний труд
оказывался полностью механизированным
и потому гендерно нейтральным, то нынешняя
реальность показывает, что полностью
механизировать практики заботы и ухода
невозможно. При этом демографы предсказывают
серьезные трудности, которые вскоре могут
возникнуть в связи с увеличением продолжительности
жизни, что заставит все большее количество
людей решать вопрос об уходе за пожилыми
членами семьи.
Таким образом, домашний труд включает в себя физическую, интеллектуальную и эмоциональную работу, которую зачастую невозможно измерить в денежном эквиваленте, - если мы, разумеется, не говорим о делегировании домашнего труда наемным работникам, например, няне или сиделке. Да и в подобных случаях физическая работа тесно смыкается с эмоциональной, а такие работницы, по нескольку лет оказывающие свои услуги и нередко живущие в доме, становятся практически членами семьи.
Имеется и другая проблема, связанная с давлением патриархатного сознания и навязыванием российской женщине определенной гендерной роли: так, во многих семьях, где есть необходимость присмотра за детьми или престарелыми родителями, вопрос о том, кто будет сидеть с ними, не стоит: это однозначно рассматривается как женская функция. Также есть женщины, которые под давлением стереотипов не нанимают работников для ухода, а, отказываясь от карьеры, выполняют указанную работу сами, ибо боятся выглядеть «плохой матерью» или «плохой дочерью/невесткой».
В попытках проанализировать гендерные различия в домашнем труде мы выходим на экономические и социологические объяснения. Экономические теории, как правило, рассматривают домашний труд как рациональный обмен и акцентируют свое внимание на максимизации эффективности путем оптимизации расходов времени; исследователи пишут о неизбежном перераспределении домашних обязанностей, когда бóльшую их часть берет на себя тот член семьи, который является менее эффективным субъектом на рынке труда. Не трудно догадаться, что таким субъектом в основном оказываются женщины. Экономисты вполне логично объясняют, почему мужчины, получающие в среднем более высокий доход, чем женщины, и в силу более длительной временной рабочей занятости (связанной с отсутствием необходимости отпуска по беременности и уходу за детьми, а также больничными листами) меньше бывающие дома, вправе ожидать, что домашняя сфера полноправно принадлежит жене.
Социологические теории, не споря с логичностью этого утверждения, делают акцент на гендерной специфике разделения домашнего труда. В частности, подчеркивается, что неравенство в осуществлении домашней работы обусловлено наличными стереотипами о гендерном разделении труда, традиционными ролями, функционирующими в неопатриархатном обществе, культурными и статусными предписаниями. Эти различия можно выразить в следующем утверждении: мужской труд оценивается выше, из-за более высокого заработка мужчине присваивается статус кормильца семьи, что дает ему право исключать себя из сферы домашнего труда. Но даже если основным или равным кормильцем становится женщина, то, как показывают многочисленные исследования, партнеры по-прежнему стремятся сохранить традиционное разделение труда в доме - теперь уже как возможность поддержать статус мужчины в собственных глазах, в восприятии партнера и окружающих. Кроме того, домашний мужской труд нередко оценивается как более профессиональный, сложный и требующий специальных навыков, в то время как женский труд рассматривается как общий бытовой навык. (Впрочем, типовое суждение о том, что сверлить стену или ремонтировать сантехнику - это не борщ варить, часто сталкивается с другим утверждением, согласно которому «мужская» работа требуется крайне редко, в то время как «женская» является ежедневной.) Поэтому можно утверждать, что неравное разделение домашних обязанностей не связано с активностью на рынке труда, а обусловлено во многом господствующими гендерными представлениями. Подобная асимметрия стала следствием неопатриархатного гендерного порядка, характерного для современной России. Между тем, в странах, где гендерный порядок характеризуется бóльшим равенством, разрыв как в оплате труда, так и в количестве времени, затрачиваемом на домашний труд, становится меньше.
Информация о работе Распределение гендерных ролей в современном домохозяйстве