Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 14:43, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – изучение проблемы неравенства распределения доходов населения в России. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить теоретические основы распределения доходов населения и причины неравенства доходов населения;
рассмотреть уровень жизни населения России;
охарактеризовать социально – экономические проблемы распределения доходов в России.
Введение 3
Теоретические основы распределения доходов населения 5
Доходы и уровень жизни населения России 15
Распределение доходов и социально – экономические проблемы
в России 21
Заключение25
Список использованной литературы27
Социальная политика не будет иметь успеха, если не добиться согласия всех конструктивных сил, всех сторон социального партнерства. Только объединение усилий всего российского общества позволит восстановить, а затем и повысить уровень жизни всего населения.
Один из источников социальной напряженности в любой стране - разница в уровнях благосостояния граждан, уровне их богатства. Уровень богатства определяется двумя факторами:
2) величиной текущих доходов граждан.
Люди получают доходы в результате того, что создают собственный бизнес (становятся предпринимателями) или предоставляют находящиеся в их собственности факторы производства (свой труд, капитал или землю) в пользование другим людям или фирмам, а те используют эту собственность для производства необходимых благ. В таком механизме формирования доходов изначально заложена возможность их неравенства. Причиной тому:
1) разная ценность принадлежащих людям факторов производства (капитал в форме компьютера, в принципе, способен принести больший доход, чем в форме лопаты);
2)
разная успешность
3)
разный объем принадлежащих
Проблемы
неравенства в России стали за
последнее десятилетие
Так же, во многих странах с переходной экономикой опыт последних десяти лет не был воодушевляющим. Программой развития ООН в Братиславе были выполнены оценки с использованием черты бедности по доходам на уровне 4-х долларов в день.
Ещё большую тревогу вызывают ненадёжные показатели бедности. Например, если рассмотреть проблему питания, то окажется, что миллионы семей не в состоянии нормально питаться. Одним из самых видимых симптомов этого влияния – задержка роста детей. В России в 1992–1994гг. доля детей до 2–х лет с отмечавшейся задержкой роста возросла с 9 до 15 %16. За исключением некоторых стран Центральной Европы доля детей с низким весом при рождении выросла во всех постсоциалистических странах.
При низких зарплатах и пенсиях, отсутствии гарантированной работы, будущее многих семей стало неопределённым. Отсутствие экономической защищённости сопровождается ослаблением личности и физической защищённости. Во всех странах региона наблюдается рост преступности: в Российской Федерации количество зарегистрированных преступлений с 1989 года выросло более чем на 60%17. Но даже эти цифры неадекватны реальному положению, так как большая часть преступлений оказывается незарегистрированной.
Общий рывок перемен от социализма к рыночной экономике, был, вероятно, неизбежен, но его скорость и характер не были предопределены. Большинство стран выбрали той или иной степени шоковую терапию «быстрый рывок». Но, возможно, это был неправильный выбор. Нельзя спонтанно дать жизнь рынку, лишь освободив экономику и проводя либеризацию цен – требуется гораздо больше, чем отсутствие административного контроля. Одной из характерных черт переходного периода в России стали существенные изменения в распределении доходов населения, рост неравенства и бедности. Если в отношении экономического неравенства существуют аргументы, подтверждающие как положительное, так и отрицательное его влияние на экономический рост, то бедность населения признается одним из негативных феноменов, который влечет за собой серьёзные социальные и экономические последствия. Борьба с бедностью традиционно рассматривается как одно из важных направлений государственной политики.
Страны
с переходной экономикой часто опровергали
устоявшие представления о закономерностях
и принципах экономического развития.
Не исключено, что и в отношении взаимосвязи
экономического развития регионов и уровня
бедности в них, а России, отсутствуют
тенденции, наблюдаемые в других странах.
Самым предварительным аргументом в пользу
этой связи является тот факт, что уровень
бедности и его динамика значительно варьировали
по регионам страны, которые так же демонстрировали
разные темпы экономического развития.
В 2008–2010 годах сохранятся высокие темпы роста денежных доходов населения. В 2010 году по отношению к 2006 году денежные доходы населения в номинальном выражении возрастут по первому варианту на 82,3%, по второму на 88,8%. Прирост реальных располагаемых доходов за 2007–2010 годы составит 34,9–39,4% в зависимости от варианта. Сохранятся необходимость решения задачи социальной дифференциации населения: разрыв между денежными доходами 10% наиболее и наименее обеспеченного населения составляет 18,8 раза и превышает среднероссийский уровень18.
За период 2007–2010 годов номинальная заработная плата возрастет на 1,92 раза. Фонд оплаты труда в 2007 году по оценке составил 177,96 млрд. рублей (120,2% к 2006 году), в 2008 году — 206,52 млрд. рублей первому варианту и 212,1 млрд. рублей по второму (116 и 119,2% к уровню 2007 года). В целом за прогнозируемый период фонд оплаты труда увеличится в 1,91 раза. Динамичный рост заработной платы обусловлен, прежде всего, устойчивыми темпами экономического развития, высокими доходами в экспортно–ориентированных отраслях экономики, а также осуществлением мер по повышению оплаты труда работников бюджетной сферы.
В этом периоде продолжилась реализация мер по улучшению пенсионного обеспечения. В 2008–2010 годах индексация базовой и страховой части пенсий осуществляется с учетом прогнозируемого уровня индекса потребительских цен. Основные меры по развитию пенсионной системы в среднесрочном периоде направлены на расширение прав добровольного формирования гражданами накопительной части своей пенсии за счет уплачиваемых ими дополнительных страховых взносов, а также на формирование законодательной базы для обеспечения процесса создания, регистрации и функционирования профессиональных пенсионных систем. Средний размер трудовой пенсии (среднегодовой) за 2007–2010 годы возрастет на 85,8%, а реальный рост трудовой пенсии составит более 40%19. Прогнозируемый уровень индексации пенсий не позволяет переломить тенденцию снижения коэффициента замещения (соотношение среднего размера пенсий и заработной платы). Отношение среднего размера пенсии к величине прожиточного минимума пенсионера повысился.
Относительно уровня 2006 года темпы роста расходов на покупку товаров в 2010 году составят по первому варианту 163,1%, по второму 167,1%. Расходы населения на оплату услуг по второму варианту возрастут в 2,1 раза, что обусловлено динамикой развития сферы платных услуг населению, расширением спектра и повышения доступности социальных услуг, а также сохраняющейся тенденцией опережающих темпов роста цен и тарифов на них относительно цен на товары.
С учетом эффективной реализации намеченных мер по повышению уровня доходов населения, дальнейшему развитию форм социальной поддержки малообеспеченных граждан прогнозируется снижение численности населения с доходами ниже величины прожиточного минимума с 17% (от общей численности населения) в 2006 году (оценка) до 11% в 2010 году.
Правительство РФ утвердило пониженный прогноз роста ВВП России на 2007–2009 гг.: в 2007 г. рост экономики составил 5.7% (ранее прогнозировалось – 5.7%), 2008 г. – 5.6% (5.8%), 2009 г. – 5.7% (6.0%)20. Снижение прогнозов темпа роста экономики проводится на фоне повышения прогнозов цен на нефть, закладываемых в бюджет: на 2006 год среднегодовая цена на нефть прогнозируется на уровне $62 за баррель (было $54), на 2007 – $58 ($49), на 2008 – $53 ($46), на 2009 – $48 ($46)21. Экономика России сохраняет свою зависимость от экспорта сырья, однако улучшение внешних условий приводит к ухудшению внутренних. Когда экономика основывается на многообразии форм собственности на средства производства и наемном труде, то регулирование государством отношений по оплате труда может быть только опосредованным через механизмы государственных гарантий и налогов. Если таких механизмов нет, это означает, что практически отсутствует и государственное воздействие на отношения в сфере оплаты труда; тогда они формируются стихийно. Можно допустить, что отсутствие государственного регулирования в сфере оплаты труда отрицательных последствий и не повлечет. Но в условиях неустойчивой переходной экономики такое вряд ли возможно, мировой опыт подтверждает, что регулирование отношений по оплате через эффективные механизмы государственных гарантий и налогов совершенно необходимо. Итоги реформирования российской экономики свидетельствуют об отрицательных последствиях фактического ухода государства из сферы государственных гарантий в области оплаты труда и об использовании неадекватных систем налогообложения.
Наибольший ущерб отечественной экономике нанесла самоустраненность государства от разработки эффективных мер по поддержанию уровня реальной заработной платы, это стало причиной возникновения, сохранения и углубления диспропорций между покупательским спросом населения и его товарным покрытием. В динамике денежной заработной платы и цен за период трансформационных преобразований можно выделить следующие этапы:
Позитивное
воздействие на развитие экономики
опережающего роста денежной заработной
платы по сравнению с ростом цен подтверждается
фактическими данными о динамике ВВП и
производительности общественного труда.
К сожалению, опережающий рост денежной
заработной платы, по сравнению с ростом
потребительских цен происходил стихийно,
без активного воздействия государства
на повышение покупательной способности
денежной заработной платы, хотя необходимость
такого воздействия диктуется не только
экономическими, но и юридическими причинами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, для достижения цели данной курсовой работы были решены следующие задачи:
Доходы, то есть сумма денежных средств и материальных благ, которые получают или производят домашние хозяйства, могут быть получены из следующих основных источников: оплата за результат труда, трансфертные платежи, занятость в неформальном секторе, а также безденежные доходы. Для оценки уровня и динамики доходов населения используются показатели номинального, располагаемого и реального дохода. Несмотря на разнообразие источников поступления доходов все же главными составляющими денежных доходов населения являются оплата труда, доходы от предпринимательской деятельности и собственности, а также социальные трансферты.
В механизме формирования доходов изначально заложена возможность их неравенства. Причиной тому:
За годы современных реформ примерно у 60 % уровень жизни упал, у 25 – 30 % – изменился незначительно и лишь у 15–20 % вырос, в том числе у 3 – 5 % россиян этот рост оказался очень значительным.
Один из источников социальной напряженности в любой стране – разница в уровнях благосостояния граждан, уровне их богатства. Уровень богатства определяется двумя факторами:
Информация о работе Распределение доходов и социально – экономические проблемы в России