Распределение доходов и социально – экономические проблемы в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 14:43, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – изучение проблемы неравенства распределения доходов населения в России. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить теоретические основы распределения доходов населения и причины неравенства доходов населения;
рассмотреть уровень жизни населения России;
охарактеризовать социально – экономические проблемы распределения доходов в России.

Содержание

Введение 3
Теоретические основы распределения доходов населения 5
Доходы и уровень жизни населения России 15
Распределение доходов и социально – экономические проблемы
в России 21
Заключение25
Список использованной литературы27

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 249.46 Кб (Скачать)

     Дифференциация  денежных доходов работающего населения  складывается в основном под влиянием двух факторов: дифференциации заработной платы и дифференциации различий в семейном положении работников. Однако дифференциацию заработной платы и доходов нельзя оценивать с одних и тех же позиций. В первом случае имеет место экономическое неравенство, отвечающее понятию социальной справедливости в рамках данного общественного строя. Во втором - неравенство, которое складывается в результате перераспределения доходов в семьях, можно назвать в известной мере «несправедливым» в той части, которая названа обстоятельствами, не имеющими отношения к труду и заслугам людей (таб. 1).

                           Таблица 1

Распределение населения по величине среднедушевых  денежных доходов 
(в процентах)6

  2002 2003 2004 2005 2006
Все население 100 100 100 100 100
в том  числе со среднедушевыми 
     денежными доходами в месяц, руб.:
         
до 1500,0 17,3 9,9 6,2 3,2 1,8
1500,1- 2500,0 23,0 17,4 13,2 8,8 5,8
2500,1-3500,0 18,1 16,7 14,3 11,3 8,5
3500,1-4500,0 12,6 13,4 12,8 11,4 9,4
4500,1-6000,0 11,8 14,3 15,0 14,9 13,5
6000,1-8000,0 8,2 11,5 13,4 14,9 14,9
8000,1-12000,0 6,1 10,2 13,7 17,4 19,7
свыше 12000,0 2,9 6,6 11,4 18,1 26,4
 

       В российской практике степень различий в доходах измеряется статистическим методом распределения абсолютной и относительной численности работников или населения, получающих минимальную, среднюю и максимальную заработную плату (доходы), – по размерам зарплаты или совокупного дохода. Основой для такого измерения является статистическая информация, используемая для построения ранжированного ряда, сгруппированного по уровню дохода в отраслях, регионах и различных группах населения.

       Анализ дифференциации заработной платы (или совокупного дохода) проводится с использованием системы показателей, которая включает в себя:

     Показатели  центральной тенденции – при  всей важности среднеарифметического показателя рост заработной платы (доходов) при определенных условиях может найти отражения в средней арифметической величине. И наоборот, увеличение средней зарплаты может произойти, когда у основной массы работников зарплата остается неизменной и даже уменьшается, а рост средней произойдет за счет сдвигов в верхних группах.

     Структурные показатели – абсолютные и относительные. Абсолютные структурные показатели (квартили, квантили и децили) распределяют население на 4, 5 и 10 равных частей соответственно. Сопоставление этих показателей характеризует  разрыв между одинаковыми по численности группами высоко- и низкооплачиваемых работников.

       В разных странах дифференциация оплаты труда характеризуется действием прямо противоположных тенденций:

    1. в странах со сложившейся рыночной экономикой дифференциация заработной платы сокращается;
    2. в постсоциалистических странах – углубляется, особенно на межотраслевом уровне.

       Дифференциация доходов изображается графически в виде кривой   Лоренца (рис.1).

                                               

 

                                      

          Рис. 1. Кривая Лоренца.

        Уровень жизни является одной из важнейших социальных категорий, которая характеризует структуру потребностей человека и возможности их удовлетворения. Потребности людей многообразны. Наряду с материальными существуют (и не менее важны) потребности духовные и социальные. Потребность – это необходимость, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида. В связи с этим различен набор потребностей каждого человека: один занимается спортом, другой – нет, один посвящает свой досуг чтению или посещению театров, другой проводит свое свободное время у телевизора или на дискотеках, и т.д. Одни имеют возможность покупать лишь отечественные автомашины, другие приобретать иномарки. Для определения степени удовлетворения потребностей фактическое потребление товаров и услуг соотносят с минимальными и рациональными стандартами их потребления. Таким образом, под уровнем жизни понимаются обеспеченность населения необходимыми материальными благами и услугами, достигнутый уровень их потребления и степень удовлетворения разумных (рациональных) потребностей7.

     Можно выделить четыре уровня жизни населения: достаток (пользование благами, обеспечивающими всестороннее развитие человека); нормальный уровень (рациональное потребление по научно обоснованным нормам, обеспечивающее человеку восстановление его физических и интеллектуальных сил); бедность (потребление благ на уровне сохранения работоспособности как низшей границы воспроизводства рабочей силы); нищета (минимально допустимый по биологическим критериям набор благ и услуг, потребление которых лишь позволяет поддерживать жизнеспособность человека)8.

     Рост  уровня жизни создаст возможности, материальную базу для улучшения качества жизни. Последнее не ограничивается уровнем потреблением товаров и услуг, а выступает обобщающей характеристикой социально-экономических результатов развития общества и включает среднюю продолжительность жизни, уровень заболеваемости, условия и охрану труда, доступность информации, обеспечение прав человека, и т.д. В рыночной экономике важнейшими составляющими уровня жизни становятся также степень социальной защищенности населения, свобода выбора человека, улучшение социальной среды, культурные национальные и религиозные отношения.

     Повышение уровня жизни россиян является важнейшей  программной задачей социальной политики Российского государства. В числе приоритетов Правительства – восстановление доходов и максимальное стимулирование платежеспособного спроса населения. Для этого разработаны основные направления социально – экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу.

     Важнейшими  составляющими уровня жизни выступают  доходы населения и его социальное обеспечение, потребление им материальных благ и услуг, условия жизни, свободное время.

     Условия жизни можно укрупнено разделить  на условия труда, быта и досуга. Условия труда включают санитарно-гигиенические, психофизиологические, эстетические и социально-психологические условия. Условия быта – это обеспеченность населения жильем, его качество, развитие сети бытового обслуживания (бань, прачечных, парикмахерских, ремонтных мастерских, прокатных пунктов и т.д.), состояние торговли и общественного питания, общественного транспорта, медицинское обслуживание. Условия досуга связаны с использованием свободного времени людей. Свободное время – часть внерабочего времени, предназначенная для развития личности, более полного удовлетворения социальных, духовных и интеллектуальных ее потребностей9.

     Возможны  три аспекта изучения уровня жизни: 1) применительно ко всему населению; 2) к его социальным группам; 3) к домохозяйствам с различной величиной дохода.

     Социальная  политика не будет иметь успеха, если не добиться согласия всех конструктивных сил, всех сторон социального партнерства. Только объединение усилий всего российского общества позволит восстановить, а затем и повысить уровень жизни всего населения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. ДОХОДЫ  И УРОВЕНЬ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ  РОССИИ
 

     Повышение уровня жизни россиян является важнейшей  программной задачей социальной политики Российского государства. В числе приоритетов Правительства – восстановление доходов и максимальное стимулирование платежеспособного спроса населения. Для этого разработаны основные направления социально – экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу.

     В основных направлениях социально –  экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу дана количественная оценка общего роста благосостояния – увеличение частного потребления (имеется в виду конечное потребление домашних хозяйств) не менее, чем на 80 %.

     Предполагается  устранить деформации в структуре  распределения доходов.

     Решение этой и других проблем позволит стабилизировать  уровень жизни россиян и развернуть вектор в сторону его повышения.

     Задачи  эти непростые. У большинства  населения длительное время продолжается снижение уровня жизни. За годы современных реформ примерно у 60 % уровень жизни упал, у 25 – 30 % – изменился незначительно и лишь у 15-20 % вырос, в том числе у 3 – 5 % россиян этот рост оказался очень значительным10. Не менее важной задачей является преодоление несправедливости в распределении доходов. Их дифференциация в 90 – х годах значительно выросла. Поэтому показателю Россия вошла в число стран с наиболее выраженным неравенством населения. Из этого вытекает необходимость повышения уровня доходов наименее обеспеченных, в том числе оказания помощи слабо защищенным слоям населения.

     Вышеприведенные данные являются следствием значительного  ухудшения в 1990 – 2002 гг. общей экономической и социальной ситуации в стране. Ресурсы для обеспечения уровня жизни уменьшились. Валовой внутренний продукт (ВВП) снизился примерно на 40 %. Реальные денежные доходы в семьях уменьшились более, чем на 30 %. Фонд оплаты труда составил всего 37 % к уровню 1990 года. Объем платных услуг уменьшился на 75 %. Общая численность безработных составляет примерно 14 % от экономически активного населения. Все это привело к снижению ожидаемой продолжительности жизни за рассматриваемый период с 69 до 65 лет11.

     В 1998 году большинство россиян вновь испытало на себе последствия очередного кризисного снижения уровня жизни. Покупательная способность денежных доходов снизилась по сравнению с предыдущим годом на 13 % и составила примерно 1,7  прожиточного минимума. Снижение покупательной способности населения было обусловлено быстрым ростом потребительских цен во второй половине года на фоне практически не изменившихся денежных доходов. Снижение реальных денежных доходов, ожидание инфляции заставляло население использовать большую, по сравнению с предыдущими периодами, долю денежных доходов на текущее потребление. Доля потребительских расходов в денежных доходах населения выросла с 68,9 до 78,3 %. Разрыв в доходах между 10 процентами наиболее и наименее обеспеченного населения увеличился примерно на 4 процентных пункта и составил 12,8 раза12.

     Таким образом, последствия августовского  кризиса привели к новому усилению неравенства россиян. В среднем  за 1999 – 2001 гг., по оценкам Всероссийского центра уровня жизни, 52,9 % населения имели денежные доходы ниже прожиточного минимума и, по существу, являлись бедными, 27% относились к низко обеспеченным. Их денежные доходы располагались в промежутке между прожиточным минимумом и минимальным потребительским бюджетом, который по своей величине примерно в 2 – 2,5 раза превышал прожиточный минимум. Относительно обеспеченные (средние по доходам) слои населения составляли 15,5 %13. Их текущие доходы были выше минимального потребительского бюджета, но ниже бюджета высокого достатка. Последний примерно в 6 – 8 раз превышал прожиточный минимум и в основном позволял удовлетворять разумные физические и духовные потребности населения, обеспечивал развивающий характер потребления. Доходы выше бюджета высокого достатка имели состоятельные и богатые слои, которые составляли примерно 4,6 % населения. Разрыв в доходах 10% наиболее и наименее обеспеченного населения составил 13,5 раза14.

     Все это свидетельствует о продолжающемся снижении уровня жизни. Особенно это  затронуло наемных работников: покупательную  способность оплаты труда; систему  их социального обеспечения, которая  не создает этим слоям достаточных  гарантий при наступлении страховых  рисков, и в то же время перегружена многочисленными льготами, компенсациями и выплатами, не носящими адресного характера. У этих слоев низкий уровень и низкое качество жилищной обеспеченности, социально – культурных услуг, здравоохранения и образования.

     Необходимо  иметь в виду, что кардинальные позитивные сдвиги быстро не произойдут. Вполне посильно за предстоящие десять лет восстановить потребление домашних хозяйств. В то же время уровень питания может достигнуть показателей 1990 года только при оптимистическом варианте развития. Перспективы в обеспечении россиян жильем нельзя назвать радужными. Предполагаемая инвестиционная политика не ослабит остроты жилищной проблемы в пределах десятилетия.

Информация о работе Распределение доходов и социально – экономические проблемы в России