Работа с семьей, имеющей ребенка-инвалида

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 23:22, доклад

Описание работы

Одной из наиболее актуальных проблем социальной работы на сегодняшний день является проблема работы с семьей, имеющей ребенка с ограниченными возможностями. Наиболее эффективным местом реабилитации детей- инвалидов является семья, как известно, наиболее мягкий тип социального окружения ребенка. Однако по отношению к ребенку-инвалиду члены семьи иногда проявляют жесткость, необходимую для выполнения ими своих функций.

Работа содержит 1 файл

дети-инвалиды.docx

— 27.79 Кб (Скачать)

В свою очередь специалист по социальной работе в ходе работы с группой родителей должен выполнять  такие задачи, как предоставление родителям информации о тех или  иных услугах, сведений о квалификации персонала, расписании работы специалистов, содержании занятий; рассылка информационного  буклета о том, как, на каких условиях и в каких случаях следует  обращаться к конкретным специалистам; подготовка информационного бюллетеня и его регулярная рассылка; организация выставки книг или игрового материала в методическом кабинете или уголке для родителей; подготовка письменных предложений по домашним занятиям или готовящимся мероприятиям, возможностям отдыха; подготовка буклета, объясняющего процедуры тестирования, оценивания, проверки хода выполнения реабилитационного плана, интерпретации результатов; рассылка или передача вопросников для выяснения потребностей и мнения родителей об услугах; подготовка видеопрограммы для родителей; организация стенда или доски объявлений в комнате, в которой родители ожидают детей; составление статей для местных журналов или газет, предоставление родителям вырезок из журналов и газет; подготовка учебного пособия или руководства для родителей.

Для того чтобы преодолевать трудности оказания помощи семье  ребенка-инвалида, специалистам необходимо использовать ресурсы полученные при  работе в команде; организации консилиума, группы поддержки для самих специалистов, где специалисты делятся успехами или обсуждают неудачи, находя совместное решение проблем; использовании  публикаций по вопросам социальной работы и видеотеки для подкрепления знаний специалистов и для рекомендации родителям.

__________----------

Н.В.Вилкова

ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ,

СТРАДАЮЩИМИ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ, И ИХ СЕМЬЯМИ

Социальные работники  выступают посредниками между конкретным человеком, нуждающимся в каком-либо виде помощи, его семьей, другими  специалистами, учреждениями и обществом  в целом. Они соединяют в своей  работе функции адвоката, социального  терапевта и координатора всех услуг, необходимых ребенку и всей семье.

Технологии социальной работы с инвалидами классифицируются следующим образом. По функциям применения следует выделить следующие технологии: психологические (воздействующие на психологические  процессы, состояния, функции); социально-психо-логические (изменяющие процессы в системе человек/группа); медико-социальные (влияющие на физическое состояние и связанные с ним социальные аспекты существования человека); финансово-экономические (позволяющие обеспечить нуждающихся пособиями, льготами и другими материальными ресурсами). По области применения выделяются следующие технологии: диагностика (установление социальной проблемы, выявление причины и поиск способов ее решения, сбор информации); коррекция (изменение социального статуса, экономического, культурного уровня, ценностей, ориентаций клиента); реабилитация (помощь по восстановлению ресурсов и жизненных сил клиента); профилактика (предупреждение социальных и индивидуальных рисков); адаптация (облегчение вхождения индивида в сравнительно незнакомое общество или культурную систему).

В соответствии с задачей  полноценной и  комплексной реабилитации детей можно выделить психолого-педагогическую, социально-правовую, социально-медицинскую  работу. К основным направлениям психолого-педагогической работы относятся: диагностика уровня психического развития и навыков ребенка; составление индивидуальной комплексной программы реабилитации и своевременная ее корректировка; организация и проведение логопедической, учебной и трудовой деятельности, а также социально-бытовой ориентации; психологическое консультирование родителей; обучение родителей основам реабилитации; разработка методик для социально-бытовой ориентации; освоение и внедрение новых педагогических и социальных технологий; определение критериев эффективности реабилитации.

Основными функциями социально-правовой реабилитации являются: осуществление связи с учреждениями социальной защиты, чтобы активизировать социальный потенциал семьи и ребенка; сбор информации и формирование банка данных о детях с ограниченными возможностями и их семьях; правовая помощь родителям в разъяснении вопросов законодательства; организация всех форм патронажа семьи; привлечение учреждений культуры, спортивных и религиозных организаций для интеграции детей в общество; консультации юриста.

В задачи социально-медицинской  работы входят: психодиагностика ребенка  с целью прогноза возможности  его реабилитации и определения  его реабилитационного потенциала; составление карт комплексной реабилитации детей; оказание стационарной амбулаторной и патронажной помощи; проведение диагностических мероприятий; организация  необходимой консультативной помощи специалистов; внедрение и использование  новых высокоэффективных технологий реабилитации.

Реабилитационная  работа в соответствии с решениями  специалистов, членов семьи и самого ребенка-инвалида строится на основе ряда методов, например: психотерапии, игротерапии, библитерапии, музыкотерапии, куклотерапии, хобби-терапии, гарденотерапии, элементах анималотерапии и др.

Важной задачей  психотерапии детей с особенностями  развития является формирование у них  чувства уверенности в своих  силах, воспитание социальных, трудовых и эстетических установок. Наиболее эффективны те направления психотерапии, которые предполагают активную, внешне проигрываемую деятельность самого ребенка. Игротерапия – наиболее распространенный метод работы с детьми. Она способствует освобождению от внутреннего напряжения. Могут применяться такие приемы, как рисование красками с помощью пальцев на больших листах бумаги, рисование мелом на асфальте и т.д. На эмоциональное состояние детей благоприятное воздействие оказывает музыкотерапия, в частности, вокал. Пение, игра на музыкальных инструментах помогают самоутвердиться, повысить самооценку. Музыка способствует созданию благоприятного фона и для других видов терапии.

Метод хобби-терапии позволяет расширить сознание и совершенствовать взаимодействие с окружающим миром. Здесь ребенок может попробовать свои силы в различных видах деятельности, среди которых макраме, рисование, вязание, изготовление игрушек, поделок, пение, танцы, спорт. При этом выбор того или иного вида не навязывается ребенку, а основывается на его психологических особенностях, склонностях.

Гарденотерапия – это направление в социальной и трудовой реабилитации при помощи и общении детей, когда они работают в саду, выращивая цветы и растения по собственному выбору. Педагог объясняет детям, для чего предназначены те или иные растения, какие конкретно условия им необходимы, помогает посадить и ухаживать за ними. И если это работа с флорой, то анимало-, или зоотерапия (система лечения общением с животными). Самым ценным личностным сдвигом в результате таких мероприятий можно считать пробуждающийся у ребенка активный интерес к жизни, стремление преодолеть недуг, осознание своей неполноценности.

Под реабилитацией  понимается применение всех мероприятий, которые при умственной отсталости помогают приспосабливаться к требованиям  обучения, профессиональной и общественной жизни. Отдельные компоненты реабилитации при умственной отсталости, как правило, выделяют с учетом международной  классификации ВОЗ. В ней различают  повреждение, ограничения функций  индивида и социальную несостоятельность. Так как повреждение, как правило, устранить уже невозможно, реабилитационные мероприятия направлены на два последних  компонента – улучшение функциональных возможностей индивида и уменьшение отрицательных социальных воздействий. С этой целью разработаны ступенчатые  мероприятия при тяжелых формах умственной отсталости, с помощью  которых пытаются интегрировать  пациентов в профессиональную деятельность и в общество.

Для продвижения  умственно отсталого ребенка  в общем развитии, усвоении им знаний, умений и навыков необходимо специально организованное, коррекционно-направленное воспитание и обучение, строящееся с учетом имеющихся у него положительных  возможностей. Для таких детей  у нас в стране созданы специальные  учебно-воспитательные учреждения: детские сады, школы, школы-интернаты, классы коррекционно-развивающего обучения, где, как правило, находятся дети с диагнозом олигофрения в степени дебильности. Часть детей воспитываются и обучаются в домашних условиях, что требует огромного труда и больших материальных затрат. В специальных детских учреждениях, которые посещают дети с легкой степенью умственной отсталости, процесс обучения ведется по специально разработанным программам, методикам, учебникам, при небольшой наполняемости групп или классов.

В детских садах  содержание и методы коррекционно-воспитательной работы заключаются в проведении комплекса мер, направленных на развитие ребенка, на сглаживание недостатков психики умственно отсталого ребенка, усугубляющих их интеллектуальную, эмоционально-волевую, физическую и социальную несостоятельность. Предусматривается посильное овладение дошкольниками основными видами деятельности (игрой, рисованием, конструированием, элементарным самообслуживанием и трудом), что создает предпосылки для перехода к учебной деятельности.

Помощь детям с  нарушением интеллекта заключается  также и в оказании поддержки  их родителям. Такая поддержка должна быть направлена на развитие у них  уверенности, обеспечение их реальных потребностей, общественное признание, оценку и развитие саморегуляции. Потерявшие уверенность в себе родители не могут правильно организовать процесс воспитания в результате растерянности, разочарования, дезориентации в расстановке приоритетов и слабой морально-психологической поддержки со стороны медиков, психологов и социальных служб.

Цель  работы с родителями – знакомство с  индивидуальными  и возрастными  особенностями развития умственно отсталого ребенка, причинами возникновения интеллектуального недоразвития, влиянием неверной родительской позиции в отношениях с детьми на психическое здоровье ребенка. Реабилитационный процесс работы с семьей включает три блока: просветительский, консультативный и собственно коррекционную работу.

Задачей просветительского  блока коррекционной работы с  семьей является ознакомление с основными  закономерностями развития ребенка, с  индивидуально-психическими особенностями, с фактами и причинами, обусловившими  нарушение онтогенеза. Консультативный  блок представлен индивидуальной формой работ с семьей. Организация консультаций для родителей должна помочь им найти  ответы на имеющиеся вопросы, получить систему рекомендаций по построению благоприятных отношений в семье. Индивидуальные консультации могут  проводить психологи, медики, педагоги. Собственно коррекционная работа направлена на создание в семье оптимальных  условий для развития ребенка. В  данном блоке могут использоваться: семейная психотерапия; игровые сеансы для родителей и детей; групповые  занятия с родителями, с детьми; организация групп взаимопомощи для родителей; проведение совместных вечеров (дел) родителей с детьми.

Гармонизация отношений  к ребенку со стороны родителей, учет его индивидуальных и возрастных особенностей в процессе воспитания, стремление к созданию благоприятной  психологической атмосферы в  семье положительно влияют на психическое  и социальное здоровье ребенка, обеспечивает условия для оптимального процесса его социализации и интеграции. Таким  образом, главная задача родителей, врачей, педагогов, психологов и социальных работников предельно проста: мы не можем дать людям с ограниченными  интеллектуальными возможностями  полноценного здоровья – значит, должны дать им другую полноценную жизнь.

Информация о работе Работа с семьей, имеющей ребенка-инвалида