Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 23:22, доклад
Одной из наиболее актуальных проблем социальной работы на сегодняшний день является проблема работы с семьей, имеющей ребенка с ограниченными возможностями. Наиболее эффективным местом реабилитации детей- инвалидов является семья, как известно, наиболее мягкий тип социального окружения ребенка. Однако по отношению к ребенку-инвалиду члены семьи иногда проявляют жесткость, необходимую для выполнения ими своих функций.
В свою очередь специалист по социальной работе в ходе работы с группой родителей должен выполнять такие задачи, как предоставление родителям информации о тех или иных услугах, сведений о квалификации персонала, расписании работы специалистов, содержании занятий; рассылка информационного буклета о том, как, на каких условиях и в каких случаях следует обращаться к конкретным специалистам; подготовка информационного бюллетеня и его регулярная рассылка; организация выставки книг или игрового материала в методическом кабинете или уголке для родителей; подготовка письменных предложений по домашним занятиям или готовящимся мероприятиям, возможностям отдыха; подготовка буклета, объясняющего процедуры тестирования, оценивания, проверки хода выполнения реабилитационного плана, интерпретации результатов; рассылка или передача вопросников для выяснения потребностей и мнения родителей об услугах; подготовка видеопрограммы для родителей; организация стенда или доски объявлений в комнате, в которой родители ожидают детей; составление статей для местных журналов или газет, предоставление родителям вырезок из журналов и газет; подготовка учебного пособия или руководства для родителей.
Для того чтобы преодолевать
трудности оказания помощи семье
ребенка-инвалида, специалистам необходимо
использовать ресурсы полученные при
работе в команде; организации консилиума,
группы поддержки для самих
__________----------
Н.В.Вилкова
ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ,
СТРАДАЮЩИМИ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ, И ИХ СЕМЬЯМИ
Социальные работники выступают посредниками между конкретным человеком, нуждающимся в каком-либо виде помощи, его семьей, другими специалистами, учреждениями и обществом в целом. Они соединяют в своей работе функции адвоката, социального терапевта и координатора всех услуг, необходимых ребенку и всей семье.
Технологии социальной работы с инвалидами классифицируются следующим образом. По функциям применения следует выделить следующие технологии: психологические (воздействующие на психологические процессы, состояния, функции); социально-психо-логические (изменяющие процессы в системе человек/группа); медико-социальные (влияющие на физическое состояние и связанные с ним социальные аспекты существования человека); финансово-экономические (позволяющие обеспечить нуждающихся пособиями, льготами и другими материальными ресурсами). По области применения выделяются следующие технологии: диагностика (установление социальной проблемы, выявление причины и поиск способов ее решения, сбор информации); коррекция (изменение социального статуса, экономического, культурного уровня, ценностей, ориентаций клиента); реабилитация (помощь по восстановлению ресурсов и жизненных сил клиента); профилактика (предупреждение социальных и индивидуальных рисков); адаптация (облегчение вхождения индивида в сравнительно незнакомое общество или культурную систему).
В соответствии с задачей полноценной и комплексной реабилитации детей можно выделить психолого-педагогическую, социально-правовую, социально-медицинскую работу. К основным направлениям психолого-педагогической работы относятся: диагностика уровня психического развития и навыков ребенка; составление индивидуальной комплексной программы реабилитации и своевременная ее корректировка; организация и проведение логопедической, учебной и трудовой деятельности, а также социально-бытовой ориентации; психологическое консультирование родителей; обучение родителей основам реабилитации; разработка методик для социально-бытовой ориентации; освоение и внедрение новых педагогических и социальных технологий; определение критериев эффективности реабилитации.
Основными функциями социально-правовой реабилитации являются: осуществление связи с учреждениями социальной защиты, чтобы активизировать социальный потенциал семьи и ребенка; сбор информации и формирование банка данных о детях с ограниченными возможностями и их семьях; правовая помощь родителям в разъяснении вопросов законодательства; организация всех форм патронажа семьи; привлечение учреждений культуры, спортивных и религиозных организаций для интеграции детей в общество; консультации юриста.
В задачи социально-медицинской
работы входят: психодиагностика ребенка
с целью прогноза возможности
его реабилитации и определения
его реабилитационного
Реабилитационная работа в соответствии с решениями специалистов, членов семьи и самого ребенка-инвалида строится на основе ряда методов, например: психотерапии, игротерапии, библитерапии, музыкотерапии, куклотерапии, хобби-терапии, гарденотерапии, элементах анималотерапии и др.
Важной задачей психотерапии детей с особенностями развития является формирование у них чувства уверенности в своих силах, воспитание социальных, трудовых и эстетических установок. Наиболее эффективны те направления психотерапии, которые предполагают активную, внешне проигрываемую деятельность самого ребенка. Игротерапия – наиболее распространенный метод работы с детьми. Она способствует освобождению от внутреннего напряжения. Могут применяться такие приемы, как рисование красками с помощью пальцев на больших листах бумаги, рисование мелом на асфальте и т.д. На эмоциональное состояние детей благоприятное воздействие оказывает музыкотерапия, в частности, вокал. Пение, игра на музыкальных инструментах помогают самоутвердиться, повысить самооценку. Музыка способствует созданию благоприятного фона и для других видов терапии.
Метод хобби-терапии позволяет расширить сознание и совершенствовать взаимодействие с окружающим миром. Здесь ребенок может попробовать свои силы в различных видах деятельности, среди которых макраме, рисование, вязание, изготовление игрушек, поделок, пение, танцы, спорт. При этом выбор того или иного вида не навязывается ребенку, а основывается на его психологических особенностях, склонностях.
Гарденотерапия – это направление в социальной и трудовой реабилитации при помощи и общении детей, когда они работают в саду, выращивая цветы и растения по собственному выбору. Педагог объясняет детям, для чего предназначены те или иные растения, какие конкретно условия им необходимы, помогает посадить и ухаживать за ними. И если это работа с флорой, то анимало-, или зоотерапия (система лечения общением с животными). Самым ценным личностным сдвигом в результате таких мероприятий можно считать пробуждающийся у ребенка активный интерес к жизни, стремление преодолеть недуг, осознание своей неполноценности.
Под реабилитацией
понимается применение всех мероприятий,
которые при умственной отсталости
помогают приспосабливаться к
Для продвижения умственно отсталого ребенка в общем развитии, усвоении им знаний, умений и навыков необходимо специально организованное, коррекционно-направленное воспитание и обучение, строящееся с учетом имеющихся у него положительных возможностей. Для таких детей у нас в стране созданы специальные учебно-воспитательные учреждения: детские сады, школы, школы-интернаты, классы коррекционно-развивающего обучения, где, как правило, находятся дети с диагнозом олигофрения в степени дебильности. Часть детей воспитываются и обучаются в домашних условиях, что требует огромного труда и больших материальных затрат. В специальных детских учреждениях, которые посещают дети с легкой степенью умственной отсталости, процесс обучения ведется по специально разработанным программам, методикам, учебникам, при небольшой наполняемости групп или классов.
В детских садах содержание и методы коррекционно-воспитательной работы заключаются в проведении комплекса мер, направленных на развитие ребенка, на сглаживание недостатков психики умственно отсталого ребенка, усугубляющих их интеллектуальную, эмоционально-волевую, физическую и социальную несостоятельность. Предусматривается посильное овладение дошкольниками основными видами деятельности (игрой, рисованием, конструированием, элементарным самообслуживанием и трудом), что создает предпосылки для перехода к учебной деятельности.
Помощь детям с нарушением интеллекта заключается также и в оказании поддержки их родителям. Такая поддержка должна быть направлена на развитие у них уверенности, обеспечение их реальных потребностей, общественное признание, оценку и развитие саморегуляции. Потерявшие уверенность в себе родители не могут правильно организовать процесс воспитания в результате растерянности, разочарования, дезориентации в расстановке приоритетов и слабой морально-психологической поддержки со стороны медиков, психологов и социальных служб.
Цель работы с родителями – знакомство с индивидуальными и возрастными особенностями развития умственно отсталого ребенка, причинами возникновения интеллектуального недоразвития, влиянием неверной родительской позиции в отношениях с детьми на психическое здоровье ребенка. Реабилитационный процесс работы с семьей включает три блока: просветительский, консультативный и собственно коррекционную работу.
Задачей просветительского
блока коррекционной работы с
семьей является ознакомление с основными
закономерностями развития ребенка, с
индивидуально-психическими особенностями,
с фактами и причинами, обусловившими
нарушение онтогенеза. Консультативный
блок представлен индивидуальной формой
работ с семьей. Организация консультаций
для родителей должна помочь им найти
ответы на имеющиеся вопросы, получить
систему рекомендаций по построению
благоприятных отношений в
Гармонизация отношений
к ребенку со стороны родителей,
учет его индивидуальных и возрастных
особенностей в процессе воспитания,
стремление к созданию благоприятной
психологической атмосферы в
семье положительно влияют на психическое
и социальное здоровье ребенка, обеспечивает
условия для оптимального процесса
его социализации и интеграции. Таким
образом, главная задача родителей,
врачей, педагогов, психологов и социальных
работников предельно проста: мы не
можем дать людям с ограниченными
интеллектуальными
Информация о работе Работа с семьей, имеющей ребенка-инвалида