Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 16:03, курсовая работа
1. Консультирование супружеских пар первоначально осуществлялось по юридическим и правовым, медицинским и репродуктивным, социальным аспектам семейной жизни и проблемам воспитания и обучения детей. Период с конца 1940-х до начала 1960-х гг. отмечен установлением и развертыванием практики оказания психологической помощи семье и супружеским парам. В 1930—1940-е гг. возникает особая практика консультирования супружеских пар, в которой фокус работы смещается с психических нарушений личности на проблемы общения и жизни супругов в семье. В 1950-е гг. утверждается практика и термин «семейная терапия». В отличие от психоанализа, где в центре внимания оказывались интрапсихические процессы, семейная психотерапия направлена на межперсональные, интерпсихические процессы и оптимизацию функционирования семьи как единого целого. В 1949 г. в США были выработаны про
Различают 2 модели любви: пессимистическую и оптимистическую.
Пессимистической модели присуща зависимость от объекта любви и связь этого чувства прежде всего со страхом потерять любимого человека или его расположение. В результате брак приобретает тревожно-невротический характер.
Оптимистическая модель выходит из относительной независимости от объекта любви из-за позитивного к нему отношения, поощрения индивидуального волеизъявления, относительной автономности супругов, создания условий для личностного развития и психологического комфорта в паре, чувства интимности. Чувство интимности характеризуется для индивида выделением себя со своим сложным, самостоятельно сконструированным внутренним миром и правом на самоактуализацию.
Соответственно различают зрелую и незрелую форму любви. В зрелой любви единство супружеской пары достигается при сохранении целостности их личности, индивидуальности, в незрелой любви – за счет нарушения этой целостности, как отмечает Э.Фромм, симбиотической связи, когда партнеры выбирают позицию «жертвы» и «тирана», крайним проявлением которых есть мазохизм и садизм.
2. Удовлетворенность браком зависит от согласованности брачно-семейной мотивации, которая много в чем обуславливает его стабильность.
Факторы стабильности семьи:
Внешние
– внутренние
Внутренние
факторы
Объективные факторы существенно влияют на жизнедеятельность семьи. Одновременно успешность решения семейных проблем много в чем зависит от особенностей осознания членами семьи семейной ситуации, их готовности и умения концентрировать усилия на сохранении семьи.
Т.о., основными факторами, формирующими стабильность брака являются субъективные, психологические факторы. Прежде всего, это супружеская совместимость как социально-психологический показатель сплоченности семьи.
Уровни совместимости:
1. Низкий уровень – психофизиологическая совместимость темпераментов супругов, сенсомоторная согласованность действий, которые выполняются совместно.
2. Функциональная ролевая согласованность, т.е. согласованность структуры, понимания, распределения и принятия семейных и межличностных ролей. Важное значение имеет желательное и реальное распределение ролей.
3. Высший
уровень – ценностно-
Семейные цели:
- связанные
с воспитанием детей, когда
для семьи особенно важно
- допускают дальнейшее развитие супругов как личностей, включая совместный досуг, интенсивное и содержательное семейное общение;
- обусловлены
важностью создания своего
Разногласия во взглядах супругов на семейные цели и ценности, другие аспекты жизнедеятельности семьи можно преодолеть в процессе их взаимной адаптации к совместному способу жизни.
Адаптация (от лат. adapto – приспосабливаю) – единство 2х процессов: ассимиляции (изменение окружения для успешного приспособления) и аккомодации (изменение самого себя для успешного приспособления).
Сущность адаптации заключается во взаимном уподоблении супругов, согласованности, сближении мыслей, чувств и поведения на основе таких психологических механизмов, как идентификация, рефлексия.
Направления адаптации:
- материально-бытовое (заключается в координации прав и обязанностей супругов, в формировании моделей семейного бюджета, которые удовлетворяли бы обоих);
- морально-психологическое
(базируется на
- интимно-личностное (предусматривает достижение
сексуальной гармонии,
морально-психологическое
Вторичная негативная адаптация возникает в результате того, что любовь подчиняется общему психофизиологическому закону адаптации, соответственно которому при постоянном действии одного и того же раздражителя сила чувства, которая вызвана этим раздражителем, уменьшается. В результате для поддержания силы чувств на высоком уровне необходимо либо увеличить силу раздражителя, либо делать перерывы, либо изменять качество раздражителя.
Вторичная негативная адаптация проявляется в 3-х сферах:
·интеллектуальной (уменьшение интереса супругов друг к другу как к личности в результате повторения в общении тех самых оценок. Суждений, мыслей);
-моральной (снижение уважения супругов друг к другу в результате ежедневного неизбежного общения);
· сексуальной (снижение взаимной привлекательности из-за доступности и однообразия взаимоотношений).
Условия преодоления вторичной негативной адаптации.
Личностное самоусовершенствование, духовное развитие.
Повышение культуры взаимоотношений, поддержание чувства высокой самоценности друг друга.
Повышение автономности супругов, расширение интересов и круга общения за пределами брака.
Успешность адаптации и, соответственно, стабильности брака зависит от особенностей взаимодействия членов семьи, которое проявляются, прежде всего, в общении.
В работах Л.А.Петровской, Г.М.Андреевой, Э.Г.Эйдемиллера, В.Сатир, К.Роджерса, Т.Гордон выделены условия эффективного межличностного общения в семье, включающие как общие принципы организации успешной коммуникации, так и специфические нормы и правила, устанавливаемые применительно к семье:
• открытость коммуникации;
• высокая активность коммуникации, обеспечивающая интенсивное обсуждение значимых для членов семьи проблем. Регламент семейной жизни должен предусматривать специальное время и создание ритуалов для возможности такого обсуждения — вечернее совместное чаепитие, разговор с детьми перед сном и т.д.;
• необходимая степень самораскрытия в процессе общения, конгруэнтность общения;
• согласованность представлений о семейном укладе, общность семейных ценностей, адекватность семейного самосознания, согласованная целостность системы «Мы»;
•точность невербальной коммуникации, непротиворечивость вербальных и невербальных сообщений;
• сенситивность к высказываниям партнера, использование техники активного слушания («Ты-сообщений») с обратной связью;
• безоценочность и эмпатическое принятие партнера как условие позитивного развития эмоциональных отношений в семье, создания атмосферы психологической безопасности и гармонизации образа Я партнера; проявление любви, взаимной эмпатии и поддержки, уважения партнера, что особенно важно в кризисных периодах жизненного цикла семьи и при возникновении стрессовых, фрустрирующих и проблемных ситуаций;
• формирование
семейного языка —
Нарушения межличностного общения — одна из наиболее актуальных проблем семейного функционирования. Можно выделить следующие виды нарушений межличностной коммуникации в семье:
1) противоречивость
вербальной и невербальной
2) возникновение коммуникационных барьеров;
3) манипулирование
партнером в процессе
4) нарушение и искажение передачи чувств (В. Сатир);
5) «отклоненная» коммуникация;
6) парадоксальная коммуникация;
7) «замаскированная» коммуникация — мистификация (Р. Лэнг);
8)борьба
за коммуникационный канал
Трудности в общении часто возникают из-за низкой коммуникативной компетентности супругов и использования ими высказываний типа коммуникационных барьеров, затрудняющих процесс эффективного общения. Типы неэффективных высказываний включают: приказания, прямое инструктирование; предостережения, угрозы; нотации, морализаторство; советы и разъяснения; логическую аргументацию; прямую негативную оценку; высмеивание, навешивание ярлыков; похвалу; интерпретацию поведения, постановку диагноза; расследование, допрос; утешение, успокаивание; отвлечение внимания, уход от проблемы.
Если трудности общения приобретают хронический характер, возникает так называемая «коммуникационная проблема», связанная с существованием актуальной потребности одного из членов семьи в помощи или содействии партнера и неадекватностью способа передачи информации. Э.Г. Эйдемиллер выделяет три этапа развития коммуникационной проблемы: информационно-дефицитный, этап замещающе-искаженного коммуницирования и поведенчески-коммуникационный. В супружеских отношениях достаточно часто дефицитной информацией, т.е. информацией, передача которой оказывается затруднена, является просьба о подтверждении любви, обращение за эмоциональной поддержкой и сопереживанием.
«Отклоненная» коммуникация представляет собой односторонний процесс, в котором один из партнеров, по сути, занимает позицию изоляции и молчаливого отказа от коммуникации. Внешне такая коммуникация выступает как монолог вместо диалога, в общении партнеров отсутствует зрительный контакт
Парадоксальная коммуникация представляет собой передачу по коммуникационному каналу одновременно двух взаимоисключающих сообщений, каждое из которых должно быть воспринято партнером как истинное. Противоречивое сообщение подкрепляется еще и запретом его замечать или комментировать. Например, супруг, вернувшись домой, застает заплаканную жену и встревожено спрашивает: «Что случилось?». Следует ответ со слезами на глазах: «Все в порядке, у меня все хорошо!»
«Замаскированная» коммуникация, или мистификация, часто используется супругами в условиях актуального или хронического семейного конфликта и представляет собой маскирование и затушевывание противоречий и конфликтов в отношениях с целью сохранить статус-кво, не объективировать конфликтную ситуацию. Мистификация состоит в том, что один член семьи отвергает адекватную интерпретацию семейной ситуации, своих чувств и переживаний, предлагаемую партнером.
Борьба за коммуникационный канал выступает как попытка одного из членов семьи установить безусловное доминирование и главенство над партнером в форме стремления сохранить за собой «последнее слово», утвердить первенство и создать ощущение, что именно ему принадлежит право на решение всех семейных проблем независимо от их ранга. В основе подобного нарушения межличностной коммуникации лежит неразрешенная проблема главенства в семье.
Межличностное общение в семье является ключевым моментом ее жизнедеятельности, определяет эффективность ее функционирования и ресурсы роста и развития.
Распределение ролей и характер общения определяют формы взаимодействия и сотрудничества в семье. С.В. Ковалев предлагает следующую классификацию типов взаимодействия в семье:
• сотрудничество — гибкое распределение ролей в зависимости от стадии жизненного цикла семьи, конкретной ситуации, индивидуальных особенностей членов семьи; взаимная поддержка и взаимопомощь, высокий уровень эмпатии, готовность вместе решать конфликтные ситуации;
• паритетные отношения — союз, основанный на взаимной выгоде и равных правах партнеров. По сравнению с сотрудничеством паритетные отношения характеризуются более низкой степенью эмпатии и взаимопомощи. При разрешении конфликтных ситуаций каждый партнер стремится к личной выгоде, игнорируя интересы семьи как целого. Вместе с тем есть готовность искать компромиссное решение, понимание преимуществ сотрудничества с партнером;