Психология семьи

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 16:03, курсовая работа

Описание работы

1. Консультирование супружеских пар первоначально осуществлялось по юридическим и правовым, медицинским и репродуктивным, социальным аспектам семейной жизни и проблемам воспитания и обучения детей. Период с конца 1940-х до начала 1960-х гг. отмечен установлением и развертыванием практики оказания психологической помощи семье и супружеским парам. В 1930—1940-е гг. возникает особая практика консультирования супружеских пар, в которой фокус работы смещается с психических нарушений личности на проблемы общения и жизни супругов в семье. В 1950-е гг. утверждается практика и термин «семейная терапия». В отличие от психоанализа, где в центре внимания оказывались интрапсихические процессы, семейная психотерапия направлена на межперсональные, интерпсихические процессы и оптимизацию функционирования семьи как единого целого. В 1949 г. в США были выработаны про

Работа содержит 1 файл

Психология семьи.doc

— 115.00 Кб (Скачать)

Психология  семьи 

Психологическая коррекция семейных отношений: психологическое  консультирование и  психотерапия.

1. Консультирование супружеских пар первоначально осуществлялось по юридическим и правовым, медицинским и репродуктивным, социальным аспектам семейной жизни и проблемам воспитания и обучения детей. Период с конца 1940-х до начала 1960-х гг. отмечен установлением и развертыванием практики оказания психологической помощи семье и супружеским парам. В 1930—1940-е гг. возникает особая практика консультирования супружеских пар, в которой фокус работы смещается с психических нарушений личности на проблемы общения и жизни супругов в семье. В 1950-е гг. утверждается практика и термин «семейная терапия». В отличие от психоанализа, где в центре внимания оказывались интрапсихические процессы, семейная психотерапия направлена на межперсональные, интерпсихические процессы и оптимизацию функционирования семьи как единого целого. В 1949 г. в США были выработаны профессиональные стандарты для проведения супружеского и семейного консультирования, а уже в 1963 г. в Калифорнии — введены правила и нормы лицензирования для семейных консультантов. Важным источником развития семейной психотерапии стало междисциплинарное взаимодействие психологии, психиатрии (М. Боуэн, С. Минухин, Дж. Джексон), практики социальной работы (В. Сатир).

Семейное  консультирование представляет собой  относительно новое по сравнению  с семейной психотерапией направление  оказания психологической помощи семье. Первоначально всеми основными  открытиями и наработками эта область была обязана семейной психотерапии. Наиболее значимыми для развития семейного консультирования факторами стали: переориентация психоанализа на работу с семьей как в форме детско-родительских отношений, так и в форме совместной супружеской терапии в 1940-х гг.; начало разработки системного подхода Н. Аккерманом; создание Дж. Боулби теории привязанности; распространение бихевиоральных методов диагностики и терапии на работу с семьей и создание совместной семейной психотерапии В. Сатир. Благодаря значительным успехам семейной психотерапии и бурному росту спроса на ее услуги число членов Американской терапевтической ассоциации по браку и семье за десятилетие с 1978-го по 1986 г. удвоилось. Бурное развитие практики сделало востребованным и развитие научных исследований в области семьи, что привело к выделению самостоятельной особой психологической дисциплины — психологии семьи. Параллельно развитию семейной психотерапии и семейной психологии шло интенсивное развитие сексологии, в которой главными вехами стали работы А. Кинси, В. Мастерса и В. Джонсона и начало консультирования в этой сфере семейных отношений.

В отечественной  науке интенсивное развитие семейной психотерапии началось в конце 1960-х  — начале 1970-х гг. Однако еще в  конце XIX в. возникло учение о «семейном лечении» различных психических расстройств и необходимости проведения семейной диагностики. Основоположником семейной терапии в России считают И.В. Маляревского, который в своем лечении психически больных детей и подростков исходил из необходимости специальной работы в рамках «семейного воспитания» с родственниками больных детей. Значительную роль в становлении отечественной семейной психотерапии сыграли ученые Психоневрологического института им. В.М. Бехтерева — В.К. Мягер, А.Е. Личко, Э.Г. Эйдемиллер, А.И. Захаров, Т.М. Мишина. Эйдемиллер выделяет три основных этапа в развитии отечественной семейной психотерапии. На первом — «психиатрическом» — этапе исследователи исходили из представления о семье как совокупности входящих в нее индивидуальностей, учет которых позволяет разработать рекомендации по оптимизации жизни семьи и каждого из ее членов. На втором — «психодинамическом» (психоаналитическом) — этапе фокусом терапии стали сформированные в детском возрасте неадекватные модели поведения, переносимые впоследствии личностью в супружеские и детско-родительские отношения в собственной семье.  Третий этап — системная  

Также  обеспечивает непрерывность развития общества, продолжение человеческого рода, связь времен. Известно, что воспитание в семье, эмоционально-позитивное полноценное общение ребенка с близким взрослым определяет гармоническое развитие ребенка в ранние годы. С возрастом ребенка воспитательная функция семьи не утрачивает своего значения, а лишь изменяются задачи, средства, тактика воспитания, формы сотрудничества и кооперации с родителями. В настоящее время именно воспитание детей рассматривается как важнейшая социальная функция семьи.

Сексуально-эротическая. Лишь избирательные, стабильные сексуальные отношения с постоянным партнером, выступающим как уникальная и неповторимая личность, создают условия для достижения наиболее полной сексуальной гармонии партнеров.

Функция духовного общения, предполагающая духовное взаимообогащение членов семьи; информационный обмен; обсуждение наиболее значимых для личности проблем социально-политической, профессиональной, общественной жизни; общение в контексте восприятия литературных и художественных произведений искусства, музыки; создание условий для личностного и интеллектуального роста членов семьи.

Функция эмоциональной поддержки  и принятия, обеспечивающая чувство безопасности и принадлежности к группе, эмоциональное взаимопонимание и сочувствие, или так называемую психотерапевтическую функцию. В современной семье другим аспектом этой функции выступает формирование у личности потребности в самовыражении и самоактуализации;

Рекреативная (восстановительная)  функция обеспечения условий восстановления нервно-психического здоровья и психической стабильности членов семьи;

Функция социальной регуляции, (контроля и опеки), заключающаяся в регуляции отношений между членами семьи на основе моральных норм через первичный социальный контроль, реализацию личного авторитета и власти.

За последние  десятилетия заметно возросло значение функции эмоциональной поддержки и принятия (включая эмпатию и привязанность), реализующей потребности человека в аффилиации и любви. В современном обществе любовь является сущностной характеристикой отношений в семье, заключение браков определяется в первую очередь наличием любви между супругами.

Функции семьи не соположены и не равнозначны, они образуют иерархическую структуру. Иерархия функций определяется историей семьи как социально-культурного  института и историей конкретной семьи. Меняется она в зависимости  от исторического периода, социокультурного окружения и от стадии жизненного цикла семьи. Еще одна функция семьи, практически утраченная в современном обществе, — это функция передачи социального статуса. Наследственная монархия, передача аристократических титулов по наследству обеспечивали преемственность статуса и власти. В настоящее время подобная функция реализуется лишь незначительным числом богатых высокопоставленных семей, причем, как правило, не на основе наследования, а за счет обеспечения элитарного образования и введения в соответствующий круг общения. 

Проблема  стабильности брака и семьи.

1. В  рамках системного подхода семья  рассматривается как целостная  система, реализующая совокупность  функций, обеспечивающих полное  удовлетворение потребностей членов семьи, характеризующаяся внешними и внутренними границами и иерархической ролевой структурой отношений. Границы семейной системы определяются взаимоотношениями между семьей и ее ближайшим социальным окружением (внешние границы) и между различными подсистемами внутри семьи (внутренние границы. Семья включает две основные подсистемы:

- подсистема  супружеских отношений; 

- подсистема  детско-родительских отношений. 

Между супружеской и детско-родительской подсистемами существуют взаимосвязи  и взаимообусловленность. Когда в семье воспитываются несколько детей, выделяется также детская подсистема сиблинговых отношений (отношений братьев и сестер).

Степень жесткости/прозрачности границ определяет открытость (закрытость) семейной системы  и каждой из подсистем. Жесткость границ меняется на протяжении жизненного цикла семьи, отвечая задачам развития семьи и вновь возникающим ее функциям. Подвижность и гибкость границ семейной системы является важной характеристикой, обеспечивающей возможность быстрой адаптивной перестройки семейного руководства, перераспределения семейных ролей и выработки новых стандартов ролевого поведения.

Супружеские отношения первичны по происхождению, они создают основу функционирования и развития семьи. Характеристики семьи  подразделяются на объективные, субъективные и интегральную.

Объективные характеристики функционирования семьи:

• особенности  эмоциональных связей в семье. Любовь как основа построения семьи и  супружеских отношений;

• мотивация  брака;

• главенство и ролевая структура семьи;

• особенности  коммуникации в семье;

• способность  семьи к разрешению проблемных ситуаций.

Субъективные  характеристики:

• удовлетворенность  браком;

• семейное самосознание, наличие «семейных  мифов» и их содержание. Интегральная характеристика:

• сплоченность семьи.

Известная модель Макмастера постулирует шесть  основных параметров функционирования семьи:

• способность  семьи к разрешению как инструментальных, так и аффективных проблем, обеспечивающая эффективное ее функционирование;

• коммуникация как открытый и направленный обмен деловой и аффективной информацией между членами семьи;

• ролевая  структура, определяющая роли как повторяющиеся  модели поведения, выполнение которых  членами семьи обеспечивает удовлетворение общих базовых потребностей, распределение ролей и обязанностей, установление соответствующих границ семейной системы;

• эмоциональная  отзывчивость как индивидуальная способность  членов семьи к сопереживанию  и выражению соответствующего диапазона  чувств различного содержания и интенсивности;

• аффективная вовлеченность, определяющая степень заинтересованности и ценностной значимости членов семьи друг для друга;

• поведенческий  контроль, определяющий правила и  стандарты поведения, обязательные для всех членов семьи.

Общая оценка эффективности функционирования семьи основывается на успешности решения задач в каждой из выделенных сфер.

С. Минухин  выделяет три существенных аспекта  семейной организации: иерархия в родительской подсистеме, характер эмоциональной  связи в ней, стиль взаимодействия и общения.

Основой для формирования семьи выступает  брак как санкционированная обществом  форма отношений между особами  разного пола.

Различают браки по любви, по стереотипу, по расчету, в зависимости от особенностей брачно-семейной мотивации.

Мотивация брака включает 4 основных мотива:

- интимно-личностный (стремление найти желанного партнера  для любви);

- морально-психологический  (желание найти духовно близкого  спутника жизни);

- семейно-родительский (ориентация на рождение и воспитание  детей);

- хозяйственно-бытовой (ориентация на налаженный быт и ведение домашнего хозяйства.

Иерархия  этих мотивов определяет критерии выбора брачных партнеров.

Существенным  основанием для заключения брака  является любовь.

В психологии любовь – это интенсивное, напряженное и относительно устойчивое чувство субъекта, физически обусловленное сексуальными потребностями и социально сформированным стремлением быть своими индивидуально значащими чертами, с максимальной полнотой представленными в жизнедеятельности другого так, чтобы пробуждать у него потребности в ответном чувстве такой же интенсивности, напряженности и стойкости.

Современная социальная психология выделяет в любви 3 основных компонента:

Эмоциональный (симпатия, часто неосознанная, инстинктивное влечение к человеку, причины которого еще недостаточно выяснены).

Рациональный  (уважение, осознание и признание достоинств человека);

Поведенческий (умение не только переживать чувство любви, но и в соответствующий способ проявлять его в деятельности, направленной на получение собственной радости через радость другого человека, в стремлении уменьшить его страдания).

Информация о работе Психология семьи