Психологические защитные механизмы личности и их использование в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2011 в 17:44, курсовая работа

Описание работы

Цель курсового исследования: Изучение особенностей психологической защиты личности и практическое применение психологической защиты личности в организации.

Объектом исследования являются разнообразные проявления личности, которые отражают особенности психологической защиты, рассматриваемые в специфических искажениях конкретных визуальных стимулов и в вербальных описаниях.

Содержание

Введение 3
Защитные механизмы личности 5
Защитные механизмы личности по Фрейду 8
Использование психологических защитных механизмов личности в организации 11
Заключение 25
Список используемой литературы 27

Работа содержит 1 файл

психологические защитные механизмы личности и их использование в организации.doc

— 137.50 Кб (Скачать)

       психологические защитные механизмы личности и их использование в организации 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Введение

       Практически каждый из нас сталкивался в жизни с ситуациями, когда что-то идет не так, как мы хотим, когда случаются какие-то проблемы или беды, когда другие совершенно незаслуженно нас ругают или же когда мы делаем что-то такое, к чему следует относиться двояко. И если бы каждый раз мы могли ясно осознавать все грани влияния внешних событий на нашу жизнь, открыто признаваться себе в своих промахах и принимать чужую точку зрения, то наше психологическое здоровье претерпело бы большие изменения.

       Поэтому бывает так, что какие-то внешние или внутренние события вызывают в нас определенного рода реакцию, на первый взгляд вполне естественную и логичную, но ненастоящую по своей сути. Потому что для сохранения собственной психологической безопасности и равновесия мы бессознательно пытаемся защититься при помощи определенных механизмов нашей психики. И когда, с одной стороны, эти защиты играют нам на руку, сохраняя наш поверхностный покой, с другой, они разрушают нашу личность изнутри, так как где-то «в глубине души» (т.е. научно выражаясь, в нашем бессознательном) они усугубляются, давят и впоследствии могут серьезно испортить жизнь.

       Если вы хотите научиться разбираться в себе и в людях, попробуйте взглянуть на конфликтную ситуацию с точки зрения защитных механизмов. Если проанализировать все слова и события, то такие вещи можно обнаружить и в себе самом, и увидеть со стороны в поведении своих друзей и близких. Открытое знание своей и чужой психологии поможет легче справляться с жизненными трудностями и адекватно налаживать отношения с окружающими.

       Несмотря  на их огромную практическую значимость, защитные механизмы еще не стали  предметом достаточно широких исследований. Большие разногласия между исследователями относительно общего числа этих механизмов и содержания применяемых терминов являются одним из негативных факторов. Описание феноменов психологической защиты часто определяется деятельностью самого исследователя, его общетеоретической, методологической позицией. Более того, методический арсенал для оценки выраженности основных защитных механизмов, которым располагает отечественная наука, более чем ограничен. Анализ публикаций обнаруживает разрозненность имеющихся исследований психологической защиты. Изучение защитных механизмов на феноменологическом уровне в значительной степени затрудняет обобщение полученных данных, тогда как последние продолжают накапливаться. При этом общие закономерности формирования и функционирования психологической защиты, характер внутренних взаимосвязей, особенности структурирования защитных механизмов -остаются аспектом, требующим высокой активности исследования. По-прежнему малоизученными остаются вопросы, касающиеся организации и динамики защитных механизмов, соотношения структуры защитных механизмов с половыми и возрастными особенностями личности. Тогда как разработка практических рекомендаций, форм оптимизации защит в различных прикладных сферах без этого знания невозможна.

       Цель курсового исследования: Изучение особенностей психологической защиты личности и практическое применение психологической защиты личности в организации.

       Объектом  исследования являются разнообразные  проявления личности, которые отражают особенности психологической защиты, рассматриваемые в специфических искажениях конкретных визуальных стимулов и в вербальных описаниях.

       Предметом исследования являются структурные  и динамические особенности защитных механизмов.

       Основная  гипотеза исследования состояла в предположении, что психологическая защита личности, функционирующая в виде разнообразных защитных механизмов, имеет системно-структурный характер.

       Защитные  механизмы личности

       Суть  защитных механизмов такова – это  бессознательные действия или противодействия  в человеческом поведении, которые направлены на защиту от угроз внешней реальности или собственного внутреннего мира человека. С их помощью наше Я обороняется от ограничений окружающего мира, своих запретов и моральных устоев, с одной стороны, и своих фантазий, желаний и требований, с другой. Таким образом, механизмы, служащие для предотвращения опасности, могут превратиться в саму опасность. Нашему Я приходится платить слишком высокую цену за их услуги: защитные механизмы налагают ограничения, требуют значительных энергетических затрат на их поддержание и оказываются тяжелым бременем для психики. Однажды оказав услугу Я, они не исчезают, а фиксируются в нем и становятся постоянным способом реагирования, повторяющимся на протяжении всей жизни человека, в конце концов, почти его характером.

       Психологи выделяют следующие способы поведения  человека, где в работу включаются защитные механизмы.

       Вытеснение – изгнание в бессознательное того, что раньше было в сознании, таким образом человек освобождается от своих внутренних конфликтов. Например, вас кто-то серьезно обидел, вы мучаетесь, не можете определиться в своих чувствах и поэтому, чтобы больше не мучаться, просто отодвигаете все это и делаете вид, что забываете об инциденте. Сначала, безусловно, становится легче, но впоследствии это может привести к серьезному неврозу, т.к. проблема не перестает оставаться проблемой.

       Изоляция  – отделение невыносимых событий или идей от связанных с ними чувств. Здесь человек осознает, что с ним произошла неприятная ситуация, но старается не испытывать вообще никаких чувств по этому поводу. Например, на работе мужчину подставил ближайший соратник, но он, боясь потерять работу, освобождает себя от каких-либо чувств по этому поводу, что позволяет вести себя с нечестным коллегой, как обычно. Происшествие не забывается, но лишается всяческих эмоций и ответных действий. На самом деле в этот момент в бессознательном чувства появляются и накапливаются, вырастая, как снежный ком. В конце концов, мы можем испытывать колоссальное напряжение, что грозит появлением невроза или депрессии.

       Регрессия – возвращение на более раннюю стадию развития, т.е. к более примитивным способам мышления и поведения. В таких случаях человек начинает вести себя словно ребенок: с ним невозможно конструктивно обсудить проблему, он обижается, делает вид, что не понимает, не хочет уступать – одним словом, как будто «капризничает».

       Реактивное  образование – подмена неприемлемых для осознания побуждений гипертрофированными противоположными тенденциями. Например, женщина ненавидит свою коллегу, завидует ей, но в реальности будет чрезмерно дружелюбна с ней, будет ей помогать. На самом же деле негативные эмоции накапливаются, сжимаются, как пружина, что рано или поздно может привести к истерическому срыву.

       Рационализация – человек логически объясняет свои действия и мысли, тем самым скрывая их истинные мотивы. Это самый распространенный механизм психологической защиты, потому что наше поведение определяется множеством факторов, и когда мы объясняем его наиболее приемлемыми для себя мотивами, то запросто рационализируем. Этот процесс опасен тем, что он является настоящим самообманом.

       Смещение – при этом все негативные чувства по отношению к кому-то или чему-то переносятся на более удобный и приемлемый объект. Например, мужчина, постоянно испытывающий недовольство своим начальством, не может себе позволить высказать это на работе. Зато дома он становится настоящим тираном и выплескивает свою агрессию на беззащитных близких.

       Проекция  – отнесение к другому человеку мыслей, чувств, мотивов и желаний, которые на сознательном уровне мы у себя отвергаем. Так, например, многие из нас совершенно некритичны к своим недостаткам и с легкостью замечают их только у других. Мы склонны винить окружающих в собственных бедах. Проекция опасна, потому что приводит к ошибочной интерпретации реальности.

       Сублимация – переключение с социально неодобряемого на социально приемлемое. Всем известный пример здесь – это работы некоторых знаменитых художников, когда различные эротические, нестандартные или неполиткорректные мысли выражаются в качестве творчества на холсте.

 

     Защитные  механизмы личности по Фрейду

       Австралийский психолог и психиатр Зигмунд Фрейд  изучал личность как сложную и многогранную единицу. Он утверждал, что в процессе своего существования личность проходит несколько сложных этапов и постоянно развивается. Личность состоит из трех граней – «Ид», «Эго» и «Супер-Эго». Они исполняют определенные функции и предопределяют жизнь человека. В отдельных трудах Фрейд описал механизмы личности, призванные защищать ее от внешних раздражителей и сохранять гармонию и внутреннюю целостность.

       Рассмотрим  механизмы самозащиты личности. Центральным  среди них является механизм вытеснения. Он действует, возмещая недостатки личности, иными достоинствами. Ярким примером может быть развитое обоняние и слух у слепых людей – в этом случае происходит физиологическое замещение. Примером психического замещения является высокий уровень творческих способностей при слабо развитом интеллекте. Еще один пример работы защитных механизмов личности – регрессия. Это прием, при котором личность психологически вновь возвращается к пройденным этапам развития и таким образом защищается от негативных воздействий. Также в сложной ситуации человек склонен анализировать факты и рационально оценивать ситуацию. Этот механизм называется рационализация. Примером рационализации является внутреннее оправдание обидчика или обстоятельства, которое является проблемным. Иногда, нуждаясь в поддержке, но не получая ее, мы представляем, что сделал бы другой человек на нашем месте, таким способом защищаемся и реализовываем свои потребности. В этом случае действует такой защитный  механизм психики как идентификация. С точностью до наоборот работает проекция, но в этом случае человек свои чувства, мысли и переживания приписывает окружающим. И, наконец, еще один защитный механизм – сублимация: в критической ситуации человек переключает свое внимание и направляет жизненную энергию в иное русло, устраняя, таким образом, проблему. Фрейд считал, что чаще всего человек обладает сексуальной энергией и именно ее он направляет в свою обыденную жизнь. Отдавая свою сексуальную энергию, личность облегчается внутренне и, в то же время, создает материальные или интеллектуальные ценности. Но чаще всего энергия сублимации направляется именно в творческое русло. Под ее воздействие создаются произведения искусства, научные открытия и рождаются ценные идеи.

       Со  всех выше названных механизмов наиболее эффективно действует вытеснение. Оно сохраняет внутреннею энергию человека, которая могла бы пойти на действия и эмоции, внутри человека, тем самым, делая его более сильным и одновременно способным решить назревшую проблему. То, чего личность хотела, забывается ее сознанием и остается на уровне бессознательном. Но это переживание не уходит бесследно. Сам того не осознавая, человек проявляет его в собственных реакциях, эмоциях, а иногда и таких порывах как оговорки, сновидения и фантазии. Зигмунд Фрейд считал, что язык бессознательного Я человека не является простым, и по этому сны, оговорки и эмоции личности отображают отложенные в подсознании мысли и желания не прямо, а символически. Изучать подсознание можно с помощью анализа: анализа сновидений, поведения человека, его ассоциаций, потока свободных мыслей и прочего.

       Также к действенным методам самозащиты человеческой психики Фрейд относил  регрессию и рационализацию, потому что эти два метода позволяют  освободить ту энергию эмоции, которые  находится внутри личности. Иногда разрядка может быть лишь частичной, но ее наличие все же является пользой для человека. При этом регрессия все же относилась Фрейдом к неудачным методам защиты, ведь психолог считал, что регрессия – это возвращение человека к негативным привычкам и мировоззрению, которое упрощает значимость проблемы, но делает человека менее успешным и гармоничным. Простейший пример защитной регрессии – начать курить/грызть ногти/нецензурно ругаться в критической ситуации. Рационализация же, наоборот, один из наиболее благородных механизмов самозащиты психики человека. Она стимулирует действия «Супер-Эго», которое, как известно, является совестью и духовностью личности, оно толкает человека на высокоморальные и справедливые поступки. 
Защитные механизмы психики разнообразны и специфичны. Все они действуют в равной степени и используются личностью ежедневно. Естественно, в большинстве случаев человек не осознает этого, но в следующий раз, когда окажитесь в критической ситуации, попробуйте отследить свое поведение и вы, наверняка, поймете, что психолог Зигмунд Фрейд был прав в своих научных выводах касательно защитных механизмов психики.

 

       Использование психологических  защитных механизмов личности в организации

       Более чем столетний опыт работы с этим важнейшим психическим феноменом, связавшим сознательные и неосознаваемые процессы мотивации и мышления, позволяет дать ему определение и провести классификацию эгозащитных механизмов. Одним из первых было определение А. Фрейда, согласно которому защитные механизмы — это деятельность «Я», начинающаяся, когда «Я» находится в ситуации чрезмерной атаки со стороны побуждений и аффектов, представляющих для него опасность. Согласно разработкам этой исследовательницы, эгозащитные механизмы представляют собой перцептивные, интеллектуальные и двигательные автоматизмы, возникающие вследствие ранних межперсональных конфликтов. Анализ представлений первых работ по психологической защите позволяет сделать два важных заключения. Первое: психологическая защита это неосознаваемый опыт прежних эмоционально заряженных отношений. Второе: это опыт, содержанием которого в случае психологической защиты являются автоматизмы. Автоматические реакции: двигательные, интеллектуальные навыки всплывают и вскрываются в поведении только в том случае, когда Я- концепции (рефлексивной части личности) угрожает опасность давления со стороны бессознательных процессов, с которыми личность может не справиться. Следовательно, А. Фрейд вслед за своим отцом связывает функционирование психологической защиты с внутренней системой конфликтов между осознаваемыми и регулируемыми волей процессами социальных отношений и взаимодействий и неосознаваемыми (бессознательными) мотивационными и аффективными актами.

Информация о работе Психологические защитные механизмы личности и их использование в организации