Психологические аспекты социальной коммуникации

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 09:56, контрольная работа

Описание работы

Понятия склонности, предрасположенности и личностных черт занимают центральное место в социальной коммуникации.
С позиции социальной коммуникации психология личности изучает следующие вопросы:
1) Какие черты отличают конкретных людей в действиях, мотивах и познании?
2) Какие главные, постоянные черты свойственны людям в коммуникационном процессе?

Содержание

1. Введение.
2. Экстравертизм.
3. Интровертизм.
4. Макиавеллизм.
5. Заключение.
6. Список литературы.

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа по СК.doc

— 66.50 Кб (Скачать)

 

Акцентируя внимание не индивидуальных различиях, теоретики должны иметь в виду существование такого явления, как устойчивость индивидуальности, постоянные характеристики личности. Одну из постоянных черт личности исследователи обозначили термином макиавеллизм [1, с. 64].

Итальянский общественный деятель, философ, писатель и историк Н.Макиавелли полагал, что человек не способен избавиться от своих порочных склонностей к убийству, обману, вероломству. Они появились с человеком, и будут существовать до тех пор, пока существует человек. Макиавелли рассматривал общество как аморальное по своей сути, а власть – как высшую ценность, утверждая, что "цель оправдывает средства". Этот тезис стал нарицательным, и часто отрицательные исторические личности оправдывали свои действия, своё поведение этим высказыванием. Не пренебрегают им и отдельные современные политики ХХ века [3, с. 32].

Н.Макиавелли заложил в своих работах начала социальной теории личности. Биологический анализ поведения человека и тезис о постоянстве человеческой натуры склонили его к формулировке вывода о возможности обнаружить эффективные социотехнические правила манипулирования индивидами, поскольку их поведение и их реакции считал возможным предвидеть.

Выведенное им определение макиавеллизма не тождественно двуличности. Макиавеллизм – это политическая доктрина, использующая хитрость, насилие и обман в стремлении достичь намеченной цели; в качестве политической установки её отождествляют с цинизмом, двурушничеством, недобросовестностью.

Макиавеллисты держат эмоциональную дистанцию, не принимают близко к сердцу ни поведение других, ни своё собственное. В своём поведении они руководствуются только тем, что познали рационально, а не тем, что чувствуют эмоционально.

Люди с макиавеллистским типом личности легче находят выход из затруднений и лучше чувствуют себя в сегодняшней коммерциализированной атмосфере. Их гибкие моральные принципы, игнорирование этики, способность прибегать к "запрещённым приёмам", ловкое жонглирование софистикой и демагогией – и всё в соответствии с принципом "цель оправдывает средства" – позволяет им успешно достигать намеченные цели. Они не принадлежат к числу тех, кого любят, скорее – к тем, чьим способностям устроиться в жизни завидуют. Основа их побед в самом общем виде – ложь и обман, благодаря чему термин "макиавеллизм" получил уничижительную окраску". Однако можно обманывать всех какое-то время, кое-кого – всё время, но нельзя обманывать всех постоянно.

Быть макиавеллистом выгодно для того, кто в этом заинтересован: отсутствие угрызений совести, моральных тормозов, и ловкое балансирование на грани дозволенного позволяет завоевать удобное место в жизни. Поэтому макиавеллисты почти всегда побеждают.

Подводя итог, можно сказать, что макиавеллистская личность – это такая форма, которая используется в социальной коммуникации, в межличностных контактах она базируется на помыкании другими, на целенаправленном, эгоцентричном манипулировании другими при полном игнорировании интересов партнёра по взаимодействию. Все коммуникационные сообщения в такой подаче неэтичны, аморальны, содержат ложную информацию, а ложь в "красивой" упаковке принимается тем, кто является объектом манипулирования, чаще всего как положительное, искреннее и ценное сообщение.

Лица с макиавеллистскими склонностями оказывают влияние не только на индивида, с которым находятся во взаимодействии, но аналогично они могут воздействовать на целые общественные группы (религиозная секта). Часто партнёры по процессу коммуникации с лицами макиавеллистского склада бывают удовлетворены этим общением, поскольку они чувствуют себя безопаснее и увереннее, когда их подгоняет сильная личность. При чём они не замечают, что ими манипулируют до момента внезапного озарения, когда они узнают об истинных целях макиавеллиста и о том, что его внешне положительные действия, позитивная информация – всё обман, холодный расчёт, служащий только удовлетворению нужд и амбиций макиавеллиста.

В разговоре или в другом виде взаимодействия макиавеллист концентрируется на том, что он хочет получить, проявляет инициативу, начинает и кончает взаимодействие. В разговоре он навязывает темы, строит концепции, подталкивает к такому действию и такому пониманию, которые соответствовали бы его планам, он не слушает других, создавая лишь видимость интереса к словам собеседника. Часто прибегает к внушению, советует, оценивает, побуждает к таким действиям, которые затягивают жертву манипуляции в сети макиавеллистского плана [1, с. 73-81].

 

5. Заключение.

 

Трудно с определённостью сказать, какая из черт (экстравертивная или интровертивная) полезнее для жизни, а потому и в общении. В личности каждого индивида противоречиво соединены обе эти установки, но одна из них, является доминирующей и осознаётся, в то  время как другая гасится и не отражается сознанием. Мы можем использовать их в зависимости от ситуации, выбирая из них необходимые элементы. Большое искусство выбрать именно те, которые могут нам помочь в привлечении на свою сторону тех, кто нам нужен. Часто бывает так, что неумелый выбор стиля поведения, установок может вызвать абсолютно нежелательную ситуацию. Правда и то, что лица с экстравертивными склонностями завидуют скрупулёзности, добросовестности, деловитости, обдуманности, удачности решений интровертов, и наоборот: интроверты могут завидовать экстравертам в том, что касается лёгкости в завязывании контактов, более быстрого принятия решений, открытости, успеха в обществе и т.п. К счастью, людей оценивают не только на основе их характера, хотя он имеет большое значение. Благодаря частым контактам с другими и при наличии собственного желания мы можем так сформировать наши черты и так их направить, как того требует окружающий нас мир и тот мир, о котором мы мечтаем.

Личностные черты – благоприобретённые, их можно изменить, по крайней мере, скорректировать. Люди рождаются с определёнными склонностями, однако, влияния извне (семья и работа) могут заставить индивида придерживаться тех предпочтений, которые отличаются от врождённых.

Когда люди находятся под влияние стресса, они могут экспериментировать с новыми, совершенно незнакомыми типами поведения. И хотя типичные склонности почти всегда обнаруживаются в поведении, люди могут, а иногда просто обязаны, разработать альтернативные стратегии и целенаправленно использовать благоприобретённые, т.е. не данные им по природы склонности. Тип "развития" означает такого человека, который надлежащим образом использует свойственные ему от рождения предпочтения и знает, когда и как можно эффективно их использовать. Это не означает, что он одинаково хорошо сможет использовать все. Поэтому каждый человек, несмотря на присущие всем общие черты, является уникальным [1, с. 52, 56].

 

 

 

 

Список литературы:

 

 

1.                  Подгурецки Ю. Социальные коммуникации. М.: Гелиос, 2006

 

2.                  Социологический словарь. На русском, английском, немецком, французском и чешском языках. Редактор-координатор – академик РАН Г.В.Осипов. – М.: Издательская группа ИНФРА*М-НОРМА, 1998. – 488 с.

 

3.                  Киселёв И.Е. Основы социальной психологии. – Мн.: Экоперспектива, 2000. – 216 с.

 

 

 

 

 

 



Информация о работе Психологические аспекты социальной коммуникации