Психоанализ и философия феминизма как формы дискурса сексуального

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 20:09, курсовая работа

Описание работы

Провести сравнительный анализ дискурса сексуального в психоанализе и философии феминизма и выявить основные сходства и различия.
Задачи курсовой работы:
Ознакомиться с литературой по философии феминизма и психоанализу.
Выявить дискурс сексуального в этих направлениях.
Провести их сравнительный анализ.

Работа содержит 1 файл

курсач в миниатюре.doc

— 115.50 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«Петрозаводский государственный университет»

Кольский филиал

 

 

 

кафедра философии и  социологии

дисциплина: социальная философия

 

 

Психоанализ и философия феминизма

как формы дискурса сексуального.

 

 

 

 

 

Курсовая работа

студентки 2 курса

очного отделения

гуманитарного факультета

специальности - 040201

Социология

Камневой Ангелины

Геннадьевны

Научный руководитель

Ст.пр. Данилина

Анастасия Аркадьевна

 

 

 

Апатиты

                                                                   2012

Актуальность.

В современном обществе всё больше становится модным чтение литературы, основанной на особенностях личности и на возможностях её изучения. Большое внимание, при этом, уделяется теме сексуальности. Сейчас существуют два основных направления, где эта тема получает наиболее полное толкование- это психоанализ и философия феминизма. Люди день за днём всё с большей охотой читают работы приверженцев данных направлений, но существует проблема. Эта проблема заключается в противопоставлении точек зрения психоаналитиков и феминистов, так как в психоанализе первое место отдаётся мужскому началу, а в философии феминизма - женскому.

В рамках темы сексуального дискурса работали авторы : Д. Батлер,

А. Адлер, Э. Фромм, К. Хорни, Г. Салливан, Ж. Лакан, А. Гидденс, , И. Кон, Л. Мотт, К. Ханиш, Г. Уоткинс, Ю. Кристева, Р. Брайдотти, Е. Здравомыслова, А. Темкина и другие.

Для того, чтобы понять сущность человеческой сексуальности, необходимо актуализировать знание в области социальной философии, которое разработано философами. В связи с этим оправдан интерес к работам таких учёных, как З. Фрейд, М. Фуко, Ж. Бодрийяр, С. Бовуар, А. Джагар, Л. Иригарэ и др.

Цель курсовой работы:

Провести сравнительный анализ дискурса сексуального в психоанализе и философии феминизма и выявить основные сходства и различия.

Задачи курсовой работы:

  1. Ознакомиться с литературой по философии феминизма и психоанализу.
  2. Выявить дискурс сексуального в этих направлениях.
  3. Провести их сравнительный анализ.

Методы:

  1. Герменевтика,
  2. Сравнительный анализ.

Объекты исследования- феминизм и психоанализ.

Предмет исследования- дискурс  сексуального.

 

Формулировка цели и  задач исследования обусловила структуру курсовой работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных литературных источников.

Для достижения поставленной цели и выполнения необходимых задач  были применены герменевтический метод и метод сравнительного анализа. Суть герменевтического метода состоит в том, что для выявления дискурса сексуального  требуется интерпретация текстов работ авторов.

Суть метода сравнительного анализа в том, что после интерпретации  текстов были сопоставлены ключевые положения теорий авторов, для обобщения результатов с целью получения широких выводов, касающихся более объёмных вопросов, касающихся дискурса сексуального.

Основная часть данной курсовой работы содержит две главы. Первая глава «Психоанализ о сексуальном» раскрывает определение дискурса сексуального со стороны психоанализа. Раскрывает сущность сексуального, показывает воздействие сексуального на человека и отражает роль сексуального в общественном взаимодействии со взгляда психоаналитиков.

Во второй главе «Сексуальное в философии феминизма» раскрываются те же взгляды на сексуальное, но уже со стороны феминистов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Психоанализ о сексуальном.

Тема сексуального часто затрагивается в психоанализе. Она хорошо раскрывается в работах З.Фрейда, М.Фуко, Ж.Бодрийяра и других. При этом учёные имеют разные теории  на тему сексуального.

 1.1. Специфика понимания сексуальности у З.Фрейда.

Интересные исследования проводил и австрийский  психолог, психиатр и невролог Зигмунд Фрейд. Согласно фрейдистской психоаналитической концепции развития, всякий человек уже рождается с сексуальными инстинктами. Внутренняя психическая инстанция (Оно) -  наследственный фактор, а влияние внешней среды, общества обусловливает возникновение сознания и Сверх-Я. Оно и Сверх-Я, наследственность и внешняя среда давят на Я, причем влияние среды вытесняет сексуальные влечения, находясь с ними в антагонистических, противоречивых отношениях.1 Таким образом, общество выступает как источник всевозможных психологических травм.

Из таких заключений и вырастает теория развития как теория детских травм. Развитие личности рассматривается Фрейдом как совпадающее с психосексуальным. Особенности протекания стадий у ребенка (оральная, анальная, фаллическая, генитальная) обусловливают жизненную судьбу, тип характера и личности, а также разновидность нарушений психики (патологии, неврозы), жизненные проблемы и трудности у взрослого человека. Каждый из этапов психосексуального развития характеризуется определенным способом проявления половой энергии (либидо) через эрогенные зоны, характерные для данного возраста. Если либидо удовлетворяется неадекватным образом, человек рискует остановиться на этой стадии и у него фиксируются определенные черты личности. Из теории Фрейда можно сделать вывод, что многие черты характеров окружающих нас людей есть ничто иное как результат прохождения стадий психосексуального развития. Значит, отталкиваясь от обратного, можно попытаться определить по чертам на каких из стадий могли произойти сбои. По мнению Фрейда, психосексуальная деятельность начинается в период кормления грудью, когда рот младенца становится эрогенной зоной — зоной удовольствия (оральная стадия). Таковой он остается на протяжении всей жизни человека, даже в зрелости наблюдаются остаточные проявления орального поведения: употребление жевательной резинки, обкусывание ногтей, курение, поцелуи, переедание, употребление алкоголя, оральный секс и т. п.

Во вторую половину первого  года жизни начинается вторая фаза оральной стадии — орально-агрессивная, или орально-садистская, когда у  ребенка появляются зубы и кусание становится средством выражения недовольства и фрустрации, вызванной отсутствием матери или отсрочкой удовлетворения. Уже на данной стадии, согласно представлениям Фрейда, люди делятся на оптимистов и пессимистов. Первые две стадии, по моему мнению, являются базисными в определении характера человека и его физическое здоровье, так как установка пессимистического отношения к жизни у человека определяет отсутствие  готовность исправляться с трудностями, т.е. понижает жизнеспособность, а взрослые последствия отклонения оральной стадии приводят к вредным привычкам (курение, пристрастие к бутылке, переедание и т.п.), что влияет в последствие на здоровье, а следственно, на жизнеспособность.

С приучением к туалету  основное внимание перемещается сначала на ощущения, имеющие отношения к дефекации (анальная стадия), а позднее на те, что связаны с мочеиспусканием (уретральная фаза). В этот период дети получают удовольствие от задерживания и выталкивания фекалий. Если родители поощряют своих детей регулярно опорожнять кишечник и хвалят их за это, то, по мнению Фрейда, развивается способность к самоконтролю, воспитывается позитивная самооценка и даже развиваются творческие силы. Отмечу, что на всех стадиях главным «контроллером»

 Являются родители  или лица их заменяющие, так как если они не следят за своим ребёнком, возрастает вероятность роста отклонений в будущем.

Наконец, примерно в возрасте 4 лет эти частные влечения объединяются, начинает преобладать интерес к  половым органам (фаллическая фаза). Дети могут рассматривать свои половые органы, мастурбировать, проявлять заинтересованность в вопросах рождения и половых отношений, подсматривать за сексуальными отношениями родителей, испытывать сексуальные побуждения. Тогда же развивается комплекс Эдипа (или Электры у девочек), суть которого заключается в преимущественно положительном отношении к родителю противоположного пола и агрессивном поведении по отношению к родителю своего пола.

По мнению Фрейда, дети расстаются позднее со всеми этими  тенденциями из-за страха кастрации. В возрасте 5-7 лет мальчик подавляет, вытесняет из сознания свои сексуальные желания в отношении матери и начинает идентифицировать себя с отцом (перенимает его черты): осваивает нормы и модели мужского ролевого поведения, усваивает основные моральные нормы, т. е. формируется Сверх-Я как следствие преодоления Эдипова комплекса, девочки преодолевают комплекс Электры (по греческому мифу Электра уговаривает своего брата убить их мать и ее любовника и отомстить за смерть отца), подавляют тяготение к отцу и идентифицируются с матерью.

При исследовании Фрейд  выявил, что взрослые, не распрощавшиеся с хоть с какой-либо тенденцией из детства, могут приобрести отклонения в психике или достаточно негативные черты характера.

 Неразрешенные проблемы  Эдипова комплекса расценивались Фрейдом как основной источник последующих невротических моделей поведения, особенно связанных с импотенцией, фригидностью, гомосексуализмом, инцестом, поиском партнера, который был бы «заменой» родителей, т.е. инфантилизацией. По мнению этого психолога, самые важные периоды в жизни ребенка завершаются до 5 лет: тогда и формируются главные структуры личности (уже сформированы структуры Я и Сверх-Я). Фаллической стадии соответствует зарождение таких черт, как самонаблюдение, благоразумие, рациональное мышление, утрирование социальных проявлений поведения, свойственных тому или иному полу.

Латентная стадия (5-12 лет) характеризуется снижением полового интереса, психическая инстанция  Я полностью контролирует потребности  Оно, энергия человека направлена на школьное обучение, освоение общечеловеческого опыта и культуры, различных форм поведения, свойственных данному полу, на установление дружеских отношений со сверстниками и взрослыми вне пределов семейного окружения. Я считаю, что это связано с усилением контроля общества над индивидом ввиду повышения его диструктивного потенциала, т.е. ребёнка легче занять чем-либо, чтобы он не доставал родителей и не ломал всё вокруг, например, направить его энергию на интеллектуальное и физическое развитие.

Генитальная стадия (12-18 лет) характеризуется возвращением детских сексуальных стремлений, все бывшие эрогенные зоны объединяются, и появляется стремление к нормальному  сексуальному общению. Однако его осуществление  может быть затруднено, и тогда  возможны регрессии, возвраты к прежним стадиям развития: усиление агрессивных стремлений Оно, Эдипова комплекса и стремлений к гомосексуальности.

Нормальное развитие, по Фрейду, происходит с помощью  механизма сублимации, а развитие, протекающее благодаря механизмам вытеснения, регрессии или фиксации, порождает патологические характеры.

При благоприятных обстоятельствах  развитие завершается наступлением психологической зрелости, основными  признаками которой являются: способность  человека любить другого самого по себе, а не ради удовлетворения своих сексуальных потребностей и стремление человека проявлять себя в продуктивном труде, в создании чего-то нового и полезного для людей. Но этой стадии достигает далеко не каждый человек; многие люди по различным причинам как бы «застревают» на предыдущих этапах. У них происходит так называемая фиксация.

Фиксация может происходить  как в результате фрустрации (когда  психосексуальные потребности ребенка  пресекаются родителями и не находят  оптимального удовлетворения), так и в результате сверхзаботы со стороны родителей, когда те не дают ребенку самому управлять собой.

Фрейд признавал существование  двух основных инстинктов — жизни  и смерти, Первый из них, или Эрос, включают в себя все силы, служащие поддержанию жизни и продолжению рода. Наиболее важны сексуальные инстинкты и сексуальная энергия (либидо).2 Его теорией можно подтвердить определение человека как биосоциального существа, которого координирует не  только общество, но и биологические инстинкты. Пользуясь такими денотатами, как «пенис» и «сексуальность», Фрейд вкладывает смысл, заключающийся в том, что все сексуальные практики, протекающие в период психосексуального развития, нацелены на удовлетворения биологических потребностей, т.е. стремление к размножению. Коннотация совпадает с денотатом. Человек хочет заниматься сексом ради удовлетворения биологических потребностей и получения удовольствия. 

1.2. Специфика  понимания сексуальности у М.  Фуко.

В свою очередь Фуко считал, что «сексуальное», как  и власть- части жизни каждого индивида, что «сексуальное» и власть неразрывны и не должны быть отделимы друг от друга. Он считал, что диалектика взаимодействия власти, пола и сексуальности такова: власть действует в пределах диспозитива сексуальности (гетерогенная совокупность элементов: дискурсы, политические и общественные установления, административные решения и мероприятия, а также научные, философские и моральные высказывания в той мере, в какой они носят регламентирующий характер), точнее, она его создает и оформляет в целую систему сложных и обратимых отношений, преобразующих всякий отклоняющийся опыт сексуальности во всеобщий принцип сексуального поведения, который и предстает в виде закона «пола». Д.с. формулирует правила, по которым строится сексуальное поведение индивидов в ту или иную историческую эпоху, он нормализует сексуальное желание и управляет им. Диспозитив- это способ познания, и технология «захвата» сексуальности. Диспозитив организует пространство и время для любого из тел, чью чувственность необходимо преобразовать в зависимости от общей властной стратегии данного общества, оттого, что оно считает сексуальной нормой, «правильной ориентацией», «истинной природой сексуальности» и т.п.

Действие диспозитива  может и должно объясняться явлением дифракции сексуальных функций. Вместо старой семейной сцены, где сексуальные отношения регулировались внутренним законом пола и сексуальность была замкнута на воспроизводящуюся структуру семейных отношений, появляется иная сцена, чьи персонажи более не следуют прежним запретам. Новые персонажи сексуальности: «фригидная жена», «муж-импотент с его садистскими наклонностями», « «юный гомосексуал, отказывающийся от брака», — разом появляются, когда утверждается повсеместно четыре фундаментальных стратегических принципа: истеризация женского тела, половое воспитание ребенка, социализация функций продолжения рода и психиатризация перверсивного (запрещенного) удовольствия, например,  выхода за рамки анатомических границ тела, предназначенных для сексуального контакта. На новой сцене впервые становится видимым закон пола в действии.

Информация о работе Психоанализ и философия феминизма как формы дискурса сексуального