Автор: t*********@mail.ru, 24 Ноября 2011 в 23:26, реферат
Комплекс фрейдистских доктрин, стал одним из идейных, методологических и теоретических основ классического периода западной социологии. Оказав значительное воздействие на всю социальную мысль, в особенности ее психологического направления.
Австрийский врач и профессор, психолог Зигмунд Фрейд (1856-1939) создав новый психотерапевтический метод лечения психонервных заболеваний - психоанализ, так же задал его основы направления.
Введение………………………………………………………………………..3
1.Психоаналитическая ориентация………………………………………….....4
2. Основные идеи во взглядах З.Фрейда на человека и его личность…………8
3. Структурная теория личности Фрейда……………………………………....13
Заключение… …………………………………………………………………18
Список использованной литературы………………………………………...19
Фрейд трактовал либидо как единственно мощное мотивационное начало оказывающее решающее действие на поведение человека. Он утверждал, что энергия сексуального влечения по всей вероятности может сублимироваться на разные объекты и обнаруживать освобождение в различных в видах человеческой деятельности, приемлемых как индивидом. так и обществом. В этом случае Фрейд предписывал формам проявления либидо единственно просторный диапазон – начиная от элементарных физиологических актов и заканчивая художественным и научным творчеством. Затем энергия сексуального влечения и структура сублимации были определены Фрейдом основой и прогрессом человеческой жизнедеятельности.
Это соображение предопределило нрав его учения, одной из отличительных черт которого стал пансексуализм - изъяснение феноменов человеческого существования предпочтительно или исключительно сексуальными стремлениями индивидов.
Одной из важных частей учения Фрейда стала его теория комплексов. Взяв у К. Юнга идею комплекса как группы представлений, связанных между собой одним аффектом, Фрейд создал концепцию комплексов как вместе взятых неосознаваемых представлений, влияющих на здоровье и поведение человека.
Фрейд уделил почтение разработке комплексов Эдипа, неполноценности и кастрации, думая, что источником психоневрозов являются переживания и подавления эротического влечения.
По Фрейду, важнейшую роль в жизнедеятельности и формировании человека играет комплекс Эдипа. Исследуя сновидения своих пациентов, Фрейд увидел то, что определенная часть их с возмущением рассказывали ему о сновидениях, мотивом которых была половая связь с матерью.
Увидев в этом определенную тенденцию, 3. Фрейд предположил, что такие сновидения дают основания думать, что первое социальное возбуждение человека направлено на мать, а в том случае как первое насильственное желание и неприязнь направлены на отца. Такую установку Фрейд назвал комплексом Эдипа (Эдиповым комплексом), содержание которой считалось эротическое влечение ребенка к матери и агрессивное чувство к отцу. В этом случае нужно обратить внимание на то, что причина влечения по своему характеру сублиминальны, т. е. они не осознаются.
Следовательно, как думал Фрейд, в психике человека присутствует диаметрально противоположные неосознаваемые и осознаваемые чувства, которые направлены на один и тот же объект, что объясняет противоречивость психической организации человека.
Соответственно
психоаналитической теории, Эдипов комплекс
есть биопсихический феномен, который
передается по наследству и проявляется
по достижении определенного возраста
в каждом человеке. В этом случае подразумевалось,
что типическое проявление происходит
тогда, когда сексуальное влечение достигает
определенной точки зрелости и направляется
не на собственный носитель, а на объект,
в роли которого выступают родители. Когда
происходит формирования личности и психики
человека, по утверждению Фрейда, вступает
в деяние механизм Эдипова комплекса,
который характеризуется столкновением
между собой приобретенных (осознаваемых)
и врожденных (сублиминальных) установок,
вследствие от исхода которого может быть
или нормальное, или анормальное развитие
личности, сопровождающееся появлением
чувства вины и неврозов.
Согласно структурной теории личности, личность представляет собой противоречивое подобие трех взаимодействующих сфер: «Оно», «Я» и «Сверх-Я» («Я-идеал» , «Идеал-Я»), сущность и действие которых отражает ее многообразие и сущность.
Соответственно учению Фрейда, структура личности взаимосвязана с структурой психики. Главная сфера личности - «Оно» - представлена Фрейдом как место иррациональных, бессознательных реакций и импульсов, психобиологических по проявлению и биологических по природе. «Оно» - выступает как единая психоличностая сила, потому что ее внешние и внутренние проявления которые контролируются и регулируются принципом удовольствия (наслаждения).
Фрейд думал, что в «Оно» происходит постоянная борьба Эроса и Танатоса, которая раскрывает всю сущность этой сферы. Так же «Оно» является как поставщиком, так и источником энергии для других сфер личности. При этом образует при это движущие силы личности и выражается в определенном желаниях и влечениях.
«Я» согласно Фрейду, происходит от комплекса Эдипа и в некоторой степени обособляется от «Оно», при этом образует собой разумность и рассудительность. Как сфера личности «Я» предстает как организованное возникновение личности, руководствующееся принципом реальности в своей деятельности, что разрешает ему контролировать иррациональные, слепые импульсы «Оно» и приводить их в соотношение с определенными требованиями внешнего мира.
«Сверх-Я» («Я-идеал», «Идеал-Я») - появляется на основе «Я» и выступает как продукт культуры, который складывается из моральных черт, норм поведения и комплекса совести, контролирующие действия «Я» и предоставляют ему моральные образцы подражания и деятельности в контексте высших социальных чувств.
Cответствеено учению Фрейда, все три сферы личности оказывают большое влияние на функциональную деятельность друг друга и находятся в постоянном взаимодействии между собой. Взаимоотношение «Я» и «Оно» - утверждалось Фрейдом определенным образом: Функциональная значимость «Я» определяется тем, что в обычных случаях оно владеет подступами к подвижности.
Так же, по Фрейду, постоянная борьба всех сфер личности в какой-то степени смягчается определенными «защитными механизмами», сформировавшимися в результате эволюции человека. Важными из «защитных механизмов», которые были призваны образовать определенную стабильность и целостность личности в условиях конфликта противоречивых установок и импульсов, Фрейд считал:
- «вытеснение» (устранение индивидом мотивов своих действий из сферы сознания бессознательно);
- «сублимацию» (процесс переадресования и преобразования сексуальной энергии в разные формы деятельности, приемлемые обществом и индивидом);
- «проекцию» (неосознанное перенесение, «приписывание» собственных влечений, ощущений, мыслей, желаний, представлений в частности «постыдных», бессознательных стремлений другим людям);
- «регрессию» (переход на более примитивный уровень поведения и мышления);
- «реактивное образование» (изменение сознания тенденции неприемлемой на более приемлемую или противоположную);
- «рационализацию» (неосознанное стремление индивида к рациональному обоснованию своего поведения и идей даже в том случае, когда они иррациональны);
- «фиксацию поведения» и пр.
Отстаивая
конфликтность и
Определяя ценность механизма взаимодействия всех сферам личности, Фрейд одновременно связывал с теорией личности свои многообразные гипотезы и концепции. Например, концепция творчества и учение о характерах, которые реально дополняют и согласуются с его конструкцией личности.
Фрейд пришел к выводу, что характер человека формируется в основном в течение первых пяти лет жизни под воздействием факторов индивидуального и конституционального порядка. Отмечая определенную роль детства в формировании характера личности, Фрейд задумался о существовании различных видов характеров и их особенной связи с эрогенными зонами. По Фрейду, такая соединение выражается предпочтительно в воздействии различных эрогенных зон на формирование отдельных черт характера или его в целом. При этом необходимо отметить, что такая классификация вызвала сомнения среди сторонников психоанализа.
По Фрейду, переживания раннего детства играют критическую роль в формировании взрослой личности. Так же Фрейд утверждал, что человек рождается с определенным количеством либидо и проходит в своем развитии несколько психосексуальных стадий, в основе которых лежат инстинктивные процессы организма.
Стадии психосексуального развития по Фрейду.
Защитные механизмы:
Заключение
Психоанализ, то есть очень мощная психологическая система, первая теория личности. Психоанализ создал первую психологическую практику. В своих клиентах они видели не больных, а здоровых людей, нуждающихся в помощи.
B общем теория личности Фрейда и дополняющие ее концепции, учения и доктрины, несмотря не на что, стали определенным шагом вперед по отношению к существовавшим доктринам западной социологии. Bажным достижением была разработка нового взгляда на личность человека, как на изменяющееся время от времени противоречивое, структурированное и динамическое образование.
В целом, по Фрейду, каждый человек, вступая в систему культуры, в виде пожертвования отказывается от влечений, руководствующихся принципом удовольствия и состоящие определенно из эротических источников.
Конфликт личности с культурой в социологии Фрейда значительно выступает в форме психосексуального конфликта буржуазного общества. Фрейд утверждал, что он проявляется значительно в сфере морали и находит выражение определенно в распространении психонервных заболеваний.
Факты,
изложенные Фрейдом, находили подтверждений
в дальнейшем не только в рамках психоанализа,
но и в рамках других направлений.
Список
использованной литературы
1.Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. М., 1991.
2. Фрейд 3. Психоаналитические этюды. Мн., 1991.
3. Фрейд 3. «Я» и «Оно». Труды разных лет. Кн. 1, 2. Тбилиси, 1991.
4. Социология. Учебное пособие для студ. ВУЗов под общей ред. Проф. А.А.Громыко. М., 1999 г.
5. Матушкин А.В. Структура личности по З. Фрейду.