Психоаналитическая социология

Автор: t*********@mail.ru, 24 Ноября 2011 в 23:26, реферат

Описание работы

Комплекс фрейдистских доктрин, стал одним из идейных, методологических и теоретических основ классического периода западной социологии. Оказав значительное воздействие на всю социальную мысль, в особенности ее психологического направления.
Австрийский врач и профессор, психолог Зигмунд Фрейд (1856-1939) создав новый психотерапевтический метод лечения психонервных заболеваний - психоанализ, так же задал его основы направления.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
1.Психоаналитическая ориентация………………………………………….....4
2. Основные идеи во взглядах З.Фрейда на человека и его личность…………8
3. Структурная теория личности Фрейда……………………………………....13
Заключение… …………………………………………………………………18
Список использованной литературы………………………………………...19

Работа содержит 1 файл

Психоаналитическая социология.doc

— 96.00 Кб (Скачать)

Содержание 

   Введение………………………………………………………………………..3

1.Психоаналитическая  ориентация………………………………………….....4

2. Основные идеи  во взглядах З.Фрейда на человека  и его личность…………8

3. Структурная теория личности Фрейда……………………………………....13

    Заключение…  …………………………………………………………………18

    Список  использованной литературы………………………………………...19 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Комплекс фрейдистских доктрин, стал одним из идейных, методологических и теоретических основ классического периода западной социологии.  Оказав значительное воздействие на всю социальную мысль, в особенности ее психологического направления.

     Австрийский врач и профессор, психолог Зигмунд Фрейд (1856-1939) создав новый психотерапевтический метод лечения психонервных заболеваний - психоанализ, так же задал его основы направления.

     Философско-социологическая доктрина Фрейда («глубинная психология», фрейдизм), содействовала определенному синтезу различных течений, их модернизации,  а так же существенно трансформировала доминирующие традиции психологического направления западной социологии.

     Одна  из важных частей психоаналитической социологии Фрейда является учение о человеке, его психике, формировании, структуре личности и ее развитии, а так же о механизмах и причинах поведения и деятельности человека в разных социальных общностях. Учение представляет собой совокупность разнопорядковых концепций о сущности и природе человека.

     Одной из существенных отличительных особенностей учения Фрейда, которое значительно обусловило многомерную интерпретацию мотивов человеческого поведения, было утверждение принципа всеобщей детерминации психической деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Психоаналитическая  ориентация.
 

     Психоаналитическая  социология – первое направление, которое  работает не с сознанием, а с личностью.  Психоанализ максимально вышел из предела психологии, он влияет на историю, культуру и т.д. Психоанализ в общих чертах сохраняет положения Фрейда.

      Первое,  что делает Фрейд – это говорит о том, что невозможно понять природу человека, если работать только с сознанием,  т.к. существует огромный пласт неосознаваемых человеком вещей, которые влияют на его психическую жизнь.

      Фрейд получив медицинское ( в т. ч. физиологическое ) образование, следовательно у него сложилось свое представление о науке, как о естественнонаучной. Он пытался создать психоанализ как естественнонаучное направление. Психоанализ, однако,  строится не как естественнонаучное направление, а как художественное произведение с изложением техник. Такая форма является традиционной для психологии,  и эта форма препятствовала и препятствует интеграции психоанализа с другими направлениями. Психоаналитическая концепция долго не воспринималась как наука.  Психоанализ – это метод.

      Факты, изложенные Фрейдом, находили подтверждение  в дальнейшем не только в рамках психоанализа, но и в рамках других направлений.

      Начало  психоанализа связано с публикацией  «Толкования сновидений». Эта первая книга не о психиатрии, в ней  излагаются новые психоаналитические техники: анализ сновидений, свободные  ассоциации, толкование описок, оговорок и т.д. Так же излагается периодизация формирования личности. В дальнейшем меняется только трактовка стадий каждый из исследователей.

      Определенное  значение имеет теория личности, разработанная  Фрейдом и именно ему принадлежит  первое учение о личности. 

      В развитии психоанализа выделяют два периода:

    1.классический ( до 30-х гг. – З.Фрейд, К.-Г. Юнг,  А.Адлер);

    2.современный  этап ( с 30-х гг. – К. Хорни,  Э. Фромм, Э. Эриксон).

      Все концепции имеют общую часть: главным в психике считается  бессознательное (неосознаваемое) или источник человеческих побуждений; общий набор методов психоанализа.

      Различать направления удобно по тому, что  выделяется вв качестве движущей силы:

    1.     Либидо ( сексуальное влечение ) – З.Фрейд
  1. Чувство неполноценности – стремление к совершенству – А. Адлер. Большая подверженность человека социальному воздействию и далее в качестве движущей силы выступает социальный интерес.
  1. К. – Г. Юнг – коллективное бессознательное – архетипы определяют наше поведение. Основной архетип – архетип самости.
  2. К. Хорни – тревога,  стремление избежать тревоги, вводит понятие невротической личности, базальное чувство тревоги – первая реакция ребенка на внешний мир. Рассматривает различные типы невротической личности.
  3. З. Фромм – философская концепция, экзистенциальное противоречие человеческого существования – человек в отличии от животного завоевывает природу и отдаляется от нее. Следовательно, обретая свободу от инстинктивной приобретенности,  человек получает множественный выбор, который ложиться тяжелым временем на его плечи. Чаще всего эта проблема решается непродуктивным путем. Существует только один путь быть свободным – творческая самореализация. Он пишет о трех основных путях бегства:

    - садомазохизм;

    - деструктивизм – разрушать, чтобы не быть разрушенным;

    - автоматический конформизм – быть таким, как все.

     Особое  значение в творчестве Э. Фромма имеет  описание социальных типов характера. Особенно подробно он рассматривает  характеры,  свойственные автоматическому  конформизму:

     - рыночный – я такой, какой  я вам нужен;

     - эксплуататорский;

     - рецепторный (воспринимающийся);

     - накопительный;

     - некрофильный и т.д.

     6)     Э. Эриксон – возрождает психоанализ  З. Фрейда и продолжает его.  Он рассматривает в качестве  основной движущей силы стремление  к самоидентичности. Рассматривает стадии развития личности. Его классификация наиболее популярная, так как она соответствует эмпирическим факторам и фрейдовской классификации. Личность развивается всю жизнь, вершиной самоидентичности является мудрость.

     Что общего в подходах, концепциях психоаналитического направления:

  1. Формирование человека происходит в раннем детстве,  в первые годы жизни . Там закладывается жизненный сценарий.
  2. Психоаналитический подход также называется психодинимаческим,  то есть существование и развитие человеческой личности есть  следствие внутренней динамики, которая есть следствие внутренней борьбы, внутренних противоречий. У Фрейда: конфликт между подсознанием и сознанием. Фрейд был первым, кто охарактеризовал психику как поле боя. По Фрейду существует некая обреченность на борьбу со своими инстинктами и социальной средой.
  3. Патология поведения является результатом непрожитых травм. Если человек получает в детстве травмирующий опыт, то он обречен на патологию. Помощь заключается в том, чтобы вернуться к детской травме, осознать ее и пережить. То есть проблема взрослых людей могут быть адекватно поняты через их детство. Мы прожили травмы детства, но не живем ими, хотя они влияют на нашу жизнь.
  4. Фрейд использовал интроспективный метод: метод сводных ассоциаций, толкование сновидений, оговорок, описок, ошибок. Психоаналитическая техника ориентирована на возврат в прошлое до тех пор, пока не дойдет до места предполагаемого нарушения. Одним из симптомов – сопротивление.
  5. Психоанализ достаточно жестко трактует проблемы пациента.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Основные  идеи во взглядах З.Фрейда на человека и его  личность
 

    В организации психики Фрейд принял топографическую модель, в которой можно выделить три уровня: сознание, предсознательное и бессознательное. Уровень сознания состоит из ощущений и переживаний, которые человек осознает в данный момент времени. Предсознательное (доступная память) включает  в себя весь опыт, который не осознается в данный момент, но может легко вернуться в сознание или спонтанно, или в результате минимального усилия. Бессознательное представляет собой хранилище примитивных инстинктивных побуждений плюс эмоции и воспоминания, которое настолько угрожают сознанию, что были подавлены или вытеснены в область бессознательного.

      Началом, а так же и основой психической жизни человека Фрейд считал различные желания и влечения, инстинкты, относящиеся человеческому организму изначально.

    Фрейд говорил, что ведущую роль играют биологические механизмы в организации жизнедеятельности человека. Он недооценивал социальное окружение и сознание в процессе формирования человека и его бытия. Так же Фрейд полагал, что от рождения в каждом человеке заложены каннибализма (людоедства), влечения инцеста (кровосмешения) и жажда убийства, которые оказывают большое влияние поведение человека и на всю его психическую деятельность.

    Cформулировав психоаналитический парафраз филогенетического закона Геккеля-Мюллера, в силу того что в психических структурах каждый человек повторяет время переживаний отдаленных предков, Фрейд утверждал, что духовное развитие индивидуума несет ход развития всего человечества.

    По  учению Фрейда, инстинктам принадлежит главная роль в организации поведения человека. Теория инстинктов Фрейда основывалась на толковании и понимании инстинктов как «психического отражения» потребностей организма человека,  а так же своеобразного биологического и психического стереотипа поведения человека.

    Особо роль в формировании человека и его жизни играют такие космические инстинкты как: Эрос (инстинкт жизни, инстинкт самосохранения, сексуальный инстинкт) и Танатос (инстинкт агрессии, инстинкт разрушения, инстинкт смерти, инстинкт деструкции).Фрейд утверждал, что Эрос и Танатос являются основными двигателями прогресса. Борьба и единство эти инстинктов обусловливают деятельность разных социальных групп, народов и государств, а так же определят конечность бытия индивида.

    Занимаясь исследованием психоневрозов и порождающих их причин, Фрейд обнаружил неврозы, причиной которых может быть с одной стороны конфликт между желаниями и сексуальными влечениями, и с другой морально-волевыми ограничениями. Вследствие он предположил, что неврозы могут начинаться на основании подавления эротического влечения. Взяв эту мысль за достоверный факт, он выдвинул гипотезу о том, что расстройство психики человека (непременно приводящее к изменению его личности) обусловлено или комбинацией наследуемых и непосредственных переживаний, или переживаниями унаследованными индивидом от предшествующих поколений, или непосредственными эротическими переживаниями.

    Неправомерно  распространяя на человечество выводы своей клинической практики (по мнению Фрейда, отличие невротика от здорового человека не имеет ни какого принципиального значения), он принял их в догму своей метапсихологии и возвел сексуальный инстинкт основной детерминантой человеческой деятельности.

    Фрейд утверждал, реализация и подавление сексуального инстинкта, состоящего из парциальных инстинктов, происходящих из различных органических источников, составляют основу проявлений психической деятельности, а также мотивация поведения личности и ее формирование.

    Обосновывая эти утверждения, Фрейд выдвинул еще пару гипотез, которые объясняют механизмы полового инстинкта и причины влияния его на функционирование и формирование личности.

    По  учению Фрейда, носителем полового инстинкта является психическая энергия, которую он трактовал как половой голод или энергия сексуального влечения, имеющая сексуальную окраску (либидо).

    Концепции либидо в теории Фрейда принадлежит главенствующая роль. При этом необходимо затронуть, что Фрейд так и не сумел выработать определенной трактовки либидо и в зависимости от того или иного теоретического изыскания истолковывал либидо в различных смыслах.

    В одном случае он утверждал, о либидо как о меняющейся количественно силе и говорил, что мы его отличаем от энергии, которую необходимо положить в основу душевных процессов. В других случаях - что либидо в своей основе и в последующем результате составляет определенный продукт дифференциации энергии, которая действует в психике. Он постановлял либидо как половой голод, отображающие половые потребности животных и человека, а так же как сексуально окрашенную психическую энергию. (Позже он также определял существование одного из важных моментов психической жизни - мортидо - влечения к смерти, агрессивного влечения.)

Информация о работе Психоаналитическая социология