Автор: t*********@mail.ru, 24 Ноября 2011 в 23:26, реферат
Комплекс фрейдистских доктрин, стал одним из идейных, методологических и теоретических основ классического периода западной социологии. Оказав значительное воздействие на всю социальную мысль, в особенности ее психологического направления.
Австрийский врач и профессор, психолог Зигмунд Фрейд (1856-1939) создав новый психотерапевтический метод лечения психонервных заболеваний - психоанализ, так же задал его основы направления.
Введение………………………………………………………………………..3
1.Психоаналитическая ориентация………………………………………….....4
2. Основные идеи во взглядах З.Фрейда на человека и его личность…………8
3. Структурная теория личности Фрейда……………………………………....13
Заключение… …………………………………………………………………18
Список использованной литературы………………………………………...19
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.Психоаналитическая
ориентация…………………………………………....
2. Основные идеи
во взглядах З.Фрейда на
3. Структурная теория личности Фрейда……………………………………....13
Заключение… …………………………………………………………………18
Список
использованной литературы……………
Введение
Комплекс фрейдистских доктрин, стал одним из идейных, методологических и теоретических основ классического периода западной социологии. Оказав значительное воздействие на всю социальную мысль, в особенности ее психологического направления.
Австрийский врач и профессор, психолог Зигмунд Фрейд (1856-1939) создав новый психотерапевтический метод лечения психонервных заболеваний - психоанализ, так же задал его основы направления.
Философско-
Одна из важных частей психоаналитической социологии Фрейда является учение о человеке, его психике, формировании, структуре личности и ее развитии, а так же о механизмах и причинах поведения и деятельности человека в разных социальных общностях. Учение представляет собой совокупность разнопорядковых концепций о сущности и природе человека.
Одной
из существенных отличительных особенностей
учения Фрейда, которое значительно обусловило
многомерную интерпретацию мотивов человеческого
поведения, было утверждение принципа
всеобщей детерминации психической деятельности.
Психоаналитическая социология – первое направление, которое работает не с сознанием, а с личностью. Психоанализ максимально вышел из предела психологии, он влияет на историю, культуру и т.д. Психоанализ в общих чертах сохраняет положения Фрейда.
Первое, что делает Фрейд – это говорит о том, что невозможно понять природу человека, если работать только с сознанием, т.к. существует огромный пласт неосознаваемых человеком вещей, которые влияют на его психическую жизнь.
Фрейд получив медицинское ( в т. ч. физиологическое ) образование, следовательно у него сложилось свое представление о науке, как о естественнонаучной. Он пытался создать психоанализ как естественнонаучное направление. Психоанализ, однако, строится не как естественнонаучное направление, а как художественное произведение с изложением техник. Такая форма является традиционной для психологии, и эта форма препятствовала и препятствует интеграции психоанализа с другими направлениями. Психоаналитическая концепция долго не воспринималась как наука. Психоанализ – это метод.
Факты, изложенные Фрейдом, находили подтверждение в дальнейшем не только в рамках психоанализа, но и в рамках других направлений.
Начало психоанализа связано с публикацией «Толкования сновидений». Эта первая книга не о психиатрии, в ней излагаются новые психоаналитические техники: анализ сновидений, свободные ассоциации, толкование описок, оговорок и т.д. Так же излагается периодизация формирования личности. В дальнейшем меняется только трактовка стадий каждый из исследователей.
Определенное
значение имеет теория личности, разработанная
Фрейдом и именно ему принадлежит
первое учение о личности.
В развитии психоанализа выделяют два периода:
1.классический ( до 30-х гг. – З.Фрейд, К.-Г. Юнг, А.Адлер);
2.современный этап ( с 30-х гг. – К. Хорни, Э. Фромм, Э. Эриксон).
Все концепции имеют общую часть: главным в психике считается бессознательное (неосознаваемое) или источник человеческих побуждений; общий набор методов психоанализа.
Различать направления удобно по тому, что выделяется вв качестве движущей силы:
- садомазохизм;
- деструктивизм – разрушать, чтобы не быть разрушенным;
- автоматический конформизм – быть таким, как все.
Особое значение в творчестве Э. Фромма имеет описание социальных типов характера. Особенно подробно он рассматривает характеры, свойственные автоматическому конформизму:
- рыночный – я такой, какой я вам нужен;
- эксплуататорский;
-
рецепторный (воспринимающийся)
- накопительный;
- некрофильный и т.д.
6)
Э. Эриксон – возрождает
Что общего в подходах, концепциях психоаналитического направления:
В
организации психики Фрейд
Началом, а так же и основой психической жизни человека Фрейд считал различные желания и влечения, инстинкты, относящиеся человеческому организму изначально.
Фрейд говорил, что ведущую роль играют биологические механизмы в организации жизнедеятельности человека. Он недооценивал социальное окружение и сознание в процессе формирования человека и его бытия. Так же Фрейд полагал, что от рождения в каждом человеке заложены каннибализма (людоедства), влечения инцеста (кровосмешения) и жажда убийства, которые оказывают большое влияние поведение человека и на всю его психическую деятельность.
Cформулировав психоаналитический парафраз филогенетического закона Геккеля-Мюллера, в силу того что в психических структурах каждый человек повторяет время переживаний отдаленных предков, Фрейд утверждал, что духовное развитие индивидуума несет ход развития всего человечества.
По учению Фрейда, инстинктам принадлежит главная роль в организации поведения человека. Теория инстинктов Фрейда основывалась на толковании и понимании инстинктов как «психического отражения» потребностей организма человека, а так же своеобразного биологического и психического стереотипа поведения человека.
Особо роль в формировании человека и его жизни играют такие космические инстинкты как: Эрос (инстинкт жизни, инстинкт самосохранения, сексуальный инстинкт) и Танатос (инстинкт агрессии, инстинкт разрушения, инстинкт смерти, инстинкт деструкции).Фрейд утверждал, что Эрос и Танатос являются основными двигателями прогресса. Борьба и единство эти инстинктов обусловливают деятельность разных социальных групп, народов и государств, а так же определят конечность бытия индивида.
Занимаясь исследованием психоневрозов и порождающих их причин, Фрейд обнаружил неврозы, причиной которых может быть с одной стороны конфликт между желаниями и сексуальными влечениями, и с другой морально-волевыми ограничениями. Вследствие он предположил, что неврозы могут начинаться на основании подавления эротического влечения. Взяв эту мысль за достоверный факт, он выдвинул гипотезу о том, что расстройство психики человека (непременно приводящее к изменению его личности) обусловлено или комбинацией наследуемых и непосредственных переживаний, или переживаниями унаследованными индивидом от предшествующих поколений, или непосредственными эротическими переживаниями.
Неправомерно распространяя на человечество выводы своей клинической практики (по мнению Фрейда, отличие невротика от здорового человека не имеет ни какого принципиального значения), он принял их в догму своей метапсихологии и возвел сексуальный инстинкт основной детерминантой человеческой деятельности.
Фрейд утверждал, реализация и подавление сексуального инстинкта, состоящего из парциальных инстинктов, происходящих из различных органических источников, составляют основу проявлений психической деятельности, а также мотивация поведения личности и ее формирование.
Обосновывая эти утверждения, Фрейд выдвинул еще пару гипотез, которые объясняют механизмы полового инстинкта и причины влияния его на функционирование и формирование личности.
По учению Фрейда, носителем полового инстинкта является психическая энергия, которую он трактовал как половой голод или энергия сексуального влечения, имеющая сексуальную окраску (либидо).
Концепции либидо в теории Фрейда принадлежит главенствующая роль. При этом необходимо затронуть, что Фрейд так и не сумел выработать определенной трактовки либидо и в зависимости от того или иного теоретического изыскания истолковывал либидо в различных смыслах.
В одном случае он утверждал, о либидо как о меняющейся количественно силе и говорил, что мы его отличаем от энергии, которую необходимо положить в основу душевных процессов. В других случаях - что либидо в своей основе и в последующем результате составляет определенный продукт дифференциации энергии, которая действует в психике. Он постановлял либидо как половой голод, отображающие половые потребности животных и человека, а так же как сексуально окрашенную психическую энергию. (Позже он также определял существование одного из важных моментов психической жизни - мортидо - влечения к смерти, агрессивного влечения.)