Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 20:32, курсовая работа
Цель данной работы – рассмотрение понятия « социальный эксперимент», его истории, разновидностей и процедуры проведения.
Задачи, которые я поставила в данной работе:
Рассмотреть историю социального экспериментирования.
Сущность термина «эксперимент».
Разновидности метода эксперимента.
Процедура проведения (теория и практика).
Введение.
Глава 1. Социальный эксперимент.
1.1 История социального экспериментирования.
1.2 Понятие и сущность социального эксперимента.
Глава 2. Разновидности проведения эксперимента.
2.1 Естественный (полевой) эксперимент.
2.2 Моделирующий эксперимент.
2.3 Лабораторный эксперимент.
2.4 Реальные и мысленные эксперименты.
2.5Эксперименты по специфике поставленной задачи.
2.6 Эксперименты по характеру экспериментальной ситуации.
2.7 Эксперименты по логической структуре доказательства гипотезы.
Глава 3 Пример социального эксперимента
3.1 Теоретическая часть
3.2 Практическая часть
Заключение.
Использованная литература.
Методический этап исследования предполагает выбор общего плана эксперимента, выбор объекта и методов исследования, определение независимых и зависимых переменных, определение процедуры опыта, а также приемов обработки результатов.
Экспериментальный этап — проведение эксперимента: создание экспериментальной ситуации, управление ходом эксперимента, измерение реакций испытуемых, контроль переменных, являющихся неорганизованными, т.е. входящими в число изучаемых факторов.
Аналитический этап — количественная обработка и интерпретация полученных фактов в соответствии с исходными теоретическими положениями.
Главным результирующим документом экспериментального метода является протокол эксперимента, в котором должны быть отражены следующие позиции:
1. Наименование темы эксперимента.
2. Точное время и место его проведения.
3. Четкая
формулировка проверяемой
4. Содержание экспериментального фактора.
5. Характеристика зависимых переменных и их индикаторов.
6. Сущностное
описание экспериментальной
7. Характеристика
контрольной группы и
8. Описание экспериментальной ситуации.
9. Характеристика условий эксперимента.
10. Ход эксперимента, т.е. его обстановка:
11. Оценка
чистоты эксперимента и
12. Заключение о достоверности гипотезы.
13. Прочие выводы.
14. Данные о составителях протокола и степени их согласия.
15. Дата
подписания протокола.4
Поскольку экспериментальный метод сложнее других, зачастую в его применении допускаются ошибки. Назовем некоторые, наиболее распространенные:
1. Эксперимент
проводится для получения
2. За
эксперимент выдается
3. Нет органической связи проведенного эксперимента с целью, задачами и гипотезами исследования;
4. Допущена
двусмысленность или иная
5. Неправильно построена теоретическая система переменных, перепутаны причины и следствия;
6. Экспериментальный фактор (независимая переменная) выбран произвольно, без учета того, что он должен играть роль детерминанты и поддаваться управлению со стороны исследователя;
7. Независимая и зависимая переменные не нашли адекватного отражения в эмпирических индикаторах;
8. Недооценено
воздействие на зависимые
9. Экспериментальная
ситуация четко не определена,
в силу чего эксперимент
10. Субъективные
оценки экспериментальной
11. В ходе эксперимента выяснились такие важные свойства экспериментальной группы, которые не были известны до его начала;
12. Контрольная
группа не представляет собой
аналога экспериментальной
13. Контроль за ходом эксперимента был ослаблен и \ или неэффективен;
14. Инструментарий
эксперимента нацелен лишь на
фиксацию определенных данных (по типу
инструмента наблюдения), а не на соблюдение
чистоты эксперимента.
3.2 Практическая часть
Классическим
примером успешного осуществления
социального эксперимента в целях
повышения эффективности
Вот я и подумала, а почему бы не провести подобный эксперимент, с той же целью и смыслом, но в других условиях и при других обстоятельствах в 21 веке и Рязанском государственном радиотехническом университете. И поставить своей первоначальной целью, выявить зависимость между условиями, в которых обучаются студенты и их успехами в учебе (усвоение изученного материала).
Но в Хоуторнском эксперименте результат первого этапа оказался неожиданным, поскольку с усилением освещенности производительность труда повышалась не только у рабочих экспериментальной группы, трудившихся в более освещенном помещении, но и в контрольной группе, где освещенность оставалась прежней. Когда же освещенность стали понижать, то выработка все равно продолжала расти как в экспериментальной, так и в контрольной группе. На этой стадии были сделаны два важных вывода:
Исходя из этого опыта, мы можем для своего эксперимента, так же сделать несколько выводов:
На последующих этапах проведения Хоуторнского эксперимента, когда в качестве независимой переменной (экспериментального фактора) применялись различные условия: температура помещения, влажность, увеличение материальных стимулов и т.п., вплоть до групповой сплоченности людей, включенных в эксперимент, выяснились еще два фактора. Оказалось, что, во-первых, условия труда воздействуют на трудовое поведение индивидов не непосредственно, а опосредовано, через так называемый "групповой дух", т.е. через их ощущения, восприятия, установки, через групповую сплоченность, а во-вторых, что межличностные отношения и групповая сплоченность в условиях производственной деятельности оказывают благотворное влияние на эффективность труда.
Огромная теоретическая и методологическая значимость Хоуторнского эксперимента для дальнейшего развития социологии заключается в том, что он привел:
Возможно и по итогу моего
эксперимента, проанализировав его,
можно будет сделать ряд выводов, которые
помогут социологам и не только им в дальнейшей
работе.
Заключение.
На мой взгляд, цель данной курсовой работы достигнута. Я в полной мере осветила вопрос о проведении социального эксперимента, его разновидностях, истории и рассмотрела его на примере.
Таким образом, можно сделать несколько выводов:
Использованная литература.
1. Андреенков В.Г. Эксперимент. //Социология. /Под ред. Г.В. Осипова. М., 1996. Гл. П. §4.
2. Гречихин
В.Г. Эксперимент в
3. Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. М., 1990.
4. Куприян А.П. Проблема эксперимента в аспекте общественной практики. М., 1991.
5. Эксперимент в конкретном социологическом исследовании. //Рабочая книга социолога. М., 2003г.
6. Эксперимент в социологическом исследовании. //Методы сбора информации в социологических исследованиях. Кн. 2. М.,2000г..
7. Ядов
В.А. Социологическое исследование: методология,
программа, методы. М., 1997.