Проведение социального эксперимента

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 20:32, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – рассмотрение понятия « социальный эксперимент», его истории, разновидностей и процедуры проведения.
Задачи, которые я поставила в данной работе:
Рассмотреть историю социального экспериментирования.
Сущность термина «эксперимент».
Разновидности метода эксперимента.
Процедура проведения (теория и практика).

Содержание

Введение.
Глава 1. Социальный эксперимент.
1.1 История социального экспериментирования.
1.2 Понятие и сущность социального эксперимента.
Глава 2. Разновидности проведения эксперимента.
2.1 Естественный (полевой) эксперимент.
2.2 Моделирующий эксперимент.
2.3 Лабораторный эксперимент.
2.4 Реальные и мысленные эксперименты.
2.5Эксперименты по специфике поставленной задачи.
2.6 Эксперименты по характеру экспериментальной ситуации.
2.7 Эксперименты по логической структуре доказательства гипотезы.
Глава 3 Пример социального эксперимента
3.1 Теоретическая часть
3.2 Практическая часть
Заключение.
Использованная литература.

Работа содержит 1 файл

5курсовая работа.doc

— 138.00 Кб (Скачать)

4. Экспериментальный  объект - это группа лиц, согласившихся  участвовать в экспериментальном  исследовании 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Разновидности эксперимента.

     Термин  «эксперимент» имеет в социальной психологии два значения: опыт и  испытание, как принято в естественных науках; исследование в логике выявления  причинно-следственных связей. Одно из существующих определений метода эксперимента указывает, что он предполагает организованное исследователем взаимодействие между испытуемым (или группой) и экспериментальной ситуацией с целью установления закономерностей этого взаимодействия. Однако считается, что наличие только логики экспериментального анализа не является достаточным и не указывает на специфику эксперимента (Ю. М. Жуков, 1977).

     Среди специфических признаков эксперимента выделяют :

  • моделирование явлений и условий исследования (экспериментальная ситуация);
  • активное воздействие исследователя на явления (варьирование переменных);
  • измерение реакций испытуемых на это воздействие; воспроизводимость результатов.

     Возникновение социальной психологии как науки  обязано проникновению эксперимента в исследование человеческих отношений: ставшие классическими исследования В. Меде, Ф. Олпорта, В. М. Бехтерева, А. Ф. Лазурского и др. заложили экспериментальные основы изучения «группового эффекта», социальной психологии личности. По мере развития социальной психологии данный метод приобретал все большее значение в теоретических прикладных исследованиях, совершенствовалась его техника.

     В зависимости от основания классификации  выделяют разные типы эксперимента:

  • по специфике задачи — научные и практические;
  • по характеру экспериментального плана — параллельные (наличие контрольной и экспериментальной групп) и последовательные (эксперимент «до и после»);
  • по характеру экспериментальной ситуации - полевые и лабораторные;
  • по числу изучаемых переменных — однофакторные и многофакторные эксперименты.
  • Иногда выделяют естественнонаучный эксперимент (А. Ф. Лазурский) и эксперимент «экс-пост-факто» (Э. Христиансен, Г.М.Андреева, 1972).

     В психологии существуют три типа собственно экспериментального метода:

  • естественный (полевой) эксперимент;
  • моделирующий эксперимент;
  • лабораторный эксперимент.

     Лабораторный  и естественный эксперимент отличается по степени осознания испытуемого своей роли “подопытного”. В естественном эксперименте у испытуемого осознания этого факта нет, в лабораторном есть, что отражается на получаемых результатах.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2.1 Естественный (полевой) эксперимент.

     Естественный  (полевой) эксперимент, как говорит само название этого метода, наиболее приближен к не экспериментальным исследовательским методам т.к. условия, используемые при проведении естественного эксперимента, организует не экспериментатор, а сама жизнь (в высшем учебном заведении, например, они органично включены в учебно-воспитательный процесс). Экспериментатор в данном случае пользуется лишь сочетанием различных (контрастных, как правило) условий деятельности испытуемых и фиксирует при помощи не экспериментальных или диагностических методик исследуемые психологические особенности испытуемых.

     Достоинства естественного (полевого) эксперимента являются следствием его органической включенности в условия жизни  и деятельности испытуемых. К недостаткам  этого метода относятся сложность подбора контрастных естественных условий и, в частности, все недостатки тех не экспериментальных и диагностических методик, которые применяются в составе естественного эксперимента и служат для отбора экспериментальных данных.

     В полевом эксперименте ситуация воздействия экспериментального фактора гораздо более близка к естественным условиям, но вместе с тем и гораздо менее управляема и контролируема.

     Среди полевых экспериментов различаются  активно направленные и естественные. Активно направленным считается эксперимент, в котором исследователь активен: вводит в действие экспериментальный фактор, который, по его гипотезе, должен привести к определенным следствиям. Плюс к этому, исследователь стремится достичь того, чтобы испытуемые не знали о проводимом эксперименте. В естественном эксперименте изучаемый фактор не вводится экспериментатором, его воздействие вызвано естественным ходом событий. Исследователь разыскивает подходящую ситуацию, где экспериментальный фактор находится лишь в максимальной естественной изоляции от других факторов и лишь наблюдает за развитием событий до и после воздействия изучаемого фактора, фиксируя их, насколько это возможно. Следует отметить, что остается спорным вопрос, являются ли подобные исследования разновидностью эксперимента или наблюдения. Многие существенные признаки эксперимента отсутствуют (активность исследователя, контроль переменных), но сохраняется объяснительная гипотеза и логическая схема ее доказательства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2.2 Моделирующий эксперимент

     При проведении моделирующего эксперимента испытуемый действует по инструкции экспериментатора и знает, что участвует  в эксперименте в качестве испытуемого. Характерной особенностью эксперимента данного типа является то, что поведение  испытуемых в экспериментальной ситуации моделирует (воспроизводит) на разных уровнях абстракции вполне типичные для жизненных ситуаций действия или деятельности: запоминание различных сведений, выбор или постановку целей, выполнение различных интеллектуальных и практических действий и т.д. Моделирующий эксперимент позволяет решать самые разнообразные исследовательские задачи. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2.3 Лабораторный эксперимент.

     Попытки проведения контролируемого эксперимента, как правило, приводят к эксперименту лабораторному, то есть к такому эксперименту, когда пытаются искусственно создать условия, максимально приближенные, как к задачам исследования, так и к реальной ситуации. Одной из центральных проблем такого эксперимента является правильное введение в эксперимент, правильный инструктаж: 1) объяснение целей эксперимента (для чего все это предпринимается), 2) объяснение задач испытуемых (что они должны делать), 3) призыв к нормальному спокойному поведению "как всегда".

     Особый тип экспериментального метода — предполагает проведение исследований в психологической лаборатории, оснащённой специальными приборами и приспособлениями. Этот тип эксперимента, отличающийся также наибольшей искусственностью экспериментальных условий, применяется обычно при изучении элементарных психических функций (сенсорной и моторной реакций, реакции выбора, различий сенсорных порогов и т.п.) и гораздо реже — при изучении более сложных психических явлений (процессов мышления, речевых функций и т.п.). В лабораторном эксперименте почти всегда используются приборы и аппаратура. Так “детектор лжи” возник на основе аппарата, который фиксировал различные психофизиологические реакции испытуемого при предъявлении ему стимулов в виде списка слов, на которые он давал двигательный и словесный ответ, последний в виде возникшей ассоциации на слово-стимул. По показателям прибора исследователь мог отличить специфическое отношение испытуемого к предъявляемым словам и установить эмоционально-нейтральные и значимые стимулы. Разработка полиграфа (“детектору лжи”) была предпринята, когда была установлена связь (корреляция) эмоционально значимых стимулов и события, также личностно значимого для индивида.

     Экспериментальная клиническая психодиагностика в  экспертной судебно-медицинской или  психологической практике по этому  признаку относится к лабораторному эксперименту. В экспертной ситуации естественность проявления подэкспертного во многом зависит от профессионализма эксперта. Получение искусственных, т.е. фальшивых и ложных данных о подэкспертном уничтожает доказательственную роль экспертного исследования, как и любого другого эксперимента.

     Следуя  традиции позитивизма, многие учёные считают  лабораторный эксперимент наиболее соответствующим духу и предмету объективного, научного, материалистического  психологического исследования.3

     Лабораторный  эксперимент имеет целый ряд  преимуществ, которые состоят в  получении более точных результатов  благодаря использованию специальных  помещений, измерительной аппаратуры, тренажеров; возможности смоделировать  условия, которые редко встречаются в повседневной жизни; достижении наибольшей точности регистрации действии исследуемых в сравнении с наблюдением и т.п. Недостатком лабораторного эксперимента есть то, что для исследуемых создаются искусственные условия, которые существенным образом влияют на проявление их психики. Следует учитывать и то обстоятельство, что не все психические явления можно выучить.  
 
 
 
 
 
 
 

     2.4 Реальные и мысленные эксперименты

     По  характеру объекта исследования различаются реальные и мысленные эксперименты. Если в реальном эксперименте объяснительные гипотезы проверяются путем планомерного управления условиями социальной деятельности, то в мыслительном эксперименте проверке гипотез подвергаются не реальные явления, а информация о них. По той причине, что в мыслительном эксперименте отсутствует весьма важный признак экспериментирования - целенаправленное вмешательство в реальные процессы, преобразование объекта введением в действие экспериментального фактора, многие исследователи не рассматривают его в числе разновидностей социального эксперимента.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2.5 Эксперименты по специфике поставленной задачи.

  • Научные и прикладные эксперименты. Научные эксперименты направлены на приобретение новых знаний, прикладные же - на получение практического эффекта.
  • Проективные и ретроспективные. Проективные эксперименты направлены в будущее: исследователь проектирует проявления предполагаемых следствий, вводя в действие гипотетические причины. Ретроспективные - направлены в прошлое: исследователь манипулирует информацией о совершившихся событиях, пытается проверить гипотезы о причинах, вызвавших имеющиеся следствия.
  • Одно - и много-факторные эксперименты. В однофакторном эксперименте проверяется гипотеза о следствиях воздействия одной независимой переменной, в многофакторном эксперименте - целого комплекса переменных в их взаимодействии.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2.6 Эксперименты по характеру экспериментальной ситуации.

     По  характеру экспериментальной ситуации следует, прежде всего, различать контролируемые и неконтролируемые эксперименты. На результаты неконтролируемых экспериментов оказывают существенное влияние вне экспериментальные факторы, характер и степень влияния которых неизвестны, часто остается неизвестной и сама природа этих факторов. При контролируемом эксперименте контроль переменных означает выравнивание всех условий на экспериментальном и контрольном объекте, кроме воздействия экспериментального фактора, и периодическое измерение значений как экспериментальных так и не экспериментальных переменных. (Нужно отметить, что подобный эксперимент в социологии практически невозможен).  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.7 Эксперименты по логической структуре доказательства гипотезы.

     Помимо  всего вышесказанного, эксперименты могут также различаться по логической структуре доказательства гипотезы. В этом случае они делятся на параллельные (симультанные) и последовательные (сукцессивные) эксперименты.

     В параллельном эксперименте доказательство опирается на сравнение состояний  двух объектов, экспериментального и  контрольного (в социальных исследованиях  это, как правило, экспериментальная и контрольная группа людей) в одно и то же время. При этом экспериментальной является группа, на которую оказал воздействие экспериментальный фактор, контрольной - где этого воздействия не было.

     В последовательном эксперименте контрольная группа отсутствует. Одна и та же группа является контрольной до введения экспериментального фактора и в качестве экспериментальной после того, как этот фактор оказал (или мог бы оказать) предполагаемое воздействие. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Пример социального эксперимента.

3.1 Теоретическая часть.

     Как правило, эксперимент предполагает наличие следующих этапов его проведения.

     Теоретический этап — определение исходной концептуальной схемы анализа изучаемого явления (определение предмета и объекта исследования, формулирование гипотезы исследования). Следует отметить важность этого этапа, т. к. эксперимент имеет самую высокую опосредованность теорией.

Информация о работе Проведение социального эксперимента