Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 20:32, курсовая работа
Цель данной работы – рассмотрение понятия « социальный эксперимент», его истории, разновидностей и процедуры проведения.
Задачи, которые я поставила в данной работе:
Рассмотреть историю социального экспериментирования.
Сущность термина «эксперимент».
Разновидности метода эксперимента.
Процедура проведения (теория и практика).
Введение.
Глава 1. Социальный эксперимент.
1.1 История социального экспериментирования.
1.2 Понятие и сущность социального эксперимента.
Глава 2. Разновидности проведения эксперимента.
2.1 Естественный (полевой) эксперимент.
2.2 Моделирующий эксперимент.
2.3 Лабораторный эксперимент.
2.4 Реальные и мысленные эксперименты.
2.5Эксперименты по специфике поставленной задачи.
2.6 Эксперименты по характеру экспериментальной ситуации.
2.7 Эксперименты по логической структуре доказательства гипотезы.
Глава 3 Пример социального эксперимента
3.1 Теоретическая часть
3.2 Практическая часть
Заключение.
Использованная литература.
4. Экспериментальный
объект - это группа лиц, согласившихся
участвовать в
Глава 2. Разновидности эксперимента.
Термин
«эксперимент» имеет в
Среди специфических признаков эксперимента выделяют :
Возникновение
социальной психологии как науки
обязано проникновению
В зависимости от основания классификации выделяют разные типы эксперимента:
В психологии существуют три типа собственно экспериментального метода:
Лабораторный
и естественный эксперимент отличается
по степени осознания испытуемого своей
роли “подопытного”. В естественном эксперименте
у испытуемого осознания этого факта нет,
в лабораторном есть, что отражается на
получаемых результатах.
2.1 Естественный (полевой) эксперимент.
Естественный (полевой) эксперимент, как говорит само название этого метода, наиболее приближен к не экспериментальным исследовательским методам т.к. условия, используемые при проведении естественного эксперимента, организует не экспериментатор, а сама жизнь (в высшем учебном заведении, например, они органично включены в учебно-воспитательный процесс). Экспериментатор в данном случае пользуется лишь сочетанием различных (контрастных, как правило) условий деятельности испытуемых и фиксирует при помощи не экспериментальных или диагностических методик исследуемые психологические особенности испытуемых.
Достоинства естественного (полевого) эксперимента являются следствием его органической включенности в условия жизни и деятельности испытуемых. К недостаткам этого метода относятся сложность подбора контрастных естественных условий и, в частности, все недостатки тех не экспериментальных и диагностических методик, которые применяются в составе естественного эксперимента и служат для отбора экспериментальных данных.
В полевом эксперименте ситуация воздействия экспериментального фактора гораздо более близка к естественным условиям, но вместе с тем и гораздо менее управляема и контролируема.
Среди
полевых экспериментов
2.2 Моделирующий эксперимент
При
проведении моделирующего эксперимента
испытуемый действует по инструкции
экспериментатора и знает, что участвует
в эксперименте в качестве испытуемого.
Характерной особенностью эксперимента
данного типа является то, что поведение
испытуемых в экспериментальной ситуации
моделирует (воспроизводит) на разных
уровнях абстракции вполне типичные для
жизненных ситуаций действия или деятельности:
запоминание различных сведений, выбор
или постановку целей, выполнение различных
интеллектуальных и практических действий
и т.д. Моделирующий эксперимент позволяет
решать самые разнообразные исследовательские
задачи.
2.3 Лабораторный эксперимент.
Попытки проведения контролируемого эксперимента, как правило, приводят к эксперименту лабораторному, то есть к такому эксперименту, когда пытаются искусственно создать условия, максимально приближенные, как к задачам исследования, так и к реальной ситуации. Одной из центральных проблем такого эксперимента является правильное введение в эксперимент, правильный инструктаж: 1) объяснение целей эксперимента (для чего все это предпринимается), 2) объяснение задач испытуемых (что они должны делать), 3) призыв к нормальному спокойному поведению "как всегда".
Особый тип экспериментального метода — предполагает проведение исследований в психологической лаборатории, оснащённой специальными приборами и приспособлениями. Этот тип эксперимента, отличающийся также наибольшей искусственностью экспериментальных условий, применяется обычно при изучении элементарных психических функций (сенсорной и моторной реакций, реакции выбора, различий сенсорных порогов и т.п.) и гораздо реже — при изучении более сложных психических явлений (процессов мышления, речевых функций и т.п.). В лабораторном эксперименте почти всегда используются приборы и аппаратура. Так “детектор лжи” возник на основе аппарата, который фиксировал различные психофизиологические реакции испытуемого при предъявлении ему стимулов в виде списка слов, на которые он давал двигательный и словесный ответ, последний в виде возникшей ассоциации на слово-стимул. По показателям прибора исследователь мог отличить специфическое отношение испытуемого к предъявляемым словам и установить эмоционально-нейтральные и значимые стимулы. Разработка полиграфа (“детектору лжи”) была предпринята, когда была установлена связь (корреляция) эмоционально значимых стимулов и события, также личностно значимого для индивида.
Экспериментальная клиническая психодиагностика в экспертной судебно-медицинской или психологической практике по этому признаку относится к лабораторному эксперименту. В экспертной ситуации естественность проявления подэкспертного во многом зависит от профессионализма эксперта. Получение искусственных, т.е. фальшивых и ложных данных о подэкспертном уничтожает доказательственную роль экспертного исследования, как и любого другого эксперимента.
Следуя традиции позитивизма, многие учёные считают лабораторный эксперимент наиболее соответствующим духу и предмету объективного, научного, материалистического психологического исследования.3
Лабораторный
эксперимент имеет целый ряд
преимуществ, которые состоят в
получении более точных результатов
благодаря использованию
2.4 Реальные и мысленные эксперименты
По
характеру объекта исследования
различаются реальные и мысленные
эксперименты. Если в реальном эксперименте
объяснительные гипотезы проверяются
путем планомерного управления условиями
социальной деятельности, то в мыслительном
эксперименте проверке гипотез подвергаются
не реальные явления, а информация о них.
По той причине, что в мыслительном эксперименте
отсутствует весьма важный признак экспериментирования
- целенаправленное вмешательство в реальные
процессы, преобразование объекта введением
в действие экспериментального фактора,
многие исследователи не рассматривают
его в числе разновидностей социального
эксперимента.
2.5 Эксперименты по специфике поставленной задачи.
2.6 Эксперименты по характеру экспериментальной ситуации.
По
характеру экспериментальной
2.7 Эксперименты по логической структуре доказательства гипотезы.
Помимо всего вышесказанного, эксперименты могут также различаться по логической структуре доказательства гипотезы. В этом случае они делятся на параллельные (симультанные) и последовательные (сукцессивные) эксперименты.
В параллельном эксперименте доказательство опирается на сравнение состояний двух объектов, экспериментального и контрольного (в социальных исследованиях это, как правило, экспериментальная и контрольная группа людей) в одно и то же время. При этом экспериментальной является группа, на которую оказал воздействие экспериментальный фактор, контрольной - где этого воздействия не было.
В
последовательном эксперименте контрольная
группа отсутствует. Одна и та же группа
является контрольной до введения экспериментального
фактора и в качестве экспериментальной
после того, как этот фактор оказал (или
мог бы оказать) предполагаемое воздействие.
Глава 3. Пример социального эксперимента.
3.1 Теоретическая часть.
Как правило, эксперимент предполагает наличие следующих этапов его проведения.
Теоретический этап — определение исходной концептуальной схемы анализа изучаемого явления (определение предмета и объекта исследования, формулирование гипотезы исследования). Следует отметить важность этого этапа, т. к. эксперимент имеет самую высокую опосредованность теорией.