Пролемы социальной защиты населения Республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 12:34, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование формирования модели социальной политики. Для достижения данной цели в работе поставлены следующие задачи:
1. Исследовать сущность и основные компоненты социальной политики государства.
2. Определить основные направления и принципы разработки модели социальной политики.
3. Проанализировать основные элементы системы социальной защиты населения.
4. Рассмотреть направления развития и совершенствования социальных отношений в условиях рыночной экономики Казахстана.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3
1 Система социальной политики
Сущность социальной политики государства .………………….............4
Основные направления социальной политики государства ………….5

2 Социальная политика Казахстана
2.1 Конституция РК – гарант социальной защищенности граждан ……..7
2.2 Социальное страхование …………………………………………………10
2.3 Социальная защита граждан ……………………………………………12
2.4 Здравоохранение, образование и культура ……………………………22
Заключение ……………………………………………………………..…..
Список использованной литературы ………………………………...…

Работа содержит 1 файл

Айжан курсовая.doc

— 208.00 Кб (Скачать)

 

 Для определения основных направлений государственной политики социальной защиты и реабилитации инвалидов на ближайшую перспективу в республике разработана и действует «Программа реабилитации инвалидов на 2006-2008гг.», целью которой является совершенствование системы реабилитации, усиление социальной поддержки и улучшение качества жизни инвалидов.

3) обеспечение занятости населения

В начале 90-х  годов наряду с блоком экономических  законов был принят ряд других, сыгравших свою роль на начальном  этапе формирования рынка труда. Это прежде всего законы «О занятости  населения», «О профессиональных союзах», «Об охране труда» и др. Однако в республике до 1 января 2000 года действовал КЗоТ Казахской ССР, принятый еще в эпоху тоталитарной системы и рассчитанный к применению именно в тех социально-экономических условиях. Кризисные явления в экономике к середине 90-х годов значительно осложнили проблему занятости. Занятость во всех сферах экономики, особенно в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве снизилась. Среднегодовые темпы снижения общей численности занятых с 1991 по 1996 год составил 3,7 процентов. Уровень официально зарегистрированной безработицы превышал 3 процента, а скрытой – 11 процентов от общего числа занятых.

Обострение данной ситуации обусловило принятие Правительством РК Концепции государственной политики занятости населения. Основной ее целью  определялось достижение полной, продуктивной и свободно избранной занятости, сокращение безработицы и ее поддержание на социально приемлемом уровне, создание правовых, экономических и организационных условий функционирования и регулирования рынка труда. Эти положения легли в основу принятого 30 декабря 1998 года Закона РК «О занятости населения». Государственные гарантии в сфере занятости предусматривают: свободу выбора ими вида занятости, защиту их трудовых прав; защиту от любых форм дискриминации и обеспечение всем равных возможностей в получении профессии и работы; подбор подходящей работы и трудоустройство. Государство обеспечивает дополнительные гарантии категориям граждан, особо нуждающимся в социальной защите, таким как: молодежи до 20 лет; одиноким и многодетным родителям, воспитывающим несовершеннолетних детей; родителям, воспитывающим детей-инвалидов до 16 лет; инвалидам; лицам, продолжительное время, более одного года, не имеющим работы, независимо от основания последнего увольнения; лицам предпенсионного возраста (за 2 года); лицам, освобожденным из мест лишения свободы; беженцам, мигрантам и испытывающим трудности в поиске работы, путем реализации целевых программ содействия занятости молодежи; женщинам; сельскому населению; населению, проживающему в регионах экологического бедствия. [17, 241С.]

4) Государственная  адресная социальная помощь

Государственная адресная социальная помощь, предоставляемая  с января 2002г. выплачивается лицам (или семьям) со средним ежемесячным  доходом на 1 человека ниже черты  бедности, устанавливаемой дифференцированно для каждой области. Право на получение помощь утверждается уполномоченными органами при местных администрациях на основании рекомендаций специально создаваемых областных комиссий. Программа финансируется местными бюджетами.

Таблица 3

 

Назначение государственной  адресной социальной помощи всем

категориям населения

 

периоды

Назначено всего

из нее назначено АСП  на детей

количество получателей, человек

среднемесячный размер, тенге

количество получателей, человек

среднемесячный размер на одного ребенка, тенге

2003

859 802

713,7

518 643

727,9

2004

625 674

778,3

386 438

803

2005

481 721

686,9

303 761

705,5

2006

339 052

827,5

207 518

833,9

2007

224 817

933,8

137 563

936,3


 

5) прожиточный  минимум и борьба с бедностью

Очередным шагом в усилении социальной защиты населения стал Закон РК «О прожиточном минимуме», принятый Парламентом в ноябре 1999 года. [11, 9-10С.] Законом вводится необходимый минимальный денежный доход на одного человека равный по величине стоимости минимальной потребительской корзины и впервые вводится определенное понятие – черта бедности. Это – граница дохода, необходимого для удовлетворения минимальных потребностей человека, устанавливаемая в республике в зависимости от экономических возможностей. Прожиточный минимум рассчитывается ежеквартально по республике и по регионам в среднем Правительством: на душу населения и по половозрастным группам населения. Минимальная потребительская корзина представляет собой минимальный набор товаров и услуг в натуральном и стоимостном выражении и состоит из продовольственной корзины и расходов на непродовольственные товары и услуги. Продовольственная корзина рассчитывается уполномоченным органом по статистике по научно обоснованным физиологическим нормам потребления продуктов питания, определяемым уполномоченным органом по здравоохранению.

Черта бедности служит критерием для оказания социальной помощи  малообеспеченным гражданам. Исходя из этого минимальные размеры  месячной заработной платы и пенсии, ежегодно утверждаются законодательным актом на основе прожиточного минимума и из принципа поэтапного повышения их до величины прожиточного минимума.

В системе социальной защиты населения основным документом, регламентирующим вопросы социальной помощи малообеспеченным семьям, до выхода этого Закона, являлись постановления Правительства РК от 21 марта 1997 года № 382 и от 12 апреля 1996 года № 437 с внесенными в них пособиями – единое пособие на детей, которое получали все семьи, среднедушевой доход в которых не превышал двух размеров расчетного показателя в месяц. Источником выплат социальных пособий был государственный бюджет и внебюджетные государственные социальные фонды.

Другой формой социальной защиты малообеспеченного  населения являлись жилищные пособия, которые стали выплачиваться с 1996 года в связи с тем, что государство прекратило финансовые дотации предприятиям, предоставляющим жильцам многоквартирных домов воду, отопление, электричество. Жилищные пособия предоставлялись в том случае, если фактические расходы на оплату содержания жилища и потребление коммунальных услуг превышали 30 процентов от дохода семьи.

Кроме того, существовало пособие по безработице, которое  выплачивалось за счет средств Государственного фонда содействия занятости в  размере не менее 59 процентов заработной платы по последнему месту работы, что не способствовало развитию активности безработных в поиске работы.

Государство было не в состоянии в полном объеме выполнить обязательства по рассматриваемым  социальным выплатам гражданам и  к 1999 году перед получателями пособий сложились огромные суммы задолженности. В этих условиях стала очевидной необходимость проведения реформ в области социальной защиты населения, не имеющего достаточных средств для существования. Одним из приоритетных направлений в новой социальной политике стала борьба с бедностью. Бедность в середине 90-х представляет не только как показатель уровня жизни народа, но и отражает общее самочувствие всего общества. Так, на конец 1996 года почти 34,6 процента казахстанцев не могли себе позволить объем минимальной потребительской корзины и удовлетворение основных человеческих потребностей. [12, 189С.]

В целях решения  данной проблемы Правительством РК 22 июля 1999 года были утверждены Временные  правила оказания адресной социальной помощи на 1999 г. [11, 10С.] Основной целью данного решения стало повышение ее адресности. Механизм социальной поддержки населения основывается на доплате до черты бедности и признанным нуждающимися в социальной помощи. В среднем по республике в 2000 году по оценке Министерства труда и социальной защиты населения РК черта бедности составила около 2600 тенге на душу населения. Поэтому учитывая то, что борьба с бедностью является одним из условий обеспечения национальной безопасности, Президентом РК в конце декабря 1999 года перед Правительством была поставлена задача определить 2000 год как Год борьбы с бедностью и разработать трехлетнюю программу занятости населения. В соответствии с этим поручением Акимами областей были разработаны региональные программы, такие же программы разработаны в городах и районах. Так, в Государственной программе по борьбе с бедностью и безработицей на 2000-2002 гг. с учетом регионального различия уровня бедности предусматривается выделение из государственного бюджета средств на социальное обеспечение населению в размере 0,8 процента ВВП в 2000 г., 1 процент - в 2001 г., и столько же – в 2002 г.  Размер социальной помощи зависит от глубины бедности – чем беднее семья, тем больший размер социальной помощи она может получить. Этот дифференцированный подход позволит повысить эффективность социальной защиты малообеспеченных семей и отдельных граждан наиболее нуждающихся  в помощи в пределах имеющихся финансовых ресурсов.

В целях смягчения  безработицы в рамках новой социальной политики намечены меры на: развитие системы профориентационных услуг и профобучения незанятого населения; переподготовка работников; развитие сферы услуг в области трудоустройства; создание специально ориентированных фондов по социальной поддержке, обеспечивающих нуждающихся бесплатным питанием, одеждой, ночлегом; внедрение республиканских и региональных программ развития малого и среднего бизнеса, включающих обучение основам предпринимательства, психологическую подготовку. Из Послания Президента РК Н. Назарбаева народу Казахстана от 28 февраля 2007 года:

Казахстанский бизнес уже прочно стоит на ногах, начинает осознавать свою социальную ответственность и выстраивать  свою деятельность в соответствие с  ней. Пример в этом подают наши национальные компании и крупные инвесторы, выделяя  средства на благотворительность, проекты в образовании, здравоохранении, спорте и культуре, оказывая реальную поддержку социально незащищенным гражданам. Для бизнеса – среды такая практика должна стать нормой так, как это происходит в развитых странах. [7, II, 13.]

 

 2.4 Здравоохранение, образование и культура

 

1) Здравоохранение

С начала приобретения Казахстаном статуса независимого государства в развитии здравоохранения  имели место трудности, вызванные  социально-экономическими реформами  переходного периода. Начиная с 1991г. До 2000г., практически по всем показателям системы здравоохранения наблюдался резкий спад. Число больниц и больничных коек в 1999г. Сократилось почти в 2 раза по сравнению с 1991г., число врачей и численность среднего медицинского персонала сократилось на 22,3% и 44,5% соответственно.

  С введением Указов Президента, имеющих силу Закона «О медицинском страховании граждан (ОСМ) в РК», «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК» от 16 июня 1995 года и Постановления Правительства РК от 16 ноября 1995 года «Об утверждении положения и порядке оказания платных медицинских услуг в лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения», ситуация радикально изменилась. Основной целью принятых нормативно-правовых актов являлось проведение общегосударственных мер, направленных на повышение уровня жизни населения, снятия негативных факторов, вызванных внешней средой (экологические, техногенные и др.), формирования здорового образа жизни, предупреждение и снижение основных заболеваний, реформирование системы здравоохранения на основе новых, экономически прогрессивных отношений и улучшения показателей здоровья населения.

В соответствии с Указом Президента РК, имеющего силу Закона, «О медицинском страховании  граждан» ОМС является формой социальной защиты интересов населения, обеспечивающей всем гражданам Казахстана доступную и бесплатную медицинскую помощь гарантированного объема и качества при рациональном использовании имеющихся ресурсов.  [9, ст.60] Страховые платежи – взносы на обязательное медицинское страхование уплачиваются: для неработающего населения – за счет средств бюджета в соответствии с удельным весом расходов финансирования из расчета на одного жителя; для работодателя – в процентах по отношению к фонду оплаты труда и относится к расходам, вычитаемым из совокупного годового дохода юридических и физических лиц. [9, ст.60] Размер платежей , порядок и срок их оплаты устанавливались Правительством республики. Каждому застрахованному выдавался единого образца по республике страховой полис обязательного медицинского страхования отделениями фонда.

Основой для  дальнейшего законодательного обеспечения  деятельности системы здравоохранения  стал Закон РК «Об охране здоровья народа РК» от 19 мая 1997 года. В соответствии со статьей 4 Закона принципами государственной политики в области охраны здоровья граждан определялись следующие приоритеты:

- обеспечение  государственных гарантий и соблюдения  прав граждан в области охраны  здоровья;

  - доступности, преемственности бесплатности в рамках гарантированной

ответственности за их реализацию;

  - социальной защищенности граждан в случае утраты здоровья;

  - социальной справедливости и равенства в получении медицинской помощи в рамках гарантированного объема медицинской помощи;

  - развития здравоохранения в соответствии с потребностями населения и создания равных условий для организаций, независимо от форм собственности;

  - ответственности центральных исполнительных органов, а также местных представительных и исполнительных органов, работодателей, должностных лиц за создание условий, обеспечивающих укрепление и охрану здоровья граждан;

  - ответственности медицинских и фармацевтических работников, а также лиц, имеющих право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью, за вред, причиненный здоровью граждан;

  - ответственности граждан в сохранении и укреплении здоровья своего и окружающих лиц. [4, 37С.]

На работодателей  возлагается ответственность за экологическое благополучие, обеспечение  здоровых условий труда, быта и отдыха граждан; соблюдение санитарных правил и норм, гигиенических нормативов, содержание производственных помещений и территорий; информирование населения о вредных факторов производства; ущерб, причиненный здоровью граждан и др. В настоящее время общее положение в здравоохранении значительно улучшилось, строится современная база для медицинского обслуживания населения, растет число медицинских кадров.

Система здравоохранения  республики в 2007г. включала в себя 1055 больниц на 119,6 тысяч коек, число  врачей и среднего медицинского персонала составило соответственно 59,4 и 130,0 тыс. человек.

 

 

Рисунок 2. Обеспеченность врачами и средним медицинским персоналом

на 100 000 населения

 

Законом определена организация охраны здоровья граждан, государственная система здравоохранения, полномочия юридических и физических лиц, занимающихся частной медицинской практикой, порядок и выдача лицензий, а также меры по обеспечению экологического, санитарно-эпидемиологического благополучия и радиационной безопасности населения.

Информация о работе Пролемы социальной защиты населения Республики Казахстан