Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 12:34, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование формирования модели социальной политики. Для достижения данной цели в работе поставлены следующие задачи:
1. Исследовать сущность и основные компоненты социальной политики государства.
2. Определить основные направления и принципы разработки модели социальной политики.
3. Проанализировать основные элементы системы социальной защиты населения.
4. Рассмотреть направления развития и совершенствования социальных отношений в условиях рыночной экономики Казахстана.
Введение ………………………………………………………………………….3
1 Система социальной политики
Сущность социальной политики государства .………………….............4
Основные направления социальной политики государства ………….5
2 Социальная политика Казахстана
2.1 Конституция РК – гарант социальной защищенности граждан ……..7
2.2 Социальное страхование …………………………………………………10
2.3 Социальная защита граждан ……………………………………………12
2.4 Здравоохранение, образование и культура ……………………………22
Заключение ……………………………………………………………..…..
Список использованной литературы ………………………………...…
- разграничение
пенсий и других форм
- обязательность
участие каждого гражданина
- личная ответственность
трудоспособных граждан за
- эффективность инвестирования в сочетании с безопасностью пенсионных сбережений;
- право каждого
гражданина на дополнительное
добровольное пенсионное
Эта пенсия основана на принципах персонификации, что исключает какие-либо привилегии отдельным категориям граждан. Снижение реальной заработной платы граждан на сумму их обязательных пенсионных взносов будет исключено в результате повышения начисленной заработной платы за счет уменьшения отчислений работодателей в фонды социального страхования и соответствующих изменений в учете.
Началу реформирования пенсионной системы предусматривалось принятие мер, стабилизирующих ситуацию с пенсионным обеспечением из Государственного центра по выплатам пенсий и создающих предпосылки для возникновения новой системы пенсионного обеспечения в части:
- пересмотра политики предоставления пенсионных льгот, имея в виду их частичное сохранение только для военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел и Государственного следственного комитета;
- упрощения порядка исчисления трудового стажа и расчета пенсионных выплат из Государственного центра по выплатам пенсий;
- обязательств
по выплатам социальных пенсий,
пенсий по инвалидности и
- введение персонифицированного
учета пенсионных взносов и
накоплений граждан на основе
автоматизированных систем
- изменение предельного возраста выхода на пенсию мужчин и женщин с учетом их постепенного, в период до 2016 года, повышения и выравнивания;
- обеспечения
регулирования и контроля со
стороны государства за
Эти основные положения легли в основу принятого 20 июня 1997 года Парламентом страны Закона РК «О пенсионном обеспечении в РК». С выходом этого Закона была создана нормативная база по созданию стройной системы пенсионного обеспечения, направленной на конкретного человека, а также для осуществления со стороны государства разрешительных и контрольных функций в области накопительных пенсионных фондов. Новый Закон отвечает на важнейшие вопросы: как, за чей счет, в чьих интересах, в какие сроки, под чьим контролем и кто ответственен за реализацию. Законом определялось, что граждане РК имеют право на пенсионное обеспечение в порядке, установленном законодательством РК, а иностранцы и лица без гражданства, проживающие на территории РК, пользуются правом на пенсионное обеспечение наравне с гражданами РК, если иное не предусмотрено законами и международными договорами. [10, 6С.]
Данным Законом предусмотрен совершенно новый механизм формирования, назначения и выплат пенсий по возрасту.
В соответствии со статьей 9 нового закона назначение пенсионных выплат из Центра предусматривалось: с 1 января 1998 года – мужчинам по достижении 61 года, женщинам – 56 лет; с 1 июля 1998 года - мужчинам по достижении 61,5 года, женщинам – 56,5 года; с июля 1999 года - мужчинам по достижении 62 года, женщинам – 57 лет; с 1 июля 2000 года - мужчинам по достижении 62,5 года, женщинам – 57,5 лет; с 1 июля 2001 года - мужчинам по достижении 63 лет, женщинам – 58 лет. Граждане, проживающие в зонах чрезвычайного и максимально радиационного риска в период с 29 августа 1949 года по 5 июля 1963 года не менее 10 лет, в соответствии с Законом РК «О социальной защите граждан, пострадавших в последствии ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном полигоне» имеют право на назначение пенсии: мужчины – по достижении 50 лет при общем стаже работы не менее 25 лет; женщины – по достижении 45 лет при общем стаже работы не менее 20 лет. Проживающие в сельской местности женщины, родившие 5 и более детей и воспитавшие их до восьмилетнего возраста, имеют право на пенсию по возрасту по достижении 50 лет с последующим увеличением указанного пенсионного возраста на 6 месяцев ежегодно, начиная с 1 июля 1998 года, но не более чем на 3 года в целом.
Пенсионные выплаты по возрасту в полном объеме из Центра назначаются по достижении возраста, установленного частью первой настоящей статьи, следующим категориям граждан: мужчинам – при наличии трудового стажа не менее 25 лет на 1 января 1998 года; женщинам – при наличии трудового стажа не менее 20 лет на 1 января 1998 года. Пенсионные же выплаты по возрасту в неполном объеме рассчитываются в порядке, установленном законодательством, как доля от полной пенсии пропорционально трудовому стажу на 1 января 1998 года. Статьей 10 данного Закона было установлено, что пенсионные выплаты из Центра назначаются и осуществляются пожизненно.
Коррективы, внесенные в пенсионное законодательство, связанные с повышением пенсионного возраста, а также перевод пенсий по инвалидности, по случаю потери кормильца и по возрасту в разряд государственных социальных пособий отразились на динамике численности
пенсионеров, - и в последние годы численность пенсионеров постепенно снижалась. Так, за период с 1998 по 2007гг. общая численность получателей пенсий в республике уменьшилась на 1183,7 тыс. человек или на 42%. С 1995 по 2007 года средний размер пенсий поднялся с 1876 тенге до 10641 тенге. [ Рисунок 1]
Существенные изменения произошли в определении социальных выплат отдельным категориям граждан. Для них в соответствии с Законом РК от 5 апреля 1999 года № 365-1 «О специальном государственном пособии в РК» с 1 апреля 1999г. Льготы, ранее предоставляемые отдельным категориям граждан, заменяются выплатой специальных государственных пособий за счет средств государственного бюджета. Эти пособия выплачиваются с учетом изменения размера месячного расчетного показателя, утверждаемого Законом о республиканском бюджете на соответствующий год (в 200 году этот показатель составил 725 тенге).
К этой категории граждан относятся: участники и инвалиды ВОВ; лица, приравненные по льготам и гарантиям к участникам и инвалидам ВОВ; инвалиды 1,2 и 3-ей групп; многодетные матери, жертвы политических репрессий; лица, которым назначены пенсии за особые заслуги перед страной и т.д. [14 С. 112]
Ежегодно индексируются и повышаются размеры пенсионных пособий. Было осуществлено дифференцированное увеличение пенсионных выплат в зависимости от прежнего трудового стажа, которое коснулось более миллиона человек. Выросли также пенсии у ветеранов силовых структур. Все пенсионные и социальные в стране выплачиваются своевременно – месяц в месяц
Рисунок 1. Численность пенсионеров и средний размер получателей (месячной) пенсий
.
В своем Послании народу Казахстана от 28 февраля 2007 года Президент РК Н. Назарбаев уделил особое внимание вопросу роста качества жизни казахстанцев. «В прошлые годы мы смогли решить много важнейших социальных задач. … Я поручаю сегодня Правительству продолжить работу по улучшению благосостояния нашего народа. Для этого:
- придавая исключительное
значение социальной защите
- ввести обязательное
социальное страхование
- увеличить размер базовой пенсии и в ближайшие годы обеспечить его сохранение на уровне 40% от прожиточного минимума. Таким образом, мы впервые обеспечиваем соответствие пенсионного обеспечения Казахстана международным стандартам. Это коснется более 1 миллиона 675 тысяч получателей базовой пенсии, и ее размер в 2008 году повысится примерно на одну тысячу тенге, или более чем на 35 процентов;
- для установления
справедливости при назначении
размеров пенсии от прежнего
трудового вклада изменить
Законодательство
по пенсионной реформе в республике
подкреплено дополнительными
Таблица 1
Численность получателей государственных социальных пособий и средние
размеры назначенных месячных пособий
годы |
всего тыс.человек |
Распределение по полу,% |
Средний размер месячного пособия | |
мужчины |
женщины | |||
1999 |
596,2 |
62,5 |
37,5 |
3 253 |
2000 |
608,6 |
63,3 |
36,7 |
3 441 |
2001 |
637,8 |
62,8 |
37,2 |
3 391 |
2002 |
792,3 |
62,7 |
37,3 |
3 630 |
2003 |
791,8 |
60,7 |
39,3 |
3 391 |
2004 |
786,4 |
60 |
40 |
3 647 |
2005 |
790,4 |
61,5 |
38,5 |
3 824 |
2006 |
773,8 |
58 |
42 |
5 562 |
2007 |
764,6 |
57,5 |
42,5 |
7 528 |
2008 |
748,4 |
56,8 |
43,2 |
8 346 |
Сегодня у государства появилась возможность выделить такие большие средства на улучшение социального обеспечения казахстанцев. И мы эту возможность реализуем». [7, 9С.]
2) защита и улучшение положения инвалидов
Одним из важных направлений социальной политики является улучшение положения инвалидов. В настоящее время на государственном социальном обеспечении находится более 400 тысяч инвалидов или 2,6% от всего населения (из них почти 45 тыс. детей-инвалидов), большинство из которых ограничены в возможности работать и иметь одинаковые с другими гражданами условия для получения доходов. В настоящее время действует закон Республики Казахстан от 13 апреля 2005г. «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан», определяющий права инвалидов на социальную защиту, интеграцию в общество, обеспечение доступа к информации, образованию, свободному выбору рода деятельности с учетом состояния здоровья, бесплатную гарантированную медицинскую помощь, профессиональную подготовку и переподготовку, восстановление трудоспособности и трудоустройство. В части совершенствования социального обслуживания разработаны государственные стандарты социального обслуживания и расширен перечень оказываемых социальных услуг.
Таблица 2
Численность инвалидов всех категорий по группам инвалидности
периоды |
Численность инвалидов |
в том числе |
Женщины инвалиды, имеющие детей | ||||
всего |
из них женщин |
I группы |
II групы |
III группы |
дети инвалиды до 16 лет | ||
1999 |
358 453 |
……… |
38 538 |
175 96 |
99 531 |
44 468 |
2 751 |
2000 |
383 703 |
210 965 |
41 770 |
181 137 |
110 990 |
49 806 |
2 504 |
2001 |
388 711 |
189 317 |
42 354 |
181 163 |
116 101 |
49 093 |
2 230 |
2002 |
391 650 |
183 433 |
42 504 |
182 839 |
118 585 |
47 722 |
2 279 |
2003 |
391 311 |
174 806 |
40 010 |
183 942 |
120 357 |
47 002 |
10 807 |
2004 |
396 669 |
172 663 |
39 154 |
186 922 |
123 610 |
46 983 |
10 372 |
2005 |
404 780 |
175 626 |
36 803 |
187 157 |
127 703 |
47 590 |
1420 |
2006 |
407 745 |
174 883 |
35 906 |
184 056 |
132 939 |
46 765 |
1456 |
2007 |
409 170 |
173 137 |
36 178 |
183 748 |
135 673 |
44 935 |
1464 |
Информация о работе Пролемы социальной защиты населения Республики Казахстан