Программа социологического исследования

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2011 в 13:37, курсовая работа

Описание работы

Различают следующие виды исследований:

1. Разведывательное исследование – небольшое, наиболее простое исследование, имеющее небольшое количество респондентов и сжатый инструментарий.

2. Описательное исследование – более глубокий вид исследования более широкой группы людей. Характерным признаков такого исследования является применение машинной обработки.

3. Аналитическое исследование – самое сложное и глубокое исследование. Такое исследование охватывает большое количество респондентов и, как правило, рассматривает явление в развитии.

Содержание

Программа социологического исследования
1.1. Введение
1.2. Обоснование проблемы
1.3. Цель исследования
1.4. Задачи исследования
1.5. Объект и предмет исследования
1.6. Гипотеза исследования
2. Методика социологического исследования
2.1. Некоторые методы социологического исследования
2.2. Образец анкеты
3. Результаты социологического исследования
4. Заключение
5. Список литературы

Работа содержит 1 файл

Гражд.брак.docx

— 256.22 Кб (Скачать)

    Предварительный анализ позволяет выдвинуть следующие  непротиворечивые взаимосвязанные  научные гипотезы представленного  исследования, соответствующие исходным принципам социологии; не противоречащие теориям, истинность которых для  данной области уже доказана, известным  и проверенным фактам; доступным  проверке в процессе социологического исследования при помощи специально разработанной анкеты:

  • у студентов к гражданскому браку определенно позитивное отношение;
  • общепринятое мнение и о преимуществах гражданского брака, и о значимости психологических, материальных и юридических проблем, возникающих у партнеров, студентами не отрицаются.

 

  1. Методика социологического исследования

2.1. Некоторые методы  социологического  исследования

    Значительная  часть информации, необходимая исследователю  в его работе, содержится в документальных источниках. В социологии их изучение как этап социологического исследования называют анализом существующих данных, или вторичным анализом данных.

    Полное  представление о содержании документальных источников во многих случаях позволяет  получить информацию, достаточную для  решения возникшей проблемы или  углубить анализ проблемы. Так, при  формулировке проблемы и гипотез  исследования социолог обращается к  анализу таких письменных документов, как научные публикации, отчёты по предшествующим исследованиям, различная  статистическая и ведомственная  публикация.

    Именно  анализ документов даёт первоначальную информацию и позволяет точно  и целенаправленно использовать другие исследовательские методы.

          Наблюдение в социологии – метод сбора информации путём непосредственного изучения социального явления в его естественных условиях.

    Существует  ряд особенностей этого метода:

    • связь наблюдателя с объектом наблюдения;
    • наблюдатель не лишён эмоциональности восприятия;
    • сложность повторного наблюдения.

          Когда для решения  поставленной задачи необходимо получить информацию о сфере сознания людей (об их мнениях, мотивах поведения, оценках  окружающей действительности, о жизненных  планах, целях, ориентациях, информированности  и т.п.) исследователь обращается к массовый опросу.

          Во всех подобных случаях именно люди, участники изучаемых  социальных процессов, выступают в  роли уникального источника информации, который не может быть заменён  никаким другим.

          Суть метода опроса сводится к общению исследователя  прямо или косвенно через его  представителя с совокупностью  людей (респондентов) в форме вопросно-ответного  диалога. Особенность этого общения  состоит в том, что оно, с одной  стороны, должно отвечать строгим требованиям  научной процедуры, а с другой – исходить из того, что источником информации выступают рядовые участники  изучаемых процессов, осознающие эти  процессы в рамках повседневного  житейского опыта.

          Таким образом, в  опросе реализуется познавательное взаимодействие двух различных уровней  общественного сознания: научного, носителем которого выступает исследователь, и обыденного, практического, носителем  которого выступает опрашиваемый, респондент.

          Содержание вопросов, их формулировка, последовательность и взаимосвязь в структуре  вопросника должны отвечать двум требованиям.

          1. Вопросы должны  быть необходимыми и достаточными  для обеспечения эмпирической  проверки гипотез исследования, для решения его познавательных  задач. Это требование обеспечивается  на стадии эмпирической интерпретации  понятий посредством выработки  набора индикаторов и соответствующего  ему списка единиц искомой  информации. Иначе говоря, для каждого  вопроса анкеты должна быть  определена его познавательная  задача, его искомая информация.

          2. Необходимо учитывать  социально-психологические особенности  опрашиваемых, выступающих источником информации. Это означает, что автор анкеты должен учитывать информированность опрашиваемых о предмете опроса, специфику их языка, традиций общения, представлений о престиже и чувстве собственного достоинства и др.

    В практической работе при конструировании  вопросника оба требования часто  пресекаются и должны учитываться  комплексно и во взаимосвязи.

          Приступая к разработке вопросника, социолог решает задачу другого  уровня – как сформулировать вопрос, чтобы получить искомую информацию?

    В зависимости от целей, с которыми задаются вопросы, они подразделяются на содержательные и функциональные.

          Функциональные вопросы  решают различные задачи по управлению ходом опроса, его психологической  атмосферой, логической строгостью. Основные виды таких вопросов: вопросы-фильтры, контрольные вопросы, контактные вопросы.

          Необходимость в  вопросах-фильтрах возникает тогда, когда искомая информация может  быть получена не от всей совокупности опрашиваемых, а только от некоторой  её части.

          Цель контрольных  вопросов – выяснить устойчивость или непротиворечивость ответов  респондента, которые он даёт по той  же теме, проблеме.

          Контактные вопросы  служат для установления контакта с  респондентом, создания у него положительной  мотивации на опрос. Могут быть не связаны напрямую с темой опроса, но позволяют отвечающему высказаться на тему, наиболее актуальную, близкую для него.

          В зависимости от того, что спрашивается, различают:

  1. Вопросы о фактах. Их цель – в получении информации о социальных явлениях или признаках, которые могут быть однозначно определены.
  2. Вопросы о знании. Цель этих вопросов – в получении сведений, свидетельствующих об информированности респондента. Ответы помогают точнее выявить структуру установок и интересов, указывают на степень включённости индивида в коллектив.
  3. Вопросы о мнении. Ответы на эти вопросы чаще всего содержат оценки. Мнения по сравнению со знаниями менее стабильны. Они сильнее обусловлены ситуацией и нередко зависят от личных переживаний и настроений. Формулирование мнений определяется способом включения индивида в процесс общественного развития, его политической активностью.
  4. Вопросы о мотивах. Исследование мотивов социального поведения предъявляет высокие требования к технике опроса и построения индикаторов. Опрашиваемым легче говорить о фактах, поведении, ситуациях, чем судить о мотивах поведения. Это обусловлено тем, что оценка (или обоснование) действий в прошлом затруднительна.

          По технике заполнения выделяют:

    Открытые  вопросы дают респонденту возможность самостоятельно сформулировать ответ, отражающий всю неповторимость индивидуального сознания, языка, стиля, запаса информации, круга ассоциаций.

    Закрытые вопросы предполагают наличие готовых вариантов ответов, которые социолог разрабатывает до начала опроса, основываясь на своих исходных представлениях о содержании вопроса и на данных пробного исследования.

    Анкетирование – вид опроса, в котором респондент самостоятельно заполняет анкету.

    Интервью  – проводимая по определённому плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом, причём запись ответов ведётся либо интервьюером, либо на какой-либо носитель информации (например, диктофон).

          Социологический эксперимент – способ получения информации о количественном и качественном изменении деятельности и поведения социального объекта в результате воздействия на него некоторых управляемых и контролируемых факторов.

    Лабораторный  эксперимент предполагает, что исследователь создаёт искусственную среду (например, в лаборатории) для его проведения, что позволяет ему более тщательно контролировать среду, в которую помещены изучаемые группы.

    Полевой эксперимент. Для него характерна максимально естественная ситуация- это может быть учебный класс, производственная среда.

    Естественный  эксперимент. Под ним понимают такой эксперимент, в котором исследователь заранее не выбирает и не подготавливает независимую переменную, не воздействует ею на экспериментальную группу. Исследователь отводит себе роль наблюдателя и фиксатора процессов, самостоятельно происходящих в изучаемой сфере жизни.

    После того как получены результаты исследования, данные наблюдения и измерения, проводится теоретическая интерпретация эмпирических данных.

2.2. Образец анкеты

Уважаемый респондент!

    Приглашаем  Вас ответить на вопросы анкеты. Данная анкета – часть социологического исследования по теме «Гражданский брак», проводимого нами с целью изучения проблем, возникающих у партнеров  по гражданскому браку.

    Нам небезынтересно Ваше отношение к  данной проблеме.

Инструкция  к заполнению анкеты.

  1. Внимательно прочтите вопрос и варианты ответов.
  2. Под номером вопроса поставьте любой знак в клеточку, которая соответствует выбранному Вами ответу.

    Благодарим  Вас за участие  в исследовании!

    
1. Состоите  ли Вы в гражданском  браке?
  да   нет
2. Считаете  ли гражданский брак приемлемой для Вас  формой отношений?
  да   нет
3. Какое из понятий «гражданский брак» вы считаете верным?
  семейные  отношения, не освящы ыенные таинством венчания
  семейные  отношения, не признанные церковью и  государством
4. Союз  считают гражданским  браком, если пара живет  на одной территории и ведет общее  хозяйство в течение…
  1 месяц   полгода   1 год
5. Считается, что самой распространенной причиной заключения гражданского брака  является попытка  репетиции семейных отношений.
  Да, в  гражданском браке главное проверить  бытовую совместимость
  Нет, в  гражданском браке главное проверить  сексуальную совместимость
6. Гражданский брак – рекомендуется  как временная  форма личной жизни  для …
  тех, у  кого желание любить и быть любимым  превышает финансовую состоятельность
  всех, независимо от финансового состояния
  не рекомендуется  никому
7. Что из перечисленного можно  приобрести в гражданском  браке?
  сексуальный и житейский опыт
  умение  уважать пространство чужой жизни
  умение  ценить собственную свободу
8. Какие из перечисленных  общепринятых правил семейной жизни должны присутствовать между  партнерами по гражданскому браку?
  женщина – домохозяйка, мужчина – добытчик
  бюджет  должен быть общим
  ни шагу налево
  нужно понравиться  всем родственникам партнера
  мой партнер  – моя собственность
  гражданский брак не отягощен социальными стереотипами
9. Когда гражданский брак должен уступить место  законному браку?
  когда партнеры решают завести ребенка
  когда позволяет  материальное положение 
  когда партнеры убеждены в прочности союза
  никогда
10 Общественное  мнение считает гражданские  браки слишком  экстравагантными и  несерьезными. С каким  из утверждений согласны Вы?
  мне будет  тяжело, если общественное мнение не одобрит  мою личную жизнь
  моя жизнь  – мое личное дело
11 Как поступите Вы, если уже готовы к вступлению в брак, а Ваш  партнер, от которого Вы эмоционально, сексуально или материально  зависимы, категорически  отказывается?
  главное чувства, а не формальности – будем  жить в гражданском браке
  устрою  скандал
  буду  тайно страдать
  расстанусь  с партнером
12 Какие недостатки гражданского брака имеют значимость для Вас?
  у людей, состоящих в гражданском браке, нет социального статуса 
  у людей, состоящих в гражданском браке, нет ощущения серьезности отношений
  у людей  нет ощущения незыблемости своего положения
  это огромный юридический риск
  против  такой формы брака обычно активно  возражают родители – мои и  моего партнера
  у гражданского брака нет недостатков
Укажите Ваш возраст   Укажите Ваш пол  
 

    Спасибо за откровенность!

 

    1.  

3. Результаты социологического  исследования

    В анкетировании приняли участие 20 студентов 3-5 курсов факультета управления и бизнес-технологий ИУБПиЭ СФУ в возрасте 19-23 лет.

    

    По  половому признаку респонденты поделены неравномерно, что обусловлено спецификой специальности.

    

    Почти половина респондентов считает гражданский  брак приемлемой формой отношений.

    

    Большинство студентов (75%) принимают современную  трактовку термина «гражданский брак» как семейного союза, не признанного церковью и государством, остальные склоняются к устаревшему  понятию гражданского брака: семейным отношениям, не освященным таинством  венчания.

    

    Если  пара живет на одной территории и  ведет общее хозяйство в течение  месяца, то такой союз называют гражданским  браком. Студенты же считают, что срок совместного проживания должен быть более длительным. Вот почему, несмотря на то, что в настоящее время  гражданский брак в студенческой среде встречается довольно часто, респонденты в основном отрицательно отвечали на вопрос о том, состоят  ли они в гражданском браке.

      Самой распространенной причиной  заключения гражданского брака  социологи считают попытку репетиции  семейных отношений на проверку  бытовой совместимости, которую  взаимная влюбленность и сексуальное  влечение еще не гарантируют.  Опрошенные студенты проявили  абсолютную солидарность с этим  мнением.

    

      Ученые рекомендуют гражданский  брак как временную форму личной  жизни всем, у кого желание  любить и быть любимым многократно  превышает финансовую состоятельность,  однако ¾ студентов считают,  что вступление в гражданский  брак не зависит от финансового  положения партнеров. 

    Респонденты заявляют, что гражданский брак позволит научиться уважать пространство чужой жизни (75%),  ценить собственную  свободу (15%) и обрести бесценный  сексуальный и житейский опыт.

Информация о работе Программа социологического исследования