Программа социологического исследования

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 18:11, реферат

Описание работы

Социология - отрасль науки о человеческом поведении, ставящая целью раскрытие причинно-следственных связей, возникающих между индивидами и группами в процессе социальных отношений. Она изучает традиции, структуры и институты, влияние групп и организаций на поведение и характер людей. Социология исследует базисные характеристики человеческого общества в локальном и мировом масштабе, занимается изучением социального взаимодействия и группового поведения с помощью исследований, основанных на точном и специализированном сборе и анализе фактов.

Содержание

Введение 3
1. Программа социологического исследования. Основные понятия 4
2. Структура программы 6
3. Определение целей и задач исследования. Этапы и роль 7
Заключение 10
Список литературы 12

Работа содержит 1 файл

семестровая работа по социологии 2.docx

— 35.32 Кб (Скачать)

Третий этап — результирующий.Его составляют обработка, анализ, обобщение полученных данных, результатов действий, разработка рекомендаций, оценка эффективности использования метода.

Завершается социологическое исследование созданием научного отчета по его  результатам.

Следует подчеркнуть важную организующую роль общей программы КСИ для  исследовательской работы социолога. Программа социологического исследования — это основной документ, содержащий методологические и методические предпосылки  научного поиска, гипотезы исследования с указанием правил процедуры  и логической последовательности операций для их проверки. Программа социологического исследования — основная часть отчета о проведенном исследовании, в котором документируется полученная информация, результаты КСИ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Социологическая перспектива предлагает найти новый - свежий и творческий - подход к изучению столь часто  игнорируемых или принимаемых как  должное аспектов социальной среды. Многие из движущих нами принципов лежат за пределами нашего порога осознания. Базисная посылка социологии заключается в том, что понимание тенденций развития общества, в котором мы все живем, позволяет понять самих себя. Ч. Райт Миллс определил это свойство как социологическое воображение - способность рассматривать собственный жизненный опыт и личные трудности в контексте структурной организации своего общества и той исторической эпохи, в которой мы живем. Подобный подход к реальности - специфическая форма сознания - составляет суть социологической перспективы. Социологическая перспектива позволяет осознать обществу скрытые от него аспекты человеческой жизни, учит видеть и правильно интерпретировать социальный «пейзаж».

Как правило, наше видение обусловлено  сферой нашего общения - школой, работой, семьей, соседями, феномен социологического воображения позволяет раздвинуть узкие рамки и почувствовать  взаимосвязь между личным опытом и более масштабными социальными  и историческими событиями. Каждый человек может правильно оценить  себя только в сравнении с другими. Понять это и связать свою биографию  с историей - признак классического  социологического анализа, который  мы встречаем у О. Конта, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, К. Маннгейма, И. Шумпетера, М. Вебера и др. И каким бы вопросом мы ни занимались, социологическое воображение требует видеть его в контексте трех типов проблем.

1. Какова структура общества  как системы? Каковы его элементы  и как они связаны между  собой? Чем они отличаются друг  от друга?

2. Каково место этого общества  в истории? Каков механизм его  изменения? Какую роль оно играет  в развитии человечества? Как  его свойства влияют на исторический  период, в котором мы живем?  Каковы особенности этого периода?  Чем он отличается от других  периодов? Каким путем идет история?

3. Какие типы людей играют  важную роль в этом обществе  в данный период? Какие типы  людей идут на смену? Как  они формируются? Какие особенности  «человеческой природы» раскрываются  в этот период? Какую роль играет  здесь общество?

Задавая себе эти вопросы и отвечая  на них, мы становимся ближе к пониманию  самих себя, своего положения «здесь и сейчас». Мы начинаем осознавать себя частью общества и свою ответственность  перед этим обществом и собой. Подобного рода понимание дает человеку возможность быть свободным, стать  участником исторического процесса, а не наблюдателем. Каждому человеку действительно важно и необходимо понимать общество, в котором он живет, законы его развития, его историю. Это нужно для того чтобы наметить свой путь в будущее, а для этого необходимо учитывать изменчивость общества и окружающего мира.

Футурологи выделяют два изменения, которые представляются основными  в современной социальной жизни. Во-первых, высокоразвитые страны преобразуются  из индустриальных в информационные. Во-вторых, современные общества переходят с уровня национальной экономики на глобальный экономический уровень. Футурологи использовали множество метафор для определения этих изменений: постиндустриальное общество (Дэниэла Белл), третья волна (Элвина Тоффлер), мегатренды (Джон Нэсбитт). Все эти метафоры объединяет одна мысль о том, что в промышленно развитых странах совершается переход от производства товаров к производству услуг и что они трансформируются из общества, основанного на координации людей и машин, к обществу, организованному вокруг знаний.

Уровень развития общества определяется по уровню развития его среднестатистического  индивида, соответственно чем выше уровень развития отдельного человека, тем выше уровень развития общества в целом, тем больше предпосылок для дальнейшего прогресса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Волков Ю.Г. Социология: учебник  для студентов вузов/ Ю.Г. Волков; ред.

В.И. Добреньков. М.: Дашков и Ко; Ростов н/Д: Наука-Спектр, 2011. - 383 с.

2. Минюшев Ф. И. Социология культуры: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 040200- «Социология» / Ф.И. Минюшев. М.: КДУ, 2009. - 253 с.

3. Ядов В.А. Стратегия социологического  исследования: описание, объяснение, понимание  социальной реальности / В.А. Ядов. М.: ОМЕГА-Л, 2007. - 567 с.

4. Кравченко А.И., Тюрина И.О. К78 Социология управления: фундаментальный  курс: Учебное пособие для студентов  высших учебных заведений. -- 2-е  изд., испр. и доп. -- М.: Академический Проект, 2005. -- 1136 с.

 

 

 


Информация о работе Программа социологического исследования