Программа социологического исследования

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 22:23, контрольная работа

Описание работы

понимание и использование туристских мотивов, знание
различных моделей путешествия, влияющих на выбор конкретного туристского
продукта, могут стать залогом успешного функционирования туристского
предприятия, продвижения туристского направления. Практическая значимость
выявления, изучения и использования мотивационных аспектов в сфере туризма
очевидна. Выявив мотивы, можно вырабатывать эффективные приемы,
способствующие привлечению потенциального туриста и придания ему статуса
постоянного, и в конечном итоге воздействовать на характер и объем
туристского спроса и сбыта.

Содержание

Методологический раздел программы.
1.1. Обоснование актуальности.
1.2. Проблемность ситуации.
1.3. Научная разработанность.
1.4. Интерпретация и операционализация ключевых понятий.
1.5. Цель исследования.
1.6. Задачи исследования.
1.7. Предмет исследования.
1.8. Объект исследования.
1.9. Гипотезы.
2. Методический раздел программы.
2.1. Методы сбора первичной социологической информации.
2.2. Место и время проведения исследования. Название инструментария.
2.3. Характеристика инструментария.
2.4. Выборка.
2.5. Метод обработки эмпирических данных.
2.6. Практическая значимость исследования.
Приложения:
2.7. Анкета.
2.8. Рабочий план проведения исследования.
2.9. Библиография.
3. Аналитический раздел.

Работа содержит 1 файл

Программка по соцмк.doc

— 114.50 Кб (Скачать)

Содержание программы:

 

1. Методологический раздел программы.

1.1. Обоснование актуальности.

1.2. Проблемность ситуации.

1.3. Научная разработанность.

1.4. Интерпретация и операционализация  ключевых понятий.

1.5. Цель исследования.

1.6. Задачи исследования.

1.7. Предмет исследования.

1.8. Объект исследования.

1.9. Гипотезы.

 

2. Методический раздел программы.

2.1. Методы сбора первичной социологической  информации.

2.2. Место и время проведения  исследования. Название инструментария.

2.3. Характеристика инструментария.

2.4. Выборка.

2.5. Метод обработки эмпирических  данных.

2.6. Практическая значимость исследования.

Приложения:

2.7. Анкета.

2.8. Рабочий план проведения  исследования.

2.9. Библиография.

 

3. Аналитический раздел.

 

 

 

                    1. Методологический раздел программы.

 

1.1. Обоснование актуальности.

       Решение относительно  путешествия концентрируется вокруг  выбора  места

туристского назначения. Разнообразие  туристских  мотивов  содержит  в  себе

различные виды туристских поездок и предполагает многочисленные  возможности

появления новых мест туристского  назначения.  Диверсификация  образа  жизни

создает  богатый  спектр  мотивов  к  путешествию,  что,  в  свою   очередь,

определяет появление новых  мест туристского назначения.

    Таким образом, понимание  и  использование  туристских  мотивов,  знание

различных моделей путешествия, влияющих  на  выбор  конкретного  туристского

продукта,  могут  стать  залогом  успешного   функционирования   туристского

предприятия, продвижения туристского  направления.  Практическая  значимость

выявления, изучения и использования  мотивационных аспектов в  сфере  туризма

очевидна.   Выявив   мотивы,   можно   вырабатывать   эффективные    приемы,

способствующие привлечению потенциального туриста  и  придания  ему  статуса

постоянного,  и  в  конечном  итоге  воздействовать  на  характер  и   объем

туристского спроса и сбыта.

 

1.2 Проблемность ситуации.

    В настоящее время  выбор места отдыха очень   сильно  зависит  от  дохода

путешественника. Например, люди с низким доходом не  могут себе  позволить

поехать во время отдыха в отдаленные уголки  мира  из-за  высокой  стоимости

авиабилетов,  а  те,  кто  имеет  достаточно   средств   на   оплату   любой

туристической поездки, вынуждены  отдыхать  в низкокомфортабельных  условиях

из-за ограниченности возможностей туристического  агентства.  В  связи  этим

необходима упорядоченная информация о возможностях и желаниях  потенциальных

туристов, для оптимального сочетания  этих двух аспектов.

 

1.3. Научная разработанность.

    Разработанность данной  проблемы в России достаточно  высока, особенно  в

Москве. С введением во многие вузы такой специальности как туризм,  возросло

и количество  учебников,  написанных  по  данному  предмету.  Практически  в

каждом  из  них  освещаются  факторы,  влияющие  на  выбор  туристом   места

назначения, зависимость активности отдыха от возраста  и  прочих  социальных

показателей.  Кроме   того,   каждая   фирма,   занимающаяся   туристической

деятельностью,  уделяет   большое  внимание  проведению  различных  опросов,

путем анкетирования клиентов в  офисах, а также посредством Интернета.  Ну  и

конечно же существует множество специализированных журналов  (  «Отель»,  «5

звезд», «Турифо» и др.),  которые  по заказу или  по  собственной  инициативе

проводят опросы и составляют рейтинги популярных стран, курортов,  отелей  и

т.д.

 

1.4. Интерпретация и операционализация  ключевых понятий.

    Социальное положение  – место, положение, статус  индивида или социальной

группы в социальной структуре.

 

    Социальный статус –  1. Соотносительная  позиция  индивида  или  группы,

определяемая     (экономическое    положение,    профессия,    квалификация,

образование и т.п.),  (пол, возраст), а также престижем и . 2.  Совокупность

прав и обязанностей индивида или социальной группы, связанная с  выполнением

или определением социальной роли.

 

    Экономический статус  – позиция, положение индивида (группы, организации

и т.п.),  определяющиеся  с  точки  зрения  размера  или  источника  дохода,

величины собственности, стандарта благосостояния.

 

    Профессия  –   устойчивый   и   относительно   широкий   вид   трудовой

деятельности, являющийся источником дохода,  предусматривающий  определенную

совокупность теоретических знаний, практического опыта, трудовых  навыков и

определяемый разделением труда, а также его функциональным содержанием.

 

    Квалификация – степень  и вид  профессиональной  обученности   работника,

совокупность его знаний, умений и  навыков,  поведенческих  и  мотивационных

установок, необходимых для выполнения им определенной работы.

 

    Образование – 1.  совокупность  систематизированных  знаний,  умений  и

навыков, приобретенных индивидом  самостоятельно либо в процессе  обучения  в

специальных учебных заведениях. В  зависимости от объема и  характера  знаний

различают  начальное,  основное,  среднее,  высшее  образование,   общее   и

специальное (профессиональное); по содержанию –  техническое,  гуманитарное,

естественнонаучное,  социальное.   Образование   –   один   из   показателей

социального статуса индивида и  один из факторов изменения и  воспроизводства

социальной структуры общества. 2. социальный институт,  выполняющий  функции

подготовки  и  включения  индивида  в  различные   сферы   жизнедеятельности

общества, приобщения его к культуре данного общества.

 

    Пол – 1. совокупность  морфологических и  физиологических   особенностей.

2. комплекс соматических, репродуктивных,  социокультурных  и  поведенческих

характеристик, обусловливающих  личный, социокультурный  и  правовой  статус

мужчины или женщины.

 

    Возраст – отмеченный  относительными хронологическими  границами период в

физиологическом, психологическом  и  социальном  развитии  человека  (раннее

детство, дошкольный возраст, подростковый возраст и др.)

 

    Социальный престиж – сравнительная оценка общностью или группой и ее

членами значимости различных  социальных  объектов  на  основе  определенной

системы ценностей.

 

    Социальная роль –  совокупность норм, определяющих  поведение действующих

в социальной системе индивидов, в зависимости от их статуса  или  позиции  и

само поведение, реализующее эти  нормы.

 

    Отдых – состояние  покоя либо такого рода деятельность, которая  снимает

утомление и способствует восстановлению работоспособности.

 

1.5. Цель исследования.

    Найти зависимость между  социальными факторами и  выбором   места  отдыха

для   дальнейшего   практического   применения   в   трудовой   деятельности

экономистом-менеджером по туризму.

 

1.6. Задачи исследования.

1) выявить основные факторы,  влияющие на выбор  туриста  относительно  места

назначения;

2)  узнать обстоятельства, препятствующие  путешествию;

3)  выяснить предпочтения на  основе предыдущих поездок опрашиваемых;

4) найти зависимость выбора места  отдыха от социального положения;

 

 

1.7. Предмет исследования.

    Предмет  исследования  –  факторы,  влияющие  на  выбор  места   отдыха

представителями различных социальных групп. Принято выделять доминирующие  и

побочные   факторы   туристской    мотивации,    обладающие    определенными

возможностями усиливать свое влияние  на  поведение  потребителя  и  процесс

принятия им решения о путешествии  и выбор туристского продукта.

    - возраст;

    - образование;

    - социальная принадлежность;

    - менталитет;

    - конфессия;

    - доход;

    - семейное положение;

    - работа;

    - отпуск;

    - здоровье;

    - численность туристской  группы;

    - географическое направление;

    - сезонность;

    - активность

 

 

 

1.8. Объект исследования.

   Объектом исследования являются  различные слои  населения   города  Москвы,

которые отдают предпочтение проведению отдыха вне дома.

 

1.9. Гипотезы.

    Основным  фактором,  влияющим   на   выбор   места   отдыха,   является

экономическое положение индивида.  В  меньшей  степени  такие  факторы,  как

возраст, образование,  наличие  свободного  времени,  семейное  положение  и

здоровье.

    Обстоятельства,   препятствующие   путешествию   -    это    отсутствие

заграничного паспорта, ограничения  по здоровью, дефицит  времени,  жизненный

цикл семьи, дефицит интереса, страх и безопасность.

 

                      2. Методический раздел программы.

 

2.1. Методы сбора первичной социологической  информации.

   При сборе первичных данных  используют четыре основных метода,  каждый  из

которых имеет по две основные разновидности:

. опрос – анкетирование и интервьюирование;

.  анализ документов – качественный  и количественный анализ;

.  наблюдение – невключенное  и включенное;

.  эксперимент – контролируемый  и неконтролируемый.

   В данном социологическом  исследовании будет использоваться анкетирование.

 

2.2. Место и время проведения  исследования. Название инструментария.

   Исследование будет проводиться  в центре Москвы. В наиболее  людных  местах

будут раздаваться анкеты и заполняться  на  местах  (оборудованных  столами,

стульями и ручками).

   Даты: 19,20 декабря 2003 года, с  12-00 до20-00.

   Инструментарий: анкета.

 

2.3. Характеристика инструментария.

   Всего в анкете  23   вопроса, в том числе:

   1. По содержанию:

     1)  о личности респондента  – 8 (2- 7, 9, 10);

     2) о фактах сознания – 9 (1, 13- 19, 22);

     3) о фактах поведения  – 6 (8, 11, 12, 20, 21, 23).

   2. По форме:

     1) закрытые

         . альтернативные  – 10 (1, 2, 4-8, 18,20,21);

         . неальтернативные  – 1 (17).

        2) полузакрытые  – 8 (3, 10, 11, 12, 14, 16, 19, 22);

        3) открытые  – 2 (9, 23).

      3. По оформлению:

        1) табличные  – 2 (13,15);

        2) линейные  – 21 (1-12,14, 16-23).

       4. Вопросы-фильтры  – 4 (3, 5, 10, 18).

 

2.4. Выборка.

 

|Объем выборки    |Тип выборки      |Единица          |География        |

|                 |                 |наблюдения       |                 |

|1200             |стихийная        |респондент       |центр Москвы     |

 

 

2.5. Метод обработки эмпирических  данных.

   В данном социологическом исследовании предусмотрен ручной метод обработки

эмпирических данных.

 

2.6. Практическая значимость исследования

   Данное социологическое  исследование имеет большое практическое  значение.

Обработанные   данные   могут   быть   применены   как   уже   действующими

туристическими фирмами для  дальнейшего развития  отдельных  направлений  или

разработки  абсолютно  нового,  ранее  не  привлекавшего  внимания;  так   и

агентствами только собирающимися  начать заниматься туристским бизнесом.

   Кроме  того, результаты  исследования  могут показать,  что необходимо

активнее развивать внутренний туризм в Российской Федерации.

Приложение 1.

                                   АНКЕТА

                          «Ваш выбор места отдыха».

 

                      Уважаемый участник исследования!

  Просим  Вас принять участие в опросе, с целью выявления зависимости  выбора

    места отдыха от социального  положения. Данное исследование  проводится

                              студенткой РГТЭУ.

       Техника заполнения анкеты: обвести выбранный ответ(ы) в кружок.

   Анонимность  гарантируется, все данные будут  опубликованы в общем виде.

 

                        Заранее благодарю за участие!

 

                                                       Автор: Стромская О.П.

1. Какой из этих рисунков наиболее  соответствует Вашему настроению  на

данный момент?

[pic]

        1.             2.           3.            4.              5.

 

2. Ваш возраст.

 

 а) младше 17

 б) от 18 до 24

 в) от 25 до 35

 г)  от 36 до 55

 д) старше 55.

 

3. Ваш род деятельности.

 

а) школьник

б) студент

в) работаю

г) безработный

д) пенсионер

    Если     ваш     ответ     в),     г),     д),     укажите     профессию

           .

 

4. Ваш пол.

 

а) мужской

б) женский

 

5. Ваше образование.

 

а) начальное

б) среднее

в) среднее специальное

г) высшее

д) 2 и более высших

Если Ваш ответ а),б) переходите к вопросу №7

 

6.По содержанию Ваше образование:

 

а) техническое

б) гуманитарное

в) естественнонаучное

г) социальное

 

7. Как бы Вы оценили экономическое  положение Вашей семьи.

 

а) нам хватает только на еду  и одежду

б) если некоторое  время  экономить,  мы  сможем  купить  недорогую  бытовую

Информация о работе Программа социологического исследования