Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 22:17, контрольная работа
Целью работы стало изучение программы социологического исследования. Для достижения поставленной цели предстоит решить следующие взаимосвязанные задачи:
- раскрыть суть основных элементов и процедур исследования;
- дать определение понятию «программа социологического исследования»;
- выделить основные функции программы и дать им краткую характеристику;
- выделить основные разделы программы, основные элементы этих разделов, обосновать роль каждого структурного элемента;
- определить объект и предмет исследования;
- выявить цель и задачи исследования.
1. Введение…………………………………………………………………...3
2. Программа социологического исследования
2.1 Предназначение и функции программы…………………………….....4
2.2 Структура программы исследования и основные требования к ней……………………………………………………………………............8
2.3 Основные этапы разработки программы социологического
исследования…………………………………………..................................14
3. Заключение……………………………………………………………….15
4. Литература………………………………………………………………..17
3. Определение цели и задачи исследования. Соответственно основная цель исследования определяется как теоретико-прикладная (поиск типового решения проблемы с последующим его приложением к практике) или преимущественно прикладная, т.е. связанная с практическим регулированием определенных социальных процессов.
Определение цели исследования обычно предусматривает решение или теоретико-прикладной (поиск типового решения проблемы с последующим его приложением к практике), или преимущественно прикладной задачи (связанной с практическим регулированием определенных социальных процессов), или той и другой одновременно. Необходима постановка такой цели, реализация которой требует надежных данных, позволяющих выявить пути и средства решения наиболее важных, узловых на текущий момент проблем, проверить и установить практическую отдачу и ценность форм и методов управления общественным процессом или явлением.
Задачи социологического исследования определяются в соответствии с его целью и могут быть условно разделены на основные и дополнительные. Основные задачи исследования отражают поиск ответа на центральный вопрос: каковы пути и средства изучения исследуемой проблемы? Не исключены ситуации, когда выдвижение дополнительных гипотез потребует выяснения еще каких-либо вопросов. Тогда и намечаются дополнительные задачи.
4. Интерпретация и операционализация основных понятий.
Как бы не осуществлялась трактовка основных понятий, этот процесс непременно носит логико-познавательный характер, т.е. они всегда получают какую-то интерпретацию.
Интерпретация – перевод содержания понятия на язык поддающихся эмпирическому наблюдению фактов и социальных показателей (совокупностей фактов, структурированных по определенным правилам)4.
Основные понятия как бы задают ход исследованию, диктуют логику изучения проблемы и потому нуждаются в исчерпывающей интерпретации.
Все выявленные на стадии интерпретации конкретные понятия также требуют своего объяснения, «своей интерпретации». Осуществляется она в форме поиска тех частных понятий, которые и характеризуют составляющие основного понятия. На этом этапе логического анализа интерпретация уступает место другой процедуре уточнения предмета исследования.
Эта процедура, кратко именуемая операционализацией, продолжает, а точнее, детализирует интерпретацию основных понятий. Такая детализация заключается в расчленении основного понятия на элементы (семантически – на однозначно понимаемые термины). Получаемые при этом еще более простые понятия принято называть операциональными.
Таким образом, весь процесс логического анализа основного понятия в социологическом исследовании состоит из двух этапов: выявление главных сторон предмета исследования путем интерпретации такого понятия, которое точно и полно отражает его сущность; выявление совокупности операциональных понятий, на которые «раскладывается» основное понятие.
5. Разработка гипотез исследования. Каждый раз реализация исследовательской цели базируется на определенной последовательности шагов, приемов, методов. Набор этих методов, а точнее, общая направленность исследования может быть задана при формулировании гипотез. Гипотеза – это научное предположение, дающее объяснение каких-либо фактов, явлений и процессов, которое надо подтвердить или опровергнуть. Выдвижение гипотез в программе исследования обусловливает логику процесса социологического анализа.
Социологическое исследование основывается, как правило, на предварительных предположениях. В них высказываются мысли о причинах возникновения изучаемой проблемы. Исследователь их обобщает, затем формирует свои предположения в виде гипотез. Гипотезы позволяют повысить оперативность исследования, правильно выбрать его объект, метод сбора социологической информации. Но они не должны связывать исследователя и предопределять итоги его работы. Гипотезы должны быть сформулированы ясно и четко, однозначно. Как и задачи, они бывают основными и дополнительными.
6. Логический анализ основных понятий предусматривает осуществление ряда таких методических процедур, без которых невозможно воплотить в инструментарии единую концепцию социологического исследования, а значит, реализовать ее цель и задачи, проверить правильность выдвинутых в нем гипотез. Суть этих процедур заключается в логическом структурировании основных понятий, которые занимают главенствующее место в определении предмета исследования. Логический анализ предполагает точное, всестороннее объяснение их содержания и структуры, а на этой основе определяется соотношение элементов и свойств конкретного явления, последовательное изучение которых дает возможность составить ясное представление о нем.
При исследовании, например, активности той или иной группы логический анализ основного понятия «социальная активность» предполагает выявление таких его составляющих, как активность трудовая, политическая, активность в сфере познания, культуры и т.д. Рассматривая затем каждое из них, мы как бы по ступеням приближаемся к определению сущности различных сторон (элементов) предмета исследования.
Процедурный раздел программы включает:
1. Разработку программы и организация общего плана исследования. В этом блоке определяются порядок обсуждения и утверждения программы и инструментария исследования; формирование и подготовка группы сбора первичной информации (например, анкетеров); проведение пробного исследования; внесение коррективов в программу и инструментарий сбора первичной информации по итогам пробного исследования; размножение инструментария (анкеты или бланка интервью и др.).
2.
Подготовку к сбору информации.
Здесь готовятся
3. Сбор информации. Фиксирует в плане все организационные и методические виды работ, обеспечивающие четкое проведение полевого исследования. Здесь предусматривается и выбор соответствующего места и времени для опроса, и предварительное информирование опрашиваемых о целях, задачах и практических «выводах» исследования, и централизованный сбор заполненных анкет, бланков интервью или других видов инструментария.
4. Обработку информации. Под специальным контролем формируется массив информации, предназначенный для математического анализа (проверка, группировка, сводка вычисление относительных величин, построение статистических рядов, составление таблиц). Предварительно осуществляется кодировка открытых вопросов, выбраковка негодных анкет.
5. Оценку результатов. Включает все виды работ, связанные с анализом результатов обработки полученных данных, обсуждением предварительного и итогового отчетов, выработкой рекомендаций.
Все это упорядочивает проведение исследования, помогает предотвратить возможные накладки, способствуя тем самым качественному сбору первичной информации и ее своевременной обработке и анализу.
Тщательная подготовка программы социологического исследования позволяет избежать ошибок во время самого исследования и анализа его результатов.
2.3 ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Этап разработки программы | Содержание |
Проблемная ситуация | «Социальное противоречие», осознаваемое субъектами (индивидами, группами и т.д.) как значимое для них несоответствие между существующими и должными, между целями и результатами деятельности, возникающие из-за отсутствия или недостаточности средств для достижения целей, препятствий на этом пути, борьбы вокруг целей между различными субъектами деятельности, что ведет к неудовлетворению социальных потребностей. |
Область целеполагания | Необходима постановка такой цели, реализация которой требует надежных данных, позволяющих выявить пути и средства решения наиболее важных, узловых на текущий момент проблем, проверить и установить практическую отдачу и ценность форм и методов управления общественным процессом или явлением. |
Область разработки общей концепции | Включает формулировку и обоснование социальной проблемы (проблемной ситуации), выделение объекта и предмета социологического исследования, определение цели и задачи исследования, интерпретацию и операционализацию основных понятий, разработку гипотез исследования, логический анализ основных понятий. |
Область
процедурно-методического |
Включает разработку программы и организация общего плана исследования, подготовку к сбору информации, сбор информации, обработку информации, оценку результатов. |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении проведенного исследования целесообразно привести следующие итоговые положения.
Социологическое
исследование – система логически
последовательных методологических, методических
и организационно-технических
Социологическое
исследование невозможно без детально
разработанной программы, которая
представляет собой изложение теоретико-
Программа социологического исследования обычно включает в себя подробное, четкое и завершенное изложение двух разделов – методологического и процедурного.
В методологический раздел программы входят: формулировка и обоснование социальной проблемы (проблемной ситуации), выделение объекта и предмета социологического исследования, определение цели и задачи исследования, интерпретация и операционализация основных понятий, разработка гипотез исследования, логический анализ основных понятий.
Процедурный раздел программы включает: разработку программы и организация общего плана исследования, подготовку к сбору информации, сбор информации, обработку информации, оценку результатов.
Объектом социологического исследования в широком смысле выступает носитель той или иной общественной проблемы. Предмет исследования включает в себя те стороны и свойства объекта, которые в наиболее полном виде характеризуют исследуемую проблему (скрывающееся в ней противоречие).
Основная цель исследования определяется как теоретико-прикладная (поиск типового решения проблемы с последующим его приложением к практике) или преимущественно прикладная, т.е. связанная с практическим регулированием определенных социальных процессов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бабосов Е.М. Прикладная социология. – Минск, 2000.
2. Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Прикладная социология: Учебное пособие. – М., 2004.
3. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Прикладная социология: Учебное пособие для вузов. – М., 2003.
4. Кравченко А.И. и Анурин В.Ф. Социология: Учебник для вузов. – СПб, 2007.
5. Краткий словарь по социологии. М., Политиздат, 1989.
6. Пузиков В.Г., Тимофеев А.Ф. Прикладная социология: Учебно – методическое пособие. – Омск, 2005.
7. Рысь Ю.И., Степанов В.Е. Социология: Структурно – логические схемы с комментариями. – М.: Академический проект; Издательство научно – образовательной литературы РЭА, 1999.
8. Социология: Методические указания по выполнениию контрольной работы. – М: ВЗФЭИ, 2007.
9. Социология: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко. 3-е изд. – М., 2004.