Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 22:17, контрольная работа
Целью работы стало изучение программы социологического исследования. Для достижения поставленной цели предстоит решить следующие взаимосвязанные задачи:
- раскрыть суть основных элементов и процедур исследования;
- дать определение понятию «программа социологического исследования»;
- выделить основные функции программы и дать им краткую характеристику;
- выделить основные разделы программы, основные элементы этих разделов, обосновать роль каждого структурного элемента;
- определить объект и предмет исследования;
- выявить цель и задачи исследования.
1. Введение…………………………………………………………………...3
2. Программа социологического исследования
2.1 Предназначение и функции программы…………………………….....4
2.2 Структура программы исследования и основные требования к ней……………………………………………………………………............8
2.3 Основные этапы разработки программы социологического
исследования…………………………………………..................................14
3. Заключение……………………………………………………………….15
4. Литература………………………………………………………………..17
Министерство образования и науки РФ
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Всероссийский
заочный финансово-
Филиал
в г. Туле
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Социология»
на тему «Программа социологического исследования»
\
Выполнил: студент 3 курса
Специальности ГМУ, группа – дневная
Зуев А.О.
Номер личного дела: 08мгд13062
Проверил: Бормотов И.В.
Тула 2010
г.
СОДЕРЖАНИЕ
1.
Введение…………………………………………………………
2. Программа социологического исследования
2.1 Предназначение и функции программы…………………………….....4
2.2
Структура программы исследования и основные
требования к
2.3 Основные этапы разработки программы социологического
исследования…………………………………………..
3.
Заключение……………………………………………………
4.
Литература……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
В структуре социологии чаще всего выделяют три взаимосвязанных уровня: общесоциологическую теорию, специальные социологические теории (или теории среднего уровня) и социологические исследования. Их называют еще частными, эмпирическими, прикладными или конкретными социологическими исследованиями. Все три уровня дополняют друг друга, что позволяет получить при изучении социальных явлений и процессов научно обоснованные результаты.
Жизнь ставит очень много вопросов, ответить на которые можно только при помощи научного исследования, в частности социологического. Актуальность выбранной темы контрольной работы вызвана потребностью общества ответить на эти вопросы.
Целью работы стало изучение программы социологического исследования. Для достижения поставленной цели предстоит решить следующие взаимосвязанные задачи:
- раскрыть суть основных элементов и процедур исследования;
- дать определение понятию «программа социологического исследования»;
-
выделить основные функции
-
выделить основные разделы
- определить объект и предмет исследования;
-
выявить цель и задачи
2. ПРОГРАММА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ И ФУНКЦИИ ПРОГРАММЫ
Социологическое исследование – система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, подчиненных единой цели: получить точные объективные данные об изучаемом социальном явлении1.
Социологическое исследование включает сменяющие друг друга этапы:
1.
Разработку программы и
2.
Подготовку к сбору информации.
Предполагает разработку
3. Сбор информации – наблюдение, изучение документов, опрос, эксперимент.
4.
Обработку информации. Предполагает
проверку, группировку, сводку, вычисление
относительных величин,
5. Оценку результатов. Включает интерпретацию данных, формулирование выводов, оформление отчета об исследовании, разработку предложений.
6.
Реализацию результатов
Однако, социологическое исследование невозможно без детально разработанной программы.
Программа социологического исследования – изложение теоретико-методологических предпосылок (общей концепции) в соответствии с основными целями предпринимаемой работы и гипотез исследования с указанием правил процедуры, а также логической последовательности операций для проверки гипотез2.
Программа содержит теоретическое обоснование методологических подходов и методических приемов изучения определенного явления или процесса. Только глубоко продуманная во всех своих составных частях программа социологического исследования обеспечивает его проведение на высоком качественном уровне. Не случайно программу называют стратегическим документом, в котором выражены концепция исследования проблемы, те вопросы, которые особо заинтересовали организаторов и побудили их предпринять попытку осуществить научный анализ.
В зависимости от характера поставленных целей и задач программы, выделяют разведывательную, описательную и аналитическую функции.
Разведывательная функция решает весьма ограниченные по своему содержанию задачи. Она охватывает, как правило, небольшие обследуемые совокупности и основывается на упрощенной программе и сжатом по объему инструментарии.
Разведывательное исследование используется для предварительного обследования определенного процесса или явления. В частности, оно успешно применяется для получения дополнительной информации о предмете и объекте, для уточнения и корректировки гипотез и задач, инструментария и границ обследуемой совокупности в углубленном, широкомасштабном исследовании, а также для выявления трудностей, которые могут встретиться в дальнейшем.
Выполняя
вспомогательные задачи, разведывательная
функция служит поставщиком оперативных
данных. В этом смысле можно говорить
о такой его разновидности, как
экспресс-опрос, цель которого состоит
в получении отдельных
С помощью оперативных опросов определяют отношение людей к актуальным событиям и фактам (зондаж общественного мнения), а также степень эффективности только что проведенных мероприятий.
Описательная функция позволяет составить относительно целостное представление об изучаемом явлении, его структурных элементах. Кроме того, осмысление, учет такой всесторонней информации помогает лучше разобраться в обстановке, более глубоко обосновать выбор средств, форм и методов управления общественными процессами.
Описательное исследование проводится по подробно разработанной программе. Его методологическая и методическая оснащенность делает возможным группировку и классификацию элементов по тем характеристикам, которые выделены в качестве существенных в связи с изучаемой проблемой.
Описательное исследование обычно применяется в тех случаях, когда объектом служит относительно большая общность людей, отличающихся разнообразными характеристиками. Это может быть коллектив крупного предприятия, где трудятся люди разных профессий и возрастных категорий, имеющие различные стаж работы, уровень образования, семейное положение и т.д., или население города, района, области, региона. В таких ситуациях выделение в структуре объекта относительно однородных групп дает возможность осуществить их оценку, сравнение и сопоставление интересующих исследователя характеристик, а кроме того, выявить наличие и степень развитости связей между ними.
Аналитическая – предполагает углубленное изучение явления, когда нужно не только описать структуру, но и узнать, что определяет его основные количественные и качественные параметры.
В силу такого предназначения аналитическое исследование имеет особенно большую научную и практическую ценность.
Поскольку реальность такова, что назвать в «чистом виде» какой-либо один фактор, определяющий черты и характеристику любого социального процесса или явления, практически невозможно, постольку почти в каждом аналитическом исследовании изучается совокупность факторов. Из нее и выделяются факторы основные и неосновные, временные и постоянные, управляемые и неуправляемые, присущие данному социальному институту или организации и т.д.
Подготовка
аналитического исследования требует
значительного времени, тщательно
разработанной программы и инструментария.
2.2 СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К НЕЙ
Программа социологического исследования обычно включает в себя подробное, четкое и завершенное изложение двух разделов – методологического и процедурного.
В методологический раздел программы входят:
1. Формулировка и обоснование социальной проблемы (проблемной ситуации) является существенной (определяющей) частью программы любого исследования. Они возникают в связи с необходимостью получить полное представление о реально существующих противоречиях с расчетом найти оптимальные пути средства их решения.
Под социальной проблемой следует понимать «социальное противоречие», осознаваемое субъектами (индивидами, группами и т.д.) как значимое для них несоответствие между существующими и должными, между целями и результатами деятельности, возникающие из-за отсутствия или недостаточности средств для достижения целей, препятствий на этом пути, борьбы вокруг целей между различными субъектами деятельности, что ведет к неудовлетворению социальных потребностей3. Для инициаторов и организаторов социологического исследования существует еще научная проблема, которая сравнима с состоянием знания о незнании определенных количественных и качественных изменений, тенденций развития и других характеристик изучаемого социального явления или процесса. В частности, это может быть незнание действительных причин миграции или снижения творческого потенциала работников и т.п.
2. Выделение объекта и предмета социологического исследования.
Научная проблема не существует сама по себе и всегда предполагает ту общность людей и их деятельность, с которыми она неразрывно связана. Следовательно, объектом социологического исследования в широком смысле выступает носитель той или иной общественной проблемы. Им могут быть любой социальный процесс, сфера социальной жизни, трудовой коллектив, какие-либо общественные отношения, документы. Главное, чтобы все они содержали социальное противоречие и порождали проблемную ситуацию.
Четкое выделение объекта способствует правильному определению предмета исследования. Последний включает в себя те стороны и свойства объекта, которые в наиболее полном виде характеризуют исследуемую проблему (скрывающееся в ней противоречие) Следовательно, предмет социологического исследования предстает как концентрированное выражение взаимосвязи проблемы и объекта исследования. Им могут быть те или иные идеи, свойства, характеристики, присущие данному коллективу, наиболее значимые с практической или теоретической точки зрения, т.н. то, что подлежит непосредственному изучению. Другие свойства, черты объекта остаются вне поля зрения социолога. Например, любой трудовой коллектив обладает множеством различных социальных, профессиональных характеристик. Но исследователя интересует только уровень нравственного сознания рабочих – членов этого коллектива. Тогда объект исследования – трудовой коллектив, а предмет – состояние нравственного сознания.